Файл: Контрольная работа по дисциплине История нефтегазовой отрасли на тему.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Самарский государственный технический университет»

(ФГБОУ ВО «СамГТУ»)


Кафедра «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «История нефтегазовой отрасли»

на тему:


Выполнил:

Михайлов павел александрович,

2 курс, группа д8гиуп

(Ф.И.О., курс,группа)
Проверил:

Елашаева о.м.

(Ф.И.О. преподавателя)

________________

(оценка)
САМАРА

2021 г.

В настоящее время нашу цивилизацию невозможно представить без нефти. И её по праву называют "чёрным золотом", ведь из этого уникального природного ископаемого сейчас получают огромное количество изделий для всех сфер жизнедеятельности человека. И все это было достигнуто в течение почти двух столетий напряжённым трудом целого ряда российских и зарубежных учёных, инженеров и техников на основе поступательного применения инноваций и создания высокотехнологичных производств в области переработки нефти.

СНИМАЯ ЗАВЕСУ ВРЕМЕНИ
Процесс дистилляции нефти был известен ещё в античные времена. В IV веке н. э., с появлением соответствующего лабораторного оборудования процесс дистилляции различных жидкостей, в том числе и нефти, прочно вошёл в арсенал алхимиков. Эмпирическая алхимия тех далёких времён проложила путь прямому научному эксперименту в Средние века.

Известно, что великий арабский врач и философ Авиценна (980-1037) проводил многократную дистилляцию нефти, а арабские учёные XIII века Аль-Барави и Аль-Квазвини в своих работах сообщили ряд сведений об опытах перегонки нефти.

В 1613 г. японский предприниматель Магара построил первую в стране кубовую установку для перегонки нефти, добываемой из поверхностных выходов.


В 1625 г. в Страсбурге была напечатана брошюра Иогана Волка в которой описан процесс перегонки нефти и приведены эскизы перегонных устройств.

В 1745 г. французский король Людовик XV подписал концессионное разрешение дворянину Б. де ла Саблонье на эксплуатацию нефтяной залежи в одном из районов страны, где тот пробурил ручным способом несколько скважин, а также построил небольшой нефтеперегонный завод с несколькими кубами, действовавший вплоть до 1785 года.

МОСКОВСКАЯ ОДИССЕЯ АРХАНГЕЛОГОРОДЦА ПРЯДУНОВА
Что касается России, то первые сведения о попытках перегонки нефти относятся ко второй четверти XVIII века. Так, 23 апреля 1741 г. в лаборатории Петербургской Академии наук академик Иоганн Амман (1707-1741) завершил анализ "пробной нефти серных самарских заводов", найденной рудознатцем Яковом Шаханиным. В своём отчёте он указал: "Сверх сего можно оную в лампадах вместо светильни употреблять, ежели самые тонкие и лёгкие её частицы через дистилляцию отделять".

В Государственном архиве древних актов в Москве хранятся документы, повествующие о трагической судьбе первого российского нефтепромышленника Фёдора Прядунова (1694-1753), начавшего добычу нефти в 1746 г. на реке Ухте в Печорском крае. Там же имеются сведения и о перегонке 40 пудов ухтинской нефти, осуществлённой им 19 октября 1748 г. в московской лаборатории Берг-коллегии. Полученный продукт, "двоенную нефть", предприниматель использовал как чудодейственное лечебное средство, что и стало первым звеном в череде последующих несчастий, окончившихся его смертью в марте 1853 г. в долговой тюрьме.

В дооктябрьской литературе мельком упоминается о функционировании в 1760-х годах в одной из деревень Ярегского уезда Архангелогородской губернии "фабрики для переделки нефти", которой управлял купец Михаил Баженов, продолжатель дела Прядунова, но в архивах подтверждения подобному факту найти не удалось.

НЕФТЯНОЙ ПОЧИН БРАТЬЕВ ДУБИНИНЫХ
Начало 1820-х годов связано с весьма примечательным событием на Северном Кавказе, ставшим важной вехой в истории отечественного нефтяного дела. Здесь начали свою деятельность крепостные крестьяне из села Нижний Ландрех, Гороховецкого уезда, Владимирской губернии – братья Василий, Герасим и Макар Дубинины, отпущенные их помещицей, графиней С. В. Паниной на денежный оброк.

Вначале братья занимались мелкой торговлей, а затем, в 1823 г., применив свой опыт в деле смолокурения, они

построили в районе аула Акки-Юрт, недалеко от Моздока, однокубовую нефтеперегонную установку. Надо отметить, что сам принцип и аппаратурное обеспечения процесса они полностью позаимствовали из техники скипидарного производства. Их нефтеперегонная установка периодического действия представляла собой железный куб ёмкостью 40 вёдер, вмазанный в кирпичную печь и накрытый медной крышкой, от которой отходила медная труба через деревянную ёмкость, наполненную водой. Из этого своеобразного холодильника продукт перегонки, "белая нефть", по трубе направлялся в деревянное ведро. При этом из 40 вёдер нефти, доставленной из "нефтяных источников" вблизи селений Магомет-Юрт и Ачалуки, получалось 16 вёдер дистиллята (одно ведро вмещало 12,299 л).

"Белая нефть" братьев Дубининых поставлялась в основном в аптеки в качестве лекарственного препарата, хотя в исторической литературе говорится и о попытках освещения ею помещений.

Семейное предприятие Дубининых действовало более 20 лет. Однако, оставаясь крепостными и выплачивая увеличивающийся с каждым годом оброк, они в итоге оказались в сложном финансовом положении. Пытаясь найти выход, они в 1842 г. открыли небольшую лавку в Пятигорске, но её доход не покрывал издержки нефтеперегонного производства. Поэтому 17 марта 1844 г. братья Дубинины направили на рассмотрение пятигорскому окружному начальнику, полковнику Принцу прошение. Они писали: "Мы осмеливаемся объяснить высокому начальству, что желали распространить нефтяную промышленность и торговлю здесь и в России более, но не имеем к тому достаточного капитала. А потому всепокорнейше просим в награду двадцатилетия трудов наших и споспешествования к развитию внутренней российского производства, нефтяной торговли дозволить отпуск нам с казённых источников, находящихся близ крепости Грозная, в течение пяти лет чёрной нефти по 60 бочек каждый год безденежно с дозволением нам свободно вывозить на Кавказе и в России и производить продажу по вольной цене как выделанную "белую", так и остатки от выварки её, чёрную. Если невозможно сделать отпуск нефти нам безденежно, то выдать нам из казны денежное пособие суммой 7 тыс. рублей серебром".

Так и не дождавшись в течение двух лет положительного решения, 9 августа 1846 г. они направили новое прошение уже в адрес наместника Кавказа, генерал-адъютанта Михаила Воронцова: 
"Сиятельнейший князь! Мы, Дубинины, более 20 лет при добывании в горах нефти среди беспрестанных опасностей от неприятельских нападений горных народов непрерывно усердствуем желанию правительства , которое заботится о вывозе сюда из внутренних губерний всякого рода промышленных и ремесленных людей, дабы более распространить торговлю и ремесленную отрасль… Мы производили вывоз сего материала в течение 20 лет многими тысячами пудов во внутрь России, чем сильно стеснили заграничный привоз сей потребности с унижением цены, которая от 120 рублей сделалась 40 рублей ассигнациями за пуд".

Кавказский наместник обратил внимание на обращение крепостных предпринимателей и 13 октября 1847 г. Василий Дубинин был удостоен "монаршей награды", серебряной медали "За полезное" на Владимировской ленте, а вот финансовой помощи от властей братья так и не дождались. Вскоре разбойное нападение на аул Акки-Юрт одного из отрядов горцев из формирований имама Шамиля и уничтожение нефтеперегонного куба подвели окончательную черту под более чем двадцатилетней историей предприятия крестьян Дубининых.

В своём обращении к главе Кавказского края братья Дубинины подчеркнули, что они "открыли своим старанием способ очищения нефти из натурального чёрного цвета в белый". "Такой способ очищения здесь не был известен до нас никому, и мы не удержали его в тайне для одной своей выгоды, но споспешествуя общей пользе немедленно открыли всем жителям в городе Моздоке, от которого недалеко источники находятся, бескорыстно приучили к тому и других промышленников….", – писали они.

И действительно, их примеру последовали предприниматели Николай Авдюнин, Василий Швецов, Иван Тамазов, купец Сухоруков, которые в течение некоторого времени продолжили переработку нефти на однокубовых установках.

Дальнейшее развитие нефтеперегонное дело на Северном Кавказе получило в начале 1860-х годов, когда на грозненские нефтяные промыслы обратил внимание бакинский откупщик Иван Мирзоев. В 1864 г. в Грозненской балке по проекту изобретателя Джевата Меликова им был построен нефтеперегонный завод.

Описание этого предприятия привёл горный инженер Евгений Юшкин в своей книге "Начало Грозненской нефтепромышленности в очерках" (1909 г.): "В 50-ти саженях от колодцев помещались два небольших здания с перегонными кубами и холодильниками, для действия которых нефть и воду доставляли колодцы. Нефть из колодцев по трубам шла в закрытый каменный бассейн, на 3 тыс. пудов вместимости, для отстойки; ручным насосом нефть перекачивалась в деревянный закрытый чан на 900 пудов для окончательной отстойки и далее самотёком на завод, имеющий в двух зданиях семь кубов общей ёмкостью 1880 ведер…".


На заводе Мирзоева ежемесячно перерабатывалось около 36 тыс. пудов нефти. Доставка дистиллята потребителям производилась на арбах в чинаровых бочках. Существенным недостатком этого производства являлось отсутствие в технологическом процессе этапа кислотно-щелочной очистки дистиллята, что препятствовало его широкому применению в качестве эффективного осветительного материала.

Промышленная слава пришла в Моздок неожиданно в конце первой четверти XIX века, и принесли ему ее простые русские люди, крепостные крестьяне графини Паниной. В начале позапрошлого века графиня Панина приобрела землю на берегах Терека и принудительно переселила из Владимирской губернии на Северный Кавказ часть своих крепостных крестьян. В числе невольных переселенцев оказались и братья Дубинины: Василий, Герасим и Макар – известные умельцы-смолокуры.

Дубинины, как и многие оброчные крестьяне, занимались торговлей. Их часто можно было видеть в Пятигорске, Георгиевске, Моздоке, где они продавали черную нефть с грозненских нефтепромыслов. И, конечно, имена этих трех крепостных крестьян не сохранились бы в истории, если бы одному из них, Василию Дубинину, не удалось сделать техническое открытие большого научного значения. Бывший смолокур в мае 1823 года первым в мире произвел расщепление нефти и получил керосин. На 7 лет раньше немецкого ученого Карла Рейхенбаха, который выделил керосин из нефти в лаборатории, за 10 лет до того, как это сделал американский химик Бенджамин Саллиман, и за целых 30 лет до того, как в 1853 году канадский химик Абрахам Геснер получил патент на производство из нефти топлива, которое он назвал керосином.

Как же это было? Братья соорудили специальную печь со встроенным железным кубом. В емкость наливали сорок ведер натуральной нефти, которую покупали у добытчиков (они доставляли ее с Вознесенского месторождения вблизи крепости Грозной). Закрывали котел медной крышкой. От котла шла отводящая медная труба со змеевиком в середине. Труба змеевика была помещена в бочку с холодной водой. Нефть заливали в котел, начинали топить печь, образовавшиеся пары шли по трубе, охлаждались, конденсировались, и в приемник лился более легкий и чистый продукт. Его тогда называли "белой нефтью", а позднее дали ему имя – керосин. Процесс перегонки нефти длился 5 – 7 часов. Из 40 ведер ее получали 16 ведер "белой нефти" и 20 ведер мазута. 4 ведра составляли потери в результате испарения. Мазут – побочный продукт перегонки нефти на керосин – в основном использовали на месте для смазки колес и конской упряжи.