Файл: Практикум для студентов географического факультета Минск 2007 удк 911. 2 574. 9502504(076).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра физической географии материков

и океанов и методики преподавания географии


П.А. Митрахович

Л.В. Колтун

БИОГЕОГРАФИЯ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ
Практикум

для студентов географического факультета

Минск

2007

УДК 911.2:574.9+502/504](076)

ББК 28.085я73+20.1я73

А в т о р ы – с о с т а в и т е л и:

П. А. Митрахович, Л.В. Колтун
Рекомендовано Ученым советом

географического факультета

26 октября 2007 г., протокол № 2

Р е ц е н з е н т

кандидат биологических наук, доцент А.И. Зарубов

Биогеография с основами экологии: практикум для студентов географ. ф-та спец. 1-31 02 01 «География», 1-33 01 02 «Геоэкология» /авт.-сост.:

П.А. Митрахович, Л.В. Колтун. – Мн.: БГУ, 2008. - 48 с.
Практикум подготовлен в соответствии с учебной программой по дисциплине «Биогеография с основами экологии». В Практикуме приведены методические рекомендации, тематика практических и контролируемых самостоятельных работ, перечень индивидуальных заданий, тематика контрольных работ для студентов-заочников, список рекомендуемых литературных источников.


УДК 911.2:574.9+502/504](076)

ББК 28.085я73+20.1я73
БГУ, 2007


ВВЕДЕНИЕ
Курс «Биогеография с основами экологии» является составной частью блока специальных дисциплин для подготовки специалистов в области географии и экологии.

Задачами курса «Биогеография с основами экологии» являются: формирование у студентов теоретических и практических навыков в познании закономерностей географического распространения и размещения сообществ растений, животных и других организмов, а также комплексного подхода к органическому миру как существенной части географической среды. Студент должен иметь четкие представления об основных биогеографических проблемах. Сведения о растениях, животных и других организмах, местах их обитания и географическом распространении нужны при изучении природных условий и хозяйственной оценке природных ресурсов различных регионов Беларуси, СНГ и континентов. Внедрение в учебный процесс элементов исследования требует создания учебно-методической литературы, использование которой позволило бы научить студентов умению работать с
учебными пособиями и картографическим материалом, использовать современные информационные технологии, анализировать и систематизировать факты и в целом способствовать воспитанию сознательного педагога, формированию у него биогеографических знаний, воспитанию экологической культуры, бережного отношения к природе.

Структура и содержание практикума включает тематику семинарских, практических и контролируемых самостоятельных работ с краткими пояснениями, рисунками и таблицами, которые даны в приложении; индивидуальные задания, список рекомендуемых литературных источников и тематику контрольных работ для студентов заочной формы обучения.

Практикум состоит из трех разделов. В первом разделе рассматривается морфологическое строение растений, столь необходимое при прохождении учебной практики по биогеографии. Во втором разделе даны основные темы курса «Биогеография с основами экологии», где во время практических и семинарских работ студенты осваивают основные вопросы. В третьем разделе приведен перечень контрольных работ для студентов заочной формы обучения.

Знания студентов оцениваются по рейтинговой системе в баллах.
РАЗДЕЛ 1. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ РАСТЕНИЙ
Изучение основ морфологического строения растений позволяет студентам самостоятельно определять семейства, роды и виды растений в полевых и камеральных условиях с помощью определителей. На лабораторных занятиях студенты работают с гербарными и коллекционными экземплярами, а также с фиксированными спиртовыми материалами. Самостоятельная работа заключается в рассмотрении морфологических особенностей растения, его описания, зарисовке наиболее характерных частей цветка и определении растения. Контроль осуществляется методом тестирования с применением гербария.

В приложении 1 приводится примерный план описания, краткие сведения по морфологии и порядок определения растений, которые могут быть необходимы в случае возникших затруднений при рассмотрении растения.
Основные требования к занятиям:

  1. Уметь определять характерные особенности морфологического строения растений.

  2. Знать порядок определения растений по определителю.





    1. КОНТРОЛИРУЕМАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (КСР)


Тема 1. Основные морфологические особенности корней и стеблей растений
Цель: определить основные морфологические особенности корня и стебля.
Ход выполнения:

  1. Ознакомиться с планом описания растений (приложение 1).

  2. По гербарным экземплярам (2-3 видов) зарисовать в рабочей тетради:

а) стержневую корневую систему

б) мочковатую корневую систему

  1. Выделить главные, боковые и придаточные корни и подписать их.

  2. Зарисовать и определить разновидности стеблей, характер листорасположения.


Необходимые материалы и инструменты: учебный гербарий, цветные карандаши, рабочая тетрадь, учебная литература.
Тема № 2. Морфологическое строение листьев растений
Цель: определить морфологическое строение листа
Ход выполнения:

  1. Ознакомиться с планом описания растений (приложение 1).

  2. По гербарным экземплярам зарисовать в рабочей тетради и определить различные типы и формы листьев.

  3. Отметить особенности жилкования листьев.


Необходимые материалы и инструменты: учебный гербарий, цветные карандаши, рабочая тетрадь, учебная литература.
Тема № 3. Морфологическое строение цветка
Цель: определить основные морфологические особенности цветка.
Ход выполнения:

  1. Ознакомиться с планом описания растений (приложение 1).

  2. По фиксированным спиртовым материалам отпрепарировать цветки с правильным и неправильным венчиком, в рабочей тетради зарисовать морфологические части цветка.

  3. По гербарным экземплярам определить тип околоцветника у двух растений.


Необходимые материалы и инструменты: учебный гербарий, цветные карандаши, рабочая тетрадь, учебная литература.
Тема № 4. Соцветия и плоды

Цель: определить группы соцветий и плодов.
Ход выполнения:

  1. Ознакомиться с планом описания растений (приложение 1).

  2. По гербарным материалам определить особенности строения соцветий разного типа и вычертить их схемы в рабочей тетради.

  3. Определить группу соцветий и проследить характер ветвления и порядок формирования цветков в соцветиях

  4. По коллекционным материалам определить тип плодов и зарисовать в рабочую тетрадь.


Необходимые материалы и инструменты: учебный гербарий, цветные карандаши, рабочая тетрадь, учебная литература.
Тема № 5. Систематическая характеристика видов растений
Цель: определение видов растений из семейства лютиковых.
Ход выполнения:

  1. По гербариям описать морфологическое строение 2-х видов растений.

  2. Ознакомиться с техникой определения растений (приложение 1).

  3. Определить по определителю семейство, род и вид растения.

  4. Составить характеристику семейства определяемого растения и вписать данные в таблицу № 1.

  5. В рабочей тетради провести анализ таблицы № 1.


Необходимые материалы и инструменты: учебный гербарий, цветные карандаши, рабочая тетрадь, учебная литература.
РАЗДЕЛ 2. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ И СООБЩЕСТВ
Основные требования к занятиям


  1. Уметь определять ареалы растительных группировок и отдельных растений.

  2. Знать границы флористических и фаунистических регионов, а также основных биомов суши.

  3. Уметь выделять природные особенности основных таксономических категорий (царств, областей и биомов суши).

  4. Знать видовые особенности флоры и фауны основных таксономических категорий (царств, областей и биомов суши).


    1. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ


Тема № 1. Формирование флоры и фауны земного шара
Цель:сформировать представление о развитии жизни на Земле.

Форма проведения: семинар

Методы контроля: индивидуальный опрос, проверка рабочих тетрадей


Вопросы к занятию:


  1. Эволюция биосферы.

  2. Смена флор и фаун от палеозоя к кайнозою.

  3. Причины гибели или деградации групп животных (динозавров и мамонтов) и растений (голосеменных).

  4. Причины появления птиц и млекопитающих.


Тема № 2. Красная книга Республики Беларусь и ее роль в сохранении биоразнообразия
Цель:ознакомление с основными охраняемыми видами растений и животных Республики Беларусь.

Форма проведения: семинар

Методы контроля: индивидуальный опрос, проверка рабочих тетрадей

Вопросы к занятию:


  1. Значение, особенности сохранения и устойчивого использования биоразнообразия в Республике Беларусь.

  2. Структура Красной книги, возможности ее использования в целях сохранения биоразнообразия.

  3. Характеристика некоторых видов животных и растений, включенных в Красную книгу РБ.


Тема № 3. Биогеография океанов, морей, островов и пресных вод
Цель:сформировать представление о животных и растениях Мирового океана

Форма проведения: семинар

Методы контроля: индивидуальный опрос, проверка рабочих тетрадей

Вопросы к занятию:


  1. Биологическая структура океана в представлении В. И. Вернадского и Л.А. Зенкевича.

  2. Ареалы морских животных и растений. Реликты фауны океана.

  3. Биогеографическое районирование Мирового океана. Основные промысловые зоны.

  4. Биомы океанических островов (особенности заселения организмами суши и видового разнообразия).

  5. Основные типы эпиконтинентальных водоемов как среды обитания организмов. Сообщества организмов озер, рек, ручьев, грунтовых вод, болот, водоемов пещер и временных водотоков. Специфика флоры и фауны соленых озер и водохранилищ.




    1. КОНТРОЛИРУЕМАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА


Тема № 1. Ареал. Типы ареалов и их границы
Цель: понять закономерности современного распределения растений и объяснить факты и причины такого распределения.
Ход выполнения:

  1. На контурную карту Евразии нанести очертания ареалов дуба черешчатого как пример сплошного ареала. Объяснить механизмы формирования данного типа ареала (рис.8, приложение 2).

  2. Перенести на контурную карту С. Америки границу ареала распространения видов ели (рис.9, приложение 2). Указать в рабочей тетради причины обусловленности этих границ.

  3. На контурную карту мира перенести ареал василистника альпийского (рис.10, приложение 2). Это пример разорванного ареала вида, обитающего в областях с приморским климатом и отсутствующего в центральной части материка. Назвать причины разорванных ареалов.

  4. Нанести на контурную карту мира современный ареал и местонахождения ископаемых остатков реликтовых растений: секвойедендрона гигантского, или «мамонтова дерева» (рис.11, приложение 2). Объяснить причины обусловленности границ этого ареала.

  5. На контурную карту мира, ориентируясь на границы, нанести ареалы лиственницы (рис.12, приложение 2). Объяснить причины викаризма данного вида.