Файл: Департамент образования имолодежной политики хантымансийского автономного округаюгры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


головной мозг



Рис. 46. Головной мозг.

а — левое полушарие головного мозга (вид снаружи); б — тоже полушарие - вид внутренней поверхности, 1 — продолговатый мозг; 2 — средний мозг; 3 — промежуточный мозг.

В состав ствола головного мозга входят, как вы видите на рис. 46, продолговатый мозг, который представляет собой непосредственное продолжение спинного мозга, средний мозг и промежуточный мозг.

В продолговатом мозгу сосредоточено управление важнейшими жизненными процессами; здесь находятся центр дыхания, центры, регулирующие сердечную деятельность и работу кровеносных сосудов, а также центры слюноотделения, мочеиспускания, кашля, «рвотный» центр и многие другие. Таким образом, этот самый маленький отдел головного мозга является жизненно важным органом. Повреждение его ведет к смерти из-за остановки дыхания или паралича сердца.

Мозжечок и средний мозг управляют двигательными реакциями организма.

Координация движений, мышечный тонус и работоспособность мышц регулируются мозжечком. При участии центров среднего мозга осуществляются ориентировочные * и защитные рефлексы. Промежуточный мозг содержит важнейшие чувствительные ядра — зрительные бугры (таламус), которые играют важную роль в эмоциональной жизни человека (рис. 47), Здесь же специальными центрами осуществляется регуляция обмена веществ и образования тепла.



Рис. 47. Средний и промежуточный мозг.

1 - средний мозг;

2 - промежуточный мозг (зрительный бугор — таламус)

В составе ствола содержится чрезвычайно важное образование, которое называют ретикулярной формацией, или ретикулярной системой (рис. 48). И. П. Павлов в свое время обращал внимание на то, что части головного мозга, расположенные ниже коры больших полушарий (подкорка), оказывают очень важное влияние на ее деятельность: они служат источником силы для клеток коры, поддерживают ее активность. Определяя роль ретикулярной системы, известный исследователь ее Г. Мэгун писал: «...влияние этой... системы ствола распространяется на большинство структур центральной нервной системы, снимая или повышая уровень их активности или связывая и интегрируя различные их проявления» **.

ретикулярная формация головного мозга



Рис. 48. Ретикулярная формация головного мозга (заштрихованная зона).


Стрелками обозначено направление влияний ретикулярной формации.

Многочисленные исследования, проведенные в течение последних двух десятилетий, не только позволили глубже познать законы работы головного мозга, но и дали существенные практические результаты. На их основании удалось создать высокоэффективные лекарственные препараты, которые, возбуждая или угнетая стволовые образования, позволяют улучшать настроение, успокаивать или усиливать активность человека. Эти средства нашли широкое применение при лечении нервных и психических болезней.

В целом ствол головного мозга определяет врожденное, автоматическое или, как говорят, инстинктивное поведение.

Всю работу центральной нервной системы объединяет самый главный и сложный отдел ее — большие полушария головного мозга. В отличие от остальных органов центральной нервной системы (кроме мозжечка) здесь серое вещество располагается снаружи, образуя мощный складчатый пласт.

крупные двигательные ядра в глубине больших полушарий



Рис. 49. Крупные двигательные ядра в глубине больших полушарий.

1 — хвостатое ядро;

2 — чечевицеобразное ядро.

Извилины (складки) коры и разделяющие их борозды определяют ее своеобразный рельеф. Некоторые из них весьма постоянны и свойственны всем людям. Другие, наоборот, имеют сугубо индивидуальный характер. Число и форма таких вторичных извилин варьируют в довольно широких пределах. Было время, когда думали, что по количеству и характеру их можно судить о степени умственного развития и одаренности человека, однако это представление оказалось поверхностным и ошибочным. Ни число, ни форма извилин мозга не определяют ум и способности человека. «Секрет» этих качеств мозга значительно глубже, и он еще не открыт. Складки коры нужны; только для того, чтобы «уместить» на сравнительна небольшой поверхности полушарий мозга весьма значительную массу серого вещества, образующую ее. Если кору больших полушарий расстелить на плоскости, расправив складки, площадь ее составляет около 2 м2 (!), т. е. равна площади поверхности тела человека, а толщина колеблется в пределах от 1,5 до 5 мм. Здесь содержится около 15 миллиардов (!) клеток, т. е. приблизительно 1/2 общего числа невронов, имеющихся в теле человека. Под корой располагается состоящая из волокон, соединяющих различные части центральной нервной системы, масса белого вещества с находящимися в ней крупными ядрами полушарий — скоплениями серого вещества, играющими важную роль в регуляции движений (рис. 49). Особенности строения коры больших полушарий определяют ее специфические функции. В конечном счете, ей подчинена вся деятельность нервной системы, а стало быть, все процессы жизнедеятельности организма и все формы поведения живого существа. Если ствол головного мозга, как отмечалось выше, определяет рефлекторное, инстинктивное поведение животных и человека, то кора больших полушарий определяет поведение на основе опыта, приобретенного в процессе жизни. Кора больших полушарий человеческого мозга — орган мышления и психической жизни — единственный в мире механизм, подобного которому, вероятно, нет в природе. В этом состоит особая роль коры, не свойственная никакому другому органу нервной системы. Несомненно, эти функции коры обеспечиваются анатомическим строением ее (в частности, слоистым расположением клеток) и своеобразной историей развития этого органа в процессе эволюции.



Сейчас некоторые ученые уделяют особое внимание животным, обладающим крупным мозгом, в частности — дельфинам (китообразным), ум которых, по их мнению, имеет выдающиеся свойства. Вес мозга дельфинов составляет в среднем 1700 г. Считают, что эти существа наиболее развиты в интеллектуальном отношении по сравнению со всеми остальными животными и по уровню умственного развития стоят на втором месте после человека. Предполагают, например, что афалины (вид дельфинов) обладают развитой речью, а стало быть, мышлением и большой памятью, способной накапливать обширную информацию. Предполагается, что возможно будет изучить язык дельфинов и установить контакт с ними. А. Кларк в своем оригинальном исследовании предсказывает, что овладение «китовым языком» совершится в 70-х годах XX в.! Может быть, многие читатели этой книги станут очевидцами и, возможно, участниками крупнейшего события нашей цивилизации! Однако, как бы там ни было, дельфины все же остаются на уровне животных.

Необходимо отметить, что в нервной системе существуют специальные отделы для управления работой внутренних органов, с одной стороны, и для регулирования деятельности органов животной жизни — с другой. Первый называется вегетативной нервной системой, второй — анимальной нервной системой.

В состав анимальной нервной системы входят все чувствительные нервы, по которым в центральную нервную систему поступают сигналы из внешнего мира от органов чувств и из всех органов тела от расположенных в них рецепторов; сюда же относятся все двигательные центры головного и спинного мозга и отходящие от них нервы, идущие к мышцам тела. К вегетативной нервной системе относятся все ядра головного и спинного мозга, управляющие работой внутренних органов и сердечно-сосудистой системой, и нервы, отходящие от них к этим органам.

В свою очередь в вегетативной нервной системе различают два отдела: симпатический и парасимпатический. Первый представлен на периферии так называемым пограничным симпатическим стволом (рис.50), от которого отходят ветви, образующие крупные сплетения. Отходящие от них нервы снабжают все внутренние органы, кровеносные сосуды и сердце. Парасимпатический отдел представлен главным образом блуждающим нервом, который называют также вагусом. От него ветви тоже направляются к внутренним органам и органам сердечно-сосудистой системы.



Рис. 54. Схема вегетативной нервной системы.

В свою очередь в вегетативной нервной системе различают два отдела: симпатический и парасимпатический. Первый представлен на периферии так называемым пограничным симпатическим стволом (рис.50), от которого отходят ветви, образующие крупные сплетения. Отходящие от них нервы снабжают все внутренние органы, кровеносные сосуды и сердце. Парасимпатический отдел представлен главным образом блуждающим нервом, который называют также вагусом. От него ветви тоже направляются к внутренним органам и органам сердечно-сосудистой системы.

Итак, все внутренности и сердце получают двойную иннервацию. Названные нервы оказывают взаимно противоположное действие. Например, блуждающий нерв усиливает перистальтику кишок, а симпатические нервы вызывают расслабление его мускулатуры; сокращения сердца учащаются при возбуждении симпатических нервов и замедляются при раздражении блуждающего нерва и т. п.

Работу вегетативной и анимальной нервной системы объединяет кора больших полушарий.

Мы познакомились в самых кратких чертах с устройством нервной системы.

Как же осуществляется работа этого сложнейшего аппарата управления? В основе всех без исключения форм нервной деятельности, начиная от самых простых ее проявлений и кончая самыми сложными, лежит так называемый рефлекс. И. М. Сеченов еще во второй половине прошлого столетия писал, что все «опыты сознательной и бессознательной жизни суть рефлексы».

Сущность рефлекторного акта состоит в последовательной передаче нервного импульса от воспринимающего чувствительного аппарата (рецептора) в центральную нервную систему, а оттуда к действующему органу, работа которого и выражает ответ на действие раздражителя. Путь, по которому проходит нервный импульс, называется рефлекторной дугой. Он состоит из цепочки нейронов (рис. 55). Первым звеном рефлекторной дуги является рецептор и чувствительная клетка, второе — составляют одна или несколько последовательно соединенных вставочных клеток. Третье звено — двигательная клетка.


рефлекторная дуга



Рис. 55. Рефлекторная дуга.

1 — рецепторы кожи; 2 — отросток чувствительной клетки; 3 — тело чувствительной клетки; 4 — вставочная клетка; 5 — тело двигательной клетки; 6 — отросток двигательной клетки; 7 — мышца; 8 — спинной мозг.

Однако было бы неверно представлять себе нервную систему как некое скопление рефлекторных дуг. В самом деле, благодаря огромному числу промежуточных нейронов все нервные клетки фактически соединены между собой прямыми или окольными связями. Поэтому. при раздражении какого-либо одного рецептора можно получить множество рефлекторных реакций. Например, раздражение рецепторов слизистой рта вызывает рефлекторное выделение слюны, но дело этим не ограничивается: одновременно выделяются соки поджелудочной и желудочных желез, изменяется характер кровообращения этих органов, происходят некоторые изменения в работе сердца, органов дыхания и т. д. Но все рефлекторные акты координированы между собой, они не случайны. Это происходит потому, что, несмотря на широчайшие анатомические связи, передача импульсов регулируется физиологическим состоянием клеток. В этом отношении нервную клетку можно сравнить с радиоприемником. Всем известно, что в наше время эфир насыщен радиоволнами, излучаемыми множеством передающих станций, но приемник не улавливает все передачи одновременно, он воспринимает передачи только на той волне, на которую он настроен в данный момент. Так же не все нервные клетки, находящиеся в контакте с возбужденным нейроном, воспринимают от него импульсы. Таким образом, путь передачи нервного возбуждения, а стало быть, и рефлекторная дуга, которая при этом функционирует, определяются, в конечном счете, не анатомическими контактами нейронов, а готовностью их к восприятию импульса. Представьте себе крупный железнодорожный узел, в котором сходится множество путей; все они соединяются между собой, но движение поездов имеет определенное направление, которое обусловлено положением стрелок. Поезда, имеющие различные маршруты, соответственно переключаются на различные пути железнодорожной станции. Так и нервные импульсы могут проходить по различным путям, «вычерчивая» на канве бесчисленных связей нейронов различные рефлекторные дуги. Итак, наряду с чисто анатомическими соединениями между нейронами, нужно рассматривать и их физиологические связи. Оказывается, что связи эти могут быть весьма постоянны. Сформировавшись в процессе исторического развития организма, они наследственно закрепляются, передаются всем поколениям потомства и служат основой для осуществления так называемых безусловных, или врожденных, рефлексов. Эти