Файл: Доклад по дисциплине Профессиональная этика и служебный этикет на тему Приветствие в служебном этикете.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

СРЕДНЕРУССКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ - ФИЛИАЛ

Факультет: Юридический

Кафедра: «Кафедра истории и государственно - правовых дисциплин»

Направление подготовки 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной

безопасности»

Профиль «Государственно-правовой»

ДОКЛАД
по дисциплине: Профессиональная этика и служебный этикет
на тему:
«Приветствие в служебном этикете»


Автор работы:

студент 1 курса

заочной формы обучения

группа 13 НБЗСП

подпись
Проверил:

кандидат политических наук, доцент

Оценка __________________

Подпись__________________


Орел, 2022

Одними из важнейших элементов служебной деятельности, а значит и служебного этикета являются приветствие. Начало любой трудовой деятельности сопровождается приветствием, которое можно осуществлять в вербальной и невербальной форме. Вербальная форма приветствия предполагает использование языковых средств и применение определённых формулировок. Богатство русского языка позволяет осуществить приветствие в различной словесной форме: «Здравствуйте!», «Доброе утро!», «Привет!» и др. Выбор формы вербального приветствия зависит от степени знакомства людей, от обстановки, от времени суток. В частности, неуместно использовать выражение «Привет!» с незнакомыми и малознакомыми людьми или использовать его в официальной деловой обстановке. Если используется вербальное приветствие, отражающее время суток, то следует помнить, что выражение «Доброе утро!» уместно с 6 часов утра до 12 часов дня; выражение «Добрый день!» уместно с 12 часов дня до 18 часов вечера; выражение «Добрый вечер!» уместно с 18 часов вечера до 24 часов; выражение «Доброй ночи» в деловой обстановке неуместно, хотя характеризует период с 24 часов до 6 часов утра. Сразу следует отметить, что применять вербальное приветствие, характеризующее время суток, неуместно по отношению к руководству. Правильнее всего, уместнее всего во всех ситуациях и, тем более с незнакомыми людьми, использовать классическую форму вербального приветствия и прощания – «Здравствуйте!» и «До свидания!».


Если говорить о служебном (деловом этикете), то следует помнить ряд правил:

  • во-первых, вербально подчинённый первым приветствует руководителя;

  • во-вторых, вербально мужчина первым приветствует женщину;

  • в-третьих, вербально младший по возрасту первым приветствует старшего по возрасту;

  • в-четвёртых, если сотрудники равны по статусу, возрасту и полу, то первым вербально приветствует тот, кто первым заметил коллегу;

  • в-пятых, вошедший в помещение первым вербально приветствует находящихся в нём;

  • в-шестых, задержавшийся или опоздавший, первым вербально приветствует ожидающих;

  • в-седьмых, догоняющий или обгоняющий первым вербально приветствует того, кого догоняют или обгоняют;

  • в-восьмых, если вербальное приветствие осуществляется женщинами и одна из них стоит рядом с мужчиной, то первой произносит слова приветствия именно она.

Невербальное приветствие не предполагает применение языковых средств, оно может дополнять вербальное приветствие или может использоваться как самостоятельный способ. Невербальное приветствие может осуществляться в более разнообразных формах, чем вербальное: рукопожатие, похлопывания, объятия, поклоны, кивки головой, поцелуи. В деловой среде объятия, поцелуи и похлопывания имеют меньшее распространение, поскольку связаны с «вторжением» в личное психологическое пространство человека.

Рукопожатия являются наиболее распространённой формой невербального приветствия. В отношении рукопожатий в деловой среде действуют следующие правила:

  • во-первых, первым руку для рукопожатия подаёт человек, имеющий более высокий служебный статус, старший по должности;

  • во-вторых, первой руку для рукопожатия подает женщина мужчине;

  • в-третьих, первым руку для рукопожатия подает старший по возрасту младшему;

  • в-четвёртых, если человек, вошедший в помещение или задержавшийся по времени, видит большое количество присутствующих, он может ограничиться общим вербальным приветствием, не сопровождая его рукопожатием;

  • в-пятых, если рукопожатие происходит в зимний период, то мужчина, приветствуя женщину, обязан снимать перчатку (рукавицу). Женщина в этом случае может перчатку (рукавицу) не снимать. Если же рукопожатие в зимний период осуществляется между двумя мужчинами, то, по взаимной договорённости, они оба либо перчатки (рукавицы) снимают, либо нет;

  • в-шестых, рукопожатие не должно быть чрезвычайно агрессивным (с демонстрацией силы), но и не должно быть чрезвычайно вялым (демонстрация слабости).


Поклоны, как форма невербального приветствия, пока не сильно распространены в нашей стране, однако, поклоны могут заменять рукопожатие. Например, если невозможно, придя в помещение, осуществить рукопожатие с каждым присутствующим, можно ограничиться общим поклоном. Кроме того, поклон, как форма невербального приветствия может использоваться в знак особого уважения к другому человеку.

Примерно такую же роль играет в невербальном приветствии и кивок. Говоря о приветствии, следует упомянуть ряд деталей. Например, когда молодой человек сидит и к нему для приветствия подходит старший по возрасту, то молодой человек должен встать; аналогичные действия должен совершать мужчина по отношению к женщине, подчинённый по отношению к руководителю.

Общие требования служебного этикета рекомендуют с учётом вежливости приветствовать своих коллег и сослуживцев при каждой встрече, даже если это происходит не в первый раз. Во время второй и последующей встреч официальное приветствие и рукопожатие не обязательны, порой бывает достаточно лёгкого кивка головой или улыбки. Правила этикета предписывают использовать приветствие даже в отношении тех коллег и сотрудников, с которыми натянутые отношения, это будет демонстрировать корректную вежливость.