ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Кроме того, важной характеристикой договорных отношений зороастрийского периода является необходимость использования добровольных и принудительных способов обеспечения обязательств или их сочетания. Понятие «договор поручительства» и различные формы его использования в договорных отношениях не это не только обусловливает отличие обязательственных правоотношений зороастризма от других правовых систем того периода, но и определяет данный вид договора как развитую форму отношений, где каждый участник несет ответственность за принятые на себя обязательства. Более того, в случае нарушения договорных условий стороны были защищены не сторонами как таковыми с учетом их авторитета или привилегий, как это было принято в некоторых древних империях Востока, а посредством судебных исков по иску о восстановлении нарушенных прав истца.
Глава 2 Законодательная концепция гражданско-правового договора как формы доказательства

2.1. Концепция гражданско – правового договора
Уголовно-процессуальные и криминалистические аспекты Анализ гражданско-правового договора как формы доказательства в авестийском праве показывает, что соблюдение договора (устного или письменного) у народов Центральной Азии рассматривалось как особо ценное качество личности. В авестийском уголовном праве договор в его узкоправовом значении назывался паймана (от древнеиранского пати-ма-на). Книга Пехлеви о праведнике Виразе, оригинальный экземпляр которой датируется первыми веками нашей эры, рассказывает о зороастрийском праведнике Виразе, который, однажды побывав в аду, увидел «душу человека, убитого быстрыми стрелами, камнями и комьями земли»; как оказалось, это была «душа грешника, которая часто нарушала контракты с праведными и виноватыми людьми, в то время как оба контракта действительны: как с праведными, так и с виноватыми». Кроме того, фаргарда 67 из знаменитой книги Имя Ардавираф говорит: «Когда в аду (Ардавираф) я увидел человек в тюрьме, которого повесили вниз головой (его голова была опущена), а в глаза забили железные гвозди. Я спросил, кто этот человек? Мне ответили, что это тело человека, которому доверяли и которому была дана сила правосудия. Но он не выполнил свой долг по отношению к людям, более того, он совершал грехи».1

Как отмечалось выше, в Vendidad концепция контракта занимает одно из центральных мест. Олицетворение договора, Митра, в третьей фрагарде (III, 1) упоминается как наиболее почитаемое божество. Четвертая фрагарда рассматривает шесть типов договоров в зависимости от их залога (IV, 2-4) и три – в зависимости от их предмета (IV, 44-45); как при заключении, так и при испытании договоров (мытарств), в случае подозрения в их нарушении люди должны были принести клятву Митре (IV, 54-55).
1

В соответствии с авестийским судопроизводством, в случаях без каких-либо свидетелей и без возможности доказать вину подозреваемого, люди обращались к божествам и ангелам, с которыми у них был своего рода условный (божественный) контракт, поскольку, будучи всевидящими и всезнающими, такие божественные существа знали, кто именно виновен и мог бы помочь установить истину. В связи с этим, чтобы избежать греха наказания невиновного человека и предотвратить преступление, вина подозреваемого была доказана с помощью природных стихий. Как описывает это А.Г. Халиков, такие испытания со стороны суровые испытания не были изобретены зороастрийцами, а перешли к ним от предков.2

Так называемые «Слоновьи папирусы», датированные 464 годом до н.э., также косвенно свидетельствуют о том, что в случае правовых споров между древними народами, проживающими на территории Таджикистана (как и у большинства других древних народов), люди должны были приносить клятву, называя наиболее почитаемое божество.3 В некоторых случаях рассматривался вопрос об отречении, и, таким образом, люди применяли судебные разбирательства, подпадающие под компетенцию суда, возглавляемого Крысой.4

Испытание (от англосаксонского или dol, латинского ordalium – приговор, суд) в широком смысле то же самое, что «Judicium Dei» (по-латыни «по суду Божьему»); а в узком смысле – испытание огнем и водой. Тяжкие испытания считаются одним из видов архаического права, и подобные испытания упоминаются в Кодексе Хаммурапи.1 Испытание тяжким испытанием - это древнее судебное доказательство, основанное на возможности обратиться к божеству за помощью для разрешения споров между людьми и установления вины.2 Традиционно Кодекс законов Сасанидов и другие в текстах исторического Таджикистана испытание испытанием определялось общим термином «Вар». Его древняя форма (варах) засвидетельствована в Авесте в том же значении.

Согласно зороастризму, все в этом мире является результатом реакции Бога и его ангелов на законное поведение человека. Если люди дурно поступают, нарушают соглашение, обманывают друг друга, совершают проступки и преступления, то Митра, призванный Ахура-Маздой контролировать выполнение договоров и норм поведения, приходит в ярость и наказывает людей. Такое правовое мышление было характерно для древнего Зороастризм. Позже эти силы природы были преобразованы в испытания, представляющие собой горячие (огонь (как отмечено в главе XX «Шаяст-на-шаяст»: «Спасенный огнем спасен навсегда, а осужденный огнем осужден навсегда»

3), кипяченой водой и расплавленным металлом) и холодными (водяными) испытаниями (важжи гарм ва сард), которые в судебном порядке устанавливают вину4 и служат источником доказательств.

Например, в отличие от западного греческого и римского процессуального права классической эпохи, которое никогда не использовало судебные испытания (первоначальное значение: клятва применялась в качестве доказательства), до принятия ислама на территории исторической в Таджикистане такой архаичный институт, как судебное разбирательство, был законной формой судебного разбирательства, если в рамках стандартного процесса принятие решения было невозможно.1

Испытания тяжким испытанием в авестийском судопроизводстве представляли собой испытания огнем, водой или другими силами природы. Спорящие лица вызвались сделать что-то , что, естественно, было бы для них катастрофическим, но благодаря непосредственному участию Божества это будет безвредно.

В самых древних частях Авесты упоминается испытание испытанием, что подтверждает древность этой традиции. По словам Динкарда, nask 18 «Sikatum nask» был в основном посвящен вопросам var – испытания испытанием. К сожалению, история не сохранила никаких упоминаний об этой части Авесты.

В тексте Авесты, дошедшем до наших дней, упоминается несколько видов испытаний. Прежде всего, это испытание огнем (Яснас 31, 3, 9 43, 4; 47, 6; 51, 9;12, 3). Это также упоминается в Легенде Фирдоуси о Сиявуше, где первый очистил себя от клеветы Судабе огнем. Во время испытания огнем человек держал руку в огне, проходя через зажженный огонь только в рубашке (которая иногда была покрыта воском) или держа в руках горячий утюг. В Ясна гхате 51, 9 говорится об испытании расплавленным металлом, а в Денкарте в строфах 644, 14-22 упоминается испытание расплавленным металлом, вылитым на грудь, которое упоминается как один из 33 методов испытания, типичных для Зороастра.

В Ясна гхате 30, строка 7 говорится: «Правы те, кто верит в тебя и переживет испытание металлом». В этой строке, очевидно, упоминается судебное разбирательство на предмет верности или ложности показаний подозреваемого.2

Согласно легенде, Атурпат-и Махраспанд пережил это испытание ради того, чтобы отдать дань уважения зороастрийской религии. История Адурбада, сына Махраспанда, в «Шаяст-на-шаяст е «повествует о важности и принципах испытания расплавленным металлом: «Пусть он чтит расплавленный металл везде и всегда, а почитать расплавленный металл - значит сделать сердце таким чистым и невинным (для) металла чтобы при заливке расплавленный металл не сгорел дотла. Адурбад, сын Махраспанда, подчинился этому таким образом, что, когда расплавленный металл был вылит на его чистое тело и сердце, ему было так приятно, как будто это было молоко. И если металл вылить на тело и сердце лжецов и грешников, они сгорают дотла и умирают. Пусть он не согрешит из-за расплавленного металла, (человек) сгорает дотла».
1

Таким образом, этот источник раскрывает важность металла как божественного элемента с судебными прерогативами и легализует его использование при испытании расплавленного металла. Являясь элементом судебного доказательства, металл в определенный момент служит наказанием для правонарушителей, подвергая их таким образом суровым испытаниям.

Третий способ, известный из Авесты, - это испытание кипящей жидкостью, водой или маслом, или, наоборот, ледяной водой. Как отмечает Дж. Дастгох, источники ссылаются на редкие данные о «вари оташ» – испытании огнем; «вари ниранг» – подобном испытанию металлом; «вари равган» – испытании растопленное сливочное масло и т.д.2 Сохранились некоторые исторические факты и рассказы об этих видах испытаний (испытание Сиявуша огнем в Шахнаме3 и Адурбада, сына Махраспанда в Шаяст-на- шаясте).4

Хашим Раза считает, что авестийское общество применяло по меньшей мере 30 видов испытаний.1 В авестийских писаниях «вар» – это испытание священным опьяняющим напитком - хаомой, барзамом или другой ядовитой жидкостью.2 Согласно Дж. Дустгоху, Авеста использует термин «вар» только в Рашн яште (строки 3-6) и Хурд Авеста (Офариджгони Гаханбор, строка 9). Больше нигде об этом не упоминается. Однако другие части Авеста повествует об испытаниях, используемых для установления истины.

Авестийская традиция также включает в себя испытание тремя сакральными ветвями тамариска. Испытание приемом (питьем) ритуально приготовленной жидкости также практиковалось с древних времен. В Авесте упоминается испытание соком растений, используемых для жертвенных возлияний, и испытание водой, содержащей серу и золото, способные говорить правду.3

Традиционно судебные иски разрешались в гражданских судах, Которые выносили решения на основании процессуального рассмотрения дела в соответствии с процедурой, описанной выше. Согласно Кодексу законов, только в том случае, когда традиционное судебное разбирательство заходило в тупик, судьи назначали суровые испытания. Такие черты встречаются в слоновьих папирусах эпохи Эпоха Ахеменидов.4

Решение суда о наказании истца было зафиксировано в специальном документе под названием uz dat-namak или namak-pass ak. Сторона, подвергнутая испытанию или присяге, должна была заявить о своем согласии и поставить свою подпись под этим документом.5 Согласно указу ратс в отношении должностных лиц района Арташахр-Хварре, содержащемуся в Своде законов, датированном правлением Хосрова Ануширвана, судебное разбирательство считалось законным только в том случае, если оно проводилось после зарегистрированного судебного решения и в соответствии с этим документом, который, очевидно, описан тип испытания, которое должно быть применено. В то же время судьи, как data bars, так и magupats, не имели права назначать испытание и назначать дату этой процедуры без участия rat в принятии решения.
1
2.2. Анализ Авесты как основного источника права
Современная юридическая наука придает два различных значения «источнику права»: во-первых, это материальный источник права (источник права в материальном смысле) и, во-вторых, это формальный источник права (источник права в формальном смысле).

Под материальным источником права понимается все то, что образует и формирует право, все то, что порождает право. Более широко истолковывал материальный источник права видный теоретик права начала ХХ в. Г.Ф. Шершеневич: «Под термином «источник права» понимаются: а) силы, творящие право; например, источником права считают «волю Бога, волю народную, правосознание, идею справедливости, государственную власть»; б) материалы, положенные в основу того или иного законодательства; в) исторические памятники, которые «когда-то имели значение действующего права».2

Аналогичную точку зрения разделяет профессор М.Н. Марченко.3 Если исходить из определения источника права в материальном смысле и под этим углом зрения рассматривать Авесту как исторический источник права, то она вполне отвечает его требованиям:

1) Авеста, как божественная книга Ахура Мазды, наравне с религиозными нормами устанавливает правовые требования. Она, как воля бога Ахура Мазды, устанавливает права и обязанности для всех зороастрийцев. Она также пронизана справедливыми идеями, способствующими формированию права;

2) материалы и идеи, имеющиеся в Авесте, не только прямо служили источниками действующего права, но и являлись источником формирования системы права государств Каянидов (начиная от Виштаспа), мидийцев, Ахеменидов, Ашканидов, Сасанидов, бактрийцев, согдийцев и др. Фирманы1, распоряжения и судебники древних и средневековых государств Ирана и Средней Азии издавались исключительно в рамках требований Авесты и зороастризма;

3) Авеста является историческим памятником, фактически долгое время игравшим роль действующего источника права. Требования и установления ее выступали как действующие источники права. При Сасанидах2 и в Парфянском государстве, когда официально признанной религией стал зороастризм, сила прямого действия этого источника не имела аналога. Под формальным источником права в теории права очень часто понимают форму внешнего выражения положений действующего права.3 Хотя до сегодняшнего дня четкого согласия между учеными о понимании исторника права не существует.

Где-то примерно сто лет назад Л.И. Петражицкий писал о разногласиях среди юристов, о понимании источника права: «источники права в техническом смысле следует отличать от источников познания права, – подчеркивал он, – от тех