Файл: Практикум для студентов географического факультета Минск 2007 удк 911. 2 574. 9502504(076).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Необходимые материалы и инструменты: Контурные карты мира и Евразии, карта районирования отдельных районов Евразии, схемы ареалов, атлас, чертежные принадлежности, рабочая тетрадь.
Тема № 2. Культурные растения. Центры происхождения
культурных растений
Цель: ознакомиться с культурными растениями, их происхождением и использованием. Сформировать четкое представление о принципах выделения центров происхождения культурных растений, охарактеризовать каждый из мировых центров культурных растений, выявить особенности образования и территориального размещения.
Ход выполнения:
-
Используя литературные источники, составить перечень отдельных видов культурных растений, не культивируемых в Беларуси. Дать описание и использование этих видов. -
Составить перечень и описание отдельных видов пряно-ароматических растений, указать районы их произрастания (использовать литературные источники). -
На контурную карту нанести центры происхождения культурных растений (по П.М. Жуковскому) (рис.13, приложение 3). -
В рабочей тетради отметить внедренные в мировое хозяйство растения, характерные для каждого из центров.
Необходимые материалы и инструменты: контурная карта мира, карта центров происхождения культурных растений, цветные фломастеры или карандаши.
Тема № 3. Флора и растительность земного шара. Флористические регионы суши
Цель: ознакомиться с общими чертами развития флоры земного шара. Сформировать представление о принципах и методах выделения флористических регионов (царств, областей), выявить их территориальную принадлежность и связь с природной зональностью, иметь представление о видовом разнообразии эндемиков флористических регионов.
Ход выполнения:
-
Используя таблицу № 2 (приложение 4), вычертить диаграмму, отражающую количественное соотношение отдельных групп растений во флоре Земли. -
По таблице №3 (приложение 4) рассчитать количество видов, обитающих на единице площади региона (при расчете региона, не имеющего данных в таблице, использовать справочники). Дать краткий анализ соотношения количества видов к единице площади для разных территорий. Отразить результаты в объяснительной записке. -
На контурную карту перенести схему флористического районирования Земли по А.Л. Тахтаджяну (рис.14, приложение 4). -
Составить характеристику флористических областей Голарктического царства (эндемизм, численность, типичные представители). Для остальных орионов характеристику составить по царствам (численность флор, эндемизм, типичные представители по 5-10 для каждого царства), чтобы сравнить флоры между собой (таблица 4, приложение 4). -
Составить перечень видов растений, имеющихся в оранжереи географического факультета. Классифицировать их по принадлежности к флористическому царству. -
Используя гербарий, рекомендуется разложить виды по типам растительности (лес, лес, болото). Результаты записать в рабочую тетрадь.
Необходимые материалы и инструменты: контурная карта мира, чертежные принадлежности, карта растительности мира, схема флористического районирования суши, таблицы.
Тема № 4. Фауна Земли. Фаунистические регионы суши
Цель: сформировать представления о принципах и методах выделения фаунистических регионов суши, выявить их территориальную принадлежность и связь с природной зональностью, иметь представление о фаунистическом разнообразии животного мира регионов.
Ход выполнения:
-
На контурную карту мира перенести схему зоогеографического районирования суши (рис.15, приложение 5). -
Изучить классификацию представленных в зоологическом музее экспонатов. Отметить принадлежность фауны к конкретным зоогеографическим царствам, областям. Отметить места обитания экспонированных представителей фауны. -
Для каждой области 4-х царств выписать по 10 типичных представителей наземной фауны, а для каждой подобласти Арктогеи выписать по 5 представителей, используя литературные источники и материалы зоологического музея. -
Перечислить животных – эндемиков каждого царства. -
Заполнить таблицу № 5 (приложение 5), используя материалы зоогеографического музея.
Необходимые материалы и инструменты: контурная карта мира, чертежные принадлежности, зоогеографическая карта мира, схема фаунистического районирования суши.
Тема № 5. Основные типы биомов суши
Цель: закрепить знания по флоре и фауне континентов во всем многообразии их эволюционных связей.
Ход выполнения:
-
На контурную карту мира нанести основные типы биомов суши (рис.16, приложение 6). -
Охарактеризовать каждый тип биомы в пределах природных зон. -
Выписать основные виды растений и животных, свойственные каждому биому. -
Дать характеристику следующим понятиям: «кампас», «льянос», «маквис», «гарига», «фригана», «шибляк». «финбош», «чапараль», «скрэб», «каатинга». -
Определить отношение флоры (по материалам оранжереи географического факультета) к биомам суши. -
Определить отношение фауны (по материалам зоологического музея) к биомам суши. Составить таблицу № 5 (приложение 6).
Необходимые материалы и инструменты: карта природных зон мира, контурная карта мира, схема биотических регионов суши, чертежные инструменты.
- 1 2 3
ТЕМАТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ:
-
Средиземноморье – родина пробкового дуба, маслин, цитрусовых. -
Пряно-ароматические растения Средиземноморья. -
Эфиопский центр происхождения растений. -
Пряно-ароматические растения Индостана. -
Видовое разнообразие «манчжурской» флоры. -
Специфика Восточно-Китайской флоры. -
Флора и растительность Кавказа. -
Флора и растительность Беларуси. -
Животные Австралии. -
Исчезающие виды животных Земли. -
Птицы Нотогеи. -
Птицы Неогеи. -
Сумчатые млекопитающие Арктогеи. -
Млекопитающие Нотогеи. -
Редкие и исчезающие виды растений.
Индивидуальные задания оформляются в виде презентаций с использованием новейших информационных технологий.
РАЗДЕЛ 3. ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Контрольная работа – одна из форм контролируемой самостоятельной работы студентов-заочников, предназначенная для проверки и оценки знаний. Обязательным заданием студентам-заочникам является выполнение контрольной работы по курсу «Биогеография с основами экологии». Исполнение контрольных работ требует от студентов выполнения двух необходимых условий: полной самостоятельности и географически грамотного изложения содержания.
Требования к оформлению работы несложны: небольшой объем, работа должна быть набрана на компьютере. Следует оставить поля для возможных замечаний руководителя. Цитируемые места из использованных литературных источников берутся в кавычки, указывается автор, его работа и номер страницы, на которой напечатано цитируемое место. При общем объеме работы в 8-12 страниц, цитаты не должны быть большими. Можно своими словами изложить мысль автора, если это необходимо, но в тексте сказать: «По мнению автора…».
Контрольная работа должна иметь аккуратный вид (прочно скрепленные листы), титульный лист, где указаны тема работы, ее автор, курс, факультет, кафедра, учебное заведение, год. В конце контрольной работы приводится список литературы, как рекомендованной, так и самостоятельно подобранной студентом. Авторы в списке размещаются по алфавиту.
Контрольные работы, как правило, сопровождаются иллюстрациями: картосхемами, графиками. Следует подписать иллюстрации, крупно выделить заголовок, указать автора, название работы.
Иллюстрации помещаются или в тексте, или в конце работы.
Ниже приводятся темы контрольных работ и литература к ним. Номер темы студент определяет по последней цифре зачетной книжки.
При проверке контрольных работ преподаватель учитывает знание вопросов темы, умение отобрать и кратко изложить суть предложенной темы, соблюдение правил оформления работы.
Таким образом, выполнение контрольной работы дает возможность получения и углубления теоретических знаний по отдельным разделам и темам курса «Биогеография с основами экологии», а также является своеобразной «пробой пера» для написания в будущем курсовых и дипломных работ.
Тема 1. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЕСОВ УМЕРЕННЫХ ШИРОТ СЕВЕРНОГО ПОЛУШАРИЯ
П л а н
-
Географическая приуроченность и распространение. -
Характеристика флоры и растительности лесной зоны:
а) хвойные леса
б) смешанные и широколиственные леса
3. Эндемики.
4. Использование дикорастущих растений
5. Современное состояние и охрана.
Приложение: перенести на контурную карту зону лесов умеренных широт северного полушария.
Литература:
-
Абдурахманов Г.М., Криволуцкий Д.А., Мяло Е.Г., Огуреева Г.Н.. Биогеография. - М.: ACADEMA, 2003. -
Агаханянц О.Е., Кирвель И.И. Биогеография с основами экологии. - Мн.: УП «Технопринт», 2005. -
Букштынов А.Д. Леса. - М., 1981. -
Власова Т.В., Ковалева Т.А. Физическая география материков. - М., 2005. -
Воронов А.Г., Дроздов Н.Н., Криволуцкий Д.А., Мяло Е.Г. Биогеография с основами экологии. - М.: Изд-во МГУ, 1999. -
Второв П.П., Дроздов Н.Н. Биогеография. – М.: Изд-во ВЛАДОСПРЕСС, 2001. -
Лавринович М.В. Физическая география Евразии. - Мн., 2003. -
Притула Т.Ю., Еремина В.А., Спрялин А.Н. Физическая география материков. - М., 2003.
Тема 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ФЛОРЫ И РАСТИТЕЛЬНОСТИ СТЕПЕЙ, ПРЕРИЙ, ПАМПЫ
П л а н
-
Географическая приуроченность и распространение. -
Степи Евразии. Флора степей и ее экологические особенности. -
Прерии Северной Америки. Флора прерий. Эндемики. -
Пампа Южной Америки. Флора пампы. Эндемики.
Приложении: перенести на контурную карту зоны степей, прерий и пампы.