ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


1. Соотнесите карикатуры (обозначенные цифрами в 1 столбце таблицы) и политические события (обозначенные буквами во 2 столбце таблицы), и представьте правильные ответы по соответствию каждой карикатуры определенному политическому событию.

1. Карибский кризис

2. Холодная война

3. Корейская война

4 .Перестройка

5. Освоение космоса

6. Глобализация
тема: Глобализация
Определение Глобализация — процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции (объединения) и унификации.
Проявления глобализации:
- существование интернета

- международный бизнес (Achan, Ikea, Toyota)

- международные организации (ООН, НАТО, ЕС, ЮНЕСКО)

- глобальные проблемы

- развитая международная транспортная сеть
Последствия глобализации

:«+»- появление возможности создавать товары в тех регионах мира, где это обойдется дешевле- возможность реализации товара там, где это даст максимальную вы

году- разработка новых передовых технологий- сближение государств- возникновение социокультурного единства человечества- рост при

были- снижение издержек производства- обогащение культу

р«-»- насаждение единого стандарта потребления- создание препятствий для развития отечественного производства- игнорирование культурной и экономической специфики- утрата национальной самобытн

ости- компьютерная зависим

ость- снижение уровня живого общения- увеличение разрыва в уровне развития между развитыми и развивающимися странами- появление глобальных проблемы
Определение Глобальные проблемы — это проблемы, касающиеся всего человечества и решение которых возможно только всеобщими усилиями.
Глобальные проблемы появились в 20 веке.
Виды глобальных проблем:
1) Проблема «Война и мир»

К причинам возникновения относятся:

- Появление большого числа террористических группировок

- Появление и распространение ядерного оружия

- Гонка вооружений

К способам решения относятся:

- Борьба с террористическими группировками

- Уничтожение ядерного оружия

- Прекращение гонки вооружения

2) Проблема «Север-Юг»

Суть проблемы: Резкий разрыв в уровне развития между развитыми и развивающимися странами

К причинам возникновения относятся:

- Длительная колониальная зависимость

- Наличие больших долгов перед развитыми странами

- Постоянные локальные военные конфликты, отпугивающие инвесторов

К способам решения относятся:

- Помощь со стороны международных организаций

- Модернизация экономики

- Списание части долгов
3) Проблема «Демографическая»

Подразделяется на два вида.

а) Резкий рост уровня населения

К причинам возникновения относят:

- Низкий уровень развития медицины

- Ценности и традиции в данном общественно

б) Резкое сокращение рождаемости

К причинам возникновения относят:

- Снижение значимости института семьи

- Построение карьеры имеет первостепенное значение

- Увеличение количества бесплодных людей

- Создание однополых браков
4) Проблема «Экологическая»

К причинам возникновения относят:

- Активное освоение космоса

- Активная экономическая деятельность человека

- Пренебрежительное отношение к природе

К способам решения относятся:

- Создание заповедников, заказников и тд.

- Изменение сознания людей

- Использование очистительных сооружений на производстве

Задание 2. Во второй половине XX века многие страны освободились от колониальной зависимости.

Назовите причины этого процесса.

К какому континенту (континентам) относились эти страны?

Охарактеризуйте политическое и экономическое развитие одной из стран.

Причина крушения колониальной системы.

Через 4 года после окончания Второй Мировой войны Индонезия освободилась от господства Голландского государства. В колонии в течение нескольких лет шла жестокая война, направленная против захватчиков. Это событие дало начало краху колониальной системы и борьбе с иностранными захватчиками со стороны других колоний.

Во второй половине 50-х годов 20 века в Азии оставались лишь единичные случаи стран-колоний, в то время как Африка была “рассадником” колоний. В 60-х годах начался коренной перелом в мировой колониальной системе. Бельгия и Франция стали не выдерживать массовых беспорядков, происходивших в зависимых от них странах.

Конго является наглядным примером затянувшейся войны за независимость. В государстве начались беспорядки, в которых массово убивали европейцев, в попытке прогнать их и избавиться от натиска более сильного государства. Бельгийское правительство, ранее давшее Конго независимость, приняло решение снова ввести войска, на этот раз установив четкую диктатуру на 30 лет.



К какому континенту (континентам ) относились эти страны?

Пример Конго (Заира) не остановил процессов освобождения Африки. В 62 году 20-го века Франция признала независимость Алжира после длительной войны. До конца столетия продолжалась борьба за независимость стран Африки. В 60-м году обрела независимость от Англии Нигерия - крупнейшая страна континента по населению. Португалии, в связи со сменой политического режима, пришлось признать независимость Мозамбика и Анголы.

После распада мировых колониальных систем господствующие страны пытались поддерживать свой режим, чтобы сохранить влияние. Также за страны пытались бороться сверхдержавы - Соединенные Штаты Америки и Советский Союз. Для этого США разрабатывали экономические реформы, которые оказались действенными.

Колониальная эпоха повлияла на развитие Африки неоднозначно. В некоторых регионах преобразования “прижились” и начали активно развиваться, в то время как для других они оказались неудобными. В некоторых странах Советскому Союзу на непродолжительное время удалось установить и поддерживать режим. Для некоторых стран (например, Анголы) резкая смена устройства оказалась плачевной, поэтому там на длительное время развязывались гражданские войны, продолжавшиеся длительное время.

Охарактеризуйте политическое и экономическое развитие одной из стран.

Экономические отношения, установившиеся в эпоху империализма, существенно не изменились и после 1945 г. Большинство новых стран сохранили зависимость от своих бывших метрополий. Они по-прежнему поставляют сельскохозяйственную продукцию и сырье индустриальному миру и нуждаются в западных промышленных товарах, технологиях и инвестициях. Во многих развивающихся странах сохранено производство какого-то одного вида продукции, например, сахара или какао. Поэтому их экономики находятся в полной зависимости от спроса на международном рынке. Большая часть природных ресурсов идет на выплату процентов по долгам.

Таким образом, развивающиеся страны оказались в зависимости от различных видов помощи со стороны бывших метрополий. Великобритания, Франция и другие страны Запада проводили политику, направленную на сохранение своего влияния в бывших колониях новыми, более гибкими экономическими методами. Эта политика получила название неоколониализма.

После обретения независимости многие страны рассчитывали, что именно социалистический путь развития поможет им быстро модернизировать экономику. Свою экономическую политику они строили по примеру Китая или СССР, добившихся быстрого индустриального роста. В 1950—1960-х гг. развивающиеся страны социалистической ориентации смогли осуществить некоторый прорыв. Однако закрепить этот успех не удалось. Под давлением Запада в 1980-х гг. страны стали переходить к рыночной экономике. Распад СССР окончательно поставил точку на социалистической ориентации развивающихся стран.


Решению социальных проблем и экономическому развитию в странах Азии и Африки мешали гражданские войны и другие конфликты. Военные диктаторы и авторитарные правители тратили деньги на оружие, а не на образование, жилье или здравоохранение. Сальвадор в Центральной Америке, Ливан на Ближнем Востоке, Камбоджа в Юго-Восточной Азии и Мозамбик в Африке — вот неполный перечень развивающихся стран, которые особенно пострадали от внутренних конфликтов и гражданских воин.

Задание 3. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Эпоху правления Брежнева (1964 – 1982 гг.) можно назвать временем «застоя» как в советской экономике, так и во внешней политике».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1. По данным ООН за 1990 год, СССР достиг 26-го места по индексу развития человеческого потенциала (при этом среди стран Европы более низкие показатели имели только Португалия, а также союзники СССР — Болгария, Польша, Венгрия и Румыния, Югославия и Албания).

В 1980 году Советский Союз занимал первое место в Европе и второе место в мире по объёмам производства промышленности и сельского хозяйства. Если в 1960 году объём промышленной продукции СССР по сравнению с США составлял 55 %, то через 20 лет, в 1980 — уже более 80 %.

СССР входил в число 5 стран мира, способных самостоятельно производить все значимые виды промышленной продукции, существовавшие на тот момент. СССР находился на первом месте в мире по производству почти всех видов продукции базовых отраслей промышленности: нефти, стали, чугуна, металлорежущих станков, тепловозов, электровозов, тракторов, сборных железобетонных конструкций, железной руды, кокса, холодильников, шерстяных тканей, кожаной обуви, сливочного масла, добыче природного газа, производству минеральных удобрений, пиломатериалов, реакторного урана (50 % мирового производства), железнодорожному грузо- и пассажирообороту, производству многих видов военной техники, валовому сбору картофеля, сахарной свёклы; на втором месте в мире по улову рыбы и добыче других морепродуктов, поголовью овец, поголовью свиней, производству электроэнергии, добыче золота, производству цемента, добыче угля, общей длине железных дорог, автомобильному грузообороту, воздушному грузо- и пассажирообороту.

2. В 1960-годы СССР вышел на первое место в мире по производству цемента и в конце 1980-х годов уступил его Китаю, с 1966 года заметно опережал по этому показателю в расчёте на душу населения США и Великобританию.

Население Советского Союза в те годы увеличилось на 42 млн. человек. При этом квартплата в среднем не превышала 3 % семейного дохода. Наблюдались успехи в других областях, например, в тракторостроении: Советский Союз экспортировал тракторы в сорок стран мира, главным образом социалистические и развивающиеся . Предметом гордости советского руководства был постоянный рост обеспеченности сельского хозяйства тракторами и комбайнам, однако урожайность зерновых была значительно ниже, чем в промышленно развитых капиталистических странах (в 1970 г. 15,6 ц/га в СССР против 31,2 ц/га в США, 50,3 ц/га в Японии , причём повышения урожайности добиться не удалось — в 1985 году она составила 15 ц/га. Однако было большое различие по районам — так, в Молдавской ССР средняя урожайность была 29,3 ц/га, в России — 15,6 ц/га, в прибалтийских республиках — 21,3-24,5 ц/га (все данные 1970 г).

Семья Боршагиных , рабочих ткацкой фабрики имени Свердлова, во время отдыха дома вечером у телевизора. Москва, 1970 г.

В целом для оценки эффективности сельскохозяйственного производства необходимо, разумеется, учитывать климатические условия. Тем не менее в РСФСР валовой сбор зерна (в весе после доработки) был в полтора—два раза выше, чем после Перестройки, схожие пропорции просматриваются и в поголовье основных видов скота.

Аргументы в опровержение:
1. Имели место и негативные явления. Прежде всего, это неуклонное снижение темпов роста, стагнация в экономике:

Однако, в последние 12—15 лет в развитии народного хозяйства СССР стала обнаруживаться тенденция к заметному снижению темпов роста национального дохода. Если в восьмой пятилетке среднегодовой прирост его составлял 7,5 % и в девятой — 5,8 %, то в десятой он снизился до 3,8 %, а в первые годы одиннадцатой составил около 2,5 % (при росте населения страны в среднем на 0,8 % в год). Это не обеспечивает ни требуемых темпов роста жизненного уровня народа, ни интенсивного технического перевооружения производства.

Эффективность использования сырьевых ресурсов была крайне низкой.

Значительным было и отставание от Запада в развитии наукоёмких отраслей. Например, положение в вычислительной технике характеризовалось как «катастрофическое»:

Положение в советской вычислительной технике представляется катастрофическим. Наши ЭВМ выпускаются на устаревшей элементной базе, они ненадёжны, дороги и сложны в эксплуатации, у них мала оперативная и внешняя память, надёжность и качество периферийных устройств — несравнимы с массовыми западными. По всем показателям мы отстаём на 5—15 лет. …Разрыв, отделяющий нас от мирового уровня, растёт всё быстрее. Мы близки к тому, что теперь не только не сможем копировать западные прототипы, но и вообще окажемся не в состоянии даже следить за мировым уровнем развития.