Файл: Доклад По дисциплине Философия Величайшие женщиныфилософы. Екатерина Сиенская (25. 03. 1347 29. 04. 1380).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
кроме глубокого внутреннего мира, приносящего хорошие плоды в активной христианской жизни. Екатерина завершает этот трактат молитвой к Богу о том, чтобы дать свет и руководство двум ее духовным наставникам, предположительно Раймунду и английскому августинскому отшельнику Вильгельму Флетскому.

Четвертая доктрина.

Следующий раздел книги - «Доктрина мистического тела» (главы 110-134), "что составляет более развернутый ответ на ее второе прошение, ее молитву о реформе церкви накануне Великого западного раскола. Работа над этой реформой была делом всей жизни Екатерины. Тема трактата - чудо Евхаристии и других таинств как источника, из которого жизнь Христа втекает в его тело, церковь, делает его безупречной невестой, очищенной и подпитываемый его жертвенной кровью от сердца его любви. Поэтому для возрождения умирающей Церкви нет ничего более необходимого, чем добрые священники, которые служат в этих животворных таинствах и наставляют их в истине Евангелия. Затем в ужасе Екатерина слышит пророческое осуждение духовенства своего времени (главы 121-33), пренебрежение которым своим служением привело к страданиям народа Божьего. Хотя она уверена, что их грехи не приносят таинств.

Пятая и шестая доктрина.

Последние два раздела Диалога дают более подробный ответ на молитву Кэтрин о Раймунде и обо всех кризисах того времени, в которых они с Раймундом борются. Совершенно естественно, что они сосредотачиваются на проблеме реформы религиозной жизни, которой они оба заняты. Первый из этих двух трактатов - «Доктрина провидения» (исключен из английских изданий 1906 года и более поздних). Это трактат о христианской надежде, потому что в нем подчеркивается любящая забота Бога о мире, которая распространяется на каждого человека и каждое событие его жизни, чтобы все происходило к лучшему для тех, кто любит Бога. Божья любящая забота распространяется даже на тех, кто умер во грехе, поскольку он послал пророка Елисея воскресить сына вдовы, что является прообразом воскресения Христа. Екатерина особенно останавливается на роли Марии как знак Божьего провидения для его детей. Евхаристия – также является таинство той же нежной заботы. Екатерина рассказывает, как однажды Бог явил ей эту истину, чудесным образом причащая ее Святое Причастие, когда священники Церкви пренебрегли ею (глава 142). Таким образом, если мы принимаем волю Бога в своей жизни, Он обеспечивает нас обычными способами или, если все остальное терпит неудачу, экстраординарными способами, в то время как мы вовлечены в сотрудничество с Его заботой о мире. Этот трактат завершается инструкцией о том, как христианская надежда должна быть основана на духовной бедности, которой не только учил, но и жил Христос.


Последняя трактата - «Доктрина послушания» (главы 154-65). В этом заключительном трактате вышеупомянутая тема сотрудничества с Божьей заботой о мире применяется к обсуждению религиозного послушания, что должно стать основой реформы религиозных орденов. Доминиканцы, исповедуя религию, однозначно обещают только послушание, потому что в их традиции этот обет включает в себя обет целомудрия и бедности. Екатерина верна этому акценту. Однако мы не должны думать, что для нее послушание - это пассивная добродетель, в основном связанная с соблюдением мелочей религиозной жизни, подавляющая всякую оригинальность и творчество. Если это была ее идея, то ее жизнь показывает, что она потерпела поражение в ее соблюдении! Для Екатерины образцом послушания был способ, которым Христос полностью отдал себя миссии, возложенной на него Отцом. Это сотрудничество с Божьей заботой о мире, в которой религиозные люди должны отворачиваться от эгоистичных забот, чтобы заботиться о других и о Божьей работе, используя каждый талант, полученный от Бога, чтобы принести ему хорошую отдачу от своих вложений. Такое послушание требуется от каждого христианина. Екатерина, страдая от только что начавшегося Великого раскола, призывает к единству всех христиан через верность Папе как символу постоянного присутствия Христа в Его Церкви. Однако истинное послушание не может быть основано на законническом страхе, а только в любви. Любовь - мать послушания, терпение в страданиях - своей сестре, а смирение или истинное самопознание - ее кормилица. Такое послушание - ключ к небесам, данный Святому Петру, и только он может открыть путь в Царство Божье. Хотя послушание необходимо для всех членов Церкви, оно является самой сутью клятвенной жизни религиозных мужчин и женщин. Религиозный орден - это Церковь в миниатюре. Это похоже на рыбацкую лодку Святого Петра, капитаном которой является Святой Дух. В видении она видит святого Бенедикта, основавшего свой орден на «благоразумие», святого Франциска, основавшего свой орден на бедности, и святого Доминика, основавшего свой орден проповедников на «свете знания». Екатерина видит свой Орден «широким и радостным путем», харизма которого символизируется двумя святыми, сопровождающими Доминика, единственными двумя членами Ордена, кроме канонизированного основателя: теолог Фома Аквинский и Петр. Мученик, мужественный проповедник. Однако важен дух послушания в любви, а не труд или время, проведенное в религиозной жизни. Екатерина подчеркивает, что миряне часто более священны, чем религиозны, потому что религиозные, не желающие учиться самопознанию посредством постоянной медитации,

вскоре становятся хуже, чем верующие, они были бы таковыми, если бы никогда не давали обеты. Истинное послушание должно быть дискретным, основанным на просвещенном понимании истинной цели закона, а не на его букве. Такое осторожное послушание позволяет нам сотрудничать с Богом в Его любящей заботе о мире, так что мы испытываем, даже посреди всех действий и испытаний служения, глубокий мир в Нем, чья сила никогда не может быть нарушена. Завершением Диалога является краткое изложение его содержания (глава 166), а затем великолепный гимн хвалы (глава 167), который напоминает нам о великой евхаристической молитве. Екатерина в экстазе благодарит Бога за его заботу обо всех своих созданиях и за ответы на все ее прошения. Прежде всего, она славит Бога за свет истины, который дается христианам в вере. В этом свете она осознала, что он заботится о ней и обо всех, кого она любит, и пережила прочный мир, обещанный через его Сына. Как река, впадающая в море, она мистическим образом погружается в Троицу, «Мирный Океан».

Я считаю, что, когда читатель уловил структуру Диалога, характерные темы духовности Екатерины отчетливо выделяются, раскрываясь, а не скрываемая ее богатым символизмом и частым повторением одних и тех же идей, к которым она стремится показать их взаимоотношения. 15 Для нее духовная жизнь сосредоточена во Христе, Который единственный есть путь, и в его сердце, то есть в жертвенной евхаристической любви, которая побудила его пролить свою кровь, чтобы дать жизнь своему телу, церкви и всему Мир. Он - воплощенное Слово, сама истина Бога, Который единственный может дать нам свет веры, посредством которого мы узнаем Бога как нашего Отца, чтобы мы могли найти свой путь к Нему. Эта истина в нас - животворящий Дух Христа, который заставляет нас расти духовно и обновляет Церковь для спасения мира. Таким образом, для Екатерины учение о Троице - это не богословские рассуждения, а практическая реальность, опыт веры в активное присутствие Бога в наших сердцах и в исторических событиях. Жить верой в Троицу - значит двигаться к вечному покою в мире переполненной Божьей жизни. Однако этот свет также производит в нас глубокое смирение самопознания. Мы приходим, чтобы увидеть, кто мы и какова наша цель. Это видение подразумевает также миссию и служение от Бога. Мы не можем любить и служить Богу, кроме как любя и служа нашему ближнему с той же любовью, с которой мы любим его, и с которой он заботится о нас и всех своих созданиях. Христианская жизнь влечет за собой героические труды и страдания («пот», «кровь» и «слезы» - любимые выражения Екатерины), но, по сути, не в них, а в
беззаветной любви и служении другим, которые одни только ценят Наши кресты. Эта любовь к ближнему - это сотрудничество с отцовской любовью Бога ко всем Его творениям, какими бы греховными они ни были; и наше послушание Ему - это не узкий путь произвольных правил, а "широкий и радостный путь", просвещенный духовным пониманием и освященный наша доля в щедрости Бога. Следовательно, наша жизнь начинается и заканчивается созерцанием Божьей истины, но она должна приносить плоды в мужественной работе, предпринимаемой силой Его Духа для обновления Его Церкви и евангелизации его мира. Для меня духовное учение Екатерины более актуально для нашего времени и ближе к сердцу Евангелия, чем учение многих других мистиков, даже самых великих. Ее мало интересуют творческие размышления о жизни Господа. как Бриджит из Швеции или Генри Сусо; ни с метафизическими рассуждениями, как Мейстер Экхарт; ни с психологическими фазами темных ночей и внутреннего озарения, как у Рейсбрука, Терезы Авильской и Иоанна Креста. Хотя ее жизнь наполнена необычными переживаниями и кризисами как внутри, так и снаружи, все это не является центральным для ее духовности. Что ее беспокоит, так это смотреть «оком веры» в ясный свет Евангелия и в этом свете непрестанно трудиться для обновления Церкви, мира и тех дорогих друзей, которые нуждаются в ней.