ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Литературное чтение» для 4 класса составлена на основе Программы начального общего образования общеобразовательной организации МБОУ «СОШ № 6», с. Еленовское Красногвардейского района Республики Адыгея, Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования (приказ Министерства образования и науки РФ №17785 от 6 октября 2009г), Концепции- духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования и авторской программы «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой , Разработана на основе УМК «Школа России».
Место предмета «Литературное чтение» в учебном плане
На изучение учебного предмета «Литературное чтение» в четвертом классе отводится 68 часов в год;
2 часа в неделю (при 34 учебных неделях).
Планируемые результаты освоения программы
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
У четвероклассника продолжится формирование личностных результатов обучения: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно- эстетического вкуса, эстетических потребностей, чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
У четвероклассника продолжится формирование метапредметных результатов чтения:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
овладение навыками смыслового чтения текстов, в соответствии с целями и задачами осознанного построения речевого высказывания, в соответствии с задачами коммуникации» составления текстов в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:
овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений и понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т, е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий:
умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками
;
умение использовать простейшие видь, анализа различных текстов:
умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;
умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта:
умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Общая характеристика учебного предмета
Основной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:
формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое);
начитанность: знание изученных произведений., представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса;
- умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги;
- навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.
Содержание программы (68 часов)
1 Вводный урок по курсу литературного чтения
Вступительная статья
2 Летописи. Былины. Жития.
«И повесил Олег щит свой на врата Царьграда...» «И вспомнил Олег коня своего...»
«Ильины три поездочки». «Житие Сергия Радонежского»
3 Чудесный мир классики
П. П. Ершов «Конёк-горбунок». А. С. Пушкин «Няне», «Туча»,
«Унылая пора!..», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
М. Ю. Лермонтов «Дары Терека», «Ашик-Кериб». Л. Н. Толстой «Детство», «Как мужик убрал камень».
А. П. Чехов «Мальчики»
4 Поэтическая тетрадь
Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...». А. А. Фет «Бабочка», «Весенний дождь».Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...».А. Н. Плещеев «Дети и птичка». И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями...».
Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...».
И. А. Бунин «Листопад»
5 Литературные сказки
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». П. П. Бажов «Серебряное копытце». С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»
6 Делу время - потехе час
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».
В. Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка». В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»
7 Страна детства
Б. С. Житков «Как я ловил человечков».
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». М. М. Зощенко «Ёлка»
8 Поэтическая тетрадь
В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская».
С. А. Есенин «Бабушкины сказки».
М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства
9 Природа и мы
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». А. И. Куприн «Барбос и Жулька».
М. М. Пришвин «Выскочка». Е. И. Чарушин «Кабан».
В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»
10 Поэтическая тетрадь
Б. Л. Пастернак «Золотая осень». С. А. Клычков «Весна в лесу». Д. Б. Кедрин «Бабье пето».
Н. М. Рубцов «Сентябрь». С. А. Есенин «Лебёдушка»
11 Родина
И. С. Никитин «Русь», , С. ,Д. Дрожжин «Родине».
А. 3. Жигулин «О, Редина! В неярком блеске». Б А. Слуцкий «Лошади в океане»
12 Страна Фантазия
Е С. Велтистов «Приключения Электроника». ;С Булычев «Путешествие Длись»»
13 Зарубежная литература
• Д. Свифт «Путешествие Гулливера».
Г.-Х Андерсен «Русалочка». М. Твен «Приключения Тома Сойера». С. Лагерлеф «Святая ночь», «В Назарете»
14 Обобщение
Тематическое планирование
№ | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Вводный урок по курсу литературного чтения | 1ч |
2 | Летописи. Былины. Жития. | 4ч |
3 | Чудесный мир классики | 10ч |
4 | Поэтическая тетрадь | 6ч |
5 | Литературные сказки | 8ч |
6 | Делу время - потехе час | 5ч |
7 | Страна детства | 5ч |
8 | Поэтическая тетрадь | 3ч |
9 | Природа и мы | 6ч |
10 | Поэтическая тетрадь | 4ч |
11 | Родина | 4ч |
12 | Страна Фантазия | 4ч |
13 | Зарубежная литература | 7ч |
14 | Обобщение | 1ч |
| ИТОГО | 68ч |
Календарно – тематическое планирование в 4 классе
(2 ч. в неделю – 68 ч.)
№ п/п | № по разделу | Раздел. Название темы. | Домашнее задание | Дата | Примечание | |
план | факт | |||||
1 четверть | ||||||
1 | 1 | Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч) | | 4.09 | | |
Летописи. Былины. Жития (4 ч) | ||||||
2 | 1 | Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».Из летописи «И вспомнил Олег коня своего» | читать | 7.09 | | |
3 | 2 | Поэтический текст былины «Ильины три поездочки». Прозаический текст былины в пересказе И. Карнаухиной | Читать пересказ | 11.09 | | |
4 | 3 | «Житие Сергия Радонежского». Характеристика главного героя | читать | 14.09 | | |
5 | 4 | Обобщающий урок-игра «Летописи, былины, сказания, жития». | С.33-34 вопросы | 18.09 | | |
Чудесный мир классики (10 ч) | ||||||
6 | 1 | П.П. Ершов. «Конёк-горбунок» | читать | 21.09 | | |
7 | 2 | П. Ершов «Конёк-горбунок». Сравнение литературной и народной сказки. | Задания к тексту | 25.09 | | |
8 | 3 | А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..» | Выучить наизусть | 28.09 | | |
9 | 4 | А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | читать | 1.10 | | |
10 | 5 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев | Пересказ | 9.10 | | |
11 | 6 | М. Ю. Лермонтов «Дары Терека». «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Хорошие и плохие поступки людей | Читать | 12.10 | | |
12 | 7 | М. Лермонтова «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок. Средства художественной выразительности, язык, сравнения в сказке | Пересказ | 13.10 | | |
13 | 8 | Жизнь и творчество Л.Н. Толстого Л. Н. Толстого «Детство». «Как мужик убрал камень». Басня. | Читать | 16.10 | | |
14 | 9 | А. П. Чехова «Мальчики» | Составить вопросы | 19.10 | | |
15 | 10 | Обобщение по разделу «Чудесный мир классики» | Тест | 23.10 | | |
Поэтическая тетрадь (6 ч) | ||||||
16 | 1 | Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…» | Выразительное чтение | 26.10 | | |
17 | 2 | А.А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка» | Выразительное чтение | 30.10 | | |
18 | 3 | Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..». А. Н. Плещеев. «Дети и птичка». | Выразительное чтение | 2.11 | | |
2 четверть | ||||||
19 | 4 | Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями…» | Выразительное чтение | 13.11 | | |
20 | 5 | Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…». И. А. Бунин «Листопад» | Выучить отрывок | 16.11 | | |
21 | 6 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | С.152 вопросы и задания | 20.11 | | |
Литературные сказки (8 ч) | ||||||
22 | 1 | В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» | читать | 23.11 | | |
23 | 2 | В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке». Составление плана сказки | Составить план | 27.11 | | |
24 | 3 | В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра | Читать, задания к тексту | 30.11 | | |
25 | 4 | П. П. Бажова «Серебряное копытце». | Читать | 4.12 | | |
26 | 5 | П. П. Бажова «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. | Выборочное чтение | 7.12 | | |
27 | 6 | С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек» | Читать | 11.12 | | |
28 | 7 | С. Т. Аксакова «Аленький цветочек». Герои произведения. | Составить план | 14.12 | | |
29 | 8 | Обобщающий урок – игра «Крестики – нолики» | - | 18.12 | | |
Делу время – потехе час (5 ч) | ||||||
30 | 1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» | Читать | 21.12 | | |
31 | 2 | Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» Нравственный смысл произведения. | Пересказ | 25.12 | | |
32 | 3 | В. Ю. Драгунский. «Главные реки». «Что любит Мишка» | читать | 28.12 | | |
3 четверть | ||||||
33 | 4 | В. В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка | Читать, пересказывать | 11.01 | | |
34 | 5 | Обобщающий урок «Делу – время, потехе – час» | Задания к разделу | 15.01 | | |
Страна детства (5 ч) | ||||||
35 | 1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б. С. Житков. «Как я ловил человечков». | Читать | 18.01 | | |
36 | 2 | Б. С. Житков. «Как я ловил человечков». | Читать | 22.01 | | |
37 | 3 | К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». | Задания к тексту | 25.01 | | |
38 | 4 | М. М. Зощенко. «Елка». | Читать | 29.01 | | |
39 | 5 | Обобщающий урок «Страна детства» | Задания по разделу | 1.02 | | |
Поэтическая тетрадь (3 ч) | ||||||
40 | 1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская» | Выразительное чтение | 5.02 | | |
41 | 2 | С. А. Есенин. «Бабушкины сказки». М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» | Выразительное чтение | 8.02 | | |
42 | 3 | Обобщающий урок | - | 12.02 | | |
Природа и мы (6 ч) | ||||||
43 | 1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш» | Читать, составить план | 15.02 | | |
44 | 2 | А. И. Куприн. «Барбос и Жулька». «Выскочка» | Читать, пересказ | 19.02 | | |
45 | 3 | Е. И. Чарушин «Кабан». | Читать, составить план | 22.02 | | |
46 | 4 | В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа | Пересказ | 26.02 | | |
47 | 5 | В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана | Составить план | 1.03 | | |
48 | 6 | Обобщение по разделу «Природа и мы» | Задания и вопросы по разделу | 5.03 | | |
Поэтическая тетрадь (4ч) | ||||||
49 | 1 | С. А. Клычков «Весна в лесу | Выразительное чтение | 12.03 | | |
50 | 2 | Д. Б. Кедрин «Бабье лето». Н. М. Рубцов «Сентябрь». | Выучить отрывок | 15.03 | | |
51 | 3 | С. А. Есенин «Лебедушка» | Выразительное чтение | 19.03 | | |
52 | 4 | Обобщение урок-конкурс «Поэзии прекрасные страницы» | - | 22.03 | | |
4 четверть Родина (4 ч) | ||||||
53 | 1 | И. С. Никитина «Русь». С. Д. Дрожжина «Родине». | Выразительное чтение | 2.04 | | |
54 | 2 | А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске...» | Выразительное чтение | 5.04 | | |
55 | 3 | Тема войны в произведении Б. А. Слуцкого «Лошади в океане» | Рисунок по произведению | 9.04 | | |
56 | 4 | Обобщающий урок «Родина».Проект «Они защищали Родину» | Закончить проект | 12.04 | | |
Страна Фантазия (4 ч) | ||||||
57 | 1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника» | Читать | 16.04 | | |
58 | 2 | Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». Герои фантастического рассказа. | Пересказ, характеристика героев | 19.04 | | |
59 | 3 | К. Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. | Читать | 23.04 | | |
60 | 4 | К. Булычёв «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра. | Задания к тексту | 26.04 | | |
Зарубежная литература (7 ч) | ||||||
61 | 1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера» | читать | 30.04 | | |
62 | 2 | Д. Свифта «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. | Задания к тексту | 3.05 | | |
63 | 3 | Г.-Х. Андерсен «Русалочка» | Читать | 7.05 | | |
64 | 4 | Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка. | Пересказ | 10.05 | | |
65 | 5 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» | Читать | 11.05 | | |
66 | 6 | М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков. | Задания к тексту | 14.05 | | |
67 | 7 | С. Лагерлеф. «Святая ночь». «В Назарете». | Читать, анализ | 17.05 | | |
Обобщение (1 ч) | ||||||
68 | 1 | Обобщение по разделу «Зарубежная литература» | Задания и вопросы по разделу | 21.0524.05 | | |