Файл: Курсовая работа Особенности организации семейного досуга.rtf
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 294
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Разводы, рождение детей вне зарегистрированного брака и воспитание их в неполных семьях являются причинами появления безнадзорных детей. Такому положению вещей способствует явно недостаточное внимание к проблемам семьи со стороны государства. Нельзя сказать, что государственная политика в отношении семьи отсутствует в нашей стране. У нас приняты и принимаются различные законы, указы, постановления и прочие документы на разных уровнях, которые так или иначе регулируют взаимоотношения семьи и государства. Это, прежде всего, «Семейный кодекс», в котором определяется социальный статус семьи и приоритеты государственной политики в отношении семьи.
Существует ещё целый ряд законодательных актов, в которых так или иначе регулируются взаимоотношения семьи и государства и которые, казалось бы, делают возможным стабильное развитие семьи. Но беда в том, что либо не отработаны механизмы реализации того или иного законодательного акта, либо нет средств на его реализацию, либо отсутствует исполнительская дисциплина, а чаще всего - и то, и другое, и третье.
Однако нормальному развитию семьи в нашем обществе мешают не только просчёты в государственной политике, но и недостаточное внимание со стороны общественных институтов, в том числе и культурно-досуговых учреждений. Несмотря на объективные трудности социально-экономического характера, помочь людям создать более гармоничную семью, в которой бы царили терпимость, взаимопонимание, в которой существовали бы условия для развития каждого из её членов, задача вполне посильная для досуговых учреждений.
Жизнедеятельность семьи связана с удовлетворением личностных культурно-социальных потребностей ее членов. Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом.
Работник учреждения культуры обязан заботиться о создании таких условий, которые бы способствовали развитию конструктивных родительских (отцовско-материнских), супружеских и детско-родительских (сыновне-дочерних) отношений в семье. Деятельность клубных объединений, способствующих укреплению структуры и функций внутрисемейных отношений, проводится как в традиционных формах событий под девизом «Мама, папа, я - дружная семья», так и в новых формах деятельности различных клубных объединений женских клубов по интересам, концертов и праздничных событий для бабушек и дедушек, лекториев для родителей и т.п.
Учреждения социально-культурной сферы, направленные на работу с семьёй, обладают значительным педагогическим потенциалом для взаимодействия с институтом семьи, развитием и совершенствованием её функций.
Эпоха коренных изменений во всех сферах общественной жизни самым серьёзным образом отразилась на социально-культурной сфере. Современный кризис, поразивший страну, обострил и более явно выявил проблемы как учреждений социально-культурной сферы, так и каждой семьи. Непосредственное вмешательство в процессы функционирования семьи на современном этапе развития рекреативной деятельности не представляется возможным из-за сложности разработки методик работы и образовательных программ, общего уровня развития духовной культуры современного общества.
Практически все современные семьи испытывают затруднения или же не имеют возможности эффективно их разрешать. Потребности членов семьи должны стать социальным заказом для учреждений социально-культурной сферы. Но не все неудовлетворённые потребности могут быть объектами деятельности данных учреждений. Учреждениям культурно-досуговой сферы необходимо конкретизировать актуальные неудовлетворённые потребности семьи, разработать доступные эффективному воздействию формы социально-культурной работы.
2.2 Основные направления и формы работы учреждений культуры с семьей
Объединяющим началом семьи может стать совместное проведение досуга. Когда-то наши предки собирались вечером за большим столом в семейном кругу, делились друг с другом впечатлениями дня, читали вслух книги и журналы, устраивали домашние спектакли, играли в различные игры, танцевали, музицировали, разыгрывали шарады, готовили семейные праздники, и у каждого на этих праздниках была своя роль. Традиция проведения досуга всей семьёй не исчезла и позднее. И в довоенное, и в послевоенное время XX столетия принято было всей семьёй ходить в театр и кино, совершать лыжные прогулки, кататься на коньках, благо городских катков было сколь угодно, ходить в походы. Сегодня опросы общественного мнения свидетельствуют о том, что 2/3 семей вообще не имеют каких-либо увлечений, что редкая семья умеет увлекательно творчески проводить досуг. Помочь решить эту проблему должны учреждения культуры, в том числе и клубного типа. Всю деятельность клубных учреждений по работе с семьёй можно разделить на несколько направлений.
Одним из направлений работы с семьей является включение в совместную деятельность детей и взрослых. Это, прежде всего, проведение семейных дней отдыха с использованием таких программ, как «Папа, мама, я – дружная семья», «Папа, мама, я – мастеров семья», «Папа, мама, я — спортивная семья», «Бабушки и внучки», «Мы праздник сделаем сами» и т.п. Здесь уместно будет проведение смотров семейных художественных коллективов, выставок семейного творчества, привлечение семей к участию в народных праздниках, гуляниях, карнавалах, походах выходного дня, экскурсиях. Одной из самых действенных форм работы в этом направлении являются и семейные клубы: игровые, коммуникативные, туристические, спортивные, педагогической, творческой и иной направленности.
Ещё одним направлением работы с семьёй может стать пропаганда ценностей семейной жизни. Основным поводом для работы с семьёй является Международный день семьи, отмечаемый 15 мая и День матери, отмечаемый в последнее воскресенья ноября. В центре внимания досуговых программ, посвящённых этих дням, должны быть: молодая семья, многодетная семья, солдатские матери, матери детей-инвалидов, одинокие матери. В рамках проведения этих дней могут состояться фестивали и выставки семейного творчества, круглые столы по проблемам семьи, семейные балы, карнавалы, вечера отдыха, тематические программы, концерты, конкурсные программы.
Каждое учреждение, исходя их своих особенностей и интересов своей аудитории, может строить работу разнообразно и с пользой для дела строительства настоящей семьи.
2.3 Организация семейного досуга в городе Камышине
В моем городе ведется активная работа учреждений культуры и образования по организации и проведению различных мероприятий. Праздники, в том числе и семейные, занимают большое место в культурной жизни Камышина. Все они проводятся на высоком уровне и находят большой отклик у горожан.
Одним из любимых праздников камышан можно назвать Международный День Семьи. По традиции главная его часть проводится в городском парке культуры и отдыха. С самого утра там играет музыка, дети катаются на аттракционах и каруселях, лакомятся мороженым, с большим удовольствием принимают участие в различных конкурсах. Для самых маленьких – конкурс сладкоежек, для детишек постарше – конкурс рисунков на асфальте «Ты и я – одна семья». Взрослые тоже не остаются в стороне. Для мам проводятся конкурсы «Лучшая хозяюшка», «Собираемся в школу», «Мастер колыбельных» и т.д. Папы борются за звание «Мастер Косичкин», «Знаток вкусных блюд» и «Самый сильный папа».
Праздник начинается в 10 утра и заканчивается в 20 часов. Свои лучшие музыкальные номера представляют публике творческие коллективы города. Утром выступают детские коллективы, вечером – молодёжные группы и исполнители. В подготовке праздника участвуют:
Дворец Культуры «Текстильщик» разрабатывает программу мероприятия, приглашает ведущих, оформляет сцену и предоставляет аппаратуру;
Комитет по культуре и администрация города готовят подарки;
Детско-юношеский центр, Центр детского творчества, Детско-юношеская хореографическая школа готовят вокальные и танцевальные номера.
Детский Дворец Культуры «Дружба» обеспечивает показ детских фильмов для социально-неблагополучных семей, проводит викторину «Чудо по имени Кино».
Не только городской парк и ДДК «Дружба» принимают гостей в этот день. Вечером Камышинский Драматический Театр представляет новый спектакль, предназначенный для семейного просмотра.
Каждый год в городе Камышине проводятся семейные конкурсы: «Папа, мама, я – поющая семья», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Папа, мама, я – туристская семья», а в этом году впервые проводился конкурс рисунков «Папа, мама, я – мобильная семья» .
«Папа, мама, я – поющая семья» - конкурс сравнительно молодой, но он уже успел полюбиться камышанам. Конкурс проводился 8 раз (один раз в год). Его учредитель – комитет по образованию города. Порядок проведения прост: каждая школа Камышина направляет для участия в конкурсе одну-две семьи (ученик школы с родителями). В ноябре проводится отборочный тур, в котором участвуют все семьи. Для конкурса они готовят два концертных номера – эстрадную и народную песни. Жюри оценивает качество исполнения, артистизм, сценическая культура, наличие костюмов или их элементов, подбор репертуара.
Во второй тур конкурса (финальный) проходят 10-15 лучших семейных коллективов. Они поют тот же репертуар, но стараются сделать своё выступление ярче, добавив какие-нибудь новые детали (неожиданные костюмы, театрализацию, выразительные средства, спецэффекты, световое решение). Этот тур проводится в виде концерта в большом зрительном зале ДДК «Дружба», семьи приглашают группы поддержки, присутствуют преподаватели музыкальных школ, учителя и одноклассники, а также просто ценители певческого искусства. Концерт состоит из двух отделений – народного и эстрадного. После совещания членов жюри наступает самый долгожданный момент – объявление итогов и награждение. Лауреатов конкурса – шесть. Все они награждаются ценными подарками и грамотами Комитета по образованию. Семейный коллектив, занявший I место, не может участвовать в конкурсе на следующий год.
Я в течение трёх лет оказываю помощь в подборе репертуара и постановке сценического номера семье, которая участвует в нём от нашей школы, и сама 4 года назад была его участницей. Могу сказать, что именно этот конкурс направлен на выражение творческого потенциала не только отдельного члена семьи (например, ребёнка), но и всего семейного коллектива. Он учит работать в команде, способствует сплочению семьи и стирает границы между поколениями
, ведь в нём могут принять участие не только мамы и папы, но и бабушки и дедушки.
«Папа, мама, я – туристская семья» - тоже семейный конкурс, который проводится один раз в год весной. Каждая школа представляет одну семью, которая увлечена туризмом. Все участники конкурса выезжают на специально оборудованную открытую площадку и проходят ряд испытаний: правильно ставят палатку, разбивают бивак, ищут клад на местности, вяжут на время узлы и т.д. Особым интересом также пользуется творческий конкурс, где каждая семья может проявить все свои скрытые таланты – спеть песню о туристах, показать инсценировку о жизни туриста, продекламировать стихи и т.д. Вечером подводятся итоги, награждаются победители (три призовых места) и участники едут домой.
Этот конкурс также направлен на сплочение семьи и помогает узнать новые качества своих родственников.
«Папа, мама, я – спортивная семья» - конкурс, целью которого можно назвать повышение интереса к спорту, сплочение семьи и выявление новых талантливых спортсменов среди молодых семей. Конкурс проводится по той же схеме, как и конкурс туристических семей. Участники собираются в спортивном зале Детско-юношеской спортивной школы и соревнуются в различных видах спорта. Есть здесь и весёлые эстафеты, и прыжки в длину, и прыжки на скакалке и другие шуточные конкурсы. Победителей также трое. Они награждаются ценными подарками и грамотами Комитета по образованию.
«Папа, мама, я – мобильная семья» - конкурс рисунков, учредителем которого выступила фирма «Смартс». Цель конкурса: популяризация сотовой связи, развитие творческих способностей детей и их родителей. По условиям конкурса каждая школа по желанию предоставляла рисунки своих учеников. Обязательным критерием для отбора работ было название и эмблема оператора сотовой связи «Смартс». Рисунки выполнены в акварели, пастели, цветном и простом карандаше, тушью. Победителей было достаточно много и всех наградили ценными подарками.
Я работаю старшей вожатой в школе 3 года. За это время подготовлено и проведено несколько семейных праздников. Например, для первого класса мы проводим праздник “Посвящение в первоклассники”, в котором принимают участие дети и их родители. Очень важно правильно подобрать материал для этого праздника, потому что посвящение всем запомнится надолго. Чтобы мероприятие прошло хорошо, необходимо учесть ряд факторов: разновозрастную аудиторию, особенности поведения младших школьников, интересы родителей и т.д. Особого внимания заслуживает оформление класса, которое необходимо для создания праздничного настроения участников праздника.