Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 163
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Реферат по философии
Тема: «Этика Сократа, Платона и Аристотеля».
Первые классические теории морали возникли в античный период, когда были поставлены главные этические вопросы. Среди них основное место занимал вопрос «что есть правильная человеческая жизнь? Идеи эвдемонистической этики обрели развитие у Сократа, Платона, Аристотеля.
Сократ сосредоточил своё внимание на человеке, полагая глупым исследовать то, что не приводит к нужным для людей изменениям. «Познай самого себя, чтобы переделать себя» – такая начальная позиция Сократа .
Первое положение этики Сократа совпадает с мнением его ученика Платона. Представляется, что позицию Платона и Сократа невозможно разделить, так как Сократ не оставил никаких сочинений, а Платон не выдвигал положений от своего имени. Сочинения Платона написаны в форме бесед между Сократом и другими греческими философами и называются «Диалогами». При этом создатель «Диалогов» всегда разделяет позицию Сократа.
Cократ и Платон полагали, что смысл человеческой счастливой жизни состоит в добродетельной, нравственной жизни. Быть счастливым – это значит быть моральным человеком. Сократ и Платон дали начало эвдемонистической (эвдемонизм от греч. – счастье, блаженство) традиции в рассмотрении морали, согласно которой счастье является высшей целью человеческой жизни. Эвдемонистическая установка Сократа и Платона основана на их представлении о самоценности морали.
Сократ развивал идею внутренней свободы человека, независимости его от внешнего мира. Внутренняя же свобода определяется способностью человека к самосознанию. Достижение свободы возможно лишь благодаря правильному приложению разума к осмыслению содержания человеческих добродетелей.
Сократ и Платон придавали большое значение развитию способностей человека к самопознанию. Сократ специально для этих целей разработал метод познания, состоящий из нескольких этапов: 1) сомнение (с помощью которого достигается необходимость дальнейшего обсуждения проблемы); 2) выявление противоречия и преодоление его, благодаря чему становится возможным дать определение искомому понятию. Этот метод Сократ называл майевтика(от греч. – повивальное искусство) и понимал его как искусство поиска истины путём противопоставления различных мнений.
Платон в своей знаменитой работе «Государство» предложил программу подготовки к осмыслению правильной жизни. Он считал, что для этого необходимо развитие умственных способностей с помощью изучения математики, философии и других наук. Платон считал, что обрести полное знание о правильной жизни могут только философы. Только они, постигнув знание правильной жизни, могут действовать в соответствии с этим знанием и становиться хорошими правителями.
Сократ и Платон связывали счастливую, правильную, моральную жизнь человека с необходимостью следовать добродетелям, которыми они считали мужество, справедливость, умеренность и др. Этика, с их точки зрения, должна учить человека становиться на путь добродетели, так как зло порождается недостатком знания, иначе говоря, «знание есть основа добродетели». Правильная жизнь, с их точки зрения, это жизнь добродетельная, все поступки, совершаемые на основе добродетели, прекрасны.
Общим для всякой добродетели является знание. Добродетель справедливости состоит в знании о том, как соблюдать законы человеческие и божественные; добродетель мужества – как преодолевать опасности; добродетель умеренности – как преодолевать страсти. Когда люди усвоят, как достигать добродетели, свою жизнь они будут строить на основе имеющихся знаний. Платон разделял позицию, что знания о добродетелях являются врождёнными, поэтому сам процесс познания он понимал как припоминание.
Сократ и Платон стояли на позициях рационализма, считая, что добродетельность поступков(нравственная жизнь) обусловлена лишь знаниями, а источником аморальности является незнание. По мнению Сократа и Платона, счастливая жизнь – правильная, моральная, добродетельная, а значит, разумная.
Платон обосновывал природу моральных добродетелей. С позиций объективного идеализма он утверждал вечное существование так называемого «мира идей», одной из разновидностей которых, с его точки зрения, и являются моральные добродетели. Добродетели не зависят от человеческих стремлений и желаний. Они существуют вечно в неизменном состоянии, т. е. абсолютны.Люди, если они достаточно подготовлены, могут открывать их для себя. Платон был первым философом, заявившим об абсолютной объективности, независимости от человека моральных ценностей.
Как видим, идея морали Сократа и Платона включала в себя следующие идеи:
1) в случае если человек обладает знанием о правильной, добродетельной, моральной жизни, то поступки его всегда будут моральны, добродетельны, правильны;
2) так как существует единый моральный образец жизни, представленный в «мире идей», то никаких других вариантов правильной жизни, кроме этого единственного, существовать не может.
Между этическими учениями Сократа, Платона и Аристотеля немало общего. И суть состоит в том, что эти мыслители отвечали на одни и те же вопросы – какую жизнь считать правильной и как её осуществлять. То, что уже в формальном смысле различает этику Аристотеля от этики Платона, является особой формой выражения этического знания. Произведения Аристотеля имеют форму не диалога (как у Платона), а монолога – развёрнутой системы морали. В этой связи этика включает в себя учение о благе, о добродетелях, свободе воли, нравственном идеале. Проблемам этики были посвящены произведения Аристотеля «Никомахова этика», «Большая этика».
В рамках уже наметившейся античной культурной традиции, философ утверждал, что добродетельной жизнью является «счастливая жизнь». Но в отличие от своих предшественников, Сократа и Платона, Аристотель дал философский ответ на вопрос, что такое счастье. В главной своей работе по этике, «Никомаховой этике», он определил счастье как «деятельность души в соответствии с высшей добродетелью». Философы уже много столетий предлагают всевозможные объяснения данного определения. Одной из интерпретаций этого определения является акцентирование в нём понимания счастья как «деятельности».
Как видим, Аристотель не воспринимает трактовку счастья как цели, которой можно достичь, если правильно жить. Пожалуй, для Аристотеля счастье – это сам путь, ведущий к цели. Таким образом, когда человек «действует» (играет, работает, общается с друзьями, воспитывает детей и т. ) и получает от своей деятельности удовольствие, то он счастлив.
Аристотель, утверждая, что «добродетельная человеческая жизнь – это счастливая жизнь», доводит эту мысль до ригоризма: «люди должны так жить, чтобы быть счастливыми». Следовательно, опять мы подошли к вопросу, как конкретно нужно жить, чему следовать, чтобы достичь счастья. Для этого, считает Аристотель, необходимо, чтобы человеческая деятельность в течение всей жизни была сообразной с совершеннейшими добродетелями.
Добродетель, по Аристотелю, есть не врождённое, а приобретённое качество души благодаря учению и труду. Аристотель подверг анализу каждую из добродетелей, противопоставляя их порокам. Учение Аристотеля о добродетелях связано с правилом «золотой середины». Добродетель – это середина двух пороков. Так, давая определение мужеству, он утверждал, что эта добродетель является серединой двух крайностей (пороков): трусости и безумной отваги. При этом трусость – это недостаток мужества, а безумная отвага – его избыток. Так как мужество является этической добродетелью, то приобрести её можно в деятельности. Аристотель различал несколько значений понятия мужества: политическое (стремление избежать нечто постыдного), по принуждению (стойкость, чтобы преодолеть страх либо страдание), стойкость (обусловлена наличием знаний и опыта) и др.
Аристотель замечал, что иногда некоторые характеристики человека могут приниматься за мужество, хотя таковыми не являются. Например, гневливость нельзя считать мужеством, потому что она ориентирована не на прекрасное в поступках человека, тогда как все человеческие добродетели выражают стремление к совершенному, прекрасному, возвышенному.
Хотя Аристотель анализировал многие этические добродетели, но особое значение придавал характеристике справедливости. Он рассматривал эту добродетель в этическом смысле. Справедливость, по замечанию Аристотеля, отличается от других этических добродетелей (мужества и пр.) тем, что она в большей мере направлена на других людей. Справедливость, считал мыслитель, состоит в том, чтобы, разумно регулируя свою деятельность, приносить пользу другим людям либо обществу. Справедливость выступает своего рода этическим идеалом устройства общества.
Аристотель впервые в истории этической мысли исследовал структуру человеческого поведения, выявляя в ней цель, средства и действия. Важной стороной его представлений о свободе воли человека (в выборе цели, средств и самого действия) является обоснование в этом процессе роли характера человека. Он утверждал, что люди формируют понятия блага и блаженства сообразно с жизнью, которую они ведут. Например, для мудреца благо – созерцательная деятельность, для необразованной толпы – грубые наслаждения и удовольствия, для деятельных и образованных людей – почести, получаемые от политической деятельности.
Если Сократ и Платон утверждали, что существует одна правильная модель жизни для всех, то Аристотель не признавал эту идею. В своём этическом учении он обосновывает мысль о том, что одни и те же способы жизни являются приемлемыми для одних и не приемлемыми для других. Однако это обстоятельство не может причислить этику Аристотеля к нравственному релятивизму. Аристотель не отрицал нравственные добродетели. Он считал, что критерием добродетельности поступков является рациональное осознание человеком необходимости придерживаться в своих поступках умеренности, середины.
Итак, эвдемонистическая этика Аристотеля являлась реалистической доктриной «золотой середины». Так же, как этика Сократа и Платона, она была рационалистической. Однако рационализм этики Аристотеля имеет отличительные особенности по сравнению с рационализмом его предшественников. Он утверждал, что знания добра, блага не всегда приводят к добродетельным поступкам. Для того чтобы эти знания стали нормами поведения людей, человеку необходимы воля, самодисциплина, самоконтроль.
В заключении отметим, что в становлении и развитии философии выдающееся место принадлежит Сократу. Сократ предпочитал устно излагать свои идеи ученикам и слушателям. Он был Учителем философа, определившего основные проблемы западной философии на многие столетия вперед. Сократ перешел к диалогическому, живому способу философствования, который внес неоценимый вклад в последующее развитие философии.
Вклад Сократа в развитие диалектики огромен. Он начинает новый, философский этап, который получает свое дальнейшее развитие в трудах Платона и Аристотеля.
Платон создал философское учение об идеях, которое легло в основу дальнейшего развития философского направления - идеализма. Развитая философская система Платона позволила в идеалистической форме объяснить человеческий мир и мир природы, в том числе взаимосвязь логики и интуиции в процессе познания. Благодаря этим достижениям Платон стал одним из выдающихся философов в истории европейской цивилизации.
Характеризуя взгляды Аристотеля, следует сказать, что сначала он находился под сильным влиянием учения Платона, но постепенно избавился от него, затем подвергает его критическому анализу и создал собственное философское учение. Масштаб деятельности древнегреческого мыслителя поражает.
Так, школа Сократа-Платона разработала концепцию идей, на основе которых можно было объяснить не только природу, но и человека и общество, Аристотель разработал учение о форме, которое позволило лучше понять суть.
Список литературы
-
Философия. Учебник. Под редакцией А. Н. Чумакова. Москва, Вузовский учебник ИНФРА-М, 2018 -
Философия. Учебник. Л.В. Кочеткова, Л.Ф. Матронина, Е.В. Гладышева. Москва, МИРЭА, МГУПИ, 2015 г. -
Ильин В.В. История философии. Изд-во Питер. 2005 г. -
В.М. Пивоев. История философии. – СПб.: Лань, 2002 г. -
Под редакцией А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. Философия. – М.: Академический Проект, 2003 г.