ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
№ | Даты | Тема урока | Основные понятия урока | Сопутствующее повторение | Лаб. работы, демонстрации | Оборудование к уроку | Д/з | МПС | Связь с ЕГЭ | ||
п/п | в теме | ||||||||||
ВВЕДЕНИЕ (1 час) | |||||||||||
| | | Предмет органической химии (инструктаж по ТБ) | Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные, синтетические органические соединения | | | Компьютер, проектор, интерактивная доска | §1, у.3 | Биология | | |
ТЕМА 1. ТЕОРИЯ СТРОЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ (6 часов) | |||||||||||
| | | Строение органических веществ | Основные положения теории химического строения А.М. Бутлерова. Химическое строение. Валентность. Структурная формула. Углеродный скелет | | | | §2, у.2 | | А14 | |
| | | Изомерия. Виды изомерии | Изомерия, изомеры. Виды изомерии | | | Оборудование и реактивы – согласно перечню к Д. | §2 (c.18-21), у.8 | | А14 | |
| | | Гомология | Гомология, гомологи. Гомологический ряд. Гомологическая разность | | Д. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений | | §2, у.5 | | А14 | |
| | | Химическая связь в органических соединениях (входная диагностика) | Электронные конфигурации атомов элементов малых периодов. Электронные конфигурации атома углерода в обычном и возбужденном состояниях. Ковалентная связь | Атомная орбиталь, ковалентная связь. | | | выучить записи в тетради | Геомет-рия | А14 | |
| | | Химическая связь в органических соединениях | Представление о пространственном строении молекул. Гибридизация, виды гибридизации | | | | выполнить задания из тетради | | А14 | |
| | | Классификация органических соединений | Углеводороды, функциональные группы | | | Таблицы по теме урока | с.183 (табл.) | | А14, В1 | |
ТЕМА 2. УГЛЕВОДОРОДЫ И ИХ ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ (20 часов) | |||||||||||
| | | Природные источники углеводородов. Природный газ (Л1) (инструктаж по ТБ) | Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа. Практическое определение углерода, водорода и хлора в органических соединениях | Правила работы со спиртовкой, химической посудой и реактивами | Л1. Определение элементного состава органических соединений | Оборудование и реактивы – согласно перечню к Л. | §3 (с.23-25), у.1,5 | | А28 | |
| | | Углеводороды: классификация, номенклатура, изомерия (Л2) (инструктаж по ТБ) | Углеводороды. Кратная связь. Правила номенклатуры углеводородов. Изомерия углеводородов | | Л2. Изготовление моделей молекул углеводородов | Оборудование и реактивы – согласно перечню к Л. | §3, у.7 | | В1 | |
| | | Алканы: строение и получение | Насыщенные углеводороды. Гомологи, гомологический ряд. Общая формула. Систематическая номенклатура. Линейные и разветвленные углеводороды. Способы получения | Изомеры, гомологи | | компьютер, проектор, интерактивная доска | §3 (c.23-28), у.8 | | А18, В1 | |
| | | Алканы: физические и химические свойства, применение | Реакции замещения (галогенирование, нитрование), дегидрирования, изомеризации, термического разложения, горения | | Д. Горение метана. Отношение метана к р-ру KMnO4 и бромной воде | DVD-диск с видеоопытами, компьютер, проектор, интерактивная доска | §3 (c.28-31), у.6,11 | | А15, В6 | |
| | | Решение задач по теме «Алканы» | Получение, свойства алканов. Расчетные задачи | | | | §3, у.12 | | А15,18 В1,6 | |
| | | Алкены: строение и получение | Изомерия углеродного скелета, положения двойной связи, геометрическая, межклассовая изомерия. Номенклатура алкенов. Способы получения алкенов | Электронная конфигурация атома углерода, гибридизация, изомерия | Д. Получение этилена реакцией дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена | Оборудование и реактивы – согласно перечню к Д. | §4 (c.33-35), у.4 | | А18, В1 | |
| | | Алкены: физические и химические свойства, применение (Л3) (инструктаж по ТБ) | Физические свойства. Реакции присоединения (водорода, галогенов, галогеноводородов, воды), правило Марковникова, качественные реакции (взаимодействие с бромной водой и раствором перманганата калия), полимеризация. Применение алкенов | | Д. Отношение этилена к р-ру KMnO4 и бромной воде Л3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах | Оборудование и реактивы – согласно перечню к Д. и Л. | §4 (c.36-40), у.8,9 | | А15,29 В6 | |
| | | Решение задач по теме «Алкены» | Получение, свойства алкенов. Расчетные задачи | | | | §4, у.2 | | | |
| | | Алкадиены | Строение, сопряженные двойные связи, химические свойства (галогенирование, гидрогалогенирование, полимеризация), способы получения (дегидрирование, дегидратация спиртов) | | | Компьютер, проектор, интерактивная доска | §5, у.2 | | А15,18 В1,6 | |
| | | Каучук. Резина | Эластичность, каучук, резина, вулканизация, полимеризация диеновых углеводородов | | Д. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность | Оборудование и реактивы – согласно перечню к Д. | §5 (c.43-44), у.4 | | А29 | |
| | | Алкины: строение, номенклатура, физические свойства | Кратные связи (тройные), sp-гибридизация, получение ацетилена (карбидный метод, разложение матана) | Электронная конфигурация атома углерода, гибридизация | Д. Получение ацетилена карбидным способом | Оборудование и реактивы – согласно перечню к Д., компьютер, проектор, интерактивная доска | §6 (с.47), задание в тетради, у.2,5 | История | А18, В1 | |
| | | Алкины: химические свойства, применение и получение (Л4) (инструктаж по ТБ) | Сходство с алкенами. Взаимодействие с водой (реакция Кучерова). | Алкены | Д. Отношение ацетилена к р-ру KMnO4 и бромной воде Л4. Получение и свойства ацетилена | Оборудование и реактивы – согласно перечню к Д. и Л. | §6 (c.48-51), у.3,7 | | А15, В6 | |
| | | Арены: строение, получение, свойства, применение | Строение бензола (единая π-электронная система), физические свойства бензола. Получение бензола тримеризацией ацетилена, дегидрированием гексана и циклогексана, коксованием угля (обзорно). Реакции замещения (бромирование, нитрование) и присоединения (гидрирование, галогенирование). | | Д. Отношение бензола к р-ру KMnO4 и бромной воде | Оборудование и реактивы – согласно перечню к Д. | §7, у.4 | История | А15,18 В1,6 | |
| | | Решение задач по теме «Алкадиены. Алкины. Арены» | Способы получения и свойства непредельных углеводородов | | | | с.51 у.4, с.55 у.3 | | А15,18 В1,6 | |
| | | Природные источники углеводородов. Нефть (Л5) (инструктаж по ТБ) | Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе | | Д. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов Л5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки» | Оборудование и реактивы – согласно перечню к Д. и Л. | §8, у.4,7 | | |
| | | Амины | Амины, органические основания, аминогруппа, физические и химические свойства аминов | Неорганические основания, строение молекулы аммиака | | | §16, у.7 | | В1,8 | |
| | | Анилин | Фениламин (анилин), строение, свойства, применение | Функциональная группа, взаимное влияние атомов в молекуле | Д. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой | Оборудование и реактивы – согласно перечню к Д. | §16, у.5,8 | | В8 | |
| | | Аминокислоты | Аминокислоты, гомологический ряд, изомерия, пептид, пептидная связь | Амфотерность, амины, карбоновые кислоты | Д. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот | Оборудование и реактивы – согласно перечню к Д. | §17 (с.122-127), у.10,11 | | В1,8 | |
| | | Белки. Структура белков | Белки, функциональные группы в молекулах белков, первичная, вторичная, третичная структуры белка. Биологические функции белков | Полимеры | | | §17 (с.128-129), у.6 | Биология | | |
| | | Химические свойства белков (Л14) (инструктаж по ТБ) | Гидролиз, денатурация, качественные реакции на белки, химический синтез | Гидролиз | Д. Растворение и осаждение белков. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Цветные реакции белков Л14. Свойства белков | Оборудование и реактивы – согласно перечню к Л. и Д. | §17 (с.130-133), у.7-9 | | А18, В8 | |
| | | Нуклеиновые кислоты | Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функция РНК и ДНК | | Д. Модель молекулы ДНК | Модель молекулы белка, компьютер, проектор, интерактивная доска | §18, у.6-8, с.180 ПР№1 | | | |
| | | ПР№1. Идентификация органических соединений (инструктаж по ТБ) | Правила ТБ при выполнении данной работы. Качественные реакции на органические вещества | | | Оборудование и реактивы – согласно перечню к ПР, табл. с инстр. по выполнению ПР и ТБ | повторить § §16-17 | | А19 | |
| | | Обобщение знаний по теме «Азотсодержащие соединения» | Обобщение и систематизация знаний об аминах, аминокислотах, белках, нуклеиновых кислотах | | | | подготовиться к контр. раб., повторить §18 | | А18,19 В1,8 | |
| | | Контрольная работа №3 по теме «Азотсодержащие соединения» | Контроль знаний учащихся | | | | | | | |
ТЕМА 5. БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (4 часа) | |||||||||||
| | | Ферменты | Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве | | Д. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля. Коллекция СМС, содержащих энзимы. Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой | Оборудование и реактивы – согласно перечню к Д. | §19, у.3,4,6 | биология | | |
| | | Витамины | Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами | | Д. Иллюстрации с фотографиями животных с различными формами авитаминозов. Коллекция витаминных препаратов. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой | Оборудование и реактивы – согласно перечню к Д. | §20 (с.148-152), у.1-2 | биология | | |
| | | Гормоны | Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин | | Д. Испытание аптечного препарата инсулина на белок | Оборудование и реактивы – согласно перечню к Д. | §20 (с.153-154), у.7,8 | биология | | |
| | | Лекарства | Лекарственная химия. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества | | Д. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка | Оборудование и реактивы – согласно перечню к Д. | §20 (с.155-160), у.10,11 | биология | | |
ТЕМА 6. ИСКУССТВЕННЫЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ ПОЛИМЕРЫ (7 часов) | |||||||||||
| | | Общая характеристика ВМС | Мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации, средняя молекулярная масса, синтез полимеров: реакции полимеризации и поликонденсации | Полимеры, реакции полимеризации | | | выучить записи в тетради | | А29 | |
| | | Искусственные полимеры | Получение пластмасс, термопластичные и термореактивные полимеры, отдельные представители пластмасс | | Д. Коллекция пластмасс и изделий из них | Оборудование и реактивы – согласно перечню к Д. | §21, у.3,4,5,7 | | А29 | |
| | | Синтетические органические соединения (Л15) (инструктаж по ТБ) | Виды волокон: искусственные и синтетические; лавсан, капрон, нитрон: свойства и применение | | Д. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химическим реактивам Л15. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков | Оборудование и реактивы – согласно перечню к Д. и Л. | §22, у.1-4, с.181 ПР№2 | | А29 | |
| | | ПР№2. Распознавание пластмасс и волокон (инструктаж по ТБ) | Правила ТБ при выполнении данной работы | | | Оборудование и реактивы – согласно перечню к ПР, таблицы с инструкцией по выполнению ПР и ТБ | с.173 у.6-8 | | А28 | |
| | | Значение органических полимеров | Рассмотрение важнейших пластмасс, волокон, каучуков | | | компьютер, проектор, интерактивная доска | повторение | | | |
| | | Обобщение и систематизация знаний по органической химии | Обобщение знаний по органической химии | | | компьютер, проектор, интерактивная доска | сообщение «орг.в-ва в моей жизни» | | | |
| | | Итоговый урок | Обобщение знаний по органической химии | | | | | | |
Цели и задачи
Тема 1. Теория строения органических соединений (6 часов)
Образовательные
1) повторить основные положения теории химического строения А.М. Бутлерова, ее значение для развития науки
2) рассмотреть электронные конфигурации атома углерода в обычном и возбужденном состоянии, сформировать понятие о sp3-гибридизации и пространственном строении молекул
3) обеспечить в ходе урока знакомство учащихся с принципами классификации органических соединений по строению углеродной цепи и по функциональным группам и на этой основе дать первоначальный обзор основных классов органических соединений
4) продолжить формирование обобщенных умений и навыков: планировать ответ, работать с книгой, читать и писать в быстром темпе, извлекать информацию при слушании или чтении текста
5) совершенствовать предметные умения: планировать эксперимент, ликвидировать последствия химического эксперимента, общаться на языке химической науки, собирать и разбирать химические приборы, получать заданное вещество, доказывать наличие того или иного вещества, дать объяснение и оценку изучаемым химическим явлениям
Воспитательные
1) содействовать в ходе уроков реализации мировоззренческих идей: всеобщая связь и взаимосвязь между явлениями, причинно-следственные взаимосвязи между явлениями
2) продолжить формирование научной (химической) картины мира
3) содействовать трудовому воспитанию
4) способствовать решению задач валеологического, аксеологического, акмеологического характера, используя содержание материала
Развивающие
1) развивать у учащихся умения выделять главное, существенное, анализировать, сравнивать, логически последовательно и компактно излагать материал
2) развивать эмоции и мотивы учащихся, создавая на уроках эмоциональные и мотивационные ситуации (удивления, радости, желания помочь товарищу и т.д.), а также используя яркие примеры, иллюстрации, воздействующие на чувства учащихся
3) развивать познавательные способности, потребности и интересы учащихся, используя данные о применении изучаемых явлений и веществ в различных областях народного хозяйства, данные из новостей химической науки и т.п.
Тема 2. Углеводороды и их природные источники (20 часов)
Образовательные
1) сформировать более полное представление о гомологическом ряде, строении, изомерии, номенклатуре, физических и химических свойства, получении и применении алканов, алкенов
2) сформировать представление учащихся о гомологическом ряде, строении, изомерии, номенклатуре, физических и химических свойства, получении и применении алкинов, алкадиенов, циклоалканах, бензоле
3) познакомить учащихся с синтетическими и натуральными каучуками
4) рассмотреть взаимное влияние атомов в молекуле на примере толуола
5) продолжить формирование обобщенных умений и навыков: планировать ответ, работать с книгой, читать и писать в быстром темпе, извлекать информацию при слушании или чтении текста
6) совершенствовать предметные умения: планировать эксперимент, ликвидировать последствия химического эксперимента, общаться на языке химической науки, решать расчетную химическую задачу определенного типа, собирать и разбирать химические приборы, получать заданное вещество, доказывать наличие того или иного вещества, дать объяснение и оценку изучаемым химическим явлениям
7) рассмотреть основные природные источники углеводородов в свете двух направлений их использования: в качестве энергетического сырья и основы химического синтеза
Воспитательные
1) содействовать в ходе уроков реализации мировоззренческих идей: всеобщая связь и взаимосвязь между явлениями, причинно-следственные взаимосвязи между явлениями
2) продолжить формирование научной (химической) картины мира
3) содействовать трудовому воспитанию
4) способствовать решению задач валеологического, аксеологического, акмеологического характера, используя содержание материала
Развивающие
1) развивать у учащихся умения выделять главное, существенное, анализировать, сравнивать, логически последовательно и компактно излагать материал