Файл: Программа среднего профессионального образования 40. 02. 01. Право и организация социального обеспечения Дисциплина История Государство и Право Практическое задание 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 10

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация профессионального образования

Открытый социально-экономический колледж”

 

 

 

Программа среднего профессионального образования

40.02.01. Право и организация социального обеспечения

 

 

 

Дисциплина: «История Государство и Право»

Практическое задание № 4

 

 

 

 

Выполнил:

Лебедева Альбина Бобировна

Преподаватель:

Хромых Алесандр Владимирович

Томск-2023г

  1. В чем отличие вотчины от поместья?

 

Корнем слова «вотчина» является «отчина», то есть это земля, передающаяся от отца к сыну. В состав вотчины  входили:

 

  • леса

  • луга

  • пашни

  • строения

  • инвентарь

  • животные

  • крестьяне, проживающие на этих землях.

 

Поместье —  это достаточно крупное феодальное владение, большую часть площади которого занимали барские угодья, обрабатываемые крепостными крестьянами.

 

Способы приобретения:

Государственные и военные служащие наделялись землей – поместьем. Причем, при прекращении служения царю, поместье изымалось. Также причиной лишения владельца поместных земель могло стать их запустение и недостаточный уход.

 

Вотчины могли быть приобретены тремя способами: родовое наследование, дарование за службу, выкуп.  Размер вотчин владельцы увеличивали за счет купли, дарения, захвата общинных крестьянских земель.

Вотчины появились еще в 10 веке, а к 13-15 векам этот вид собственности на землю стал самым популярным.

 

Вотчина на Руси:

Появление первых поместий датируется 15 веком. Однако еще в 13 веке некоторые князья награждали дворцовых или военных слуг земельными наделами, при условии выполнения службы.

 

Вотчины наследовались боярами и князьями и могли быть ими проданы, заложены или подарены.

 

Поместье представлялось дворянам или боярским детям и не являлось личной собственностью
, соответственно, любые манипуляции с ним были запрещены. При этом, как и владельцы вотчин, помещики имели право на крестьян, относящихся к этим землям, и взимали с них подати.  А с конца 16 века был введен новый закон, по которому поместье могло быть унаследовано, однако новый владелец должен был также служить государству, как и прежний. В 18 веке права владельцев поместий и вотчин были уравнены и создан новый вид собственности – имение.

 

Выводы:

 

Вотчина – более ранняя форма собственности, чем поместье. Вотчина являлась личным владением с правом продажи, залога, дарения и наследования.

Поместье – государственная собственность, выдаваемая на время службы. К 18 веку владельцы поместий и вотчин стали равны в правах.

 

  1. Как менялось местное управление и административное деление России в течение XVIII в.? Ответ можно представить в виде текста или схемы

 

 

В 1708–1719 гг. была проведена реформа, совершенно изменившая систему местного управления. В конце 1708 г. Петр Великий издал указ о разделении России на 8 обширных административных округов, которые назывались губерниями:

1) Московская (в данной губернии было 39 городов);

2) Ингерманландская (или Санкт-Петербургская);

3) Киевская (в состав этой губернии входило 56 городов);

4) Смоленская;

5) Архангельская;

6) Казанская;

7) Азовская;

8) Сибирская (в состав данной губернии входило 30 городов).

 

В 1713–1714 гг. число губерний возросло до 11. По словам М. А. Исаева, подобное административно-территориальное деление имело своей целью финансовое обеспечение различных «отраслей государства». В качестве примера можно взять Смоленскую, Полтавскую и Архангельскую губернии, которые должны были финансировать Балтийский флот, сухопутную армию и государственную бюрократию, соответственно.

На втором этапе реформы губернии были разделены на 45 провинций, которые в свою очередь подразделялись на дистрикты (позже этот термин был заменен на уезд). Губернии возглавляли губернаторы, назначавшиеся царем. В их полномочия входило: ведение гражданским управлением губерний; командование войсками, расквартированными на территории губернии. Помимо этого, губернаторы объединяли в своих руках судебную власть. Их помощниками были вице-губернаторы. Делопроизводством занималась губернская канцелярия. При губернаторах существовали ландратские советы. Ландраты были учреждены по лифляндскому образцу: в больших губерниях по 12, в средних – по 10, в меньших – по 8. При обер-комендантах – их было наполовину меньше. Они также составляли коллегиальное учреждение под председательством губернатора.



 

Кроме губернатора, в состав губернского правления входили:

1) ландрихтер – губернский судья (с 1719 г. его заменил надворный суд);

2) обер-комиссар, распоряжавшийся финансами;

3) обер-провиантмейстер, ведавший хлебными запасами для армии;

4) управитель дворцовых имений.

Во главе провинций были поставлены воеводы, также имевшие своих помощников. Это были камерир (ведал сбором всех податей и налогов, заготовкой продовольствия для армии); рент-мейстер, или казначей (занимался приемом, хранением и отпуском государственных средств); обер-комендант (правитель провинциального города, начальник местного гарнизона, правитель конторы рекрутских дел) и вальдмейстер (заготавливал корабельный лес и занимался охраной лесов).

Во главе дистриктов, или уездов, стояли выборные из числа дворян – земские комиссары, помощниками которых были нижние комиссары, мостовые надзиратели и др.

Основной целью всей реформы местного управления было обеспечение армии всем необходимым.

В 1775 г. была произведена реформа губерний, которая опять изменила административно-территориальное деление России. Тогда же сокращается количество коллегий, остаются только три самые важные, а полномочия других передаются губерниям, число которых увеличивается почти в два раза (около 50), провинции упраздняются, но уезды остаются. Наряду с вице-губернатором появилась должность генерал-губернатора, которому подчинялись от 1 до 3 губерний вместе с военными, а сам он подчинялся лично императрице. Создавались губернское правление, казенные палаты, приказ общественного призрения.