Файл: Практикум для студентов географического факультета Минск 2007 удк 911. 2 574. 9502504(076).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Необходимые материалы и инструменты: Контурные карты мира и Евразии, карта районирования отдельных районов Евразии, схемы ареалов, атлас, чертежные принадлежности, рабочая тетрадь.
Тема № 2. Культурные растения. Центры происхождения

культурных растений
Цель: ознакомиться с культурными растениями, их происхождением и использованием. Сформировать четкое представление о принципах выделения центров происхождения культурных растений, охарактеризовать каждый из мировых центров культурных растений, выявить особенности образования и территориального размещения.
Ход выполнения:

  1. Используя литературные источники, составить перечень отдельных видов культурных растений, не культивируемых в Беларуси. Дать описание и использование этих видов.

  2. Составить перечень и описание отдельных видов пряно-ароматических растений, указать районы их произрастания (использовать литературные источники).

  3. На контурную карту нанести центры происхождения культурных растений (по П.М. Жуковскому) (рис.13, приложение 3).

  4. В рабочей тетради отметить внедренные в мировое хозяйство растения, характерные для каждого из центров.


Необходимые материалы и инструменты: контурная карта мира, карта центров происхождения культурных растений, цветные фломастеры или карандаши.
Тема № 3. Флора и растительность земного шара. Флористические регионы суши
Цель: ознакомиться с общими чертами развития флоры земного шара. Сформировать представление о принципах и методах выделения флористических регионов (царств, областей), выявить их территориальную принадлежность и связь с природной зональностью, иметь представление о видовом разнообразии эндемиков флористических регионов.
Ход выполнения:

  1. Используя таблицу № 2 (приложение 4), вычертить диаграмму, отражающую количественное соотношение отдельных групп растений во флоре Земли.

  2. По таблице №3 (приложение 4) рассчитать количество видов, обитающих на единице площади региона (при расчете региона, не имеющего данных в таблице, использовать справочники). Дать краткий анализ соотношения количества видов к единице площади для разных территорий. Отразить результаты в объяснительной записке.

  3. На контурную карту перенести схему флористического районирования Земли по А.Л. Тахтаджяну (рис.14, приложение 4).

  4. Составить характеристику флористических областей Голарктического царства (эндемизм, численность, типичные представители). Для остальных орионов характеристику составить по царствам (численность флор, эндемизм, типичные представители по 5-10 для каждого царства), чтобы сравнить флоры между собой (таблица 4, приложение 4).

  5. Составить перечень видов растений, имеющихся в оранжереи географического факультета. Классифицировать их по принадлежности к флористическому царству.

  6. Используя гербарий, рекомендуется разложить виды по типам растительности (лес, лес, болото). Результаты записать в рабочую тетрадь.



Необходимые материалы и инструменты: контурная карта мира, чертежные принадлежности, карта растительности мира, схема флористического районирования суши, таблицы.
Тема № 4. Фауна Земли. Фаунистические регионы суши
Цель: сформировать представления о принципах и методах выделения фаунистических регионов суши, выявить их территориальную принадлежность и связь с природной зональностью, иметь представление о фаунистическом разнообразии животного мира регионов.

Ход выполнения:

  1. На контурную карту мира перенести схему зоогеографического районирования суши (рис.15, приложение 5).

  2. Изучить классификацию представленных в зоологическом музее экспонатов. Отметить принадлежность фауны к конкретным зоогеографическим царствам, областям. Отметить места обитания экспонированных представителей фауны.

  3. Для каждой области 4-х царств выписать по 10 типичных представителей наземной фауны, а для каждой подобласти Арктогеи выписать по 5 представителей, используя литературные источники и материалы зоологического музея.

  4. Перечислить животных – эндемиков каждого царства.

  5. Заполнить таблицу № 5 (приложение 5), используя материалы зоогеографического музея.


Необходимые материалы и инструменты: контурная карта мира, чертежные принадлежности, зоогеографическая карта мира, схема фаунистического районирования суши.
Тема № 5. Основные типы биомов суши
Цель: закрепить знания по флоре и фауне континентов во всем многообразии их эволюционных связей.
Ход выполнения:

  1. На контурную карту мира нанести основные типы биомов суши (рис.16, приложение 6).

  2. Охарактеризовать каждый тип биомы в пределах природных зон.

  3. Выписать основные виды растений и животных, свойственные каждому биому.

  4. Дать характеристику следующим понятиям: «кампас», «льянос», «маквис», «гарига», «фригана», «шибляк». «финбош», «чапараль», «скрэб», «каатинга».

  5. Определить отношение флоры (по материалам оранжереи географического факультета) к биомам суши.

  6. Определить отношение фауны (по материалам зоологического музея) к биомам суши. Составить таблицу № 5 (приложение 6).

Необходимые материалы и инструменты: карта природных зон мира, контурная карта мира, схема биотических регионов суши, чертежные инструменты.



    1.   1   2   3

ТЕМАТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ:




  1. Средиземноморье – родина пробкового дуба, маслин, цитрусовых.

  2. Пряно-ароматические растения Средиземноморья.

  3. Эфиопский центр происхождения растений.

  4. Пряно-ароматические растения Индостана.

  5. Видовое разнообразие «манчжурской» флоры.

  6. Специфика Восточно-Китайской флоры.

  7. Флора и растительность Кавказа.

  8. Флора и растительность Беларуси.

  9. Животные Австралии.

  10. Исчезающие виды животных Земли.

  11. Птицы Нотогеи.

  12. Птицы Неогеи.

  13. Сумчатые млекопитающие Арктогеи.

  14. Млекопитающие Нотогеи.

  15. Редкие и исчезающие виды растений.

Индивидуальные задания оформляются в виде презентаций с использованием новейших информационных технологий.
РАЗДЕЛ 3. ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Контрольная работа – одна из форм контролируемой самостоятельной работы студентов-заочников, предназначенная для проверки и оценки знаний. Обязательным заданием студентам-заочникам является выполнение контрольной работы по курсу «Биогеография с основами экологии». Исполнение контрольных работ требует от студентов выполнения двух необходимых условий: полной самостоятельности и географически грамотного изложения содержания.

Требования к оформлению работы несложны: небольшой объем, работа должна быть набрана на компьютере. Следует оставить поля для возможных замечаний руководителя. Цитируемые места из использованных литературных источников берутся в кавычки, указывается автор, его работа и номер страницы, на которой напечатано цитируемое место. При общем объеме работы в 8-12 страниц, цитаты не должны быть большими. Можно своими словами изложить мысль автора, если это необходимо, но в тексте сказать: «По мнению автора…».

Контрольная работа должна иметь аккуратный вид (прочно скрепленные листы), титульный лист, где указаны тема работы, ее автор, курс, факультет, кафедра, учебное заведение, год. В конце контрольной работы приводится список литературы, как рекомендованной, так и самостоятельно подобранной студентом. Авторы в списке размещаются по алфавиту.

Контрольные работы, как правило, сопровождаются иллюстрациями: картосхемами, графиками. Следует подписать иллюстрации, крупно выделить заголовок, указать автора, название работы.
Иллюстрации помещаются или в тексте, или в конце работы.

Ниже приводятся темы контрольных работ и литература к ним. Номер темы студент определяет по последней цифре зачетной книжки.

При проверке контрольных работ преподаватель учитывает знание вопросов темы, умение отобрать и кратко изложить суть предложенной темы, соблюдение правил оформления работы.

Таким образом, выполнение контрольной работы дает возможность получения и углубления теоретических знаний по отдельным разделам и темам курса «Биогеография с основами экологии», а также является своеобразной «пробой пера» для написания в будущем курсовых и дипломных работ.
Тема 1. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЕСОВ УМЕРЕННЫХ ШИРОТ СЕВЕРНОГО ПОЛУШАРИЯ
П л а н

  1. Географическая приуроченность и распространение.

  2. Характеристика флоры и растительности лесной зоны:

а) хвойные леса

б) смешанные и широколиственные леса

3. Эндемики.

4. Использование дикорастущих растений

5. Современное состояние и охрана.
Приложение: перенести на контурную карту зону лесов умеренных широт северного полушария.
Литература:

  1. Абдурахманов Г.М., Криволуцкий Д.А., Мяло Е.Г., Огуреева Г.Н.. Биогеография. - М.: ACADEMA, 2003.

  2. Агаханянц О.Е., Кирвель И.И. Биогеография с основами экологии. - Мн.: УП «Технопринт», 2005.

  3. Букштынов А.Д. Леса. - М., 1981.

  4. Власова Т.В., Ковалева Т.А. Физическая география материков. - М., 2005.

  5. Воронов А.Г., Дроздов Н.Н., Криволуцкий Д.А., Мяло Е.Г. Биогеография с основами экологии. - М.: Изд-во МГУ, 1999.

  6. Второв П.П., Дроздов Н.Н. Биогеография. – М.: Изд-во ВЛАДОСПРЕСС, 2001.

  7. Лавринович М.В. Физическая география Евразии. - Мн., 2003.

  8. Притула Т.Ю., Еремина В.А., Спрялин А.Н. Физическая география материков. - М., 2003.


Тема 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ФЛОРЫ И РАСТИТЕЛЬНОСТИ СТЕПЕЙ, ПРЕРИЙ, ПАМПЫ
П л а н

  1. Географическая приуроченность и распространение.

  2. Степи Евразии. Флора степей и ее экологические особенности.

  3. Прерии Северной Америки. Флора прерий. Эндемики.

  4. Пампа Южной Америки. Флора пампы. Эндемики.


Приложении: перенести на контурную карту зоны степей, прерий и пампы.