Файл: Тема индивидуального проекта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия

«Хакасский колледж профессиональных технологий, экономики и сервиса»

ТЕМА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Жизнь и деятельность Д.И. Менделеев

Руководитель индивидуального проекта: преподаватель ГБПОУ РХ ХКПТЭС, первой квалификационной категории

Устяхина Ольга Федоровна

Индивидуальный проект по учебной дисциплине «Химия»

студентки первого курса Аржановская Дарьи Андреевны,

группы ПК-22, профессии 43.01.09

Абакан, 2023 

Введение…………………………………………………………………………..........3

1.Биография.

Происхождение. Детство и юность ………………………………………………………...4

2. Учеба в университете. Роль матери в жизни ……………………….………….5

3. Работа в университете, защита диссертации …………….……………..7

4. Научная деятельность

Открытие периодического закона ………………………………..………………………….8

5. Таблица во сне…………………………………………………………………………………………… 9

6. Заключение…………………………………………………………………………………………………..13

7. Источники информации………………………………………………………………………………14

ВВЕДЕНИЕ

„Справедливо считать творцом научной идеи того, кто не только признал философскую, но и реальную стороны идеи, который сумел осветить вопросы так, что каждый может убедиться в её справедливости, и тем самым сделал идею всеобщим достоянием.”[2,3,7]

— Дмитрий Иванович Менделеев

Моя работа посвящена человеку энциклопедических знаний, человеку, который сделал так много для своей Родины и всего мира, что в одной работе невозможно рассказать обо всех его открытиях и достижениях. Трудно назвать область человеческой деятельности, которая бы не интересовала Менделеева. Русский учёный-энциклопедист: химия, физика, метрология, экономика, геология, кораблестроение, и это только малая часть. Актуальность данной темы бесспорно высока.[1,4,9]

Цель работы: изучить жизнь и деятельность Д. И. Менделеева с целью выявления наиболее значимых фактов его биографии.

Задачи:

выделить в биографии ученого наиболее интересные, значимые моменты;

работать с архивными документами;

познакомиться с педагогической деятельностью Д.И. Менделеева;


представить результаты в виде исследовательской работы;

разработать наглядный материал для использования на уроках и внеклассных мероприятиях по истории, химии.

Для решения поставленных задач в процессе исследования использовались следующие методы: анализ научной, популярной литературы о жизни и деятельности Д.И. Менделеева, документальных материалов; информации из сети Internet.

  1. Биография

Происхождение. Детство и юность.

Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января 1834 года в Тобольске, семнадцатым и последним ребенком в семье Ивана Павловича Менделеева и Марии Дмитриевны.

Д.И. Менделеев поступает в гимназию в шесть лет.[8]

В гимназии Д.И. Менделеев увлёкся историей, географией, русской литературой, позже математикой и физикой. Дмитрий любил решать головоломки, задачи, а дома играл в «учителя», причём старшим братьям и сёстрам нередко приходилось трудно, так как удовлетворить строгого экзаменатора могли только быстрота мышления, неизвестные ему факты или сказанные к месту афоризмы. В доме царила трудовая и доброжелательная обстановка, в чем главная заслуга Марии Дмитриевны. Митя поступает в гимназию в шесть лет. Первые годы его учебы не отличаются особым успехом. Оценка «посредственно» – частая гостья в его табеле. [3,5,7]

В гимназии Менделеев встретил выдающихся учителей, умевших заронить в души своих слушателей глубокий интерес к науке.[1,6,9]

В 1849 году получил аттестат из рук своего любимого учителя и директора Тобольской мужской гимназии Ершова. Давая характеристику выпускнику, Ершов отметил его эрудицию, начитанность, стремление к познанию. Тем не менее, отвращение к классической школе осталось у него на всю жизнь. Самые распространенные заблуждения о великих ученых, как правило, сводятся к тому, что они или плохо учились в школе или были гениями по всем предметам. Дмитрий Иванович Менделеев не подпадает ни под одну из двух версий, хотя и был гениальным ученым. Ему глубоко ненавистна была гимназическая рутина, потому и учился он средне, не имея желания «вкладывать душу» в учебный процесс. Только по двум предметам Менделеев занимался с особым усердием — по математике и физике. [2,4,5]

2. Учеба в университете. Роль матери в жизни.

Когда отец Д.И. Менделеева, Иван Павлович оставил должность директора гимназии из-за потери зрения, ему пришлось освободить квартиру, а в 1847 году он умер. Его похоронили на Завальном кладбище рядом со старшей дочерью Апполинарией. Вся забота о семье перешла к Марии Дмитриевне.



Содержать большую семью на одно жалованье было непросто. Материальное положение Менделеевых было тяжелым. На помощь пришли родственники Марии Дмитриевны. У ее брата Василия Дмитриевича Корнильева недалеко от Тобольска, был небольшой стекольный завод. [3,6,8]

Василий Дмитриевич предложил сестре принять управление стекольным заводом. Семья Менделеевых переехала в Верхние Аремзяны где находился завод и поселилась в просторном барском доме. Работать Марии Дмитриевне в первое время было трудно: поставщики и купцы пытались обмануть женщину, крестьяне ей не доверяли. Но скоро Мария Дмитриевна завоевывает доверие. Она разобралась в делах завода, по ее указанию в селе начинают строительство школы для крестьянских детей и церквей. [1,4,7]

Мария Дмитриевна, любившая своего младшего сына, решается на смелый шаг: повезти Митю в Москву для поступления в университет. Она успевала и руководить заводом, и заботиться о детях, которым дала прекрасное по тому времени образование. Старшие дети Менделеевых были уже пристроены: сыновья определены на службу, дочери выданы замуж. Мария Дмитриевна распродает небогатое имущество, ликвидирует все дела в Сибири и с младшими - Лизой и Митей - уезжает в Москву, где жил ее брат. На лошадях через Уральские горы семья отправляется в трудное, но интересное путешествие. Так закончились детские годы, а вместе с ними и тобольский период жизни Менделеева. [2,5,8]

Менделеевы, впрочем, погостив в Москве, уехали в Петербург, где Дмитрий пытался поступить в Медико-хирургическую академию. Однако анатомия оказалась не под силу впечатлительному юноше, поэтому ему пришлось сменить медицину на педагогику. Летом 1850 года 16-летний Дмитрий Менделеев поступает на естественное отделение Главного педагогического института, где когда-то учился его отец. [1,6,10]

Мария Дмитриевна приложила немало усилий, чтобы Дмитрий получил образование. Однако дожить до окончания сыном института ей было не суждено - в 1850 году она умерла. Менделеев сохранил до конца своих дней благодарную память о матери. [4,5,6]

Вот что писал он в 1887 году, посвящая ее памяти первое свое крупное сочинение "Исследование водных растворов по удельному весу": "Это исследование посвящается памяти матери ее последышем. Вашего последыша, семнадцатого из рождённых Вами, Вы подняли на ноги, вскормили своим трудом после смерти батюшки, ведя заводское дело. Вы научили любить природу с её правдою, науку с её истиной, родину со всеми её нераздельнейшими богатствами, дарами, больше всего труд со всеми его горестями и радостями... Вы заставили научиться труду и видеть в нём одном всему опору, Вы вывезли с этими внушениями и доверчиво отдали в науку, чувствуя, что это будет последнее Ваше дело. Вы внушали любовь, труд и настойчивость, завещали: настаивать в труде, а не в словах и терпеливо искать божескую или научную правду, ибо понимали, сколь часто диалектика обманывает, сколь многое еще должно узнать, и как при помощи науки, без насилия, но твердо устраняются предрассудки и ошибки, а достигаются:
охрана добытой истины, свобода дальнейшего развития, общее благо и внутреннее благополучие. Приняв от Вас так много, хоть малым, быть может последним, Вашу память почитаю. Д. И. Менделеев" [ 2 5 7 ]

Учеба Дмитрия Менделеева в Петербурге вначале давалась нелегко. На первом курсе он по всем предметам, кроме математики, получил неудовлетворительные оценки. Но на старших курсах дело пошло по-другому - среднегодовой балл Менделеева был равен 4,5 (из пяти возможных). В Главном педагогическом институте, где его учителями были такие известные ученые, как академики и профессора Петербургского университета. Почувствовал вкус к учебе и скоро стал одним из лучших. Сама обстановка института, при всей строгости режима закрытого учебного заведения, благодаря малому числу студентов, заботливому к ним отношению и тесной связи их с профессорами, давала широкую возможность для развития индивидуальных склонностей.

3.Работа в университете, защита диссертации.

В 1857 году Д.И. Менделеев блестяще защитил диссертацию на тему: «Удельные объемы». Сразу после защиты он получил должность приват-доцента на физико-математическом факультете Петербургского университета. После переезда в Петербург Д.И. Менделеев читает лекции по теоретической и органической химии в Петербургском университете и ведет практические занятия со студентами. Ученый проводит также исследования в области физической и органической химии. К этому времени относятся и его первые работы технологического характера.

В январе 1859 году Менделеев был отправлен в двухгодичную командировку за границу. В 1861 году. По возвращению в Санкт-Петербург Менделеев возобновляет чтение лекций по органической химии в университете и издает замечательный по тому времени учебник «Органическая химия. В 1865 году он защитил диссертацию «О соединениях спирта с водой» на степень доктора химии, а в 1867 году получил в университете кафедру неорганической (общей) химии, которую и занимал в течение 23-х лет.

4. Научная деятельность

Открытие периодического закона

После завтрака Менделеев закрылся в своем кабинете. Он достал пачку визитных карточек и стал на их обратной стороне писать символы элементов и их главные химические свойства. Менделеев перекладывал карточки из одного горизонтального ряда в другой, руководствуясь значениями атомной массы и свойствами простых веществ
, образованных атомами одного и того же элемента. Постепенно начал вырисовываться облик будущей Периодической системы химических элементов. Так, вначале он положил карточку с элементом бериллием Be (атомная масса 14) рядом с карточкой элемента алюминия Al (атомная масса 27,4), по тогдашней традиции приняв бериллий за аналог алюминия. Однако затем, сопоставив химические свойства, он поместил бериллий над магнием Mg. Усомнившись в общепринятом тогда значении атомной массы бериллия, он изменил ее на 9,4, а формулу оксида бериллия переделал из Be2O3 в BeO (как у оксида магния MgO).

В течение всего дня Менделеев работал над системой элементов, отрываясь ненадолго, чтобы поиграть с дочерью Ольгой, пообедать и поужинать. Вечером 1 марта 1869 года он набело переписал составленную им таблицу и под названием "Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве" послал ее в типографию, сделав пометки для наборщиков и поставив дату "17 февраля 1869 года" (это по старому стилю). Так был открыт Периодический закон.

На Западе, особенно в Германии, соавтором открытия считают Лотара Мейера. Таблица Д.И. Менделеева - это система, которая дала понимание закономерности, позволившей определить место в ней неизвестных в то время элементов, предсказать не только их существование, но и дать их характеристики.

6. Таблица во сне

Дата 1 марта 1869 года вошла в историю как день рождения периодического закона. Говорят, что Периодическая таблица приснилась Менделееву во сне. Может быть, и так, хотя говорят также, что эту легенду придумал сам Менделеев. Во всяком случае, способ решения этой задачи вряд ли лежит в области логики, может быть, здесь не обошлось без "сверхчувственного откровения", озарения. Менделеев просто взял и изменил атомный вес бериллия, а между кальцием и титаном поставил пустую карточку, предсказав таким образом элемент скандий. Самое поразительное, что поступил он так не с двумя элементами, а с чуть ли не с третьей частью всех тогда известных. Но не случайным результатом, а плодом долгих размышлений и упорных исканий был для Менделеева открытый им закон.

Заключение

Великий ученый-энциклопедист, химик, физико-химик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, педагог, воздухоплаватель, уже при жизни пользовался мировой славой. Менделеев оставил после себя более 500 трудов, фундаментальных исследований по различным областям науки.