Файл: Иоганн Фридрих Гербарт Немного из биографии Происхождение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Иоганн Фридрих Гербарт
Немного из биографии:
Происхождение: Иоганн Фридрих Гербарт родился 4 мая 1776 года в Ольденбурге. Он был единственным сыном одаренной матери и отец, который занимался юридической практикой. Он был единственным ребенком в семье статского советника. Он рос, болезненным ребенком, из-за несчастного случая, связанного с падением в сосуд с кипятком. До 12 лет Гербарт не посещал школу и обучался своей матерью. Его мать одаренная и волевая женщина, оказала огромное влияние на его воспитание, передавая свой талант и умственные способности своему сыну.
Образование: Гербарт получил домашнее образование и до 12 лет обучался своей матерью. Затем он стал учеником гимназии в Ольденбурге (1788-1794) и студентом Университета Йены (1794-1799).
Оказали влияние: Парменид, Лейбниц, Кант, Фихте и Песталоцци.
Основные этапы профессиональной деятельности: С 1797 по 1800 Гербарт работал в качестве репетитора трех сыновей губернатора в Интерлакене, в Швейцарии, где он познакомился с Песталоцци. В 1802 году он стал лиценциатом в Геттингенском университете, а в 1805 он был назначен экстраординарным профессором. В том же году он прочитал свои философские лекции. С 1805 по 1809 гг. Гербарт преподавал философию и педагогику в Геттингене. Здесь он стал разрабатывать философские основания, на которых он намеревался построить свою теорию образования. В конце 1808 он стал преемником Канта в качестве профессора в Кенигсберге, а с 1809 по 1833 возглавлял кафедру философии. Позже недовольный общей политической обстановкой в Пруссии, Гербарт, в 1833 году вернулся в Геттинген. Он оставался там в качестве профессора философии до самой смерти.
Цитаты Гербарта:
1. Нравственное воспитание должно выработать волю.
2. Мы по характеру узнаём человека, но должны бы узнавать по его нравственному характеру.
3. Философия – это обработка понятий.
4. Должно быть позволено обосновывать теологическим рассмотрением природы религиозную веру, которая, впрочем, гораздо старше и имеет гораздо более глубокие корня в человеческом духе, чем все философии.
5. На сокровенный зародыш характера вредно действует все то, что мешает человеку ясно видеть и беспристрастно судить.
Вклад в науку:
Иоганн Фридрих Гербарт считается одним из выдающихся философов, пионером в области эмпирической психологии и основателем педагогики как академической дисциплины
Философия. Он считал, что изменение является ничем иным, как изменением отношений между независимыми реальными простыми элементами. Гербарт заменяет термин “ощущение” на термин “представление”, подчеркивая тем самым отгороженность внутреннего мира от внешнего. Представления не являются пассивными элементами в душе человека, но обладают собственным зарядом и активностью.
Душевную жизнь он представлял, как проявление элементарных сенсорных единиц, идей или “представлений”. Их он рассматривал скорее, как душевные силы, а не просто как “идеи”, в смысле Локка. Изучение их взаимодействия приводит к статике и динамике разума, которые могут быть представлены в математических формулах.
Большое влияние оказало на него учение античного философа Парменида о том, что все в мире едино и неизменно.
Психология. Гербарт стремился к разработке математических и эмпирических, а также метафизических аспектов психологии. Однако он отрицал возможность психологического эксперимента.
Гербарт считал, что разум представляет собой сумму всех идей-представлений, которые поступают в сознание. Посредством ассимиляции (или апперцепции) новые идеи попадают в сознание, связываясь с аналогичными, уже существующими идеями. При этом они группируются в образование, которое он назвал «апперцептивной массой», содержанием которой является индивидуальный опыт человека
Кроме этого он подчеркивал важность как физической, так и социальной среды в развитии психики. На этой основе Гербарт разработал теорию образования как отрасли прикладной психологии.
Также стоит отметить, что Гербарт задолго до Зигмунда Фрейда ввел в психологию понятие «бессознательного». Он считал, что идеи пересекают порог сознания и тем самым предположил существование границы между сознанием и бессознательным. Сознание имеет три области: ясность сознания, сознание и бессознательное.
Педагогика. Гербарт утверждал, что наука об образовании возможна и он настаивал на том, что педагогика должна стать предметом университетского образования.
Он подчеркивал необходимость нравственного воспитания на основе опыта и включил деятельность преподавания в область сознательного метода.
Согласно его теории апперцепции, новые идеи, которые должным образом представлены студентам, присоединяются к уже существующим представлениям и образуют систему связанных идей называемых апперцептивной массой.
Он разработал теорию образования, известную как Гербатионизм.
В конце 19-го века она оказала огромное влияние на методы преподавания, особенно в Соединенных Штатах, где в 1895 году преподавателями было создано Национальное Гербартовское общество. В Германии, в Лейпциге и Йене также были открыты центры Гербатионизма.
Метод обучения Гербарта был назван его учениками, как “Пять официальных шагов Усвоения”, которые включали: подготовку, представление, ассоциацию, обобщение и применение.
По мнению Гербарта, душа не имеет унаследованных природных талантов или врожденной силы. Он говорил, что индивидуальность ребенка проявляется все более и более вследствие усилий учителя. Он призывал сделать обучение более интересным и привлекательным, и говорил, что учитель должен демонстрировать ребенку его будущее.
Ведущие идеи Гербарта: 1) главная способность души состоит в способности ассимиляции (слияния) опыта общения с природой и людьми; 2) главная и определяющая сила, формирующая душу и характер, – воспитание.
Теория воспитывающего образования Гербарта включает три части: управление, воспитывающее обучение и нравственное воспитание.
Управление по Гербарту должно решать задачу поддержания порядка, «укрощения дикой резвости ребенка». Следовательно, система приемов управления включает угрозу, надзор, запрет, приказ, наказание, включение в деятельность. Авторитет и любовь Гербарт считал вспомогательными средствами управления. Цель управления – занять ребенка каким-либо делом.
Воспитывающее обучение у Гербарта основывается на развитии многосторонности интересов. Отсюда задача учителя – развитие интереса и деятельности ученика так, чтобы в результате сформировался его характер. Интересы Гербарт связывал как с познанием окружающей действительности, так и с общественной жизнью. Отсюда Гербартом были выделены шесть видов интересов: 1) эмпирический (что это такое?) – наблюдение, 2) умозрительный (почему это так?) – размышление, 3) эстетический (художественная оценка явлений), 4) симпатический (связан с членами семьи и ближайших знакомых), 5) социальный (направлен на общество в целом), 6) религиозный (направлен на общение с Богом).
Обучение Гербарт разделял на преподавание и учение. В теории обучения Гербарт стремился продолжить разработку Песталоцци: обнаружить «естественную последовательность учебного процесса» и найти определенную «очередность» действий, посредством которых можно безошибочно подвести учащихся к цели познания. Последовательность учебного процесса он представлял в виде четырех формальных ступеней. Первые две ступени связаны с углублением обучения (выход на новые знания); вторые две – с осмыслением обучения (соединение новых знаний с уже имеющимися). Ступени обучения ученый назвал: 1) ясность, 2) ассоциация, 3) система, 4) метод.
Ясность – это углубление в состоянии покоя. Изучаемое выделяется из всего, с чем оно связано, и углубленно рассматривается. В психологическом отношении требуется мобилизация внимания; в дидактическом – использование наглядности при изложении учителем нового материала.
Ассоциация – углубление в состоянии движения. Новый материал связывается с имеющимися представлениями. Так как ученик еще не знает, что получится в результате связывания нового со старым, то в психологическом плане имеется ожидание, а в дидактическом – ведется беседа, непринужденный разговор.
Система – осознание в состоянии покоя. Поиск учащимися под руководством учителя выводов, определений, законов на основе новых знаний, связанных со старыми представлениями. Психологически эта ступень соответствует исканию, дидактически – формулировке обобщений.
Метод – осознание в состоянии движения, применение полученных знаний к новым фактам, явлениям, событиям. С психологической стороны данная ступень характеризуется действием, с дидактической – различного рода учебными упражнениями.
Данная дидактическая модель легла в основу авторитарной традиционной школы.
Эстетика. Гербарт утверждал, что прекрасное, необходимо отличать от смежных понятий полезного и приятного, которые изменяются с течением времени, места и лица, тогда как красота утверждается абсолютно и непроизвольно всеми, кто обрел истинное видение.
Основные труды: «Идея Песталоцци об алфавите восприятия» (1802), «Моральные или этические отношения мира: главная цель образования» (1804), «Всеобщая педагогика» (1806), «Основные моменты метафизики и логики» (1807), «Общая практическая философия» (1808), «Система психологии» (1814), «Психология» (1816), «Психология как наука» (1824-1825), «Общая Метафизика» в двух томах (1828-29), «Очерк лекций по педагогике» (1835).