Файл: Российская налоговая система снижает конкурентоспособность Российского бизнеса.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.07.2021

Просмотров: 109

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7


Российская налоговая система снижает конкурентоспособность Российского бизнеса


Кто только не ругал Российскую налоговую систему. Сколько существует предложений по ее реформированию.

Многочисленные проявления недовольства со стороны бизнеса вынудили даже Президента России произнести, говорят, такие серьезно-образные слова, что пора прекращать налоговый террор, что нужно прекратить «кошмарить» бизнес.

Однако всеобъемлющего анализа ситуации в широкодоступных средствах массовой информации пока не приводилось. Реформы налогообложения предлагаются под весьма популистским лозунгом: «уменьшить налоговое бремя». Причем, эта расхожая фраза употребляется даже по отношению к малым предприятиям, т.е. имеющим право применять упрощенную систему налогообложения, где «налоговое бремя» просто ничтожно, и говорить о его тяготах, значит, вообще не представлять существо предмета.

Поэтому в наших рассуждениях оставим за скобками ситуацию с малыми предприятиями, где справедливости ради нужно сказать, что в далекие 90-е годы усилиями Аркадия Ивановича Вольского, Президента Российского Союза Промышленников и Предпринимателей удалось внедрить «упрощенку». Не знаю уж, какие аргументы он нашел для младореформаторов, стоявших тогда у власти и занимавшихся только одним - уничтожением российского бизнеса, что они не «утопили» закон об «упрощенке»!

Конечно, «упрощенку» постоянно пытаются, и не безуспешно, усложнить разными инструкциями Минфина и Росналогслужбы, запутать бухгалтерию, в т.ч. через практику выплаты дивидендов в малых предприятиях вы­нудить вести полномасштабный бухучет. Но главный стержень в 6% ставки налога от оборота пока не уничтожен, и за него нужно держаться.

Хотя последний закон о малых и средних предприятиях так обтекаем и неконкретен, что вполне может позволить Росналогслужбе перейти к разрешительной системе по использованию «упрощенки». Это, конечно, будет катастрофой и шажищем к гибели малого и среднего бизнеса.

Но пока беды еще не произошло, поговорим об основной системе и об основной (по объему) массе налогоплательщиков - юридических лицах.

Вот уж тут негативное, тормозящее и разрушительное воздействие Российской налоговой системы проявляется в полной мере. Проявляется её основная функция как инструмента насилия и внедрения бесправности. Налоговая система плохо исполняет своё основное предназначение наполнять бюджет государства, но зато наполнила практику взаимоотношений граждан и бизнеса с государством гигантским количеством судебных дел и административных наказаний.

Рассмотрим основные налоги и альтернативу им.

Если оценить ситуацию глобально, то весь российский бизнес, т.е. объем производства товаров и услуг оценивается в 37 триллионов рублей (это 2006 год).

Налоги и сборы всех видов составляют 8,5 триллионов рублей.


Т.е. налоги и сборы усреднено и приблизительно составляет 23 копеек на каждый рубль производства товаров, услуг и пр.

Если учесть, что очень большая сумма возвращается экспортерам, то можно посчитать, что с учетом этого фактора реальная налоговая нагрузка составляет 21 копеек на каждый рубль производства/

Следующей объемной характеристикой налоговой системы является собираемость налогов.

Недавно промелькнула цифра, что собираемость налогов от начисленного, т.е. рассчитанного в поданных юридическими лицами налоговых декларациях, составляет всего 65-67%. Есть также подозрения, что это вся сумма собранного, включая пени, штрафы и недоимки прошлых периодов. Также имеются сведения, что общая сумма начисленных штрафов и пени, несколько лет назад составляла 40% от плановых налоговых начислений.

Легче всего это объяснить недисциплинированностью налогоплательщиков и нерадивостью налоговых сборщиков. Естественно, эта ситуация так и подается. Дополняются и усиливаются фискальные службы, растут их бюджеты. Начала Россия с налоговых инспекций. Очень быстро появилась налоговая полиция, затем выросла финансовая разведка, служба финансового мониторинга, попросту служба поиска утаиваемых сумм от налогообложения и легализации. А ведь гигантский бюджет Советского Союза обходился без этой гигантской армии контролеров и сборщиков.

В МВД растут и расширяются службы финансовых сысков.

А в США похоже на единицу налоговых сборов приходится раз в 10-15 меньше сборщиков, чем в России. Так что ситуация требует рассмотрения основ, а не дискуссий о снижении НДС на 2-3 пункта.

Апофеозом этой правотворческой и правоохранительной работы стали дела ЮКОСа, Руснефти и других, приведшие к уголовным преследованиям и наказаниям владельцев и менеджеров.

Не поддается уже счету грандиозное количество дел о взысканиях и банкротствах при налоговых недоимках. Государство упорно идет по пути ужесточения санкций за «налоговые нарушения».

Но, похоже, что все усилия и творческая мысль двигаются в обратном от правильных решений направлении.

Налицо, если отбросить в сторону амбиции и обиды, системный кризис всей налоговой системы России. Причем, кризис фундаментальный.

Прежде всего, можно смело утверждать, что налоговая база, от которой ведется вся налоговая деятельность, ошибочна, а если еще грубее, то фиктивна. Т.е. фикцию представляют все расчеты (или почти все) юридических лиц по декларированию налоговой базы, и соответственно, исчисленных налогов.

Ситуация и ранее была тревожной, а с 2006 года стала вообще безнадежной.

В Налоговый кодекс ввели поправки в статью 273 о том, что выручка юридических лиц исчисляется методом начислений, если объем этой выручки превысил мизерную цифру один миллион рублей в квартал. Попросту это означает то, что юридические лица, отгрузив товар и оказав услугу и выставив счет, обязано учесть этот счет, как выручку и, согласно законодательству, эта сумма попадает в налогооблагаемую базу. И возникают вполне реальные налоговые платежи.


А деньги и не собирались приходить или идут очень долго. Например, Вы отгрузили из Выборга в Петропавловск Камчатский. И конечно сразу выставили счет. А груз идет месяц (в лучшем случае), потом покупатель думает, проверяет количество и качество, и только тогда производит платеж. А тут метель, столбы свалило, связи нет, платеж застрял, и Вы получаете деньги не то, что через месяц, а даже через квартал.

А налоговая служба ничего этого не знает, да и знать не обязана, она требует уплатить Вами же рассчитанный налог. А денег нет, начинают идти пени. А если тут еще и рейдер подсуетится, то Вы попадаете по Закону о банкротстве в банкроты, и бизнес у Вас продают с молотка.

Проблема имеет грандиозные размеры. По этой системе очень легко удваивать ВВП, но абсолютно невозможно реально планировать и осуществлять финансирование.

А самое главное и опасное заключается в том, что практически любой бизнес в любой момент может оказаться недобросовестным недоимщиком и попадает под ситуацию банкротства.

И именно в этом заключается основная проблема бизнеса, а не в сложности регистрации и открытия новых фирм. Все эти стенания вокруг «одного окна», якобы множества согласований, которых в действительности не так и много, если Вы собираетесь тачать сапоги, а не торговать паленой водкой, носят явно утрированный характер, чтобы увести общественное мнение в сторону от решения реальных проблем бизнеса.

Итак, первый неутешительный вывод:

Русский бизнес крайне неустойчив, ненадежен и, соответственно, неконкурентоспособен из-за особенностей Российской налоговой системы. Любое российское юридическое лицо принципиально не может быть долговременным надежным партнером из-за исчисления налоговой базы - выручки методом начисления, неизбежной при этом нехватки денежных средств для уплаты налогов, завышенных относительно реальных возможностей предприятий и, соответственно, возможности применения санкций по банкротству.

Итак, основной фундамент налоговой системы - выручка (валовый доход) «эфемерна», а налоговые сборы - суровая реальность. Назовем такую ситуацию мягким словом - несуразность.

И даже то, что при исчислении прибыли для налогообложения можно учитывать не реальные платежи поставщикам, а также полученные от них счета, не спасает юридическое лицо от негативного разбаланса начисленных налоговых обязательств и реальных возможностей для исполнения этих обязательств.

Особенно жестко сказывается это на платежах по «налогу на добавленную стоимость» - НДС. Собственные платежи за товары и услуги - материалы, ПКИ и т.д. уже проведены реальными деньгами и на собственном счете реальных денег, которых ждет налоговая служба, просто нет.

Если в случае с прибылью, худший случай - это нехватка величины сумм 4-5% от валового дохода (выручки), то в случае с НДС, разбаланс может достигать уже 10-12%. А если все негативные факторы с получением платежей от потребителей сложатся, то предприятие окажется не в состоянии заплатить сумму в 14-17% от выручки, точнее от ожидаемой выручки. Тут уж пощады от абсолютно справедливых санкций налоговой службы ждать не приходится. Сами насчитали налоги, сами и платите!


Ждут денег бюджетники, т.е. учителя, врачи, военные и прочие, которым из бюджета, а на самом деле из мнимых налоговых поступлений, обещают прибавки и надбавки, да еще и пенсионерам за счет дотаций бюджета нет, нет, да и подкинут пару сотен рублей (а пенсионеров много), так что суммы сразу идут на десятки, а то и сотни миллиардов рублей. Тут уж праведный гнев нуждающихся никого не пощадит, да и слушать никто не захочет никаких объяснений о временных финансовых затруднениях налогоплательщика. На праведный суд его, негодника!!! Да и бюджетник - судья тоже хочет кушать, и дети у него есть, и в кредит уже куплена школьная форма, а то и обед к новому году тоже сформирован на кредиты расторопных банков, поджидающих покупателей во всех сетевых супермаркетах.

Итак, отмена с 2006 года права налогоплательщика исчислять свою налоговую базу из реально существующих у них доходов, т.е. по кассовому методу, не безобидная законодательная запись в статье 273 Налогового кодекса, а грандиозная разрушительная мина под всем комплексом хозяйственно-финансовых взаимоотношений в России. Жестче говоря, - это гарант всех налогово-финансовых катастроф в российском бизнесе.

Исправление ситуации вполне возможно без привлечения дорогостоящих западных консультантов и не требует никаких инвестиций. А именно: Нужно восстановить запись в статье 273 Налогового кодекса: «Каждое юридическое лицо самостоятельно планирует свою учетно-налоговую политику по методу начислений или по кассовому методу».

Если найдутся такие чудаки, которые будут исповедовать метод начислений, то никто не должен будет им соболезновать и сочувствовать, когда судебные приставы будут описывать и распродавать за гроши их имущество «как злостных неплательщиков» ими же самими начисленных налоговых платежей.

А работники, нанимающиеся на работу, перед тем, как интересоваться, какая будет величина зарплаты, должны узнать, какую учетную политику ведет предприятие. Если метод начислений, то они с первого же дня должны готовиться к тому, что в один не прекрасный день зарплату не получат вовсе, да еще могут попасть в подозреваемые в содействии неуплаты налогов. А новые работодатели не очень любят работников, прежнее место которых обанкротилось. Ведь каждый вносил в это лепту.

Ну а для тех, кто работает непосредственно на торговую сеть, где повсеместно укореняется практика отложенных платежей, сегодня бизнес вообще превращается в какое-то хождение по канату, причем без страховки.

Говорят: «Кредитуйтесь, но налоги платите». Но банковские кредиты для поддержки собственно производственного процесса своими несоизмеримо ни с чем огромными процентами можно считать страховкой наоборот - они тянут вниз прямо в долговую яму, на дне которой острые колья банкротства.

Итак, с базой для функционирования налоговой системы мы разобрались. Теперь об отдельных налогах и влиянии на конкурентноспособность бизнеса.


Все время, как уже отмечалось выше, ведется борьба за снижение налогового бремени. Видимо скоро ставки налогообложения обязательно снизятся. Во всяком случае, НДС уже обещано снизить до 15%.

Но что это изменит? По-крупному ничего.

Само функционирование налоговой системы в ее сегодняшнем виде порочно. Только в налоговую службу отвлекает не менее 1% от всего трудящегося народа. Это недодача такого же процента ВВП от недовыпуска продукции в стране из-за отвлечения рабочей силы, а то и более, т.к. в налоговую службу привлекают не самые плохие кадры. Еще такую же долю ВВП, видимо, съедает ее оснащение: всякие помещения, компьютеры, бумага и т.д.

На каждом предприятии не менее 1 -2% составляют учетно-бухгалтерские работы, обслуживающие именно налоговую составляющую учета, и это опять же недоданная продукция. Т.е. прямые потери России на функционирование налоговой системы, видимо, достигают 2-4% от ВВП, т.е. сравнимы со всеми затратами на систему образования и науки. Похоже, что в разы больше, чем в развитых «странах». Это очень много. И следует подумать, а нужна ли вообще такая громоздкая система, достаточно ли богата Россия, чтобы ее содержать, получает ли она из сопредельных стран для этого бесплатные продукцию и услуги, как например, США, получающие извне бесплатно и безвозмездно товаров на один триллион долларов, т.е. 8-9% своего ВВП.

А если к прямым затратам добавить тот страх и стресс, которые она наводит на бизнес, пересчитанные в сокращение жизни и прямые смерти, то по моим понятиям эта система должна быть заменена возможно быстрее на менее затратную и более эффективную. Аналогом ее, по-видимому, может стать система США или вообще десятина Древней Руси,

Ниже мы докажем, что все основные налоги России играют исключительно тормозящую развитие страны роль, безотносительно к их размерам, а исключительно из-за характера своего влияния на хозяйство. И они должны и могут быть видоизменены, причем это будет выгода бюджету и бюджетозависимым членам общества. А их десятки миллионов.

Итак, главное налоговое бремя - НДС! Его роль удручающа.

Рассмотрим гипотетический случай.

Имеем два предприятия: одно в России, другое в сопредельной стране, например, США. Через Берингов пролив до него всего ничего, можно считать, рядом.

В России НДС - 18%, в США 0%.

Предприятия абсолютно идентичны по себестоимости продукта. В прибыль оба закладывают, например 10%, себестоимость 100 долларов, когда они отпускают товар в магазин, то российский производитель устанавливает цену 110+18%, далее торговая наценка, положим, 50 долларов и покупатель платит 179,8 долларов

Американский товар выходит с ценой 110 долларов плюс торговая наценка 50 долларов плюс налог с продаж 5%, итого он обходится покупателю в 168 долларов.

Догадайтесь с одного раза, чей товар будут брать покупатели.