Файл: Внутренняя политика Екатерины ii.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 200

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Институт образования

Выпускная квалификационная работа

На тему «Внутренняя политика Екатерины II»







Студент группы № 805

Зюлькова Марина Николаевна

Руководитель ВКР

Доцент Акельев Е.В.

Консультант

Профессор Данилевский И.Н.


Москва 2013

Содержание

1.

Введение ………………………………………………………….

3


2.

Образ Екатерины II в российских учебниках ……………………

7


3.

Внутренняя политика Екатерины II в историографии………….

15

а)

историография девятнадцатого века……………………………

15

б)

советская историография………………………………………...

20

в)

современная российская и зарубежная историография……….

23


4.

Характеристика источников по теме «Внутренняя политика Екатерины II……………………………………………………….


29

а)

источники личного характера…………………………………….

29

б)

публицистика ……………………………………………………

31

в)

законодательство………………………………………………….

36


5.

Анализ учебно - методической литературы и обоснование подбора текстов……………………………………………………


40


6.

Заключение ………………………………………………………...

45


7.

Список используемых источников и литературы……………….

48


8.

Приложение……………………………………………………….

53



Введение.

Сегодня широко дискуссируется вопрос создания единого учебника по истории для средней школы. С созданием нового единого учебника встанет вопрос о создании учебно-методического комплекта для ученика и учителя. Те задания, которые я предлагаю включить в практикум дадут возможность развить познавательную самостоятельную деятельность на уроке и внеурочной работе; сформировать представления об особенностях и основных направлениях внутренней политики Екатерины II.

Моя работа посвящена деятельности Екатерины Великойи имеет практический характер.

Цель работы:на основе изученияисториографии и опыты построения учебно-методической литературы по внутренней политики Екатерины II исоздать тексты и задания для практикума по истории России, которые дадут возможность внедрить системно-деятельностный подход в преподавание истории России.

Задачи работы:

  • провести анализ учебной и методической литературы с точки зрения их построения и использования учителями на уроках;

  • проанализировать и обобщить историческую литературу российских и зарубежных авторов по выбранной проблеме;

  • провести анализ источников по проблеме правления Екатерины Великой;

  • обосновать целесообразность включения предложенных текстов в практикум.

Задания рассчитаны для учащихся, заинтересованных в углубленном изучении отечественной истории. Практикум должен научить учащихся работать с различными источниками; осмысленно воспринимать разного рода информацию; участвовать в дискуссиях по проблемам истории; способствовать формированию исторической грамотности. Задания помогут подготовиться к единому государственному экзамену по части С, где нужно показать умения анализа исторического текста, и интерпретация его. Планируемые результаты: учащиеся должны осмыслить социально-нравственный опыт предшествующих поколений; научиться использовать различные источники исторической информации; давать характеристику правления Екатерины II; уметь анализировать законодательно-правовые акты; рассказывать о развитии общественной мысли и культуры в России во второй половине XVIII века.

Подбор текстов осуществляется на основе на анализе федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС); проекта концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории; учебной литературы, используемой в школах, в 10 классах: В.И. Буганов, П.Н. Зырянов, А.Н. Сахаров «История России. Конец XVII – XIXвек» (для профильных классов); Н.И. Павленко, Л.М. Ляшенко, В.А. Твардовская «История России XVIII – XIXвека» (профильный уровень); Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко «История России с древнейших времен до конца XIX века» (базовый уровень); методической литературы для учителей, выпущенной за последние десятилетие.



В основу Стандарта лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных и физиологических особенностей обучающихся. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, включающим готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, сфомированности их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме; метапредметным, включающим освоение обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; предметным, включающим освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, владение научной терминологией.

Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории включает в себя историко-культурный стандарт, который содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории. Историко-культурный подход представляет собой научную основу содержания школьного исторического образования и может быть применен как базовому, так и профильному – углубленному уровню изучения истории и гуманитарных дисциплин. Концепция направлена на повышение качества школьного исторического образования, развитие компетенций учащихся в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего и полного образования, формирование единого культурно-исторического пространства. Успешная реализация исторического образования в рамках перехода на новый учебный план не возможен без составления методических пособий и книг для учителя дополнительных материалов, а также книг – хрестоматий, практикумов для учащихся. Новый учебно-методический комплекс имеет задачи: создать условия для получения выпускниками прочных знаний по истории; показать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса; раскрыть суть исторического процесса как совокупности усилий многих поколений россиян.


В подготовке дополнительных материалов необходимо обратить внимание на события и процессы в части синхронизации российского исторического процесса с общемировым. Новый учебно-методический комплекс должен развивать межпредметные связи в рамках других гуманитарных курсов: литературы, русского языка, обществознания, мировой художественной культуры. Тексты и документы должны соответствовать основным принципам: ценности гражданского общества; исторического подхода; многофакторного подхода к освещению истории всех сторон жизни общества; толерантности как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории; воспитательного потенциала исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданственной идентичности и патриотизма.

В современной науке получил развитие историко-антропологический подход. Именно обращение внимание на роль личности в истории прививает интерес и уважение к своей истории, служит источником и инструментом формирования у молодого поколения личностного, эмоционального восприятия прошлого. Следует показать присутствие человека в конкретных событиях, устремления, ценностные ориентиры и мотивы поведения людей. Такой подход способствует выработке у молодого поколения чувства сопричастности с историей страны. При этом речь должна идти как о выдающихся личностях, лидерах, которым посвящается отдельные биографические справки, так и об обычных, «рядовых» людях. Наряду с текстами с событийной истории, предполагается использовать материал о повседневной жизни людей из различных социальных слоев. Интерес вызывают вопросы, предполагающие неоднозначное понимание, где учащиеся могут выдвинуть разные точки зрения, построить свою систему доказательства.

Глава 1. Образ Екатерины II в российских учебниках.

С 1 января 2014 ряд школы Москвы, в качестве эксперимента переходят на новый учебный план в старшей школе. Который предполагает обучение четыре дня, пятый день учащиеся работают по индивидуальным планам в профильных группах. Это приведет к сокращению учебных часов по общеобразовательным предметам и увеличение часов на профильную подготовку. Данная система приведет к необходимости перейти на новые технологии обучения: модульные, модульно – блочные, дистанционные, технологии учебного проекта и т.д. Чтобы обучение сделать более качественное необходимо проанализировать существующие учебники по теме «Внутренняя политика Екатерины II». Выявить недостатки и достоинства учебной литературы; предложить материалы в практикум для старшеклассников, для более качественной подготовки.


Одним из самых популярных учебников по истории России в дореволюционной России был «Учебник русской истории для средней школы» - автор проф. С.Ф. Платонов. Глава, посвященная ЕкатеринеIIназывается «Расцвет дворянских привилегий и крепостного права». Логика изложения материала для нас непривычная, так как автор начинает со значения деятельности Екатерины II. Отмечая, «она продолжательница Петра Великого; внутри государства вела замечательные законодательные работы, преобразовала губернское управление, дала самоуправление сословиям, дворянскому и городскому, и определила их права. Правительство Екатерины было просвещенным, либеральным и гуманным»1. В учебнике обращается внимание, что Екатерина умела выбирать государственных людей и пользоваться их способностями. «В сфере внутреннего управления влияние принадлежало братьям Орловым, а потом Г. Потемкину. Первые годы царствования Екатерина посвятила изучению своего государства и порядка управления. Путешествовала по различным городам России – была в Москве (хотя мы знаем, что Москву она не любила, и была здесь в период коронации), Поволжье, в Остзейском крае»2. Автор учебника постоянно подчеркивает, что «она подбирала себе сотрудников, стремилась, чтобы все нити правления сосредоточились в одни руки. Екатерина освободилась от влияния Сената, провела преобразования, разделив на шесть департаментов, каждый из которых имел определенный, специальный круг занятий. Екатерина освободилась от влияния отдельных лиц ее двора, которые покушались было по-своему управлять делами при молодой императрице»3. Здесь, скорее всего речь идет о Н. Панине, но его имя ни где не упоминается.

Главной целью, какую она поставила, вступая на престол: «чтобы каждое государственное место имело свои пределы и законы к соблюдению доброго во всем порядка»4. Порядка можно было достигнуть дав обществу новые, совершенные законы. Ни где в главе, посвященной правлению Екатерины II, нет понятия «просвещенного абсолютизма», дается характеристика законодательной деятельности императрицы, через создание новых, совершенных законов можно изменить государственный, общественный строй. Уложенная комиссия создается с целью выяснения народных нужд и желаний. «Наказ» создается для определения нового закона. Итогом деятельности Екатерины становиться то, что ей не всегда удавалось осуществить свои намерения и достигнуть поставленных целей. Она желала создать совершенное законодательство в духе освободительной философии, но не успела в этом. Ей пришлось ограничиться лишь тем, что в новых губернских учреждениях она провела в практику некоторые свои теоритические требования (начало коллегиальности, разделение ведомств, начало самоуправления). Желая создать возможную свободу и равенство всех граждан пред одинаковыми для всех законами, Екатерина достигла лишь того, что дала «вольность» дворянству и доставила ему влиятельное положение в местной администрации. Императрица, по условиях своего времени, много зависела от дворянской среды, из которой она должна была брать своих сотрудников и в которых нашла себе поддержку при вступлении на престол.