Файл: Государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности Экономическая безопасность.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 163
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 1
Компетенции выпускника вуза по специальности экономическая безопасность
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности «Экономическая безопасность»: структура и содержание
2. Профессиональные стандарты
3. Компетентностная модель выпускника вуза
4. Компетенции soft skills для будущей профессиональной деятельности
Для успешного решения профессиональных задач выпускник должен обладать необходимыми компетенциями, которые определены в основной профессиональной образовательной программе с учетом требований образовательного и профессиональных стандартов.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности «Экономическая безопасность»: структура и содержание
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — это совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно‑правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно‑правовому регулированию в сфере высшего образования. В законе указывается, что ФГОС обязательно включают в себя следующие требования:
1) к структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основных образовательных программ;
3) к результатам освоения основных образовательных программ.
Стандарты высшего образования первого поколения утверждались в Российской Федерации с 2000 г.; они именовались государственными образовательными стандартами.
Стандарты второго поколения начали утверждаться с 2005 г.; их называли государственными образовательными стандартами, ориентированными на получение студентами знаний, умений и навыков.
Участие нашей страны в формировании единого европейского образовательного пространства и интеграция в так называемый Болонский процесс обусловило переход на федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения. Этот переход начался с 2009 г. Ключевые особенности федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения (они получили обозначение ФГОС ВО) — введение зачетных единиц, модульная организация системы обучения и компетентностная модель образования. Если для стандартов второго поколения основными результатами образования являлись полученные в ходе обучения знания, умения и навыки, то в рамках компетентностной модели на первый план выходят результаты обучения в форме совокупности сформированных компетенций. Начиная с 2014 стала вводиться в действие новая редакция федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, получившая обозначение ФГОС3+.
По специальности «Экономическая безопасность» в настоящее время действует ФГОС3+, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 16.01.2017 № 20 и от 14.04.2021 г. № 293.
ФГОС предусматривает возможность получения высшего образования по данной специальности в очной, очно-заочной и заочной формах. Срок обучения по очной форме составляет пять лет; при обучении по очно-заочной и заочной формам срок обучения увеличивается не менее чем на шесть месяцев и не более чем на один год по сравнению со сроком получения образования по очной форме.
Выпускники данной специальности могут после окончания вуза трудиться в следующих областях ( сферах ) профессиональной деятельности :
•͙ обеспечение͙ экономической͙ безопасности͙ общества,͙ государства и личности, субъектов экономической деятельности;
•͙ обеспечение͙ законности͙ и͙ правопорядка͙ в͙ сфере͙ экономики;
•͙ судебно-экспертная͙ деятельность͙ по͙ обеспечению͙ судопроизводства, предупреждения, раскрытия и расследования правонарушений в сфере экономики;
•͙ экономическая,͙ социально-экономическая͙ деятельность͙ хозяйствующих субъектов, экономических, финансовых производственно-экономических и аналитических служб организаций, государственных и муниципальных органов власти, конкурентная разведка;
•͙ экономическое͙ образование.
Выпускники специальности «Экономическая безопасность», согласно стандарту, могут готовиться к отдельным видам профессиональной деятельности, входящим в следующий перечень:
•͙ расчетно-экономическая͙ и͙ проектно-экономическая;
•͙ научно-исследовательская.
Для каждого вида профессиональной деятельности в ФГОС специальности «Экономическая безопасность» сформулированы профессиональные задачи, к решению которых должен быть готов выпускник.
Стандартом предусмотрено, что студент специальности «Экономическая безопасность» обучается по специализации №͙ 1͙ «Экономико-правовое͙ обеспечение͙ экономической безопасности».
В результате освоения данной основной профессиональной образовательной программы специалитета у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции.
Структура основной профессиональной образовательной программы по специальности «Экономическая безопасность» включает обязательную (базовую) часть, и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Дисциплины либо модули дисциплин, относящиеся к базовой части программы являются обязательными вне зависимости от специализации, по которой обучается студент. Набор дисциплин (модулей), входящих в вариативную часть, вуз определяет самостоятельно.
В процессе обучения студент в соответствии с ФГОС проходит несколько практик, в том числе учебную, производственную и преддипломную."
Обучение в высшем учебном заведении завершается прохождением государственной итоговой аттестации, включающей в обязательном порядке защиту выпускной квалификационной работы.
2. Профессиональные стандарты
В настоящее время в нашей стране осуществляется формирование системы профессиональных стандартов, которое затрагивает практически все отрасли материального производства и социальной сферы. Эти документы в обязательном порядке должны учитываться в случаях оценки квалификации работников и их профессиональных компетенций, при определении состава и содержания выполняемых работником функций и необходимых ему для этого знаний и навыков.
В соответствии с федеральным законом от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» и ст. 11 и 73 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организации при определении уровня квалификации своих работников должны руководствоваться соответствующими профессиональными стандартами.
В п. 1 ст. 195 Трудового кодекса РФ даются определения понятий «квалификация» и «профессиональный стандарт».
Квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
В каких случаях и для каких целей должны использоваться профессиональные стандарты?
Во-первых, они необходимы работодателям при решении задач управления персоналом, в частности, при приеме сотрудников на работу, при обучении и аттестации персонала организации, при разработке должностных инструкций, формировании системы оплаты труда с учетом организации производства, специфики трудовой деятельности.
Во-вторых, профессиональные стандарты должны использоваться учебными заведениями при разработке профессиональных образовательных программ.
Наконец, в соответствии с современными требованиями использование профессиональных стандартов обязательно при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
Исходя из перечисленных комплексных целей, можно сформулировать комплекс задач, решаемых профессиональными стандартами
— определение потребности в работниках с определенным уровнем квалификации;
— разработка и актуализация внутренних локальных нормативных актов организации;
— формирование конкретных требований к квалификации и функциональным обязанностям претендента на вакантную должность в организации;
— оптимизация организационной структуры фирмы с учетом требуемого уровня квалификации сотрудников;
— определение трудовых обязанностей работников с учетом действующих профессиональных стандартов;
— актуализация должностных инструкций работников в соответствии с квалификационными требованиями, содержащимися в профессиональных стандартах;
— совершенствование системы оплаты труда в организации на основе более совершенного учета уровня квалификации и результатов трудовой деятельности сотрудников;
— совершенствование систем оценки и аттестации персонала организации путем использования квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах;
— актуализация содержания образовательных программ профессионального образования на основе учета требований профессиональных стандартов;
— организация повышения квалификации и переподготовки тех категорий работников организации, чьи компетенции не соответствуют требованиям профессиональных стандартов.
Таким образом, при реализации перечисленных задач у работодателя появляется система нормативно-правовых документов, соответствующих современному уровню развития техники и технологий. Это приводит к повышению качества должностных инструкций, совершенствованию системы оценки эффективности труда работников, оптимальной организации их вознаграждения, обучения и внутрифирменного перемещения.
Содержащиеся в профессиональных стандартах требования к уровню профессиональных компетенций работников становятся доминирующими при разработке федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ учебных заведений. Таким образом, профессиональные стандарты являются концентраторами требований рынка к качеству рабочей силы и играют определяющую роль для системы профессионального образования.
Определим основные термины, применяемые в профессиональных стандартах
Вид профессиональной деятельности — совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда.
Обобщенная трудовая функция — совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или бизнес-процессе. По каждой обобщенной трудовой функции определены возможные наименования должностей, требования к образованию и обучению, требования к опыту практической работы, особые условия допуска к работе, другие характеристики. Каждая обобщенная трудовая функция включает несколько трудовых функций.
Трудовая функция — система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции. Каждая трудовая функция включает описание нескольких трудовых действий, перечни необходимых умений, необходимых знаний и дополнительных требований.