Файл: Проектирование автоматизированной информационной системы кадрового учёта предприятия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 282
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Помимо выбора платформы, на этапе проектирования определяются следующие характеристики архитектуры:
-
будет ли это архитектура «файл-сервер» или «клиент-сервер»; -
будет ли это 3-уровневая архитектура со следующими слоями: сервер, ПО промежуточного слоя (сервер приложений), клиентское ПО; -
будет ли база данных централизованной или распределенной. Если база данных будет распределенной, то какие механизмы поддержки согласованности и актуальности данных будут использоваться; -
будет ли база данных однородной, то есть, будут ли все серверы баз данных продуктами одного и того же производителя (например, все серверы только Oracle или все серверы только DB2 UDB). Если база данных не будет однородной, то какое ПО будет использовано для обмена данными между СУБД разных производителей (уже существующее или разработанное специально как часть проекта); -
будут ли для достижения должной производительности использоваться параллельные серверы баз данных (например, Oracle Parallel Server, DB2 UDB и т.п.).
Этап проектирования завершается разработкой технического проекта ИС.
На этапе реализации осуществляется создание программного обеспечения системы, установка технических средств, разработка эксплуатационной документации.
Этап тестирования обычно оказывается распределенным во времени. После завершения разработки отдельного модуля системы выполняют автономный тест, который преследует две основные цели:
-
обнаружение отказов модуля (жестких сбоев); -
соответствие модуля спецификации (наличие всех необходимых функций, отсутствие лишних функций).
После того как автономный тест прошел успешно, модуль включается в состав разработанной части системы, и группа сгенерированных модулей проходит тесты связей, которые должны отследить их взаимное влияние.
Далее группа модулей тестируется на надежность работы, то есть проходят, во-первых, тесты имитации отказов системы, а во-вторых, тесты наработки на отказ. Первая группа тестов показывает, насколько хорошо система восстанавливается после сбоев программного обеспечения, отказов аппаратного обеспечения. Вторая группа тестов определяет степень устойчивости системы при штатной работе и позволяет оценить время безотказной работы системы. В комплект тестов устойчивости должны входить тесты, имитирующие пиковую нагрузку на систему.
Затем весь комплект модулей проходит системный тест – тест внутренней приемки продукта, показывающий уровень его качества. Сюда входят тесты функциональности и тесты надежности системы.
Последний тест информационной системы – приемо-сдаточные испытания. Такой тест предусматривает показ информационной системы заказчику и должен содержать группу тестов, моделирующих реальные бизнеспроцессы, чтобы показать соответствие реализации требованиям заказчика.
Необходимость контролировать процесс создания ИС, гарантировать достижение целей разработки и соблюдение различных ограничений (бюджетных, временных и пр.), привело к широкому использованию в этой сфере методов и средств программной инженерии: структурного анализа, объектно-ориентированного моделирования, CASE-систем.
Основными задачами, решению которых должна способствовать методология проектирования корпоративных ИС, являются следующие:
-
обеспечивать создание корпоративных ИС, отвечающих целям и задачам организации, а также предъявляемым требованиям по автоматизации деловых процессов заказчика; -
гарантировать создание системы с заданным качеством в заданные сроки и в рамках установленного бюджета проекта; -
поддерживать удобную дисциплину сопровождения, модификации и наращивания системы; -
обеспечивать преемственность разработки, т.е. использование в разрабатываемой ИС существующей информационной инфраструктуры организации (задела в области информационных технологий).
Разработка требований к проектируемой ИС строится на основе статического и динамического описания компании. Статическое описание компании проводится на уровне функциональных моделей и включает описание бизнес-потенциала, функциональности и соответствующих матриц ответственности.
Дальнейшее развитие (детализация) бизнес-модели происходит на этапе динамического описания компании на уровне процессных потоковых моделей.
Процессные потоковые модели – это модели, описывающие процесс последовательного во времени преобразования материальных и информационных потоков компании в ходе реализации какой-либо бизнес-функции или функции менеджмента. На верхнем уровне описывается логика взаимодействия участников процесса, на нижнем – технология работы отдельных специалистов на своих рабочих местах. Процессные потоковые модели отвечают на вопросы кто-что-как-кому.
На начальных этапах создания ИС необходимо понять, как работает организация, которую собираются автоматизировать. Руководитель хорошо знает работу в целом, но не в состоянии вникнуть в детали работы каждого рядового сотрудника. Рядовой сотрудник хорошо знает, что творится на его рабочем месте, но может не знать, как работают коллеги. Поэтому для описания работы предприятия необходимо построить модель, которая будет адекватна предметной области и содержит в себе знания всех участников бизнес-процессов организации.
В рамках процессного подхода любое предприятие рассматривается как бизнес-система – система, которая представляет собой связанное множество бизнес-процессов, конечными целями которых является выпуск продукции или услуг.
Под бизнес-процессом понимают совокупность различных видов деятельности, которые создают результат, имеющий ценность для потребителя.
Бизнес-процесс – это цепочка работ (функций), результатом которой является какой-либо продукт или услуга.
Процесс бизнес-моделирования может быть реализован в рамках различных методик, отличающихся прежде всего своим подходом к тому, что представляет собой моделируемая организация. В соответствии с различными представлениями об организации методики принято делить на объектные и функциональные (структурные).
Объектные методики рассматривают моделируемую организацию как набор взаимодействующих объектов – производственных единиц. Объект определяется как осязаемая реальность – предмет или явление, имеющие четко определяемое поведение. Целью применения данной методики является выделение объектов, составляющих организацию, и распределение между ними ответственностей за выполняемые действия.
Функциональные методики, наиболее известной из которых является методика IDEF, рассматривают организацию как набор функций, преобразующий поступающий поток информации в выходной поток. Процесс преобразования информации потребляет определенные ресурсы. Основное отличие от объектной методики заключается в четком отделении функций (методов обработки данных) от самих данных. С точки зрения бизнес-моделирования каждый из представленных подходов обладает своими преимуществами. Объектный подход позволяет построить более устойчивую к изменениям систему, лучше соответствует существующим структурам организации. Функциональное моделирование хорошо показывает себя в тех случаях, когда организационная структура находится в процессе изменения или вообще слабо оформлена. Подход от выполняемых функций интуитивно лучше понимается исполнителями при получении от них информации об их текущей работе.
После того, как разрабатываемая система обретает начальную функциональность, проект переходит на фазу внедрения. Этап внедрения очень важен для разработчиков, так как именно на данном этапе определяется, насколько созданная версия ИС соответствует требованиям заказчика. Данный этап очень важен и для пользователя, потому что ему необходимо спланировать свою дальнейшую деятельность, отводя в ней место ИС своего организации, призванной помогать ему в работе.
В словаре IEEE сопровождение программы определяется как процесс изменения программной системы или компонента после поставки с целью исправления ошибок, повышения производительности или иных параметров, а также для адаптации к изменившимся условиям.
Основные задачи этапа внедрения и сопровождения ИС:
-
сравнение функциональности системы, разработанной на предыдущих этапах жизненного цикла ИС, с требованиями пользователей; -
исправление ошибок и настройка программного продукта для работы в организации заказчика.
Компьютеризация учреждений, предметная область деятельности которых лежит в отдалении от компьютерного мира (например, ВУЗ), на этапе внедрения протекает затруднительно. Во время ввода в эксплуатацию ИС на производственный процесс влияют очень многие осложняющие факторы:
-
пользователь не научился работать в новой для него системе; -
система не прошла период отладки и устранения неисправностей на реальных данных в режиме опытной эксплуатации; -
пользователь не обладает достаточными знаниями, чтобы понять и объяснить, какие проблемы возникают у него при работе с системой; -
при внедрении для страховки вынужденно сосуществуют обе технологии (старая – бумажная и новая – безбумажная), что приводит к неизбежному увеличению объема работ.
При внедрении ИС разработчики проводят обучение персонала, которое может производиться в разных форматах: групповые лекции, демонстрации, практические индивидуальные занятия, консультации по технологии внедрения ИС в работу организации.
Период внедрения программного продукта – это целая веха в жизни организации или отдела организации. В этот период значительно увеличивается нагрузка на сотрудников организации, так как им необходимо выполнять свои обязанности по-старому (как выполняли до внедрения ИС) и по-новому (осваивать работу с ИС). На данном этапе особое внимание стоит уделить учёту проблем, возникающих у пользователя во время работы с программой, и поиску их решения в следующих версиях ИС. Например, если пользователь не укладывается во временные нормативы, отведенные на выполнение той или иной операции, это значит необходимо искать другие приемы организации пользовательского интерфейса информационной системы.
Обладая информацией о совершаемых пользователями ошибках и возникающих затруднений при работе с программой, разработчики могут еще на этапе внедрения и сопровождения значительно улучшить ИС. Однако получение подобных сведений крайне затруднительно. Пользователи часто не могут объяснить, что произошло и какие их действия привели к возникновению ошибки.
При вводе в эксплуатацию могут потребоваться специальные модификации информационной системы для различных классов пользователей. Например, справочная система ВУЗа должна позволять декану получать статистические данные по успеваемости студентов, работе преподавателей и приёмной комиссии, касающиеся только своего факультета. Если данную систему использует проректор, то он получает статистические данные по всему ВУЗу. Поэтому в зависимости от того в каком подразделении устанавливается справочная система будет меняться набор отчётов.
Этап сопровождения ИС включает в себя следующие действия:
-
исправление ошибок - корректировка программ, составляющих ИС, которые выдают неправильные результаты в условиях, ограниченных техническим заданием и документацией; -
регламентированная документами адаптация к условиям конкретного использования, обусловленным характеристиками внешней среды или конфигурацией аппаратных средств, на которой предстоит функционировать программам; -
модернизация - расширение функциональных возможностей и улучшение характеристик решения отдельных задач в соответствии с новым или дополненным техническим заданием.
Этап внедрения ИС включает ввод в опытную эксплуатацию технических и программных средств, проведение опытной эксплуатации всех компонентов и системы в целом, сдачу в эксплуатацию и подписание актов приемки-сдачи работ. Ввод в эксплуатацию подразумевает обучение системных операторов и изменение их обычного рабочего процесса для того, чтобы более эффективно использовать новую систему.
Как только программное обеспечение вводится в эксплуатацию, возникают новые требования к системе, обусловленные непрерывным развитием бизнес-процессов и все возрастающими общими требованиями к программным системам. Продолжается работа над следующими версиями ИС (система переходит к этапу разработки требований) в целях повышения производительности, исправления обнаруженных ошибок, внесения изменений в выходные формы отчётов, добавления новых функций согласно плану дальнейшего развития системы.
-
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ КАДРОВОГО УЧЕТА ПРЕДПРИЯТИЯ
-
Пояснительная записка
Целью практической части курсового проекта является проектирование и разработка базы данных, которая будет содержать следующие таблицы: