Файл: Понятие, предмет и метод финансового права. Принципы финансового права.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



На тему: Понятие, предмет и метод финансового права. Принципы финансового права

Презентация по дисциплине: Финансовое право

Понятие финансового права



Финансовое право как отрасль российского права представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций.

В состав финансового права входят такие отрасли права, как:
  • бюджетное,
  • налоговое,
  • фондовое,
  • валютное,
  • коммерческое,
  • корпоративное,
  • предпринимательское,
  • банковское и др.

Задачи государства: внешние – обеспечение безопасности и внутренние - сотрудничество с другими государствами мира.

Предмет финансового права



Предмет финансового права – это общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, т.е. деятельности по образованию, распределению и использованию фонда денежных средств.

К предмету финансового права относятся:
  • отношения между РФ, субъектами РФ и закрытыми административно-территориальными образованиями, в лице соответствующих государственных органов в связи с распределением средств РФ (осуществляет Минфин РФ);
  • между финансовыми органами как представителями интересов государства в целом и отдельными предприятиями и организациями;
  • между финансово-кредитными органами (Минфин РФ, ЦБ РФ, коммерческие банки) в связи с образованием и распределением соответствующих фондов (бюджетных, страховых и кредитных).

Предметом регулирования финансового права являются финансы.

Предмет финансового права



Отношения сферы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, составляющие предмет финансового права, подразделяются:

1. в зависимости от функций финансовой деятельности:
  • мобилизации денежных средств в государственные и муниципальные фонды,
  • распределения финансовых ресурсов государства,
  • использования финансовых ресурсов государства и муниципальных образований,
  • контроля за движением финансовых ресурсов государства и муниципальных образований,
  • эмиссии денежных знаков;

2. в зависимости от субъектов, между которыми они возникают:
  • с одной стороны, между органами, осуществляющими финансовую деятельность государства и муниципальных образований, с другой – между организациями и физическими лицами,
  • между самими органами, осуществляющими финансовую деятельность государства и муниципальных образований;

Предмет финансового права



3. по экономическому критерию:
  • финансовые относятся – отношения, опосредующие движение денежных средств, имеющие распределительный характер и др. признаки, характерные для финансов. Среди них: отношения по взиманию налогов и сборов неналоговых платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды, отношения по бюджетному финансированию и т.д.,
  • нефинансовые – это отношения, при которых не осуществляется движение денежных средств, что является главным признаком финансов;

4. критерий финансово-правового регулирования по финансово-правовым институтам:
  • Бюджетные;
  • Возникающие при формировании и исполнении бюджетов государственных и муниципальных внебюджетных фондов;
  • Налоговые;
  • Неналоговые;
  • отношения по государственному внутреннему долгу;
  • по сметно-бюджетному финансированию; …

Предмет финансового права




  • По государственному внебюджетному финансированию;
  • По бюджетным кредитам;
  • По государственному страхованию;
  • По денежному обращению и расчётам;
  • По валютному регулированию.

Метод финансового права



Метод финансового права – это способ воздействия на общественные отношения, а также система специфических средств, приемов, с помощью которых права регулирует общественные отношения, устанавливая правила поведения участников данных отношений, наделяя их правами и возлагая на них обязанности.

Существует 2 метода финансового права:
  • административно-правовой метод, т.е. «власть и подчинение». Отношение власти и подчинения при регулировании финансовых отношений, как правило, не основываются на отношении «субординации» (подчинения по вертикали). Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых, кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости;
  • гражданско-правовой метод основан на равенстве сторон и регулируется экономическими методами (штрафы, пени, неустойки).

Метод финансового права



Существует другая классификация методов финансового права. Их также два:
  • императивный метод – метод властных, обязывающих предписаний (между налоговыми органами и гражданами, организациями);
  • диспозитивный метод – метод, предоставляющий возможность выбора (между банками и гражданами).

Принципы финансового права



Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. на основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. В силу своего содержания и закрепления в нормах финансового права они являются принципами финансового права.

Финансовая деятельность в РФ осуществляется в соответствии с принципами, присущими всей деятельности РФ, закрепленными в Конституции РФ от 12.12.1993 года.

Основные их них:
  • принцип законности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к нарушителям мер государственного принуждения (например, статья 176 УК РФ – незаконное получение кредита).

  • Невыполнение предписаний законодательных и иных нормативных актов о порядке формирования, распределения и использования фондов денежных средств может повлечь за собой нестабильность финансовых отношений, необеспеченность финансовыми ресурсами разнообразных утвержденных государством программ, в различных сферах общественной жизни, и другие отрицательные последствия.

Принципы финансового права



2) принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до граждан (в т.ч. с помощью СМИ) содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проектов и ревизии финансовой деятельности. Согласно статье 15 ч. 3 Конституции РФ «Законы подлежат официальном опубликованию».

Источники опубликования ФКЗ и ФЗ РФ – «Российская газета» и журнал «Собрание законодательства». В Москве официальным источником опубликования является газета «Тверская-13».

3) принцип федерализма в финансовом праве проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенций РФ и субъектов РФ в области финансов. Согласно статье 71 Конституции РФ «в ведении РФ находятся: финансовые, валютные, кредитные регулирования, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет и федеральные налоги и сборы. К совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесено установление общих принципов налогообложения в РФ».

Принципы финансового права



4) принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельности РФ базируется на основе системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения и исполнения закрепляются в соответствующих правовых актах.

Основными финансово-плановыми актами являются:
  • федеральный бюджет;
  • внебюджетные фонды;
  • система расходов – для конкретных организаций (бюджетных организаций).

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ