Файл: Чувашской Республики Чебоксарский медицинский колледж.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Чувашской Республики

«Чебоксарский медицинский колледж»

Министерства здравоохранения Чувашской Республики

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

СЛОВА ПАРАЗИТЫ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

учебная дисциплина 9М-13-23. Сестринское дело

Выполнила: Александрова Ирина Рюриковна

Группа: 9М-11-22

Специальность: 9М-13-22. Сестринское дело (базовая углубленная подготовка)

Проверил преподаватель:

Работа оценена:

Чебоксары, 2023

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ____________________________________________________3 стр.

ГЛАВА 1.

1.1. Слова-паразиты и причины их употребления____________________4

1.2. Способы борьбы со словами паразитами в научной литературе_______5-6

ГЛАВА 2.

2.1. Слова – паразиты в художественной литературе____________________7

2.2. Исследование употребления слов – паразитов в речи школьников ______ 8

2.3. Как избавиться от вредной привычки _____________________________ 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ _____________________________________________________ 10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ_______________________________________________11

2

ВВЕДЕНИЕ

Вы... это самое... того... Когда вы говорите, То значит, это... как его... Ну, в общем, не тяните... Вот, между прочим, так сказать, Что мне хотелось вам сказать.

Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие? Конечно, мы слышим, когда из их уст вылетают нецензурные выражения. Но, оказывается, и нормальные слова могут «загрязнять» язык. «Как бы», «типа», «короче», «блин» и другие прочно укоренились в нашем лексиконе.

Актуальность данной темы вызвана тем, что наш «прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника. В своей работе я попыталась разобраться, что же представляют собой слова- паразиты, как они появляются, когда и где употребляются.

Цель исследования – выявить наличие в речи учащихся школы и жителей села слов- паразитов, определить наиболее употребляемые из них.

Задачи исследования:

  • установить, какие слова в нашей речи называются словами-паразитами;

  • выявить наличие в речи учащихся колледжа;


  • определить наиболее употребляемые слова-паразиты;

  • выяснить, как влияют слова-паразиты на восприятие речи собеседника;

  • дать некоторые рекомендации по работе над своей речью, чтобы она соответствовала литературным нормам.

3

ГЛАВА 1.

1.1 СЛОВА-ПАРАЗИТЫ И ПРИЧИНЫ ИХ УПОТРЕБЛЕНИЯ

Чистая речь - это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм. Чаще всего употребляются термины «слова-паразиты» и «вредные слова». «Слова-паразиты» — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов. Слова-паразиты – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы. К словам-паразитам относятся: «как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», «ну», «вот», «э-э-э» и прочие. Большинством лингвистов считается, что «слова-паразиты» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок. В разговорной речи не всегда удается найти самое подходящее слово. Многие слова-паразиты: вроде, типа, как бы и так далее – произносятся по такой причине: слово, может, и не совсем подходящее, но нужное в этот момент в голову не приходит. Так о причинах употребления слов-паразитов пишет писатель Петр Вайль: «Чисто говорить трудно. Слова-паразиты упрощают речь, это слова-связки». Бывают случаи, когда человек осознанно прибегает к словам - паразитам. Например, если задан «неудобный» вопрос, а ответить на него необходимо, чтобы потянуть время, за которое можно подобрать ответ, человек произносит: видите ли, ну как вам сказать и другие. Если человек волнуется или хочет быстрее высказаться, количество слов – паразитов увеличивается. Есть и другая причина появления этих слов в нашей речи. На эти слова возникает мода. Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью.

4

1.2. Способы борьбы со словами- паразитами в научной литературе



Ю. Дараган в работе «Риторическая структура текста и маркеры порождения речи» представляет некоторые стратегии для снижения риска появления слов -паразитов в речи: это редукция (отказ от «рискованной» вербализации), апелляция к собеседнику, попытка изменить структуру текста и обеспечение паузы для подбора слов в рамках той же структуры.

1. Редукция - Девиз этой стратегии можно сформулировать как «Не получается — ну и ладно!». Не в силах подобрать слова для детального изложения своих мыслей, говорящий пытается выйти из положения, снижая объем передаваемой информации.

Структурная редукция: а) переход на более высокий уровень обобщения (генерализация), упрощение (сокращение) текста. Крайний случай структурной редукции — полный отказ от вербализации (мысль не так важна, чтобы тратить столько усилий — своих и слушающего - на ее изложение).

Смысловая редукция. Появляется в ситуации припоминания конкретных деталей: нерелевантные подробности опускаются.

Вербализационная редукция. Появляется при затруднении в выборе словесного оформления.

2. Апелляция - Девиз: «Ну, попробуй сам догадаться!». Если говорящий считает,

что содержание выделенного фрагмента должно быть знакомо собеседнику, он может попытаться отказаться от поиска под предлогом, что «и так понятно».

3. Перифраз - Девиз: «Попробуем с другой стороны». В случае непонимания со стороны собеседника говорящему следует отказаться от формулировки, изложить мысль иначе.

4.Пауза - Девиз: «Я не манкирую, просто задумался». Говорящий может объявить о необходимости подумать.

5

Кроме того, психологи также рекомендуют выполнять специальные упражнения, чтобы вывести употребление «паразитов» в область осознанного поведения. Потому что с тем, что осознано, бороться намного проще:

1. Вести дневник речи и штрафовать себя, если заметил слово «как бы».

2. Довести ситуацию до абсурда: написать сочинение, произнести речь с сознательным употреблением «как бы».

3.Больше читать художественную литературу;

4.Внимательно следить за своей речью (можно записывать свою речь на диктофон, а потом выявлять слова – паразиты);

5.Делать паузы, чтобы собраться с мыслями;

6.Заменять слова-паразиты какими-нибудь другими словами.

6

ГЛАВА 2.

2.1.Слова – паразиты в художественной литературе


В художественных произведениях слова - паразиты часто употребляются для

создания характеристики того или иного персонажа. И, конечно, в речи автора сорных слов быть не должно. Мне стало интересно, действительно ли это так? В пример я решила взять произведение Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил». В этом произведении очень много слов-паразитов встречается как в диалогах героев, которые по замыслу автора неграмотные генералы, так и в словах автора.

«-Что же мы будем, однако, делать?... Вот кабы этакой-то рыбки да на Подьяческую!...

Ну что, ваше превосходительство, промыслил что-нибудь?... Да вот нашел старый нумер

«Московских ведомостей», и больше ничего!... Ты смотри, однако, каналья не утопи нас!...».

«Одним словом, о чем ни начинали генералы разговор, он постоянно сводился на воспоминания об еде, и это еще более раздражало аппетит… Наконец, развел огонь и напек столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку?»… Долго ли, коротко ли, однако, генералы соскучились… Однако и об мужике не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!...».

В результате анализа диалогов участников и слов автора я пришла к выводу, что с помощью слов-паразитов автор очень грамотно передаёт атмосферу действия в произведении.

7

2.2. Исследование употребления слов – паразитов в речи учащихся колледжа.

Очень часто на парах я замечаю: каждый раз, вставая из-за парты для ответа, учащимся приходилось делать над собой усилие, чтобы не протянуть «ну-у», пытаясь собраться с мыслями и сформулировать первую мысль. Преподаватели пытаются отучить учеников начинать ответ с «ну» или «значит», пригрозив ставить оценку на бал ниже, если свой ответ начнут с этих слов. Ребятам достаточно трудно построить ответ, не употребляя слов-паразитов. А что знают сами ученики об употреблении таких слов? Для проведения исследования мной составлена анкета «Слова–паразиты в вашей речи», проведены эксперимент «Частота употребления слов–паразитов» и исследование «Употребление слов–паразитов обучающимися разных возрастных групп».


В анкетировании принимали участие учащиеся 9м-13-22 и 9м-17-22(52 человека) Чебоксарского Медицинского Колледжа

Результаты анкетирования:

«Слова – паразиты в вашей речи» показали: подростки (100%) употребляют в своей речи слова - паразиты; (25%) учащихся борются со словами паразитами; (75%) не борются.

Наиболее употребляемые слова-паразиты в среде подростков – слова «блин»; «капец»; «ну»; «вот»; «короче»; «а» способы борьбы со словами-паразитами (50%) учащихся ответили следить за речью; (35%)-читать художественную литературу; (15%)-затруднились ответить.

8

2.3 Как избавиться от вредной привычки?

Для того чтобы определить способы борьбы со словами – паразитами, я попыталась определить способы появления их в нашей речи. Для этого, среди своих одноклассников я провела такой эксперимент. Проанализировав результаты анкетирования, проводимого ранее, я выяснила, что слово-паразит «как сказать» в нашем классе не употребляется. В качестве эксперимента я решила начать употреблять это слово в своей речи. Через день я заметила, что моя одноклассница стала изредка вставлять это слово в свою речь, причем раннее его не использовала. Еще через день другая моя одноклассница стала употреблять, то слово, а уже через три дня практически все люди в моём классе стали употреблять слово-паразит «как сказать».

Я сделала вывод, что в лексике людей некоторые слова-паразиты появляются в результате подражания друг другу, и если исключить пример для подражания, проблема отпадёт сама собой. Значит, одним из способов борьбы со словами паразитами можно назвать контроль над своей речью

9

Заключение

В ходе данного исследования было выявлено, что 100% учащихся достаточно

часто употребляют слова-паразиты, 60% даже не замечают их в своей

речи. Установлено, что слова-паразиты — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных слов вроде «блин», «чёрт», «это самое» и другие. Большинство слов-паразитов являются вводными словами, могут быть разными частями речи. На основании результатов моего исследования можно сделать вывод, что слова- паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют ее понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Чаще

всего слова-паразиты используются учащимися из-за скудности словарного запаса. Иногда на эти слова у подростков возникает мода, поэтому их могут использовать ученики, не имеющие проблем с речью. Нужно