Файл: Доклад По дисциплине Философия Величайшие женщиныфилософы. Екатерина Сиенская (25. 03. 1347 29. 04. 1380).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Доклад
По дисциплине: «Философия»
«Величайшие женщины-философы.
Екатерина Сиенская
(25.03.1347 – 29.04.1380)»
Москва, 2021
Содержание
-
Биография -
Труды -
Память -
Литература
Биография
Екатери́на Сие́нская — терциарка (монахиня в миру) доминиканского ордена, итальянская религиозная деятельница и писательница позднего Средневековья, оставившая множество писем и мистическое сочинение «Диалоги о Провидении Божьем».
Катерина родилась в Сиене, в районе Фонтебранда, в 1347 году. Она была дочерью красильщика Якопо ди Бенинкасы и Лапы ди Пьяченти, двадцать четвертой из двадцати пяти детей. Имела умершую во младенчестве сестру-близнеца Джованну.
Кэтрин говорит, когда ей было пять или шесть лет: они с братом шли домой от замужней сестры, она испытала видение Христа, восседающего во славе с Апостолами Петром, Павлом и Иоанном. В возрасте семи лет, по собственному позднему рассказу, решила посвятить своё девство Христу. Семья Екатерины принуждала девушку к браку начиная с её 12-го дня рождения. Сначала Екатерина, казалось, приняла это, но затем, раскаявшись, прямо заявила, что дала обет Господу и не намерена отказываться от своего слова. За непокорство родители заставили её заниматься всей работой по дому, но в конце концов, по рассказу жития, они застали её молящейся. Однажды его отец увидел голубя, покоящегося на его голове, когда он молился, и убедился, что это истинное призвание. Именно, тогда отец позволил Екатерине «жить на собственном уме, не требуя ничего, кроме хлеба и воды». Катерина снова получила свою спальню, которую она обставила каменной подушкой, которую до сих пор можно увидеть в доме-святилище Виколо дель Тиратоио. В возрасте шестнадцати лет, в 1363 году, движимая видением святого Доминика, Екатерина приняла покров Доминиканского Третьего Ордена Мантеллата, тем самым продолжая оставаться в своем собственном доме. Мантеллат, прозванный так из-за длинного черного плаща, закрывавшего их белое платье, представлял собой группу мирян, по большей части вдов определенного возраста, которые поначалу не имели желания принять в своё число юную девицу. В течение трех следующих лет своей жизни она жила в маленькой комнате в родительском доме в одиночестве, молясь, читая Священное Писание и труды святых отцов. Эти три года после принятия обета она соблюдала обет молчания, разговаривая лишь со своим духовником во время исповеди.
2 марта 1367 года, в последний день сиенского карнавала у неё было видение, благодаря которому она стала одной из самых знаменитых «невест христовых»: по примеру тезоименитой святой Екатерины Александрийской ей привиделось, что Христос обменялся с ней обручальным кольцом (причём их руки соединила Матерь Божия). Это кольцо, по её словам, она носила до конца жизни, но видимо оно было только ей. Также она говорила, что Христос сказал ей оставить замкнутую жизнь и войти в общественную жизнь мира. Екатерина воссоединилась со своей семьей и начала помогать больным и бедным, где она заботилась о них в больницах или на дому. Ее ранняя благочестивая деятельность в Сиене привлекла группу последователей, женщин и мужчин, которые собрались вокруг нее. После одного из мистических видений (осенью 1370 года), когда она впала в транс, который длился 3-4 часа, и окружающие сочли её мёртвой, ей явился Господь, который сказал ей: «Вернись, дитя Мое, тебе нужно вернуться, чтобы спасти души многих: отныне и впредь ты будешь жить не в келье, но тебе нужно будет покинуть даже город твой… Я приведу тебя к князьям и властителям Церкви и христианского народа». Поэтому она решает бороться за мир между людьми и за церковные реформы.
По мере того, как социальная и политическая напряженность в Сиене нарастала, Екатерину тянуло вмешиваться в более широкую политику. Она совершила свое первое путешествие во Флоренцию в 1374 году, вероятно, чтобы дать интервью доминиканским властям в Генеральном капитуле, состоявшемся во Флоренции в мае 1374 года, хотя это оспаривается (если с ней допросили, то отсутствие более поздних свидетельств предполагает, что ее сочли достаточно православный). Также благодаря своему аскетизму и подвижничеству Екатерина стала известной. Со временем враждебность мантеллатов к ней была преодолена и вокруг неё сложился кружок катеринати — учеников из различных слоев общества, записывавших её слова и облегчавших ей жизнь (их число доходило до ста человек). Но были и её противники, считавшие Екатерину шарлатанкой и истеричкой.
После этого визита она начала путешествовать со своими последователями по северной и центральной Италии, пропагандируя реформу духовенства и советуя людям, что покаяние и обновление могут быть достигнуты через «полную любовь к Богу». В Пизе в 1375 году она использовала свое влияние, чтобы склонить этот город и Лукку к отказу от союза с антипапской лигой, сила которой набирала обороты и силу. Она также с энтузиазмом продвигала запуск нового крестового похода.
Физические путешествия были не единственным способом, которым Екатерина высказывала свои взгляды. С 1375 года она начала диктовать письма писцам. Эти письма были предназначены для мужчин и женщин из ее круга, все более расширяя ее аудиторию, чтобы включать в себя авторитетных деятелей, поскольку она умоляла о мире между республиками и княжествами Италии и о возвращении папства из Авиньона в Рим. Она вела долгую переписку с Папой Григорием XI, прося его реформировать духовенство и администрацию Папской области.
Екатерина вернулась в Сиену и в первые месяцы 1377 года основала женский монастырь строгого соблюдения за городом в старой крепости Белькаро. Остаток 1377 года она провела в Рокка д'Орча, примерно в двадцати милях от Сиены, на местной миссии миротворчества и проповеди. В течение этого периода, осенью 1377 года, у нее был опыт, который привел к написанию ее Диалога, и она научилась писать, хотя, похоже, она по-прежнему в основном полагалась на своих секретарей в своей переписке.
В конце ноября 1378 г., когда разразился западный раскол, новый папа Урбан VI вызвал ее в Рим. Она оставалась при дворе папы Урбана VI и пыталась убедить дворян и кардиналов в его законности, встречаясь с отдельными лицами при дворе и писав письма, чтобы убедить других.
За много лет она приучила себя к строгому воздержанию. Она принимала Святую Евхаристию почти ежедневно. Этот экстремальный пост выглядел нездоровым в глазах духовенства и ее сестер. Ее духовник Раймонд приказал ей есть как следует. Но Екатерина утверждала, что не может, описывая свою неспособность есть как infermità (болезнь). С начала 1380 года Екатерина не могла ни есть, ни глотать воду. 26 февраля она потеряла ноги.
Екатерина умерла в Риме 29 апреля 1380 года в возрасте тридцати трех лет, за восемь дней до этого перенесла обширный инсульт, парализовавший ее ниже пояса. Ее последними словами были: «Отец, в Твои руки я предаю мою душу и мой дух».
Труды
Ее сама знаменитая работа была - «Книга божественной доктрины» («Диалоги о божественном провидении», 1378). Она начала диктовать её ученикам в октябре 1377 года, вернувшись из Рима, куда переехал папа, и обосновавшись в Рокка д’Орчия в 20 милях от Сиены. Книга была закончена 9 октября 1378 года. Современники Екатерины утверждали, что большая часть книги была продиктована, когда Екатерина была в экстазе, хотя также кажется возможным, что сама Екатерина могла затем проредактировать многие отрывки в книге. Это диалог между душой, которая «поднимается» к Богу, и самим Богом.
В книге 167 глав, которые разделены на 6 доктрин.
Первый доктрина.
Первый из них (главы 21-87) - самый длинный раздел всей работы. Это история спасения Екатерины и ее христология: «Доктрина Моста». Его тема заключается в том, что спасение мира может прийти только через Христа, через еего кровь или жертвенную любовь. Д'Урсо показал, что этот символ моста почти наверняка был заимствован Екатериной из диалогов Григория Великого, о которых она, вероятно, знала из перевода Доминика Кавальки, духовного писателя, чье «Зеркало Креста» оказало одно из самых важных влияний на мысли Екатерины. Практически единственный среди ее главных символов, он не является непосредственно библейским, но представляет собой способ визуализации таких библейских концепций, как путь и посредник. В этом единственном символе Екатерина объединила три других эквивалентных символа, которые часто встречаются в ее письмах: лестницу Якоба, крест и древо жизни. Кэтрин считает, что этот мост - один из тех крытых мостов, которые можно увидеть в тосканских городах, который изгибается над быстрым и опасным потоком и имеет небольшие магазинчики и таверны по обе стороны от проезжей части. Она использует его как многостороннюю аллегорическую притчу для учения о Воплощении. Поскольку путь к Богу был прерван грехом Адама, врожденная истина - единственный мост, который может соединить грешное человечество с Богом. Чтобы вернуться к Отцу, мы должны пройти через Христос, мост, сделав три шага, которые соответствуют традиционным трем эпохам духовной жизни. Этим мы также возводим крест и древо жизни, чтобы собрать плоды вечности. Первый шаг привел нас к раненым ногам Христа, и это этап нашей христианской жизни, когда мы повинуемся Богу больше из страха, чем из любви. Второй шаг — это раненое сердце Христа. Теперь мы действуем из любви, все еще смешанной с эгоизмом, потому что нам все еще не хватает совершенного понимания. Размышление о сердце Христа - центральная тема духовности Екатерины, основанная на ее собственном мистическом опыте «обмена сердцами», посредством которого Христос исполнил для нее библейское обещание дать своему народу «новое сердце». Третий шаг в устах Христа, которым он говорит правду и заявляет о своей невесте брачным поцелуем. Остается только четвертый и последний шаг к вечной жизни в присутствии Отца. Екатерина с тоской видит, что некоторые отказываются переходить мост веры во Христа и по глупости пытаются переплыть коварную реку внизу. К сожалению, она сравнивает их с счастливчиками, которые переходят мост. Они не только имеют безопасный проход, но и подкрепляются в пути, останавливаясь в таверне на стороне моста для еды и питья Евхаристии.
В гл. 23-24 она адаптирует евангельские притчи о виноградной лозе и винограднике, чтобы показать, что мы должны не только принять благодать Христа, но и взращивать ее. В гл. 31-35 она использует другой библейский символ добрых и злых деревьев, чтобы показать, что духовное здоровье проявляется в плодах, которые мы приносим. Злое дерево коренится в любви к себе. Его высшие ветви - гордость, его низкое нетерпение и нескромность. Его плоды - нечистота, жадность, несправедливость и зависть. Эти плоды проверяются тремя судами: нашей собственной совестью, пробужденной словом Божьим, нашим судом Богом после нашей смерти и окончательным судом мира Богом в конце истории. Бог убеждает Екатерину, что она не должна бояться терновника испытаний, потому что любящим Бога искушения необходимы для духовного роста. Таким образом, в «Доктрине Моста» мы отразили в нашей индивидуальной жизни полную историю спасения от Адама до нового Адама, Христа, до его второго пришествия на Страшном суде. К этому трактату Екатерина добавляет два других, которые дополнительно объясняют две стороны духовного роста: аффективную или эмоциональную сторону и когнитивную или интеллектуальную сторону.
Вторая доктрина.
Первый рассматривается в «Доктрине слез» с пятью видами эмоций: рабский страх перед Богом, который испытывают те, кто отказывается следовать за Христом; рабский страх тех, кто следует за ним, но только из эгоистичных побуждений; утешения, испытываемые теми, кто начал служить Христу из чистой любви; сострадание, которое испытывают те, кто любит своих ближних ради Христа; совершенный мир и радость тех, кто наконец соединился с Богом в любви. Ей говорят, что для духовного роста важны не просто ощущения, «телесные слезы», но глубокое духовное стремление, «огненные слезы». Она также слышит о «четырех ветрах страсти», которые постоянно бросают мирские люди, так что они никогда не смогут найти покой или покой - ветры успеха, неудач, беспокойства и пустого сожаления.
Третья доктрина.
Другой трактат, «Доктрина истины» (главы 98-109), касается более интеллектуальной стороны духовного роста, а именно роста в самопознании. Он тесно связан с «Трактатом о усмотрении» в ответ на первое прошение. Христос - это свет истины, который разделяют его ученики в трех степенях: вера, полученная всеми крещенными; духовная «благоразумие» или благоразумие, приобретенные теми, кто. жить дисциплинированной духовной жизнью; мудрость, достигаемая теми, кто способен распознавать волю Бога во всех событиях своей жизни. Затем Екатерина просит у Бога наставлений, как ей советовать тем, кто приходит к ней за духовным руководством. Сначала она спрашивает, какой цели она должна придерживаться в своем консультировании. Бог отвечает, повторяя совет, который он дал ей в «Доктрине осмотрительности»: научите их ценить любовь больше, чем покаяние. Во-вторых, Екатерина спрашивает, как оценить духовный рост искренних христиан, когда одни говорят ей, что они переживают великий духовный свет, в то время как другие говорят, что испытывают только великую духовную тьму. Отец предостерегает ее не спешить с выводами о любом из переживаний, но терпеливо ждать от Бога понимания истинного значения таких переживаний в каждом отдельном случае. Наконец, Екатерина просит самый безопасный тест духовного прогресса. Отец уверяет ее, что нет никаких явных признаков такого прогресса,