Файл: Чувашской Республики Чебоксарский медицинский колледж.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Чувашской Республики
«Чебоксарский медицинский колледж»
Министерства здравоохранения Чувашской Республики
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
СЛОВА ПАРАЗИТЫ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
учебная дисциплина 9М-13-23. Сестринское дело
Выполнила: Александрова Ирина Рюриковна
Группа: 9М-11-22
Специальность: 9М-13-22. Сестринское дело (базовая углубленная подготовка)
Проверил преподаватель:
Работа оценена:
Чебоксары, 2023
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ____________________________________________________3 стр.
ГЛАВА 1.
1.1. Слова-паразиты и причины их употребления____________________4
1.2. Способы борьбы со словами паразитами в научной литературе_______5-6
ГЛАВА 2.
2.1. Слова – паразиты в художественной литературе____________________7
2.2. Исследование употребления слов – паразитов в речи школьников ______ 8
2.3. Как избавиться от вредной привычки _____________________________ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ _____________________________________________________ 10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ_______________________________________________11
2
ВВЕДЕНИЕ
Вы... это самое... того... Когда вы говорите, То значит, это... как его... Ну, в общем, не тяните... Вот, между прочим, так сказать, Что мне хотелось вам сказать.
Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие? Конечно, мы слышим, когда из их уст вылетают нецензурные выражения. Но, оказывается, и нормальные слова могут «загрязнять» язык. «Как бы», «типа», «короче», «блин» и другие прочно укоренились в нашем лексиконе.
Актуальность данной темы вызвана тем, что наш «прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника. В своей работе я попыталась разобраться, что же представляют собой слова- паразиты, как они появляются, когда и где употребляются.
Цель исследования – выявить наличие в речи учащихся школы и жителей села слов- паразитов, определить наиболее употребляемые из них.
Задачи исследования:
-
установить, какие слова в нашей речи называются словами-паразитами; -
выявить наличие в речи учащихся колледжа;
-
определить наиболее употребляемые слова-паразиты; -
выяснить, как влияют слова-паразиты на восприятие речи собеседника; -
дать некоторые рекомендации по работе над своей речью, чтобы она соответствовала литературным нормам.
3
ГЛАВА 1.
1.1 СЛОВА-ПАРАЗИТЫ И ПРИЧИНЫ ИХ УПОТРЕБЛЕНИЯ
Чистая речь - это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм. Чаще всего употребляются термины «слова-паразиты» и «вредные слова». «Слова-паразиты» — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов. Слова-паразиты – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы. К словам-паразитам относятся: «как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», «ну», «вот», «э-э-э» и прочие. Большинством лингвистов считается, что «слова-паразиты» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок. В разговорной речи не всегда удается найти самое подходящее слово. Многие слова-паразиты: вроде, типа, как бы и так далее – произносятся по такой причине: слово, может, и не совсем подходящее, но нужное в этот момент в голову не приходит. Так о причинах употребления слов-паразитов пишет писатель Петр Вайль: «Чисто говорить трудно. Слова-паразиты упрощают речь, это слова-связки». Бывают случаи, когда человек осознанно прибегает к словам - паразитам. Например, если задан «неудобный» вопрос, а ответить на него необходимо, чтобы потянуть время, за которое можно подобрать ответ, человек произносит: видите ли, ну как вам сказать и другие. Если человек волнуется или хочет быстрее высказаться, количество слов – паразитов увеличивается. Есть и другая причина появления этих слов в нашей речи. На эти слова возникает мода. Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью.
4
1.2. Способы борьбы со словами- паразитами в научной литературе
Ю. Дараган в работе «Риторическая структура текста и маркеры порождения речи» представляет некоторые стратегии для снижения риска появления слов -паразитов в речи: это редукция (отказ от «рискованной» вербализации), апелляция к собеседнику, попытка изменить структуру текста и обеспечение паузы для подбора слов в рамках той же структуры.
1. Редукция - Девиз этой стратегии можно сформулировать как «Не получается — ну и ладно!». Не в силах подобрать слова для детального изложения своих мыслей, говорящий пытается выйти из положения, снижая объем передаваемой информации.
Структурная редукция: а) переход на более высокий уровень обобщения (генерализация), упрощение (сокращение) текста. Крайний случай структурной редукции — полный отказ от вербализации (мысль не так важна, чтобы тратить столько усилий — своих и слушающего - на ее изложение).
Смысловая редукция. Появляется в ситуации припоминания конкретных деталей: нерелевантные подробности опускаются.
Вербализационная редукция. Появляется при затруднении в выборе словесного оформления.
2. Апелляция - Девиз: «Ну, попробуй сам догадаться!». Если говорящий считает,
что содержание выделенного фрагмента должно быть знакомо собеседнику, он может попытаться отказаться от поиска под предлогом, что «и так понятно».
3. Перифраз - Девиз: «Попробуем с другой стороны». В случае непонимания со стороны собеседника говорящему следует отказаться от формулировки, изложить мысль иначе.
4.Пауза - Девиз: «Я не манкирую, просто задумался». Говорящий может объявить о необходимости подумать.
5
Кроме того, психологи также рекомендуют выполнять специальные упражнения, чтобы вывести употребление «паразитов» в область осознанного поведения. Потому что с тем, что осознано, бороться намного проще:
1. Вести дневник речи и штрафовать себя, если заметил слово «как бы».
2. Довести ситуацию до абсурда: написать сочинение, произнести речь с сознательным употреблением «как бы».
3.Больше читать художественную литературу;
4.Внимательно следить за своей речью (можно записывать свою речь на диктофон, а потом выявлять слова – паразиты);
5.Делать паузы, чтобы собраться с мыслями;
6.Заменять слова-паразиты какими-нибудь другими словами.
6
ГЛАВА 2.
2.1.Слова – паразиты в художественной литературе
В художественных произведениях слова - паразиты часто употребляются для
создания характеристики того или иного персонажа. И, конечно, в речи автора сорных слов быть не должно. Мне стало интересно, действительно ли это так? В пример я решила взять произведение Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил». В этом произведении очень много слов-паразитов встречается как в диалогах героев, которые по замыслу автора неграмотные генералы, так и в словах автора.
«-Что же мы будем, однако, делать?... Вот кабы этакой-то рыбки да на Подьяческую!...
Ну что, ваше превосходительство, промыслил что-нибудь?... Да вот нашел старый нумер
«Московских ведомостей», и больше ничего!... Ты смотри, однако, каналья не утопи нас!...».
«Одним словом, о чем ни начинали генералы разговор, он постоянно сводился на воспоминания об еде, и это еще более раздражало аппетит… Наконец, развел огонь и напек столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку?»… Долго ли, коротко ли, однако, генералы соскучились… Однако и об мужике не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!...».
В результате анализа диалогов участников и слов автора я пришла к выводу, что с помощью слов-паразитов автор очень грамотно передаёт атмосферу действия в произведении.
7
2.2. Исследование употребления слов – паразитов в речи учащихся колледжа.
Очень часто на парах я замечаю: каждый раз, вставая из-за парты для ответа, учащимся приходилось делать над собой усилие, чтобы не протянуть «ну-у», пытаясь собраться с мыслями и сформулировать первую мысль. Преподаватели пытаются отучить учеников начинать ответ с «ну» или «значит», пригрозив ставить оценку на бал ниже, если свой ответ начнут с этих слов. Ребятам достаточно трудно построить ответ, не употребляя слов-паразитов. А что знают сами ученики об употреблении таких слов? Для проведения исследования мной составлена анкета «Слова–паразиты в вашей речи», проведены эксперимент «Частота употребления слов–паразитов» и исследование «Употребление слов–паразитов обучающимися разных возрастных групп».
В анкетировании принимали участие учащиеся 9м-13-22 и 9м-17-22(52 человека) Чебоксарского Медицинского Колледжа
Результаты анкетирования:
«Слова – паразиты в вашей речи» показали: подростки (100%) употребляют в своей речи слова - паразиты; (25%) учащихся борются со словами паразитами; (75%) не борются.
Наиболее употребляемые слова-паразиты в среде подростков – слова «блин»; «капец»; «ну»; «вот»; «короче»; «а» способы борьбы со словами-паразитами (50%) учащихся ответили следить за речью; (35%)-читать художественную литературу; (15%)-затруднились ответить.
8
2.3 Как избавиться от вредной привычки?
Для того чтобы определить способы борьбы со словами – паразитами, я попыталась определить способы появления их в нашей речи. Для этого, среди своих одноклассников я провела такой эксперимент. Проанализировав результаты анкетирования, проводимого ранее, я выяснила, что слово-паразит «как сказать» в нашем классе не употребляется. В качестве эксперимента я решила начать употреблять это слово в своей речи. Через день я заметила, что моя одноклассница стала изредка вставлять это слово в свою речь, причем раннее его не использовала. Еще через день другая моя одноклассница стала употреблять, то слово, а уже через три дня практически все люди в моём классе стали употреблять слово-паразит «как сказать».
Я сделала вывод, что в лексике людей некоторые слова-паразиты появляются в результате подражания друг другу, и если исключить пример для подражания, проблема отпадёт сама собой. Значит, одним из способов борьбы со словами паразитами можно назвать контроль над своей речью
9
Заключение
В ходе данного исследования было выявлено, что 100% учащихся достаточно
часто употребляют слова-паразиты, 60% даже не замечают их в своей
речи. Установлено, что слова-паразиты — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных слов вроде «блин», «чёрт», «это самое» и другие. Большинство слов-паразитов являются вводными словами, могут быть разными частями речи. На основании результатов моего исследования можно сделать вывод, что слова- паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют ее понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Чаще
всего слова-паразиты используются учащимися из-за скудности словарного запаса. Иногда на эти слова у подростков возникает мода, поэтому их могут использовать ученики, не имеющие проблем с речью. Нужно