Файл: Федеральные, региональные, муниципальные программы в области социальной защиты населения.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 280
Скачиваний: 19
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральные, региональные, муниципальные программы в области социальной защиты населения
В РФ в рамках обеспечения социально-экономического развития приняты различного рода программы. Они направлены на комплексные стратегические развития страны в разных отраслях деятельности. Данные программы реализуются на всех уровнях власти – федеральном, региональном, местном. Это обеспечивает некоторую преемственность между ними.
Говоря о реализации федеральных программ в области социальной защиты населения стоит отметить, что по-другому они трактуются как государственные программы. Данные программы, как и региональные и муниципальные строятся на применении программно-целевого и стратегического подходов.
Перечень первых госпрограмм утвержден согласно Распоряжению Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. N 1950-р «Об утверждении перечня государственных программ РФ», госпрограммы РФ подразделяются на 5 программных блоков в зависимости от сферы своей реализации:
«Новое качество жизни»;
«Инновационное развитие и модернизация экономики»;
«Обеспечение национальной безопасности»;
«Сбалансированное региональное развитие»;
«Эффективное государство».
Каждый из этих блоков включает в себя перечень отдельных одпрограмм, которые реализуются в той сфере деятельности, в которой они утверждены. Всего госпрограмм в РФ – 44.
Разработка и утверждение госпрограмм регламентирована Приказом Министерства экономического развития РФ от 20 ноября 2013 г. № 690 «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации».
Так, согласно нему, можно выделить следующие организационные этапы разработки и реализации госпрограмм РФ, а также других программ на региональном и местном уровне власти (могут вноситься коррективы органами местного самоуправления).
Разработка проекта госпрограммы. Начальная стадия внедрения положений госпрограмм на повсеместной основе. Включает в себя следующие этапы:
- Разработка госпрограммы и ее структуры. В отличие от нацпроектов, федеральных проектов проекты госпрограмм вносятся на согласование в Министерство экономического развития РФ и в Министерство финансов РФ. В дальнейшем их проекты утверждаются непосредственно Правительством РФ;
- Заполнение паспорта госпрограммы. Подобно паспорту нацпроектов, федеральных проектов, паспорта госпрограмм имеют аналогичную структуру, состоящую из упоминания ее составных элементов:
- Перечень исполнителей, ответственных за реализацию госпрограммы:
- Выделение целевых показателей госпрограммы;
- Определение задач реализации госпрограммы;
- Анализ результатов реализации госпрограммы.
- Определение содержание госпрограммы. На этом этапе анализируются составляющие элементы госпрограмм и объективные возможности их реализации.
- Отражение информации о расходах федерального бюджета на реализацию госпрограммы. Этап включает в себя определение возможной финансовой обеспеченности реализации госпрограмм.
- Разработка подпрограммы госпрограммы и представление информации о федеральных целевых программах, включенных в госпрограмму. Для того, чтобы охватить все сферы социально-экономического развития России необходимо сделать упор на ее отдельных элементах, которые отражают узкоспециализированные составляющие компоненты. Для этого, в перечень госпрограмм входят подпрограммы, задача которых состоит в точечном решении всего комплекса стратегического развития страны в социально-экономической сфере ее деятельности;
- Заполнение паспорта подпрограммы и содержание подпрограммы госпрограммы. Подпрограмма госпрограммы также имеет свой паспорт, который отражает важные составляющие ее реализации. Для того, чтобы определить целевые показатели реализации подпрограмм, необходимо составить их паспорта.
2) Дополнительные и обосновывающие материалы, представляемые с госпрограммой. Вместе с проектом госпрограммы предоставляются следующие дополнительные документы:
- план реализации госпрограммы;
- краткое обоснование необходимости и достаточности набора контрольных событий программы для достижения ожидаемого результата (сведения о ресурсообеспеченности исполнителей госпрограммы).
3) Мониторинг реализации госпрограммы.
Этап ориентирован на проведении дополнительных оценочных мероприятий для предотвращения возможности возникновения проблемных статей реализации госпрограмм.
4) Подготовка годовых отчетов, докладов о ходе реализации и оценке эффективности госпрограммы.
Годовые отчеты и доклады о ходе реализации и оценке эффективности госпрограммы необходимы для мониторинга результативности хода протекания их реализации.
5) Управление, контроль реализации и оценка эффективности госпрограммы.
Завершающий этап в организационной системе подготовки и реализации госпрограмм, заключающийся в подготовке основных мероприятий, касающихся комплексных подведений итогов ходом их протекания.
В рамках программного блока «Новое качество жизни» в РФ действует госпрограмма, направленная на обеспечение комплексной социальной защиты граждан – «Социальная поддержка граждан».
Как и все другие госпрограммы в РФ, госпрограмма «Социальная поддержка граждан» имеет свой паспорт, в котором можно отследить целевые ориентиры, задачи, направления ее реализации.
Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», ответственным исполнителем реализации данной госпрограммы является рассмотренное раннее Министерство труда и социальной защиты РФ.
Госпрограмма имеет в своей структуре ряд подпрограмм, которые более точечно нацелены на достижение ее основных целевых ориентиров.
Так, в госпрограмму «Социальная поддержка граждан» входят следующие составляющие ее подпрограммы:
- «Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан»;
- «Модернизация и развитие социального обслуживания населения»;
- «Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей»;
- «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций»;
- «Старшее поколение»;
- «Обеспечение условий реализации государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан».
Как видно из представленного перечня подпрограмм, они направлены на обеспечение достижения целевых ориентиров и задач основной госпрограммы – «Социальная поддержка граждан».
Такими целевыми ориентирами являются:
- повышение доступности социального обслуживания населения
;
- создание условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки, государственных социальных и страховых гарантий.
Для их достижения планируется решить перечень следующих задач:
- обеспечение обязательств по социальной поддержке граждан;
- создание условий для обеспечения реализации программы;
- обеспечение потребностей граждан в социальном обслуживании;
- создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи и рождения детей;
- расширение участия негосударственных некоммерческих организаций в решении социальных вопросов;
- создание условий для повышения материального и социального положения граждан старшего поколения.
Основными индикаторами комплексности достижения госпрограммой поставленных перед ней целей и задач являются:
- доля граждан, получивших социальную поддержку и государственные социальные гарантии, в общей численности граждан, имеющих право на их получение и обратившихся за их получением;
- доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения.
Госпрограмма реализуется с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2024 г.
Общий объем ее финансирования составляет – 23 108 777 722,9 тыс.руб.
Основными результатами и мероприятиями достижения целей и задач госпрограммы являются:
- исполнение обязательств государства по социальной поддержке отдельных категорий граждан;
- увеличение удельного веса учреждений социального обслуживания до 20,4 процента к 2024 году;
- повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников до 100 процентов и дальнейшее поддержание достигнутого уровня до 2024 года;
- рост суммарного коэффициента рождаемости до 1,7 к 2024 году;
- увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 88,95 процента к 2024 году;
увеличение объемов социальных услуг, оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями;
- повышение материального и социального положения граждан пожилого возраста.
Проводя общий анализ структурной составляющей госпрограммы «Социальная поддержка граждан» можно сказать, что они имеет обусловленные компоненты своей реализации