Файл: Рабочая программа курса Литературное чтение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Литературное чтение» для 4 класса составлена на основе Программы начального общего образования общеобразовательной организации МБОУ «СОШ № 6», с. Еленовское Красногвардейского района Республики Адыгея, Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования (приказ Министерства образования и науки РФ №17785 от 6 октября 2009г), Концепции- духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования и авторской программы «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой , Разработана на основе УМК «Школа России».

Место предмета «Литературное чтение» в учебном плане

На изучение учебного предмета «Литературное чтение» в четвертом классе отводится 68 часов в год;

2 часа в неделю (при 34 учебных неделях).

Планируемые результаты освоения программы

Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

У четвероклассника продолжится формирование личностных результатов обучения: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечест­ву, прошлое и настоящее многонационального народа России; формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

воспитание художественно- эстетического вкуса, эстетических потребностей, чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;

восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.


У четвероклассника продолжится формирование метапредметных результатов чтения:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

овладение навыками смыслового чтения текстов, в соответствии с целями и задачами осознанного построения речевого высказывания, в соответствии с задачами коммуникации» составления текстов в устной и письменной формах;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

готовность слушать собеседника и вести диалог признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:

овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений и понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т, е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий:

умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных тек­стов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками

;

умение использовать простейшие видь, анализа различных текстов:

умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности на­учно-познавательных, учебных и художественных произведений;

умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, ре­продукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта:

умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, высту­пать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.

иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Общая характеристика учебного предмета

Основной целью обучения литературному чтению в начальной школе является форми­рование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообра­зования.

Работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим на­правлениям:

формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основны­ми видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое);

начитанность: знание изученных произведений., представление о литературоведче­ских понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса;

- умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги;

- навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие воспри­ятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.

Содержание программы (68 часов)

1 Вводный урок по курсу литературного чтения

Вступительная статья

2 Летописи. Былины. Жития.

«И повесил Олег щит свой на врата Царьграда...» «И вспомнил Олег коня своего...»

«Ильины три поездочки». «Житие Сергия Радонежского»

3 Чудесный мир классики

П. П. Ершов «Конёк-горбунок». А. С. Пушкин «Няне», «Туча»,

«Унылая пора!..», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

М. Ю. Лермонтов «Дары Терека», «Ашик-Кериб». Л. Н. Толстой «Детство», «Как мужик убрал камень».


А. П. Чехов «Мальчики»

4 Поэтическая тетрадь

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...». А. А. Фет «Бабочка», «Весенний дождь».Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...».А. Н. Плещеев «Дети и птичка». И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями...».

Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...».

И. А. Бунин «Листопад»

5 Литературные сказки

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». П. П. Бажов «Серебряное копытце». С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

6 Делу время - потехе час

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

В. Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка». В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

7 Страна детства

Б. С. Житков «Как я ловил человечков».

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». М. М. Зощенко «Ёлка»

8 Поэтическая тетрадь

В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская».

С. А. Есенин «Бабушкины сказки».

М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства

9 Природа и мы

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». А. И. Куприн «Барбос и Жулька».

М. М. Пришвин «Выскочка». Е. И. Чарушин «Кабан».

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

10 Поэтическая тетрадь

Б. Л. Пастернак «Золотая осень». С. А. Клычков «Весна в лесу». Д. Б. Кедрин «Бабье пето».

Н. М. Рубцов «Сентябрь». С. А. Есенин «Лебёдушка»

11 Родина

И. С. Никитин «Русь», , С. ,Д. Дрожжин «Родине».

А. 3. Жигулин «О, Редина! В неярком блеске». Б А. Слуцкий «Лошади в океане»

12 Страна Фантазия

Е С. Велтистов «Приключения Электроника». ;С Булычев «Путешествие Длись»»

13 Зарубежная литература

• Д. Свифт «Путешествие Гулливера».

Г.-Х Андерсен «Русалочка». М. Твен «Приключения Тома Сойера». С. Лагерлеф «Святая ночь», «В Назарете»

14 Обобщение

Тематическое планирование




Название раздела

Кол-во часов

1

Вводный урок по курсу литературного чтения



2

Летописи. Былины. Жития.



3

Чудесный мир классики

10ч

4

Поэтическая тетрадь



5

Литературные сказки



6

Делу время - потехе час



7

Страна детства



8

Поэтическая тетрадь



9

Природа и мы



10

Поэтическая тетрадь



11

Родина



12

Страна Фантазия



13

Зарубежная литература



14

Обобщение






ИТОГО

68ч




Календарно – тематическое планирование в 4 классе

(2 ч. в неделю – 68 ч.)

п/п

по разделу

Раздел. Название темы.

Домашнее задание

Дата

Примечание

план

факт

1 четверть

1

1

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)




4.09







Летописи. Былины. Жития (4 ч)

2

1

Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».Из летописи «И вспомнил Олег коня своего»

читать

7.09







3

2

Поэтический текст былины «Ильины три поездочки».

Прозаический текст былины в пересказе И. Карнаухиной

Читать

пересказ

11.09







4

3

«Житие Сергия Радонежского». Характеристика главного героя

читать

14.09







5

4

Обобщающий урок-игра «Летописи, былины, сказания, жития».

С.33-34 вопросы

18.09







Чудесный мир классики (10 ч)

6

1

П.П. Ершов. «Конёк-горбунок»

читать

21.09







7

2

П. Ершов «Конёк-горбунок». Сравнение литературной и народной сказки.

Задания к тексту

25.09







8

3

А. С. Пушкин.
«Няне», «Туча», «Унылая пора!..»

Выучить наизусть

28.09







9

4

А. С. Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

читать

1.10







10

5

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне
и о семи богатырях». Характеристика героев

Пересказ

9.10







11

6

М. Ю. Лермонтов «Дары Терека». «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Хорошие и плохие поступки людей

Читать

12.10







12

7

М. Лермонтова «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок. Средства художественной выразительности, язык, сравнения в сказке

Пересказ

13.10







13

8

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого Л. Н. Толстого «Детство». «Как мужик убрал камень». Басня.

Читать

16.10







14

9

А. П. Чехова «Мальчики»

Составить вопросы

19.10







15

10

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики»

Тест

23.10







Поэтическая тетрадь (6 ч)

16

1

Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид…»,

«Как неожиданно и ярко…»

Выразительное чтение

26.10







17

2

А.А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»

Выразительное чтение

30.10







18

3

Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..».

А. Н. Плещеев. «Дети и птичка».

Выразительное чтение

2.11







2 четверть

19

4

Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями…»

Выразительное чтение

13.11







20

5

Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…». И. А. Бунин «Листопад»

Выучить отрывок

16.11







21

6

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

С.152 вопросы и задания

20.11







Литературные сказки (8 ч)

22

1

В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке»

читать

23.11







23

2

В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке». Составление плана сказки

Составить план

27.11







24

3

В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра

Читать, задания к тексту

30.11







25

4

П. П. Бажова «Серебряное копытце».

Читать

4.12







26

5

П. П. Бажова «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте.

Выборочное чтение

7.12







27

6

С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»

Читать

11.12







28

7

С. Т. Аксакова «Аленький цветочек». Герои произведения.

Составить план

14.12







29

8

Обобщающий урок – игра «Крестики – нолики»

-

18.12







Делу время – потехе час (5 ч)

30

1

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Читать

21.12







31

2

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»
Нравственный смысл произведения.

Пересказ

25.12







32

3

В. Ю. Драгунский. «Главные реки». «Что любит Мишка»

читать

28.12







3 четверть

33

4

В. В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка

Читать, пересказывать

11.01







34

5

Обобщающий урок «Делу – время, потехе – час»

Задания к разделу

15.01







Страна детства (5 ч)

35

1

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б. С. Житков. «Как я ловил человечков».

Читать

18.01







36

2

Б. С. Житков. «Как я ловил человечков».

Читать

22.01







37

3

К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками».

Задания к тексту

25.01







38

4

М. М. Зощенко. «Елка».

Читать

29.01







39

5

Обобщающий урок «Страна детства»

Задания по разделу

1.02







Поэтическая тетрадь (3 ч)

40

1

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.
В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская»

Выразительное чтение

5.02







41

2

С. А. Есенин. «Бабушкины сказки».

М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

Выразительное чтение

8.02







42

3

Обобщающий урок

-

12.02







Природа и мы (6 ч)

43

1

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»

Читать, составить план

15.02







44

2

А. И. Куприн. «Барбос и Жулька». «Выскочка»

Читать, пересказ

19.02







45

3

Е. И. Чарушин «Кабан».

Читать, составить план

22.02







46

4

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа

Пересказ

26.02







47

5

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана

Составить план

1.03







48

6

Обобщение по разделу «Природа и мы»

Задания и вопросы по разделу

5.03







Поэтическая тетрадь (4ч)

49

1

С. А. Клычков «Весна в лесу

Выразительное чтение

12.03







50

2

Д. Б. Кедрин «Бабье лето».

Н. М. Рубцов «Сентябрь».

Выучить отрывок

15.03







51

3

С. А. Есенин «Лебедушка»

Выразительное чтение

19.03







52

4

Обобщение урок-конкурс «Поэзии прекрасные страницы»

-

22.03







4 четверть

Родина (4 ч)

53

1

И. С. Никитина «Русь». С. Д. Дрожжина «Родине».

Выразительное чтение

2.04







54

2

А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске...»

Выразительное чтение

5.04







55

3

Тема войны в произведении Б. А. Слуцкого «Лошади в океане»

Рисунок по произведению

9.04







56

4

Обобщающий урок «Родина».Проект «Они защищали Родину»

Закончить проект

12.04







Страна Фантазия (4 ч)

57

1

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника»

Читать

16.04







58

2

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». Герои фантастического рассказа.

Пересказ, характеристика героев

19.04







59

3

К. Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра.

Читать

23.04







60

4

К. Булычёв «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра.

Задания к тексту

26.04







Зарубежная литература (7 ч)

61

1

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»

читать

30.04







62

2

Д. Свифта «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе.

Задания к тексту

3.05







63

3

Г.-Х. Андерсен «Русалочка»

Читать

7.05







64

4

Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка.

Пересказ

10.05







65

5

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

Читать

11.05







66

6

М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков.

Задания к тексту

14.05







67

7

С. Лагерлеф. «Святая ночь». «В Назарете».

Читать, анализ

17.05







Обобщение (1 ч)

68

1

Обобщение по разделу «Зарубежная литература»

Задания и вопросы по разделу

21.0524.05