Файл: Теория социальной работы в разных сфера жизнедеятельности общества.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Н.П. ОГАРЁВА»

(ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва»)
Институт историко-социологический
Кафедра социологии и социальной работы


Реферат

по теме:

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РАЗНЫХ СФЕРА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА

Автор реферата _______________________ А.А. Николаева

подпись, дата
Направление подготовки 39.03.02 Социальная работа
Руководитель работы

канд. социол. наук, доц. _________________________________ Е. Н. Касаркина

подпись, дата
Оценка______________

Саранск 2021


Содержание
Введение ……………………………………………………………………….3




1 Объективная необходимость учета специфики различных сфер жизнедеятельности общества в социальной работе……………………………………….4



2 Особенности социальной работы в системе образования……………………6

3 Социальная работа в системе здравоохранения………………………………9




Заключение …………………………………………………………………17




Список использованных источников …………………………...20





ВВЕДЕНИЕ

Социальная работа как социокультурный феномен современности, возникнув более 100 лет назад, превратилась в профессию, обогатилась новыми направлениями, функциями, технологиями. Она осуществляется сегодня в ведущих сферах жизнедеятельности общества: в системе социальной защиты населения, образовании и здравоохранении, воинской среде и пенитенциарных учреждениях, на предприятиях промышленного и сельскохозяйственного производства, в области спортивно-оздоровительной и культурно-досуговой деятельности и др.

В каждой области социальной сферы решаются конкретные задачи по оказанию помощи и поддержки человеку, существует своя законодательная и нормативно-правовая база социальной работы, применяются апробированные технологии, создаются общественные условия для полной реализации функций социальной работы как профессионального вида деятельности. Главными идеями социальной работы, вокруг которых идет ее становление как профессии, накапливается опыт социальной защиты людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, является идея прав человека и концепция профессионализма. Защита прав, определяющих положение человека в обществе и соответствующих его основным социальным потребностям, является и снованием социальной работы, и ее стимулом в любой сфере жизни общества. Имеются в виду права человека, без которых он не может состояться, — право на жизнь, труд, социальное обеспечение в старости, охрану семьи, достаточный жизненный уровень.


В качестве проблемы исследования выступают отношения социальной работы с другими сферами жизнедеятельности.

Актуальность проблемы исследования состоит в том, что социальная работа является открытой системой, которая активно взаимодействует с другими социально-гуманитарными дисциплинами. Как наука она изучает социальные процессы и социальные явления, которые имеют непосредственное отношение к жизнедеятельности личности, конкретной социальной группы или общины, и тенденции их изменения под влиянием психолого-педагогических, экономических и управленческих факторов.

Степень изученности проблемы. Теоретико-методологические подходы к изучению взаимоотношений социальной работы сферами жизнедеятельности рассмотрены нами опираясь на работы В.М. Басова; Л. И. Савинова, Е. В. Камышовой, Т. В. Соловьевой и многих других. Система социальной защиты детей была рассмотрена нами по трудам С. В. Игнатьев ,Е. И. Холостовой и многих других.

Таким образом, данная тема рассматривается в таких науках как социальная работа, педагогика, социология, психология, медицина и т. д.

В качестве методологической основы в работе применяются общенаучные методы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, интерпретации.

Объект исследования – отношения социальной работы и других сфер жизнедеятельности.

Цели исследования – рассмотреть и изучить несколько примеров того, как социальная работа неразрывно взаимосвязана и взаимозависима с другими сферами жизнедеятельности.
1 Объективная необходимость учета специфики различных сфер жизнедеятельности общества в социальной работе

Убеждение в том, что каждый человек обладает абсолютным и очевидным правом на определенные блага, является базовой профессиональной установкой социального работника, в какой бы сфере он ни работал. И несмотря на то, что представления о правах человека в разное время подвергались коренному пересмотру, этот принцип существенных изменений не претерпел. Наоборот, к началу XXI в. количество людей, желающих профессионально или на общественных началах приблизиться к реализации этого принципа жизнь, значительно возросло. Появилось даже новое понятие — "представители помогающих профессий", к которым относятся практические психологи, психотерапевты, социальные педагоги, социальные работники и др. Миллионы людей принимают участие в оказании помощи нуждающимся в качестве парапрофессионалов, "добровольцев" и др.



Вместе с тем возникла потребность более четко определить границы между профессиональной деятельностью названных специалистов, а также уяснить суть различий позиций людей, занятых в разных общественных системах помощи, обеспечивающих не только социальную защиту и социальное обслуживание, но и освобождение человека от нужды, бедности, несправедливости, маргинальное, помощь в преодолении ограничения возможностей, улучшение способности самостоятельно решать свои проблемы и преодолевать трудности. Социальная работа как профессия оказывается средоточием более глубокого знания масштабов человеческих бедствий. А это значит, что представители этой профессии могут обеспечить государству более адекватную обратную связь в ответ на претворяемые в жизнь правительственные решения, подсказать пути улучшения качества жизни, элементами которого являются состояние окружающей среды и физическое здоровье, уровень развития экономики, образования, здравоохранения, социальной защищенности и др. В какой бы сфере ни работал социальный работник, он обязан исходить из принципиальной профессиональной позиции: человек должен иметь условия, необходимые ему для развития и достойной жизни, облегчать повседневную жизнь людей, помогать им решать многочисленные социальные проблемы, исполнять свои функции с учетом специфики социальной сферы, конкретного социума. Объектом социальной работы является "личность в социуме"[10].

Взаимодействие клиента социальной работы со специалистами, различными структурами и окружением составляет предмет социальной работы в любом социуме.

Социальный работник помогает клиенту:

• обеспечивая выживание, обучая способам самостоятельного решения житейских проблем, открывая возможности самообеспечения и достижения достойного уровня существования;

• обеспечивая связь клиента с системами, которые могут предоставлять ресурсы, услуги для выхода из трудной жизненной ситуации, содействуя эффективной и слаженной работе этих систем;

• стремясь как посредник между человеком и государством изменить ситуацию социального функционирования своего клиента, найти эффективные и гуманные средства решения его проблем, заставить государственную систему учитывать его интересы и потребности, создать в социуме необходимые условия для быстрейшей социальной адаптации клиента;

• адаптироваться (приспосабливаться) к изменившимся условиям социальной действительности. Используя возможности своей системы, ее нормативно-правовые акты, социальный работник должен уметь активизировать механизмы самоорганизации клиента — от индивидуально-личностного до группового. И с этой точки зрения профессиональное мастерство социального работника заключается в том, чтобы результатом его взаимодействия с клиентом или группой клиентов было умение людей реализовывать принципы самопомощи в избавлении от нужды, трудной жизненной ситуации.

2 Особенности социальной работы в системе образования

Социальная работа в системе образования как самостоятельное направление деятельности только начинает складываться, активизируется процесс внедрения социальных работников в данную сферу на всех ее уровнях. Социальные работники все активнее участвуют в процессе социализации и формирования личности. В нашей стране в системе образования трудятся и социальные педагоги, и социальные работники, которые помогают детям и взрослым, преодолевать определенные жизненные трудности.

Социальная педагогика как практическая деятельность ориентирована в основном на работу с детьми и семьей. Если родители по каким-либо причинам не в состоянии оказать ребенку помощь в разрешении его проблем, эту задачу стремится выполнить социальный педагог[4].
Социальный же работник в основном оказывает помощь людям уже самоопределившимися в жизни. Его главная цель — улучшить или восстановить способность человека к социальному функционированию, создать в социуме условия (социально-экологические, психологические, социально-медицинские) способствующие достижению этой цели, раскрытию потенциальных возможностей человека. И социальный педагог, и социальный работник в системе образования способствуют более уверенному переходу от методов борьбы с неблагополучием к методам социальной превенции, тем более что к настоящему времени сложились необходимые условия для интеграции целей и задач образования и социальной работы. Активизация социальных работников в данной сфере знаменует координацию усилий обоих социальных институтов, направленных на решение проблем человека, и может рассматриваться как одно из условий достижения социального благополучия.
Знание законов Российской Федерации о развитии образования помогает социальному работнику успешно исполнять свои функции. Так, в Законе "Об образовании" (1992 г.) и Федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (новая редакция Закона от 13 января 1996 г.) в разделе 2 "Право на образование" (ст. 5 "Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования") записано:

"... государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые..." (п. 3);

"... В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом..." (п. 5);

"... Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством представления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок представления таких стипендий устанавливаются правительством РФ..." [6].
Необходимая социальная помощь может быть оказана на любом образовательном уровне: при получении индивидом основного общего образования (1—9 кл.); среднего (полного) общего образования (10—11 кл.); начального профессионального образования; высшего профессионального образования; при послевузовском продлении профессионального образования.

Федеральный закон "О высшем и послевузовском образовании" (1996 г.) предоставляет социальному работнику возможность защищать права граждан, имеющих соответствующий образовательный уровень.
Социальный работник должен быть компетентным в ряде вопросов, например, он обязан знать, что является образовательным учреждением ("образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т. е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся воспитанников"); какими могут быть формы учреждений ("образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)"; на все ли формы образовательных учреждений распространяется действие российского законодательства ("действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от организационно-правовых форм и подчиненности"). Эти сведения сдержатся в упомянутом Федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" [3].
Осуществляя деятельность в условиях образовательного учреждения любого уровня, любой формы и подчиненности, социальный работник должен быть осведомлен