ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
исторических документов, в том числе сочинений частных писателей и иных данных, из которых мы может добыть сведения относительно какого-либо существуюшего или существовавшего права».1
Авторы трехтомного учебника по теории государства и права, изданного под редакцией профессоров Р.А Ромашова и В.П. Сальникова, обращают внимание как минимум на понимание источника права в трех смысловых значениях.
1. Материальные источники права. К ним относятся «нуждающиеся в правовом регулировании общественные отношения в сфере экономики, политики, социального обеспечения и т.д.».
2. Идеальные источники права. К ним «следует отнести правосознание, правовую доктрину, правовую культуру и т.п.».
3. Формально-юридические источники права. Это «сформулированные и принятые в официальном порядке предписания властного характера, в которых закрепляются общезначимые правила поведения и которые обеспечиваются системой государственных гарантий и санкций».
Исходя из разнообразия значений, предлагаемых в научной литературе, исследователи считают возможным использовать выражение «форма права».2 Одни ученые связывают ее с волей государства3, другие не упоминают об этом. Вообще ученые при определении формальной стороны источника права рассматривают его в разных ипостасях. М.Н. Марченко отмечает, что в одном широко известном на Западе толковом словаре Вебстера содержится около 20 различных смысловых значений и оттенков понятия «форма», ставящих под сомнение универсальность понятия «форма права».4
Но, несмотря на это, теория права при исследовании права отдает предпочтение смысловому значению формального понятия права как внешней форме выражения права. Даже самый свободомыслящий современный теоретик права С.С.Алексеев признает формальное содержание источника права как внешнюю форму выражения права.1
Источник права под формальным смысловым значением иногда и признается как форма права, и она имеет следующие виды: правовые обычаи, нормативноправовые акты государственных органов, юридический прецедент, нормативный договор. Как видим, ученые при определении видов форм права в основном опираются на те виды форм права, которые действуют в современных светских государствах.
Таким образом, источник права в формальном смысле – это форма внешнего выражения положений действующего права. Если это так, то так можно оценить действия Корана как действующего источника права в исламских государствах, или же Талмуда, Библии и Пятикнижия Моисея
2 как действующего права иудеев, и Авесты – у зороастрийских общин Индии и Ирана? Думается, эти источники также имеют формально-смысловое значение. Кроме того, наравне с ними в этих правовых семьях действуют и другие виды форм права.
В связи с изложенным Авеста, как право, действующее более тысячи лет в истории государств Средней Азии и Ирана в определенной форме внешнего выражения источника права, вполне может претендовать на признание ее как одного из видов формы права в формальносмысловом значении. В особенности это касается Вендидада, который представляет собой древний закон народов Средней Азии. Признание Авесты как материального и формального источника права обосновывается и рядом других факторов.
Изучение Авесты как правового источника в науке – дело далеко не новое. Начиная с требований самого Зороастра и его призывов к упорядочению общественных отношений до наставлений мудрецов, дозволений и запретов мобедов, можно говорить о признании зороастризма не только как религии, но и как правовой базы с совершенными механизмами правового регулирования.
Сказанное подтверждается следующими факторами:
1. В первой строке сохранившейся части Авесты – Ясне, – в Гате 28 читаем: «О Мазда, О Спандамену! Я поднимаю руку (в начале) и буду молиться тебе, дабы просить счастья и благоговения. (Да буду) действиями Аши (всеобщим законом) и всем разумом Доброго нрава приносить радость Гаушурвану (Создателю мира)?».1 Далее из уст Зороастра: «О том, что установил Ахура Мазда за деяния, уведомлен. Насколько имею силы и мощи, буду учить людей, чтобы стали сторонниками Аши (всеобщий порядок и всеобщий закон)».2 Вот суть и смысл новой религии!
Как и во всех других религиях, в Авесте содержится мольба ко Всевышнему, дабы он навел порядок и справедливость в мире, чтобы установил правильный путь, ведущий к справедливости. Аналогичные слова мы находим в Коране, в суре «Ал-фотиха»: «Во имя Аллаха милостивого, милосердного!… Тебе мы поклоняемся и просим помочь! Веди нас по дороге прямой, по дороге тех, которых Ты облагодетельствовал, не тех, которые находятся под гневом, и не заблудших».3
Смысловое значение этих двух уникальных творений человечества сводится к тому, что они определяют путь человека. Авеста и Коран призывают не только молиться, но и говорить правду и поступать правдиво, совершать добрые дела и добиваться справедливости.
2. Анализ Авесты показал, что в этом памятнике имеются нормы права различного характера. Их можно классифицировать по содержанию и предмету регулирования, по отраслям государственного, семейного, гражданского, уголовного, судебного, водного и других прав, что нами и сделано.
3. Правовые нормы Авесты более или менее систематизированы в Видевдаде – «Законе против дэвов».1
Особенности Авесты как правового источника, помимо иных правовых норм ее частей, определяются именно этой частью. Во-первых, она имеет сугубо правовую природу. Из 22-х фаргардов Вендидада 16 фаргардов (фаргарды 3-18) являются чисто правовыми, а 6 остальных почти наполовину содержат правовые требования.
Во-вторых, Авеста как комплексный источник права, содержит правовые нормы уголовного права, водного права, судебного права и др.
Интересно то, что во многих случаях при регулировании конкретного объекта прослеживается определенная последовательность правовых норм. Например, при защите здоровья человека от вреда2, при защите жизни и здоровья собак3, при определении видов договоров4 и др. Сказанное подтверждает, что Авеста – это не только источник права архаичного характера, но и источник права с тенденцией к систематизации и логической последовательности. Частично правы те ученые, которые признают ее как древний уголовный кодекс.
Однако следует отметить, что, помимо уголовных, в этом источнике много гражданскоправовых, судебно-правовых, водно-правовых, эколого-правовых норм, которые характеризуют его не просто как древний уголовный кодекс, а, более того, как «Древний законник». Такая систематичность и сконцентрированность права в Вендидаде, без всякого сомнения, еще в те времена делали его «Древним законником» персоязычных народов Средней Азии и Ирана, таким источником права, какими были Законник Ману в Индии и Законы Хаммурапи в Вавилоне. Отличие Авесты заключается и в том, что она не принадлежит отдельным правителям и законодателям. Содержание и предмет правового регулирования Вендидада, независимо от времени его появления, свидетельствуют о том, что его правовые принципы и требования сложились намного раньше эпохи Ахеменидов и применялись до послесасанидской эпохи.
4. Примечательно, что идеи и принципы Авесты, которые были узаконены самим Зороастром, были признаны не только самими зороастрийцами. О ней, как правовом источнике, говорят и историки средневековья. Так, историк эпохи Саманидов Абуали Мухаммад Балъами в книге «История Табари», характеризуя царя Гуштаспа (Виштаспа), сына Лухроспа, отмечает: «В его правление появился пророк Заратуштра, и он сочинил книгу «Занд Авеста», в которой много сказано о правосудии и делах. И царь Виштасп принял ее веру и велел всем своим правителям исполнять ее установления».
1
Абу Али Маскуяи Рази, историк Х в., также отмечает правовую природу Авесты2 в эпоху Виштаспа. О признании и действии Авесты как действующего источника права в эпохи Ахеменидов, Парфянского государства, Сасанидов и при местных правителях Согда, Бактрии и Хорезма пишут и историки, и социологи, и религиоведы, что дает нам возможность изучать ее как источник права тысячелетнего периода.
5. С изучения Авесты, как писаного правового источника, в целом начинается писаная история права таджикского народа. До этого при исследовании древнего права основывались на археологических фактах, содержании оссуариев и различных глиняно-письменных и каменно-письменных источниках.
Ученые научно - материалистически старались исследовать обычно-традиционные и религиозномировоззренческие нормы поведения как единые нормы, регулирующие общественные объединения древних обитателей, и, таким образом, представить, может быть, на основе догадок, состояние древнего права.
С обращением к Авесте мы получили подлинный источник, отражающий состояние права и общества. Это неоценимый памятник, дающий возможность понять и осознать реалии древнего общества. Обоснованность и правдивость авестийских писаний определенным образом доказаны как нашими «материалистическими догадками», так и древними письменными рассказами и сказаниями: «Баришномак»1, «Хватайномак», «Гахномак», «Таджномак» и великой поэмой «Шахнаме». Анализ как доавестийских материалов, так и послеавестийских письменных источников выявил, что и литературные произведения, и археологические факты имеют много общего с Авестой в ракурсе определения единства государственно-правового развития народов, проживающих как в древнем Ираншахре, так и в Туране (Средней Азии).
6. Следует отметить, что на сегодняшний день Авеста, как первый, дошедший до нас писаный источник права предков таджиков, претендует на звание первого и единственного источника права того времени, в связи с чем все правовые постулаты и институты этого источника права автоматически претендуют на первичность происхождения именно в рамках этого источника.
7. Этот комплексной источник права содержит настолько характерные правовые требования потестарного общества и общества, переходящего к государственному управлению, что предоставляет нам право заявить: мы имеем дело с источником, который формировался еще в эпоху догосударственной организации общества и применялся в эпоху формирования государственно-общинного строя.
2
Таким образом, история формирования и развития государственно-общинного строя и позднее, формирования государства нового типа на территории Таджикистана напрямую связана с Авестой. Не исключено, что усложнение и развитие общественного и правового строя таджиков веками определялось именно этим источником. Он во многих случаях отражал реальное состояние политического, общественного и экономического строя древних таджиков. Поэтому он ценен для нас не только в плане изучения реального состояния правовой материи древней эпохи таджиков, но и как зеркало, отражающее развитие общественного, государственного и правового строя эпохи формирования позитивного права.
Заключение
Таким образом, судебный процесс как форма доказательства вины иррациональен и неприемлем, но, принимая во внимание уровень развития человечества в отношении права и механизма доказывания, то такое примитивное процессуальное мышление было характерно для людей того периода. После того, как это испытание веками использовалось в Европа (салическое право, саксонское право). Если такое мышление и методы проанализировать далее, то окажется, что они не чужды современной правовой системе. Стремление передать функции установления вины или невиновность перед иными силами во многом была вызвана стремлением древних людей объективно и беспристрастно решать споры, сегодня человечество также стремится к такому объективизму и беспристрастности предварительного следствия и судопроизводства, но, к сожалению, существует много насущных проблем, связанных с данной темой.
В целом, все приведенные выше факторы сыграли ключевую роль в определении договорного права как вида доказательств в авестийском судопроизводстве по уголовным делам и гражданским спорам, а также в правовой системе зороастризма в целом.
Правовые нормы Авесты по своему содержанию и юридической силе различны. Учитывая современные достижения теории права и классификации отрасли права по предмету и методу, правовые нормы Авесты можно подразделить на отрасли в зависимости от их содержания и объекта регулирования. Однако не следует забывать, что в самой Авесте о таком разделении норм права и речи не может быть. В ней есть тенденция разграничения отдельных институтов права путем последовательного регулирования их в отдельных частях Вендидада. Более того, как мы упоминали, правовые нормы в Авесте переплетены с религиозными и моральными нормами.
Исходя из того, что мы, изучая историю зороастрийского права, рассматриваем Авесту как источник и форму права, нам необходимо более всесторонне, объективно и подробно анализировать правовую действительность этого источника, чтобы осветить неизвестные страницы правовой жизни народов Средней Азии в далеком прошлом. Только после анализа этих норм Авесты мы найдем аналогичные требования в других источниках права зороастризма. Такой метод предоставляет нам возможность, как и сама зороастрийская религия, сохраняя верховенство правовых требований священной книги, более глубоко вникнуть в мир и содержание правовой материи этой правовой семьи
Авторы трехтомного учебника по теории государства и права, изданного под редакцией профессоров Р.А Ромашова и В.П. Сальникова, обращают внимание как минимум на понимание источника права в трех смысловых значениях.
1. Материальные источники права. К ним относятся «нуждающиеся в правовом регулировании общественные отношения в сфере экономики, политики, социального обеспечения и т.д.».
2. Идеальные источники права. К ним «следует отнести правосознание, правовую доктрину, правовую культуру и т.п.».
3. Формально-юридические источники права. Это «сформулированные и принятые в официальном порядке предписания властного характера, в которых закрепляются общезначимые правила поведения и которые обеспечиваются системой государственных гарантий и санкций».
Исходя из разнообразия значений, предлагаемых в научной литературе, исследователи считают возможным использовать выражение «форма права».2 Одни ученые связывают ее с волей государства3, другие не упоминают об этом. Вообще ученые при определении формальной стороны источника права рассматривают его в разных ипостасях. М.Н. Марченко отмечает, что в одном широко известном на Западе толковом словаре Вебстера содержится около 20 различных смысловых значений и оттенков понятия «форма», ставящих под сомнение универсальность понятия «форма права».4
Но, несмотря на это, теория права при исследовании права отдает предпочтение смысловому значению формального понятия права как внешней форме выражения права. Даже самый свободомыслящий современный теоретик права С.С.Алексеев признает формальное содержание источника права как внешнюю форму выражения права.1
Источник права под формальным смысловым значением иногда и признается как форма права, и она имеет следующие виды: правовые обычаи, нормативноправовые акты государственных органов, юридический прецедент, нормативный договор. Как видим, ученые при определении видов форм права в основном опираются на те виды форм права, которые действуют в современных светских государствах.
Таким образом, источник права в формальном смысле – это форма внешнего выражения положений действующего права. Если это так, то так можно оценить действия Корана как действующего источника права в исламских государствах, или же Талмуда, Библии и Пятикнижия Моисея
2 как действующего права иудеев, и Авесты – у зороастрийских общин Индии и Ирана? Думается, эти источники также имеют формально-смысловое значение. Кроме того, наравне с ними в этих правовых семьях действуют и другие виды форм права.
В связи с изложенным Авеста, как право, действующее более тысячи лет в истории государств Средней Азии и Ирана в определенной форме внешнего выражения источника права, вполне может претендовать на признание ее как одного из видов формы права в формальносмысловом значении. В особенности это касается Вендидада, который представляет собой древний закон народов Средней Азии. Признание Авесты как материального и формального источника права обосновывается и рядом других факторов.
Изучение Авесты как правового источника в науке – дело далеко не новое. Начиная с требований самого Зороастра и его призывов к упорядочению общественных отношений до наставлений мудрецов, дозволений и запретов мобедов, можно говорить о признании зороастризма не только как религии, но и как правовой базы с совершенными механизмами правового регулирования.
Сказанное подтверждается следующими факторами:
1. В первой строке сохранившейся части Авесты – Ясне, – в Гате 28 читаем: «О Мазда, О Спандамену! Я поднимаю руку (в начале) и буду молиться тебе, дабы просить счастья и благоговения. (Да буду) действиями Аши (всеобщим законом) и всем разумом Доброго нрава приносить радость Гаушурвану (Создателю мира)?».1 Далее из уст Зороастра: «О том, что установил Ахура Мазда за деяния, уведомлен. Насколько имею силы и мощи, буду учить людей, чтобы стали сторонниками Аши (всеобщий порядок и всеобщий закон)».2 Вот суть и смысл новой религии!
Как и во всех других религиях, в Авесте содержится мольба ко Всевышнему, дабы он навел порядок и справедливость в мире, чтобы установил правильный путь, ведущий к справедливости. Аналогичные слова мы находим в Коране, в суре «Ал-фотиха»: «Во имя Аллаха милостивого, милосердного!… Тебе мы поклоняемся и просим помочь! Веди нас по дороге прямой, по дороге тех, которых Ты облагодетельствовал, не тех, которые находятся под гневом, и не заблудших».3
Смысловое значение этих двух уникальных творений человечества сводится к тому, что они определяют путь человека. Авеста и Коран призывают не только молиться, но и говорить правду и поступать правдиво, совершать добрые дела и добиваться справедливости.
2. Анализ Авесты показал, что в этом памятнике имеются нормы права различного характера. Их можно классифицировать по содержанию и предмету регулирования, по отраслям государственного, семейного, гражданского, уголовного, судебного, водного и других прав, что нами и сделано.
3. Правовые нормы Авесты более или менее систематизированы в Видевдаде – «Законе против дэвов».1
Особенности Авесты как правового источника, помимо иных правовых норм ее частей, определяются именно этой частью. Во-первых, она имеет сугубо правовую природу. Из 22-х фаргардов Вендидада 16 фаргардов (фаргарды 3-18) являются чисто правовыми, а 6 остальных почти наполовину содержат правовые требования.
Во-вторых, Авеста как комплексный источник права, содержит правовые нормы уголовного права, водного права, судебного права и др.
Интересно то, что во многих случаях при регулировании конкретного объекта прослеживается определенная последовательность правовых норм. Например, при защите здоровья человека от вреда2, при защите жизни и здоровья собак3, при определении видов договоров4 и др. Сказанное подтверждает, что Авеста – это не только источник права архаичного характера, но и источник права с тенденцией к систематизации и логической последовательности. Частично правы те ученые, которые признают ее как древний уголовный кодекс.
Однако следует отметить, что, помимо уголовных, в этом источнике много гражданскоправовых, судебно-правовых, водно-правовых, эколого-правовых норм, которые характеризуют его не просто как древний уголовный кодекс, а, более того, как «Древний законник». Такая систематичность и сконцентрированность права в Вендидаде, без всякого сомнения, еще в те времена делали его «Древним законником» персоязычных народов Средней Азии и Ирана, таким источником права, какими были Законник Ману в Индии и Законы Хаммурапи в Вавилоне. Отличие Авесты заключается и в том, что она не принадлежит отдельным правителям и законодателям. Содержание и предмет правового регулирования Вендидада, независимо от времени его появления, свидетельствуют о том, что его правовые принципы и требования сложились намного раньше эпохи Ахеменидов и применялись до послесасанидской эпохи.
4. Примечательно, что идеи и принципы Авесты, которые были узаконены самим Зороастром, были признаны не только самими зороастрийцами. О ней, как правовом источнике, говорят и историки средневековья. Так, историк эпохи Саманидов Абуали Мухаммад Балъами в книге «История Табари», характеризуя царя Гуштаспа (Виштаспа), сына Лухроспа, отмечает: «В его правление появился пророк Заратуштра, и он сочинил книгу «Занд Авеста», в которой много сказано о правосудии и делах. И царь Виштасп принял ее веру и велел всем своим правителям исполнять ее установления».
1
Абу Али Маскуяи Рази, историк Х в., также отмечает правовую природу Авесты2 в эпоху Виштаспа. О признании и действии Авесты как действующего источника права в эпохи Ахеменидов, Парфянского государства, Сасанидов и при местных правителях Согда, Бактрии и Хорезма пишут и историки, и социологи, и религиоведы, что дает нам возможность изучать ее как источник права тысячелетнего периода.
5. С изучения Авесты, как писаного правового источника, в целом начинается писаная история права таджикского народа. До этого при исследовании древнего права основывались на археологических фактах, содержании оссуариев и различных глиняно-письменных и каменно-письменных источниках.
Ученые научно - материалистически старались исследовать обычно-традиционные и религиозномировоззренческие нормы поведения как единые нормы, регулирующие общественные объединения древних обитателей, и, таким образом, представить, может быть, на основе догадок, состояние древнего права.
С обращением к Авесте мы получили подлинный источник, отражающий состояние права и общества. Это неоценимый памятник, дающий возможность понять и осознать реалии древнего общества. Обоснованность и правдивость авестийских писаний определенным образом доказаны как нашими «материалистическими догадками», так и древними письменными рассказами и сказаниями: «Баришномак»1, «Хватайномак», «Гахномак», «Таджномак» и великой поэмой «Шахнаме». Анализ как доавестийских материалов, так и послеавестийских письменных источников выявил, что и литературные произведения, и археологические факты имеют много общего с Авестой в ракурсе определения единства государственно-правового развития народов, проживающих как в древнем Ираншахре, так и в Туране (Средней Азии).
6. Следует отметить, что на сегодняшний день Авеста, как первый, дошедший до нас писаный источник права предков таджиков, претендует на звание первого и единственного источника права того времени, в связи с чем все правовые постулаты и институты этого источника права автоматически претендуют на первичность происхождения именно в рамках этого источника.
7. Этот комплексной источник права содержит настолько характерные правовые требования потестарного общества и общества, переходящего к государственному управлению, что предоставляет нам право заявить: мы имеем дело с источником, который формировался еще в эпоху догосударственной организации общества и применялся в эпоху формирования государственно-общинного строя.
2
Таким образом, история формирования и развития государственно-общинного строя и позднее, формирования государства нового типа на территории Таджикистана напрямую связана с Авестой. Не исключено, что усложнение и развитие общественного и правового строя таджиков веками определялось именно этим источником. Он во многих случаях отражал реальное состояние политического, общественного и экономического строя древних таджиков. Поэтому он ценен для нас не только в плане изучения реального состояния правовой материи древней эпохи таджиков, но и как зеркало, отражающее развитие общественного, государственного и правового строя эпохи формирования позитивного права.
Заключение
Таким образом, судебный процесс как форма доказательства вины иррациональен и неприемлем, но, принимая во внимание уровень развития человечества в отношении права и механизма доказывания, то такое примитивное процессуальное мышление было характерно для людей того периода. После того, как это испытание веками использовалось в Европа (салическое право, саксонское право). Если такое мышление и методы проанализировать далее, то окажется, что они не чужды современной правовой системе. Стремление передать функции установления вины или невиновность перед иными силами во многом была вызвана стремлением древних людей объективно и беспристрастно решать споры, сегодня человечество также стремится к такому объективизму и беспристрастности предварительного следствия и судопроизводства, но, к сожалению, существует много насущных проблем, связанных с данной темой.
В целом, все приведенные выше факторы сыграли ключевую роль в определении договорного права как вида доказательств в авестийском судопроизводстве по уголовным делам и гражданским спорам, а также в правовой системе зороастризма в целом.
Правовые нормы Авесты по своему содержанию и юридической силе различны. Учитывая современные достижения теории права и классификации отрасли права по предмету и методу, правовые нормы Авесты можно подразделить на отрасли в зависимости от их содержания и объекта регулирования. Однако не следует забывать, что в самой Авесте о таком разделении норм права и речи не может быть. В ней есть тенденция разграничения отдельных институтов права путем последовательного регулирования их в отдельных частях Вендидада. Более того, как мы упоминали, правовые нормы в Авесте переплетены с религиозными и моральными нормами.
Исходя из того, что мы, изучая историю зороастрийского права, рассматриваем Авесту как источник и форму права, нам необходимо более всесторонне, объективно и подробно анализировать правовую действительность этого источника, чтобы осветить неизвестные страницы правовой жизни народов Средней Азии в далеком прошлом. Только после анализа этих норм Авесты мы найдем аналогичные требования в других источниках права зороастризма. Такой метод предоставляет нам возможность, как и сама зороастрийская религия, сохраняя верховенство правовых требований священной книги, более глубоко вникнуть в мир и содержание правовой материи этой правовой семьи