Файл: Практикум для студентов географического факультета Минск 2007 удк 911. 2 574. 9502504(076).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра физической географии материков
и океанов и методики преподавания географии
П.А. Митрахович
Л.В. Колтун
БИОГЕОГРАФИЯ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ
Практикум
для студентов географического факультета
Минск
2007
УДК 911.2:574.9+502/504](076)
ББК 28.085я73+20.1я73
А в т о р ы – с о с т а в и т е л и:
П. А. Митрахович, Л.В. Колтун
Рекомендовано Ученым советом
географического факультета
26 октября 2007 г., протокол № 2
Р е ц е н з е н т
кандидат биологических наук, доцент А.И. Зарубов
Биогеография с основами экологии: практикум для студентов географ. ф-та спец. 1-31 02 01 «География», 1-33 01 02 «Геоэкология» /авт.-сост.:
П.А. Митрахович, Л.В. Колтун. – Мн.: БГУ, 2008. - 48 с.
Практикум подготовлен в соответствии с учебной программой по дисциплине «Биогеография с основами экологии». В Практикуме приведены методические рекомендации, тематика практических и контролируемых самостоятельных работ, перечень индивидуальных заданий, тематика контрольных работ для студентов-заочников, список рекомендуемых литературных источников.
УДК 911.2:574.9+502/504](076)
ББК 28.085я73+20.1я73
БГУ, 2007
ВВЕДЕНИЕ
Курс «Биогеография с основами экологии» является составной частью блока специальных дисциплин для подготовки специалистов в области географии и экологии.
Задачами курса «Биогеография с основами экологии» являются: формирование у студентов теоретических и практических навыков в познании закономерностей географического распространения и размещения сообществ растений, животных и других организмов, а также комплексного подхода к органическому миру как существенной части географической среды. Студент должен иметь четкие представления об основных биогеографических проблемах. Сведения о растениях, животных и других организмах, местах их обитания и географическом распространении нужны при изучении природных условий и хозяйственной оценке природных ресурсов различных регионов Беларуси, СНГ и континентов. Внедрение в учебный процесс элементов исследования требует создания учебно-методической литературы, использование которой позволило бы научить студентов умению работать с
учебными пособиями и картографическим материалом, использовать современные информационные технологии, анализировать и систематизировать факты и в целом способствовать воспитанию сознательного педагога, формированию у него биогеографических знаний, воспитанию экологической культуры, бережного отношения к природе.
Структура и содержание практикума включает тематику семинарских, практических и контролируемых самостоятельных работ с краткими пояснениями, рисунками и таблицами, которые даны в приложении; индивидуальные задания, список рекомендуемых литературных источников и тематику контрольных работ для студентов заочной формы обучения.
Практикум состоит из трех разделов. В первом разделе рассматривается морфологическое строение растений, столь необходимое при прохождении учебной практики по биогеографии. Во втором разделе даны основные темы курса «Биогеография с основами экологии», где во время практических и семинарских работ студенты осваивают основные вопросы. В третьем разделе приведен перечень контрольных работ для студентов заочной формы обучения.
Знания студентов оцениваются по рейтинговой системе в баллах.
РАЗДЕЛ 1. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ РАСТЕНИЙ
Изучение основ морфологического строения растений позволяет студентам самостоятельно определять семейства, роды и виды растений в полевых и камеральных условиях с помощью определителей. На лабораторных занятиях студенты работают с гербарными и коллекционными экземплярами, а также с фиксированными спиртовыми материалами. Самостоятельная работа заключается в рассмотрении морфологических особенностей растения, его описания, зарисовке наиболее характерных частей цветка и определении растения. Контроль осуществляется методом тестирования с применением гербария.
В приложении 1 приводится примерный план описания, краткие сведения по морфологии и порядок определения растений, которые могут быть необходимы в случае возникших затруднений при рассмотрении растения.
Основные требования к занятиям:
-
Уметь определять характерные особенности морфологического строения растений. -
Знать порядок определения растений по определителю.
-
КОНТРОЛИРУЕМАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (КСР)
Тема 1. Основные морфологические особенности корней и стеблей растений
Цель: определить основные морфологические особенности корня и стебля.
Ход выполнения:
-
Ознакомиться с планом описания растений (приложение 1). -
По гербарным экземплярам (2-3 видов) зарисовать в рабочей тетради:
а) стержневую корневую систему
б) мочковатую корневую систему
-
Выделить главные, боковые и придаточные корни и подписать их. -
Зарисовать и определить разновидности стеблей, характер листорасположения.
Необходимые материалы и инструменты: учебный гербарий, цветные карандаши, рабочая тетрадь, учебная литература.
Тема № 2. Морфологическое строение листьев растений
Цель: определить морфологическое строение листа
Ход выполнения:
-
Ознакомиться с планом описания растений (приложение 1). -
По гербарным экземплярам зарисовать в рабочей тетради и определить различные типы и формы листьев. -
Отметить особенности жилкования листьев.
Необходимые материалы и инструменты: учебный гербарий, цветные карандаши, рабочая тетрадь, учебная литература.
Тема № 3. Морфологическое строение цветка
Цель: определить основные морфологические особенности цветка.
Ход выполнения:
-
Ознакомиться с планом описания растений (приложение 1). -
По фиксированным спиртовым материалам отпрепарировать цветки с правильным и неправильным венчиком, в рабочей тетради зарисовать морфологические части цветка. -
По гербарным экземплярам определить тип околоцветника у двух растений.
Необходимые материалы и инструменты: учебный гербарий, цветные карандаши, рабочая тетрадь, учебная литература.
Тема № 4. Соцветия и плоды
Цель: определить группы соцветий и плодов.
Ход выполнения:
-
Ознакомиться с планом описания растений (приложение 1). -
По гербарным материалам определить особенности строения соцветий разного типа и вычертить их схемы в рабочей тетради. -
Определить группу соцветий и проследить характер ветвления и порядок формирования цветков в соцветиях -
По коллекционным материалам определить тип плодов и зарисовать в рабочую тетрадь.
Необходимые материалы и инструменты: учебный гербарий, цветные карандаши, рабочая тетрадь, учебная литература.
Тема № 5. Систематическая характеристика видов растений
Цель: определение видов растений из семейства лютиковых.
Ход выполнения:
-
По гербариям описать морфологическое строение 2-х видов растений. -
Ознакомиться с техникой определения растений (приложение 1). -
Определить по определителю семейство, род и вид растения. -
Составить характеристику семейства определяемого растения и вписать данные в таблицу № 1. -
В рабочей тетради провести анализ таблицы № 1.
Необходимые материалы и инструменты: учебный гербарий, цветные карандаши, рабочая тетрадь, учебная литература.
РАЗДЕЛ 2. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ И СООБЩЕСТВ
Основные требования к занятиям
-
Уметь определять ареалы растительных группировок и отдельных растений. -
Знать границы флористических и фаунистических регионов, а также основных биомов суши. -
Уметь выделять природные особенности основных таксономических категорий (царств, областей и биомов суши). -
Знать видовые особенности флоры и фауны основных таксономических категорий (царств, областей и биомов суши).
-
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема № 1. Формирование флоры и фауны земного шара
Цель:сформировать представление о развитии жизни на Земле.
Форма проведения: семинар
Методы контроля: индивидуальный опрос, проверка рабочих тетрадей
Вопросы к занятию:
-
Эволюция биосферы. -
Смена флор и фаун от палеозоя к кайнозою. -
Причины гибели или деградации групп животных (динозавров и мамонтов) и растений (голосеменных). -
Причины появления птиц и млекопитающих.
Тема № 2. Красная книга Республики Беларусь и ее роль в сохранении биоразнообразия
Цель:ознакомление с основными охраняемыми видами растений и животных Республики Беларусь.
Форма проведения: семинар
Методы контроля: индивидуальный опрос, проверка рабочих тетрадей
Вопросы к занятию:
-
Значение, особенности сохранения и устойчивого использования биоразнообразия в Республике Беларусь. -
Структура Красной книги, возможности ее использования в целях сохранения биоразнообразия. -
Характеристика некоторых видов животных и растений, включенных в Красную книгу РБ.
Тема № 3. Биогеография океанов, морей, островов и пресных вод
Цель:сформировать представление о животных и растениях Мирового океана
Форма проведения: семинар
Методы контроля: индивидуальный опрос, проверка рабочих тетрадей
Вопросы к занятию:
-
Биологическая структура океана в представлении В. И. Вернадского и Л.А. Зенкевича. -
Ареалы морских животных и растений. Реликты фауны океана. -
Биогеографическое районирование Мирового океана. Основные промысловые зоны. -
Биомы океанических островов (особенности заселения организмами суши и видового разнообразия). -
Основные типы эпиконтинентальных водоемов как среды обитания организмов. Сообщества организмов озер, рек, ручьев, грунтовых вод, болот, водоемов пещер и временных водотоков. Специфика флоры и фауны соленых озер и водохранилищ.
-
КОНТРОЛИРУЕМАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Тема № 1. Ареал. Типы ареалов и их границы
Цель: понять закономерности современного распределения растений и объяснить факты и причины такого распределения.
Ход выполнения:
-
На контурную карту Евразии нанести очертания ареалов дуба черешчатого как пример сплошного ареала. Объяснить механизмы формирования данного типа ареала (рис.8, приложение 2). -
Перенести на контурную карту С. Америки границу ареала распространения видов ели (рис.9, приложение 2). Указать в рабочей тетради причины обусловленности этих границ. -
На контурную карту мира перенести ареал василистника альпийского (рис.10, приложение 2). Это пример разорванного ареала вида, обитающего в областях с приморским климатом и отсутствующего в центральной части материка. Назвать причины разорванных ареалов. -
Нанести на контурную карту мира современный ареал и местонахождения ископаемых остатков реликтовых растений: секвойедендрона гигантского, или «мамонтова дерева» (рис.11, приложение 2). Объяснить причины обусловленности границ этого ареала. -
На контурную карту мира, ориентируясь на границы, нанести ареалы лиственницы (рис.12, приложение 2). Объяснить причины викаризма данного вида.