Файл: Соответственно, целью моего эссе будет выяснить, как совместить толерантность и свободу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В качестве примера такого консенсуса я бы хотела привести статус современного квир-коммьюнити в России: с недавним принятием закона о запрете пропаганды ЛГБТ, стала невозможной репрезентация квир-людей в медиа-пространстве наравне с теми, кто к нему не принадлежит, потому что это проявление видимости принадлежит публичному полю и современные правоохранители считают его недопустимым. Сейчас же Минюст пошел дальше и разрабатывает поправки о запрете смены гендерного маркера12: тело транс-людей и так находилось в постоянной власти государства - для начала процесса гендерного перехода и его правового закрепления требовалось прохождение государственной медицинской комиссии – то есть, частный вопрос тела индивида уже находился под властью государства, сейчас же государство окончательно политизировало этот вопрос, называя демонстрацию транс-тела и транс-субъектности пропагандой и подрывом «традиционных семейных ценностей»13.

И стоит упомянуть вынужденный характер этого консенсуса – даже при изменении условий меньшинство вряд ли сможет что-то предпринять (вследствие своей нерепрезентированности как сообщества) – говорит о несвободе участников консенсуса, объектов слабой толерантности.

Двигаясь дальше по спектру, мы приходим к идее, что в отношениях толерантности все должны быть равными субъектами и необходимы структурные условия для поддержания этого равенства. Также «сильная» толерантность, «концепция уважения», как ее называет Форст, наиболее соответствует требованию взаимности свободы – признания всех индивидов и групп равными правовыми/моральными/этическими и так далее субъектами – эта версия концепции толерантности также более требовательна к членам сообщества, так как требует понимания моральных и этических предпосылок идей и практик других групп и индивидов и их уважения, основываясь на идее человеческого достоинства и следующего из него равенства всех людей как автономных моральных субъектов со своей концепцией блага в кантовском духе14. Здесь мы можем увидеть совмещение коллективистского патернализма и индивидуальной свободы – где признание равенства является законом сообщества, и это же правило обеспечивает гражданам индивидуальную свободу, потому что ни одна идея или практика не может претендовать на доминирование среди других, помимо идеи и практики толерантности. На этом этапе мы встречаемся с важным вопросом: как поступать с теми гражданами
, которые отрицают толерантность как таковую? Далее я попытаюсь найти выход из этой ситуации.

Что делать?

Нетолерантность к нетолератности приводит к уничтожению толерантности и ограничению свободы индивидов в негативном смысле. Еще один парадокс обозначил еще Карл Поппер в своей работе «Открытое общество и его враги», где утверждается, что неограниченная толерантность приводит к повсеместному распространению нетолерантности. То есть, нетолерантность нельзя просто запретить и вытеснить, но при том ее нужно как-то ограничивать. Также, учитывая множественность определений свободы, свободы слова и толерантности, можно утверждать, что эти понятия находятся в пространстве борьбы за их означение, и достижение общественного консенсуса вокруг одного или другого определения будет иметь разные последствия для каждого сообщества, и сам факт консенсуса не отменяет продолжения борьбы, что указывает на его потенциальную нестабильность. В этом эссе мы постоянно встречаемся с противопоставлениями «чистых» концепций и субъектов, опосредующих их – позитивная и негативная свобода, эгалитаристская и либертарианская свобода слова, слабая и сильная толерантность, большинство и меньшинство, господствующие и дискредитируемые, сторонник и противники толерантности. Также мы имеем множество кейсов политических столкновений, продолжающих борьбу за означение понятий – например, дискуссии о первой поправке к конституции США, споры сторонников и противников мемориальных законов в Европе (уголовная ответственность за отрицание Холокоста) и множество других, даже с применением насилия.

Учитывая все эти неисчерпаемые антагонизмы, я думаю, что стоит обратиться к пути, который предлагает философиня Шанталь Муфф – агонистической демократии, позволяющей совместить плюрализм и борьбу. Муфф заимствует у Г. Стейтона идею о конституировании идентичности через различия15, что также отсылает нас к компоненту отрицания в концепции толерантности - формирование идентичности подразумевает наличия дихотомии «мы - они», что в перспективе может вырождаться в отношения «друг-враг», и главным вызовом для демократии оказывается не допустить превращения равных противников в врагов

, экзистенциальное противостояние по Шмитту16. Шанталь Муфф также пишет, что консенсусная модель демократии игнорирует несогласные и маргинализированные группы, чье мнение не удовлетворяет доминирующему соглашению.17 Этой проблемы не имеет агонистическая демократия, где представлены все противоборствующие голоса.

Конечно, этот проект во многом идеалистичен хотя бы потому, что требует радикальной трансформации властных отношений. В своей критике либерально-демократической толерантности Жижек указывает, что толерантность, в том виде, в котором она существует сейчас в западном мире, по сути используется господствующими группами для игнорирования структурного неравенства и эксплуатации18, классифицируя их как проблемы отношения – нетерпимости - деполитизируя, нейтрализуя их и низводя в статус «культурных различий». Поэтому именно подход возвращения политического наиболее отвечает требованиям сильной толерантности и достижения равенства в свободе.

Выводы?

Сообщество может называть по-настоящему свободным и демократическим, только если ни один отдельный индивид не может назвать себя властью и определять социальные отношения19 и ни один индивид не имеет власти над другим больше, чем другой индивид над ним, потому что взаимность является необходимым условием свободы. Негативная свобода склонна к установлению «права сильного», поэтому отчуждение части негативных прав человека необходимо для достижения равенства субъектов политики. Также субъекты политики сейчас не могут считаться равными из-за исторически сложившегося структурного неравенства, поэтому полная негативная свобода слова возможна только тогда, когда все группы, в том числе маргинализованные, имеют возможность высказывания - то есть, не сейчас, а в условиях агонистической демократии, основой которой является политическая борьба и плюрализм мнений, где также исчезает необходимость какой-либо цензуры. Наиболее оптимальным в контексте равенства я вижу подобие республиканского понимания свободы, где существует консенсус вокруг очень узкого и четко обозначенного круга ценностей (общего блага) – признания морального равенства субъектов (отдельных индивидов и групп) и свободы, а толерантность в своей «сильной» версии – одной из важных гражданских добродетелей. И как показал проведенный мой анализ понятий свободы, свободы слова и толерантности – конфликтность разных версий определения их сути означает, что достижение этого консенсуса тоже обязательно будет предварять борьба, Муфф называет такой консенсус конфликтным
20.

В агонистической модели демократии субъекты политического с разными идентичностями воспринимают друг друга как равных, в праве отстаивать свои идеи, соперников – что содержит необходимый для «сильной» толерантности элемент понимания и уважения.

Я признаю, что теория Муфф не идеальна и вряд ли может быть полноценным решением проблем толерантности, о которых писал Жижек, но именно модель агонистической демократии позволяет совместить свободу в диффузном негативно-позитивном понимании и «сильную» толерантность. Более подробное рассмотрение модели агонистической демократии и развитие ее критики потребовало бы отдельного эссе (а может, и чего-то большего), как и вопрос о реализации этой модели.

Список литературы:

  1. Forst, R. Toleration // Edward N. Zalta (ed.) / The Stanford Encyclopedia of Philosophy. Fall 2017. URL: https://plato.stanford.edu/archives/fall2017/entries/toleration/ (дата доступа: 14.05.23).

  2. Mouffe Ch. The Democratic Paradox. // London: Verso. 2000. pp. 80—107.

  3. Skinner, Q. The republican ideal of political liberty. // Machiavelli and Republicanism, Cambridge University Press, 199. pp. 293 - 309.

  4. Sullivan K. M. Two concepts of freedom of speech // Harvard Law Review. 2010. Vol. 124, No. 1. pp. 143-177.

  5. Thompson John B. Shifting Boundaries of Public and Private Life // Theory, Culture & Society. SAGE. 2011. Vol. 28. № 4. pp. 49-70.

  6. Zizek S. Tolerance as an Ideological Category // Critical Inquiry. 2007. URL: https://www.lacan.com/zizek-inquiry.html (дата доступа: 14.05.23).

  7. Берлин И. Две концепции свободы. URL: http://kant.narod.ru/berlin.htm (дата доступа: 14.05.23).

  8. Ш. Муфф. Политика и политическое / пер. И.И.Мюрберг // Иснтитут философии РАН. С. 88-102. URL: https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/pp/ppy_1/6.pdf (дата доступа: 14.05.23).



1 Forst, R. Toleration // Edward N. Zalta (ed.) / The Stanford Encyclopedia of Philosophy. Fall 2017. URL: https://plato.stanford.edu/archives/fall2017/entries/toleration/ (дата доступа: 14.05.23).

2 Берлин И. Две концепции свободы. URL: http://kant.narod.ru/berlin.htm (дата доступа: 14.05.23).

3 Skinner, Q. The republican ideal of political liberty. // Machiavelli and Republicanism, Cambridge University Press, 1991. P. 296.

4 Берлин И. Две концепции свободы. URL: http://kant.narod.ru/berlin.htm (дата доступа: 14.05.23).

5 Там же.

6 Sullivan K. M. Two concepts of freedom of speech // Harvard Law Review. 2010. Vol. 124, No. 1. pp. 144-145.

7 Ibid.

8 Forst, R. Toleration // Edward N. Zalta (ed.) / The Stanford Encyclopedia of Philosophy. Fall 2017. URL: https://plato.stanford.edu/archives/fall2017/entries/toleration/ (дата доступа: 14.05.23).

9 Ibid.

10 Thompson John B. Shifting Boundaries of Public and Private Life // Theory, Culture & Society. SAGE. 2011. Vol. 28. № 4. P. 64.

11 Ibid, p. 56.

12 https://www.currenttime.tv/a/rossiya-minyust-smena-pola/32376977.html (дата доступа: 14.05.23)

13 https://www.kommersant.ru/doc/5953011 (дата доступа: 14.05.23)

14 Forst, R. Toleration // Edward N. Zalta (ed.) / The Stanford Encyclopedia of Philosophy. Fall 2017. URL: https://plato.stanford.edu/archives/fall2017/entries/toleration/ (дата доступа: 14.05.23).


15 Ш. Муфф. Политика и политическое / пер. И.И.Мюрберг // Иснтитут философии РАН. С.93-94

16 Там же, с. 94

17 Там же

18 Zizek S. Tolerance as an Ideological Category // Critical Inquiry. 2007. URL: https://www.lacan.com/zizek-inquiry.html (дата доступа: 14.05.23).

19 Mouffe Ch. The Democratic Paradox. // London: Verso. 2000. P. 93.

20 Ibid, pp. 94-95.