Файл: Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия) Автономное учреждение Республики Саха (Якутия).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство профессионального образования,
подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия)
Автономное учреждение Республики Саха (Якутия)
«Региональный технический колледж в г. Мирном»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Учебно-методическое обеспечение
самостоятельной работы обучающихся
Разработал:
Методическая служба АУ РС (Я) «МРТК»
Мирный
2013
2
УДК 004
ББК.73
Б 90
Авторы-составители:
Мусорина А.А., заместитель директора по учебной работе АУ РС(Я)
МРТК
Бурнашева К.А., заместитель директора по методической работе АУ
РС(Я) МРТК
Янгутова Ю.Е., методист АУ РС(Я) МРТК
Учебно-методическое
обеспечение
самостоятельной
работы
обучающихся: методические указания: методические указания/Авт.-сост: К.А.
Бурнашева, А.А. Мусорина, Ю.Е. Янгутова – Мирный: АУ РС (Я) «МРТК»,
2013. –44 с.
Данные методические указания содержат материалы, позволяющие преподавателю эффективно организовать учебную и внеучебную самостоятельную работу студентов. Указания содержат примеры распределения часов самостоятельной работы в зависимости от видов работ, формулировки заданий и другие материалы.
Предназначены для преподавателей, методистов, мастеров производственного обучения образовательных организаций среднего профессионального образования.
© , 2013
3
УДК 159
ББК-74.5
Б-90
ВВЕДЕНИЕ
С введением образовательных стандартов НПО, СПО нового поколения значение самостоятельной работы существенно возрастает. В примерных программах дисциплин и профессиональных модулей организация самостоятельной работы обучающихся занимает приоритетную позицию. Речь идет не о формальном увеличении числа часов на самостоятельную работу, а об организации процесса обучения на деятельностной основе, обеспечивающей субъектную позицию обучающегося, формирование у него опыта практической деятельности, а на его основе - овладения профессиональными и общими компетенциями. Самостоятельная работа обучающегося должна стать основой организации образовательного процесса, поскольку данная форма обучения наиболее полно обеспечивает реализацию субъектной позиции обучающегося, так как требует от обучающегося высокой самоорганизации и самостоятельности, являющихся признаками человека как субъекта деятельности, именно самостоятельная работа «формирует готовность к самообразованию, создает базу непрерывного образования», дает возможность «быть сознательным и активным гражданином и созидателем»
[15]. Среди общих компетенций, которые сегодня необходимо формировать у будущих рабочих и специалистов, целый ряд связан со способностью быть субъектом учебной и профессиональной деятельности, обладать способностью к самообразованию, саморазвитию. Это подтверждают общие компетенции:
- в стандартах СПО - ОК 2. Организовывать собственную деятельность,
определять методы решения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество. ОКЗ. Оценивать риски и принимать решения в
нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку
информации, необходимой для постановки и решения профессиональных
задач, профессионального и личностного развития. ОК 8. Самостоятельно
определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься
самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
- в стандартах НПО - ОК 2. Организовывать собственную деятельность,
исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем, ОК 3.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести
ответственность за результаты своей работы, ОК 4. Осуществлять поиск
информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных
задач.
Усиление роли самостоятельной работы обучающихся означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса, одним из требований к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы (ФГОС, п. 7. 1.) является обеспечение
4
образовательным учреждением эффективной самостоятельной работы
обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения.
В то же время самостоятельная работа, ее планирование, организационные формы и методы, система отслеживания результатов являются одним из наиболее слабых мест в практике учреждений начального и среднего профессионального образования. Первые год работы по новым стандартам показывают, что 50 % учебного времени обучающихся, которые сегодня отведены на самостоятельную работу, не дают ожидаемых результатов по следующим причинам:
- содержание самостоятельной работы, реализуемое разными преподавателями в рамках учебных дисциплин и курсов, не связано напрямую с новыми целями формирования компетенций;
- в настоящее время самостоятельная работа в силу своей недостаточной целенаправленности, слабого контроля, недостаточной дифференциации и вариативности, при которой минимально учитываются индивидуальные возможности, потребности и интересы субъектов, не может обеспечить качественную реализацию поставленных перед ней задач;
- значительный объем заданий, предлагаемых для самостоятельной работы, не выполняется вообще либо выполняется формально, или просто списывается с различных и доступных источников [35].
Для того чтобы самостоятельная работа стала целенаправленной, систематической, управляемой, продуктивной, должны быть решены проблемы:
- нормативно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся в ОУ НПО, СПО;
- подготовки педагогов к организации и разработке учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся;
- создания учебно-методического комплекса для самостоятельной учебной деятельности обучающихся. В качестве нормативно-методической базы самостоятельной работы обучающихся в условиях реализации ФГОС выступают:
- Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утверждено Постановлением Правительства РФ от 18.06.2008 № 543. Согласно пункту 24 «В средних специальных учебных заведениях устанавливаются основные виды учебных занятий, такие, как урок, лекция, семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, контрольная работа, консультация, самостоятельная работа, учебная и производственная практики, выполнение курсовой работы (курсовое проектирование), а также могут проводиться другие виды учебных занятий».
- Типовое положение об образовательном учреждении начального профессионального образования, утверждено Постановлением Правительства
Российской Федерации № 521 от 14 июля 2008 г., «В образовательном учреждении НПО устанавливаются следующие виды учебных занятий: «урок,
5 практическое занятие, лабораторное занятие, контрольная работа, консультация, самостоятельная работа, учебная практика (производственное обучение) и производственная практика, а также могут проводиться другие виды учебных занятий» (п. 21).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального и среднего профессионального образования, который регламентирует максимальный объем учебной нагрузки обучающегося, объем обязательной учебной нагрузки, как в целом, так и по циклам дисциплин и профессиональных модулей (разница между этими цифрами и является нагрузкой обучающихся для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы). Также «внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение»
(ФГОС п.7.1).
- Основная профессиональная образовательная программа по профессии, специальности подготовки (рабочий учебный план, календарный график учебного процесса, рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей). При разработке ОПОП образовательное учреждение самостоятельно планирует объем внеаудиторной самостоятельной работы в целом, по каждому циклу дисциплин и по каждому профессиональному модулю, исходя из объемов максимальной учебной нагрузки и обязательной учебной нагрузки.
- Положение об организации самостоятельной работы обучающихся ОУ, разработанное в контексте реализации компетентностно-ориентированного образовательного процесса (примерное положение приведено в приложении
4).
- Программа (план) самостоятельной работы обучающихся по дисциплине, междисциплинарному курсу.
- Положение об индивидуальном образовательном маршруте обучающегося в ОУ.
- Методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по всем дисциплинам и ПМ (разработка инструкций, создание кейсов, сценариев деловых игр, создание банков проблемных ситуаций).
Нормативные требования к организации, содержанию и формам CP обучающихся ОУ СПО закреплены в отраслевом документе «Рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях действия ГОС СПО». (Письмо Минобразования России от 29.12.2000
№ 16-52-138 ин 16/13). С введением ФГОС СПО нового поколения предполагается подготовка нового аналогичного документа.
6
1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Самостоятельная работа (CP) - это планируемая в рамках учебного плана
ОУ деятельность обучающихся по освоению содержания ОПОП НПО/СПО, которая осуществляется по заданию, при методическом руководстве и контроле преподавателя, но без его непосредственного участия.
Цель CP- формирование у обучающихся ОК и ПК, обеспечивающих развитие у них способности к самообразованию, самоуправлению и саморазвитию.
Специфика самостоятельной работы обучающегося как формы обучения заключается в том, что ее основу составляет работа обучающихся над определенным учебным заданием в специально предоставленное для этого время (на уроке и во внеурочное время); обучающийся сам выбирает способы выполнения задания, непосредственное фактическое участие преподавателя в руководстве самостоятельной работой отсутствует, но есть опосредованное управление преподавателем самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся (на основе инструктажа, консультаций, рекомендаций); обучающиеся сознательно стремятся достигнуть поставленные в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих действий.
Самостоятельная работа обладает огромным образовательным потенциалом, поскольку в ее ходе происходит систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений; углубление и расширение теоретических знаний; формирование умения работать с различными видами информации, умения использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу; разви- ваются познавательные способности и активность обучающихся; формируются такие качества личности, как ответственность и организованность, самостоятельность мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; воспитывается самостоятельность как личностное качество будущего рабочего и специалиста.
В соответствии с разными основаниями выделяются следующие виды
самостоятельный работ:
1. По дидактической цели:
- самостоятельная работа обучающихся по овладению новыми знаниями,
овладению умением самостоятельно приобретать знания: чтение текста
(учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарем и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники, Интернета и др.;
- самостоятельная работа обучающихся
по
закреплению
и
систематизации полученных знаний: работа с конспектом лекции (обработка
7 текста); повторная работа с учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей и т. д.); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц, аналитическая обработка текста
(аннотирование, рецензирование и др.); подготовка сообщений, докладов, рефератов, составление библиографии, тематических кроссвордов; составление тематического портфолио; составление фокусированного списка основных проблем, связанных с темой; подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции; анализ современного опыта в профессиональной сфере и др.);
- самостоятельная работа обучающихся по формированию практических
умений (основного компонента компетенций): решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;подготовка курсовых и дипломных работ
(проектов); разработка проектов; опытно-экспериментальная работа; упражнения на тренажере; упражнения спортивно-оздоровительного характера; анализ результатов выполненных исследований по рассматриваемым проблемам; проведение и представление мини-исследования в виде отчета по теме; рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио-, видеотехники и др. [51, [21], [25], [37].
2. По времени и месту проведения:
- аудиторная самостоятельная работа выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию;
- внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по разработанному заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Система внеаудиторной работы многокомпонентна: в нее входит деятельность обучающихся в составе учебной группы, кружка, проектной группы, а также индивидуальная работа.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся по дисциплине,
МДК представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию педагога, который инструктирует обучающихся и устанавливает срок выполнения задания. Одним из видов самостоятельной внеаудиторной работы является выполнение обучающимися домашнего задания.
К самостоятельной работе вне аудитории относят: конспектирование и работу с книгой, документами и первоисточниками; доработку и оформление записей по лекционному материалу; проработку материала по учебникам, учебным пособиям и другим источникам информации; выполнение рефератов; подготовку к семинарам, конференциям, конкурсам; участие в проведении различных исследований и обработке их данных; анализ проблемных ситуаций