Файл: Задание Раскройте содержание следующих вопросов Ораторское искусство как социальное явление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 1. Раскройте содержание следующих вопросов:

Ораторское искусство как социальное явление. Коммуникативные качества профессиональной речи юриста.

Термин ораторское искусство латинского происхождения, его синонимами являются греческое слово риторика и русское красноречие. Ораторское искусство — искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым убеждающим словом. Это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Многие современные исследователи рассматривают ораторское искусство как один из специфических видов человеческой деятельности, овладеть которым обязан каждый, кто по роду своей деятельности связан с устным словом.

На протяжении многовековой истории своего развития ораторское искусство использовалось в различных сферах жизни общества: духовной, идеологической, социально-политической, деловой и др. Наиболее широкое применение оно всегда находило в политической деятельности. Как свидетельствует история, многие крупные политические деятели были известными ораторами. Примером служат знаменитые ораторы Древней Греции. Есть два искусства, — писал Цицерон, — которые могут вознести человека на самую высшую ступень почета: одно — это искусство хорошего полководца, другое — искусство хорошего оратора.

Следует иметь в виду также, что ораторское искусство всегда обслуживало и обслуживает интересы определенных социальных классов, групп, отдельных личностей. Оно одинаково может служить как правде, так и лжи, использоваться не только в нравственных, но и в безнравственных целях.

Объективной основой зарождения ораторского искусства как социального явления стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость. Чтобы обосновать ту или иную точку зрения, доказать правильность выдвигаемых идей и положений, отстоять свою позицию, нужно было хорошо владеть искусством слова, уметь убедить слушателей и повлиять на их выбор. История свидетельствует, что важнейшим условием появления и развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам, движущей силой прогрессивных идей, критической мысли являются демократические формы управления, активное участие граждан в политической жизни страны. Не случайно ораторское искусство называют «духовным детищем демократии». Это свойство риторики обнаружилось еще в Древней Греции. Например, в Афинах при существующем свободном демократическом строе гражданам часто приходилось выступать в суде или Народном собрании, принимать активное участие в делах полиса.


При обсуждении вопросов между партиями в Народном собрании, между противоположными сторонами в суде нередко вспыхивала ожесточенная борьба. И чтобы успешно вести дело в суде или удачно выступать в народном собрании, надо было уметь хорошо и убедительно говорить, отстаивать свою позицию, опровергать мнение оппонента, т.е. владение ораторским искусством и умение спорить было первой необходимостью для афинян.

Наиболее активно ораторское искусство развивается в переломные эпохи в жизни общества. Оно широко применяется, когда возникает историческая потребность участия народных масс в решении важных государственных вопросов. Ораторское искусство помогает сплачивать людей вокруг общего дела, убеждая, воодушевляя и направляя их. Доказательством этого является расцвет красноречия в эпоху Возрождения, в периоды социальных революций, когда в общественное движение вовлекаются миллионные массы трудящихся.

Новое время знаменуется капитализацией общества и борьбой масс за его демократизацию. Эти факторы способствовали возрождению политического и судебного красноречия. Становление политической речи проходило в первую очередь в процессе парламентских дебатов. Развитие же судебного красноречия было обусловлено процессами демократизации буржуазного общества, которые объективно невозможны без формирования правовой базы, что связано с активизацией деятельности юристов.

История риторики подтверждает, что «ничто так не выражает силу демократии и грозящей ей опасности, как публичная речь. Сама свобода убеждать словом — главная гарантия и форма демократии». В этих словах известного современного американского ученого П.Л. Сопера, создавшего учебное пособие по искусству речи, подчеркнуто общественное значение ораторского искусства и общественная потребность в нем.
Коммуникативные качества юриста, определяющие ее убедительность: ясность, правильность, лаконичность при достаточной продолжительности.

Убедительность судебной речи обеспечивается комплексом коммуникативных качеств: логичность, ясность, правильность, лаконичность при достаточной продолжительности, уместность, искренность, точность и выразительность.

Ясность речи заключается в ее доходчивости, понятности для адресата. Достигается использованием общеупотребительных слов и выражений, а также незначительным процентом использования научных, специальных слов, иноязычных заимствований. Неизбежные в судебной речи ссылки на статьи закона, на какие-либо научные данные, юридическая терминология обязательно должны сопровождаться разъяснением оратора. Простота и ясность речи свидетельствуют об уважительном отношении оратора к слушателям, способствуют расположению слушателей к выступающему, установлению и поддержанию психологического контакта с ними.



Правильность речи заключается в ее соответствии нормам современного литературного языка. Нечистая, неправильная судебная речь, изобилующая ошибками, отвлекает внимание от содержания, затемняет смысл слов и выражений, что вызывает у слушателей негативную реакцию, недоверие к оратору, сомнение в правильности его позиции и доводов. И наоборот, правильная речь, соответствующая общепринятым языковым нормам, поддерживает внимание и интерес слушателей, облегчает понимание ее содержания, что предрасполагает с большим доверием относиться к оратору, а значит, и к его позиции и доводам.

Лаконичность при достаточной продолжительности речи выражается в отсутствии лишних слов, мешающих движению мысли. Продолжительность речи должна быть достаточной для того, чтобы понятно, и убедительно разъяснить слушателям позицию и доводы обвинения или защиты. Лаконичность речи обеспечивается, в частности, использованием юридической терминологии, речевых приемов разъяснения и умолчания.

Уместность речи – проявляется, в умеренном использовании судебным оратором средств выразительности, в осторожном применении иронии, в недопущении в речи никаких проявлений злобы, насмешки над подсудимым, в корректности в употреблении относительно подсудимого эпитетов.

Искренность (или правдивость) речи – заключается в тоне вызывающем доверие слушателей, выражении подлинных мыслей, справедливости отстаиваемых убеждений. Характеристики личности потерпевшего, и личности подсудимого, должна быть объективной с указанием как отрицательных, так и положительных свойств их характеров.

Точность речи заключается в ее соответствии действительности. Свидетельством точности является и обязательное указание в речи источника установления факта: показания свидетелей, показания подсудимого, заключение эксперта, протоколы и иные документы. Важна в судебной речи также точность в выборе слов, выражений, которая достигается употреблением юридических терминов, научной терминологии, цитированием подсудимого, потерпевшего, свидетелей.
Задание 2. Расставьте ударение в словах:

ана́том, а́вгустовский, бомбардирова́ть, ге́не́зис (допустимо ставить ударение как на первый, так и на второй слог, однако, в современной речи преобладает постановка ударения на второй слог), досу́г, и́скра, избалова́ть, испове́дование, катало́г, киломе́тр, осве́домить, премирова́ть, пригово́р, прину́дить, фено́мен.

Задание 3. В приведѐнных ниже предложениях исправьте ошибки и определите их тип: неправильный выбор номинативных единиц, нарушение сочетаемости номинативных единиц, речевая избыточность (плеоназм, тавтология).

Прошу вас разделить мою квартиру, так как прекратилось бракосочетание. Прошу суд разделить имущество, являющееся совместной собственностью, в связи с расторжением брака. ( неправильный выбор номинативных единиц);

При задержании он обманул свою фамилию, назвавшись Сидоровым.- Во время задержания, он скрыл свою фамилию, назвавшись Сидоровым (нарушение сочетаемости номинативных единиц)

Я не собираюсь дублировать ещѐ раз то, что совершила моя подзащитная.- Я не собираюсь повторно излагать то, что совершила моя подзащитная. (плеоназм)

Никто так не умеет жить, как мы не умеем. – Никто так не умеет жить, как мы. (тавтология)

Кого из офицеров можно отметить в лучшую сторону. – кого из офицеров можно положительно отметить. (нарушение сочетаемости номинативных единиц).

Язык – это оружие юриста, которым он обороняется либо с помощью которого наступает. – Язык – это оружие юриста, которым он либо обороняется, либо наступает. (неправильный выбор номинативных единиц)

Пингвин спокойно расхаживал по улицам, разглядывая всѐ вокруг, и вдруг глаза его сфокусировались на прилавке рыбного магазина. – Пингвин спокойно расхаживал по улицам, разглядывая все вокруг, и вдруг взгляд его упал на прилавок рыбного магазина. (неправильный выбор номинативных единиц);

Судом установлена невозможность взаимного проживания сторон. – Судом установлена невозможность совместного проживания сторон (нарушение сочетаемости номинативных единиц);

Кроме личного признания подсудимого, его вина установлена свидетелями. – Кроме личного признания подсудимого, его вина подтверждается показаниями свидетелей. (нарушение сочетаемости номинативных единиц)
Задание 4. Замените цифры словами и поставьте находящиеся рядом с ними слова в нужном падеже:

война началась в 1939 (год) – война началась в одна тысяча девятьсот тридцать девятом году;

в продолжение 22 (сутки) – в продолжение двадцати двух суток;

работают 87 (сотрудник) – работают восемьдесят семь сотрудников;

на строительство объекта поехали 249 (юноша и девушка) – на строительство объекта поехали двести сорок девять юношей и девушек;


в спортивных секциях занимаются более 267 (спортсмены) – в спортивных секциях занимаются более двухсот шестидесяти семи спортсменов;

было выдано по 44 (книга) – было выдано по сорок четыре книги;

внесено более 17 (предложение) – внесено более семнадцати предложений;

в митинге приняли участие более 4,5 (тысяча) горожан – в митинге приняли участие более четырех с половиной тысяч горожан;

расходы выросли до 344 (миллион) – расходы выросли до трехсот сорока четырех миллионов;

недостаѐт 123 (грамм) – недостает сто двадцать три грамма.
Задание 5. Вставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания в приведѐнном тексте. Определите стиль приведѐнного выше отрывка и докажите свою точку зрения. Трансформируйте текст в другом стиле.
В результате любого, пусть даже тщательно продуманного и подготовленного преступления, остаются следы. Это обстоятельство известно не только криминалистам, но и преступникам, которые нередко пытаются уничтожить следы оставленные ими. Однако попытка избавиться от следов всегда связана с необходимостью нанести какие-то новые следы, поэтому нередко криминалисты находят в этом случае ещѐ больше доказательств преступления. Однажды преступник, выслеживая жертву, долго подслушивал, приложив ухо к двери. Покрытое потом ухо преступника оставило на двери невидимый след, который с помощью специального порошка выявил криминалист. Рисунок уха был столь характерен, что по нему удалось обнаружить преступника. В другом случае на рюмке, из которой пил преступник, наряду со следами рук, были выявлены следы губ, позволившие раскрыть преступление. Губы человека имеют мелкие поперечные складки, которые обладают, оказывается, весьма характерным строением, позволяющим по ним установить (идентифицировать) лиц, оставляющих такие следы на питьевой посуде, сигаретах и т.п.
Стиль приведенного выше отрывка – научный. Данный текст насыщен фактическим материалом, точной и сжатой информацией. В тексте употребляются специальные юридические термины. В тексте преобладают абстрактные номинативные единицы язык.