Файл: Финансовые инновации и рынок инновационных финансовых продуктов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Финансовая инновация — это реализованный в форме нового финансового продукта или операции конечный результат инновационной деятельности в финансовой сфере[7].

Содержание финансовой инновации составляют новые финансовые продукты и новые финансовые операции.

Финансовый продукт представляет собой материальную часть оформленной услуги финансового института. Финансовый продукт имеет вид вещи (т. е. осязаемую форму), предназначенную для продажи на финансовом рынке. К финансовому продукту относятся ценные фондовые бумаги, монеты из драгоценных металлов, пластиковая расчетная или кредитная карта, договор банковского счета, пенсионный полис, объект недвижимости и т. п.

Новый финансовый продукт бывает:

1) массовый;

2) единичный.

Единичный финансовый продукт — это индивидуальный продукт. Как вещь он имеет характерные, только ему присущие особенности, которые выделяют его среди других продуктов. Другими словами, единичный финансовый продукт есть разновидность какого-либо финансового актива или продукта. Например, конкретная монета из конкретного драгоценного металла, янтарь, конкретная недвижимость, акция эмитента — конкретного хозяйствующего субъекта, облигация эмитента — конкретного хозяйствующего субъекта.

Единичный финансовый продукт имеет четко определенный круг своих покупателей. Поэтому он выпускается в расчете на конкретных потребителей (нумизматов, тезавраторов, инвесторов).

Массовый финансовый продукт — это продукт без резко выраженной индивидуальности. У него нет особых характерных черт. Массовый финансовый продукт различается только по видам продукта или финансового актива. Он включает в себя облигации государственного внутреннего займа всех видов, банковский депозитный счет, пенсионный полис, страховое свидетельство, опционный контракт, фьючерс и др. Массовый финансовый продукт выпускается в расчете на инвесторов и обычных граждан.

Новый финансовый продукт бывает:

1) лимитированный;

2) нелимитированный.

Лимитированный финансовый продукт — это продукт, объем или количество выпуска которого строго квотируется. Этот объем устанавливается при выпуске продукта. Размер объема (количества) выпуска продукта определяется многими факторами: размером уставного капитала хозяйствующего субъекта, спросом покупателей, наличием единицы самого продукта (объекты недвижимости) и т.п.


К лимитируемым финансовым продуктам относятся акции, облигации, виды кредитных соглашений, объекты недвижимости и некоторые другие продукты.

Нелимитированный финансовый продукт представляет собой продукт, объем (количество) выпуска которого не ограничено никакими квотами. Этот продукт выпускается в расчете на возможного потенциального покупателя. Численность покупателей есть величина неопределенная. Поэтому объем выпуска нелимитируемого финансового продукта не ограничивается никакими нормами и условиями, кроме фактора покупательского спроса.

К нелимитируемым финансовым продуктам относятся: монеты из драгоценных металлов, пластиковые карты, банковские счета, страховые свидетельства, пенсионный полис и др.

Новый финансовый продукт также может быть в форме:

1) имущества;

2) имущественного права.

Имущество — это вещь, то есть это материальный объект права собственности. Например, деньги, мерные слитки золота; монеты, драгоценные камни, ценные бумаги, земельный участок и др.

Имущественное право означает право владеть, распоряжаться и пользоваться определенным имуществом. К финансовому продукту в форме имущественных прав относятся документы: договор банковского счета, кредитное соглашение, пенсионный полис и т. п.

Финансовая операция (лат. operatic — действие) означает процедуру действий, направленную на решение определенной задачи по управлению финансами. К финансовым операциям относятся формы контроля и учета движения денежных средств и ценных бумаг (заменители денег), методы планирования финансовых показателей, методология составления финансовых планов разных видов (баланс доходов и расходов, план денежных потоков, бюджетирование, оперативные финансовые планы и др.), приемы финансового анализа, формы организации финансовой работы в хозяйствующем субъекте, интерактивное и другое аналогичное инвестирование капитала, мэрджер и другие действия, связанные с попыткой захвата хозяйствующего субъекта (например, действия “инвесторов-стервятников”), действия по захвату новых финансовых рынков.

Финансовые операции как действия имеют неосязаемую форму, т. е. их нельзя потрогать как вещь и поэтому нельзя продать по фиксированной цене. Чтобы быть проданной, финансовая операция должна быть материализована в форму вещи. Формой материализации финансовой операции являются инструкции, правила, методические указания, формулы, графики, т. е. какой-то определенный документ. Этот документ уже является финансовым продуктом, а значит, и объектом купли-продажи на финансовом рынке.



Инновация означает в буквальном смысле что-то новое. Это новое в качестве продукта проявляет себя только в процессе продажи его на финансовом рынке или при реализации внутри хозяйствующего субъекта.

Спрос, предъявляемый покупателем на финансовый продукт или операцию, определяет степень новизны этих видов нововведений.

Если новый продукт, появившийся на финансовом рынке, пользуется спросом и продается, значит, имеются потребители этого продукта. Уровень спроса на новый продукт определяет уровень его полезности, а значит, и степень его новизны.

Любое новое явление связано с категорией “время”.

Категория “время” есть категория жизни в целом и жизни любого экономического, технического, биологического и другого явления.

Время является важным стимулом развития рынка и фактором победы в конкурентной борьбе. Опередить время — значит, опередить конкурентов. Тот хозяйствующий субъект, который первым вышел со своей финансовой инновацией и захватил свой сегмент (“нишу”) рынка, быстро создает себе имидж и конкуренту с ним очень трудно бороться.

Продолжительность функционирования инновации на рынке определяется временем ее жизненного цикла.

При продолжительности во времени любое новое явление становится массовым, традиционным, т.е. обычным явлением. Финансовая инновация есть функция времени.

И=f(t), (1)
где И — финансовая инновация;

t — время, т. е. продолжительность жизненного цикла финансовой инновации;

f— знак функции.

Таким образом, понятие “финансовая инновация” действует только в рамках времени, которые установлены начальной и конечной точкой жизненного цикла данной финансовой инновации. В связи с этим не может считаться финансовой инновацией финансовый продукт или операция, которые являются новыми только для данного финансового учреждения, но которые уже давно реализованы в других финансовых учреждениях.

К финансовым инновациям не могут относиться также незначительные изменения, которые носят частный порядок и не меняют содержания и сущности финансового продукта или операции. Например, изменение процентных ставок по банковским счетам, сроков банковских депозитов и др.

Таким образом, финансовая инновация по своему содержанию включает в себя:

а) новый финансовый продукт, впервые появившийся только на российском финансовом рынке, т. е. только в одном финансовом учреждении;


6) новый для России зарубежный финансовый продукт, т. е. новый финансовый продукт, появившийся на российском финансовом рынке, но уже давно реализуемый за рубежом на финансовых рынках других стран в соответствии с их конкретными условиями и нормативно-законодательными актами (юрисдикцией);

в) новые финансовые операции.

1.3. Финансовые инновации как рыночный товар
Финансовые инновации продаются на финансовом рынке.

Финансовый рынок — это сложная система. Сложность ее определяется неоднородностью составляющих элементов, разнохарактерностью связей между ними, структурным разнообразием элементов. Это вызывает многообразие и различие элементов системы, множественность критериев их деятельности. Динамичность финансового рынка как системы обусловливается тем, что она находится в постоянно меняющемся составе финансовых активов и их величине, в колебаниях спроса и предложения на них и т. п. Это обеспечивает увеличение и углубление связей финансового рынка как системы с внешней средой и усложняет процесс управления финансовыми активами. Финансовый рынок есть открытая система, так как она обменивается информацией с внешней средой.

Финансовый рынок создается финансовыми институтами: банками, биржами, фондами.

Неотъемлемой частью финансового рынка являются финансовые инновации. Без финансовых инноваций, как и без наличия конкуренции, финансовый рынок существовать не может.

Как самостоятельный сектор общего финансового рынка можно выделить рынок финансовых инноваций. Эта самостоятельность обусловлена той ролью, которую играют финансовые инновации в хозяйственном процессе, и особым местом рынка финансовых инноваций в общей системе финансового рынка.

Рынок финансовых инноваций носит интегральный характер. Интегральность рынка финансовых инноваций означает его неразрывную связь со всеми финансовыми активами, т.е. его неотделимость от всех видов финансовых рынков в их общей системе. Финансовый рынок как сложная система включает в себя валютный рынок, рынок драгоценных металлов и драгоценных камней, рынок ценных бумаг, денежный рынок, кредитный рынок, страховой рынок, рынок недвижимости, рынок долгов. В эту же сложную систему финансового рынка входит и рынок финансовых инноваций, образуя тем самым единое целое.

Место рынка финансовых инноваций в общем финансовом рынке определяется также тем, что он имеет дело с новыми товарами, т. е. с новыми финансовыми продуктами и новыми финансовыми операциями. Следовательно, рынок финансовых инноваций — это всегда первичный финансовый рынок.


Как самостоятельный сектор общего финансового рынка рынок финансовых инноваций имеет четкую специфику, которая проявляется в:

• монополизации рынка, вызванной монополизацией нововведений (новшеств);

• бурных темпах развития рынка финансовых инноваций;

• особенностях действия основных законов финансового рынка;

• рискованности инвестиций в финансовые новации, т. е. наличием венчурного вложения капитала в новую сферу деятельности [2, c. 50].

Особенности рынка финансовых инноваций обусловлены следующими моментами.

На рынке финансовых инноваций совершаются сделки с новыми финансовыми продуктами и с новыми финансовыми операциями, т. е. с определенными видами нововведений (новшеств).

Особенностью нововведения как рыночного товара является относительно небольшая продолжительность жизненного цикла этого нововведения. После истечения определенного срока нововведение превращается в обычное, т. е. “старое”, традиционное, явление и теряет свою уникальность нового продукта. Интерес покупателя к этому продукту уже пропадает. В течение всего жизненного цикла финансовой инновации процудент или инвестор-продавец объективно имеет исключительное право на этот новый финансовый продукт.

Финансовый продукт как новый товар продается в основном только один раз на первичном финансовом рынке.

В большинстве случаев новый финансовый продукт неотделим от покупателя, так как он выпускается для конкретного инвестора-покупателя и часто бывает именным. Разработанная и реализуемая продуцентом новая финансовая операция не может быть им запатентована. Но она является ноу-хау этого продуцента и поэтому требует монопольных прав на нее. Потеря монополии на эту финансовую операцию означает для продуцента и потерю его денег, прибыли, а может быть, и всего бизнеса. Все это объективно заставляет финансовое учреждение как продуцента финансовой инновации быть монополистом на рынке финансовых инноваций.

Поэтому монополия финансовой инновации есть явление объективное. Рынок финансовых инноваций без его монополизации не существует.

Вторая черта рынка финансовых инноваций — это его бурное развитие. Темпы роста объема реализации финансовых инноваций всегда опережает темпы роста реализации финансового актива соответствующего звена финансового рынка. Это вызвано действием двух факторов :

1) стимулирующей ролью финансовой инновации в хозяйственном процессе;

2) действием конкуренции на финансовом рынке.