Файл: Технология развития критического мышления Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребёнок сам собирает.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технология развития критического мышления

«Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете».

Л.С. Выготский

Кто-то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд - выращивает молодое поколение. 

Школа должна готовить ребенка к жизни, формировать активную жизненную позицию. Поэтому, на мой взгляд, каждый педагог, планируя свою деятельность, должен сделать выбор и четко ответить на вопрос: каким ему видится ребенок - человеком, который выполняет, не задумываясь, требования старших, или же думающей личностью, способной к принятию самостоятельных решений, отвечающей за свои поступки. Я за ученика думающего, творческого, целеустремленного. Именно таким должен быть современный человек, потому что мир вокруг нас сложен и противоречив. И в этом мире каждому предстоит решать трудные задачи, принимать правильное решение, умея отстаивать собственное мнение.

В наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, быстрыми темпами происходит увеличение объёма знаний человека. Но процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их возможностей и не отвечает задачам современного образования.

Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать.

Таким образом, возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии.

Проанализировав несколько технологий и методик, я заинтересовалась технологией «Развития критического мышления», так как данная технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.

Именно ТРКМ оказалась одной из продуктивных, позволяющей добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников.

Как повысить мотивацию к обучению у младших школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?

Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель.


Бывает, что во время урока кто-то из ребят сидит и скучает. Он уже знает эту тему, и ему неинтересно. А кому-то новая тема просто не нравится. Что нужно сделать учителю, чтобы каждый ученик активно участвовал в учебном процессе? Отсюда и вытекает ряд проблем:

  1. Падение интереса к обучению.

  2. Немотивированность учащихся на уроке.

  3. Низок уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления.

  4. Трудности в создании новых отношений сотрудничества для достижения успеха обучения.

Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классно-урочную систему нельзя.

Таким образом, возникает необходимость изменения характера взаимодействия ученика и учителя.

Сегодня жизнь диктует нам новые требования к организации учебного процесса в школе, к умению работать с информацией. Необходимо, чтобы у школьника формировалось аналитическое мышление, а не автоматическое запоминание и воспроизведение материала. Необходимо сознательное и активное включение обучающегося в образовательную деятельность.

Любое новшество, как известно, встречает на своем пути поддержку, одобрение или сопротивление. Для меня это тоже больной вопрос: как сделать свои уроки увлекательными и емкими в плане содержания. Я пришла к выводу, что актуальна технология критического мышления, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным.

«Скажи мне – я забуду, 
Покажи мне – я запомню, 
Вовлеки меня – я пойму».

( Конфуций)

Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться. В 1 классе у детей сохраняется положительное отношение к учению. Однако, постепенно, ко 2,3 классу отношение меняется. Начинают тяготеть школьные обязанности, уменьшается старательность учеников, позиция школьника теряет свою привлекательность, падает интерес к учебной деятельности.

Л.И. Божович (психолог, исследователь в области возрастной психологии), анализируя снижение интереса к учению у учащихся 3 классов, указывает, что дети по своим возможностям подготовлены к усвоению более сложного материала и на более высоком уровне.

Действительно, развитие моих детей, благодаря применению технологии критического мышления, стало более интенсивным и результативным, они активно стали включаться в деятельность, соответствующую зоне ближайшего развития, учение стало вызывать положительные эмоции, а наши взаимодействия стали доверительными.



В процессе работы я стала замечать проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов.

Организация данных уроков дает возможность научить детей работать в малых группах.

Приоритетная роль при изучении новой темы отводится тексту : его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, сочиняют.

Учащемуся надо освоить текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование. Моя роль координатора.

Мыслительный процесс на уроке начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то в работу включается мышление.

 Демонстрация процесса мышления большей частью осуществляется через графическую организацию материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления становится наглядным.

Домашнее задание предлагаю всегда вариативное, чтобы каждый мог реализовать свой потенциал.

В основе технологии РКМПЧ лежит трехступенчатая базовая модель.

Почему она базовая? Эта технология о получении, восприятии и передаче информации, поэтому она универсальна.

Восприятие информации происходит в 3 этапа, что соответствует таким стадиям урока:

1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. 

В процессе реализации 1 этапа:

Учащиеся:

-могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы;

-фиксируют высказывания на доске или листах;

-работают индивидуально и в малых группах.

Учитель:

-стимулирует учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме;

-способствует бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников;

-просит высказывать предположения или прогноз по незнакомой заявленной теме.


2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления). На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать). 


На этапе осмысления содержания:

Учащиеся:

-осуществляют контакт с новой информацией;

-пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;

-акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения;

-обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы;

-стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему;

-готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

Учитель:

-может быть непосредственным источником новой информации;

-если ребята работают с текстом, учитель отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении;

-для организации работы с текстом учитель предлагает различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.
3 этап - «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

На этапе рефлексии:

Учащиеся:

-осознают своё "я", свой опыт собственных действий и действий других учащихся и учителя;

-получают рождение нового знания, становление опыта, развитие личности.

целостное осмысление, обобщение полученной информации;

-формируют собственное отношение к изучаемому материалу.

Учитель:

-осознаёт собственные действия и действия учеников;

-получает новый педагогический опыт, развитие мастерства;

-видит эффективность педагогического процесса.

-осознаёт собственные действия и действия учеников;

-получает новый педагогический опыт, развитие мастерства;

-видит эффективность педагогического процесса.

Формы урока в РКМЧП отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Организация учебного процесса напоминает коллективный способ обучения , так как основой её является работа учащихся в динамических парах и
На каждом этапе урока используются свои методические приемы. Их достаточно много.

Какими приёмами ТРКМ пользуюсь на уроках я? На уроках литературного чтения, окружающего мира, русского языка замечательно проходят приёмы тонких и толстых вопросов, составление кластера, синквейна, инсерт, «Корзина идей», дерево предсказаний и др.


На каждой стадии урока я использую определенные приемы работы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность. Приведу лишь несколько примеров из практики.

1. Вызов

Приёмы: «Кластер», «Корзина идей», «Дерево предсказаний», «Верные и неверные утверждения» и другие.

«Загадка»

Тема урока зашифрована в виде загадки или загадки-описания.

Например, на уроке окружающего мира по теме "Разнообразие животных» урок начинается с разгадывания кроссворда, где на пересечении слов появляется ключевое слово - тема урока



Урок литературного чтения по теме "Устное народное творчество" я начинаю с описания одного из видов УНТ:

- Это один из древнейших жанров русского фольклора. Бытовали и записывались они преимущественно в крестьянской среде. Именно поэтому речь в них идёт главным образом о предметах, близких крестьянину. Здесь и явления природы, орудия труда и обихода, крестьянское жилище, животные и растения, его окружающие (загадки).

=Это короткое предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым народным языком, часто обладает рифмой и ритмом (пословица).

- Это устоявшаяся фраза или словосочетание, образное выражение, метафора. Самостоятельно не употребляется. Они употребляются в предложениях для придания яркой художественной окраски фактам, вещам и ситуациям (поговорка).

-Как вы думаете, как, кем и когда составлялись загадки, пословицы и поговорки?

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Приём «Корзина идей»

Окружающий мир ( 2 класс) «Что такое погода и климат?»

- Мы говорим погода.

А что же такое погода?

Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:

Погода – это …

… температура воздуха

… осадки и ветер

… изменения на улице

… облачность

… светит солнце или нет

На доске фиксируются все предположения. Потом подводим итоги работы групп.

«Отсроченная догадка»

Загадку (удивительный факт) можно дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

Например, чтобы перейти к теме "Разнообразие животных", урок окружающего мира я закончила следующим образом:

- На следующем уроке речь пойдет об очень опасном животном. Как вы думаете — о каком? (Дети отвечают: тигр, акула, волк...)