Файл: Разработка и использование технологических карт как средство повышения качества знаний при подготовке учащихся к сдаче экзамена по биологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Муниципальная научно-практическая конференция

работников образования ОУ Красногвардейского района

«Педагогические инновации, педагогический опыт и эксперимент»

Разработка и использование технологических карт

как средство повышения

качества знаний

при подготовке учащихся к сдаче экзамена по биологии

Автор:
Кавалер Наталья Анатольевна

учитель биологии

МБОУ «КСОШ №1»

Красногвардейского района

с. Плешаново, 2015
Содержание


  1. Описание педагогического опыта

1.1. Сведения об авторе …………………………………………………….. 3

1.2. Условия формирования опыта ………………………………………… 3

1.3. Теоретическая база опыта ……………………………………………… 3

1.4. Актуальность и перспективность опыта ……………………………… 4

1.5. Новизна опыта ………………………………………………………….. 6

1.6. Технология опыта ………………………………………………………. 7

1.6.1. Технологические карты …………………………………………. 7

Практическая часть…………………………………………………………… 11

Результативность опыта………………………………………………………. 16

Литература ……………………………………………………………………. 17

1. Описание педагогического опыта

1.1 Сведения об авторе:

Фамилия:Кавалер

Имя: Наталья

Отчество: Анатольевна

Образование: высшее

Название (полное) учебного заведения, год его окончания:

Должность: учитель биологии

Стаж работы в должности:

Преподаваемые предметы:

Стаж преподавания по данному предмету:

Специальность по диплому:

Общий педагогический стаж:

Образовательное учреждение: МБОУ «Красногвардейская средняя

общеобразовательная школа №1»

Район, город: Красногвардейский район

Квалификация:

1.2 Условия формирования опыта

На формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:

  • изучение методической литературы;

  • изучение опыта коллег;

  • курсовая переподготовка: проблемные курсы «Внедрение ФГОС ООО для учителей биологии»;

  • активное участие в работе методических объединений;

  • участие в конкурсе лучших учителей Российской Федерации


1.3 Теоретическая база опыта

Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. В нашей стране проблема результативности обучения активно разрабатывается на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью. Одним из важных направлений разрешения проблемы является разработка и внедрение новых педагогических технологий, основным признаком которых можно считать степень адаптивности всех элементов педагогической системы, а именно: целей, содержания, методов, средств, форм организации познавательной деятельности учащихся, прогнозов соответствия результатов обучения требованиям гуманистической школы.

За последние десятилетия отечественная наука значительно продвинулась в реализации проблем адаптивного обучения, внедрения новых психолого-педагогических технологий, работающих в развивающем режиме. Всё большую популярность приобретают апробированные технологии инновационных авторских школ – такие, как

  • «Дидактическая система Л.В. Занкова»;

  • программа «Развитие» А.В. Запорожца и Л.А. Вагнера;

  • «Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова»;

  • «Технология поэтапного формирования умственной деятельности» П.Я. Гальперина и др.

1.4 Актуальность и перспективность опыта

XX век породил взрыв новой информации. Расширение пространства знаний, объем информации, ее многопрофильность сделали очевидным тот факт, что все знать и уметь невозможно, однако возможно освоение, овладение, нахождение истины через смежные области, приход к цели через смежные знания.

  Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею, а где есть тезис ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь - и делаю. На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.

  В свою очередь, иными становятся и задачи учителя - не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.



  Если раньше ученик шел в школу за знаниями, то сегодня знания перестали быть самоцелью. Знать - еще не значит быть готовым эти знания использовать, а без динамики - знания подобны камню, лежащему на пути ручья; образуется запруда, которая со временем порастает зеленью, и вода умирает. Без усилий воли, без личностного участия камень не сдвинуть, воду ,,не открыть" [7].

Современная российская научно-педагогическая мысль ставит вопрос о достижении нового качества общего образования – а это фактически предполагает необходимость выработки и реализации нового, целостного подхода к общему образованию, новой модели школы. Федеральный государственный стандарт второго поколения предполагает изменения во всех составляющих образовательного процесса – целях, содержании, технологиях и оценке результатов. Идея технологизации процесса образования не нова: ещё Я.А. Коменский стремился сделать обучение похожим на хорошо отлаженный механизм, благодаря которому «всё пойдёт вперёд не менее ясно, чем идут часы с правильно уравновешенными тяжестями, так же приятно и радостно, как приятно и радостно смотреть на такого рода автомат». В теории и практике разработаны сегодня десятки школьных образовательных технологий. Можно говорить об обучающих технологиях – их, по данным Г.К. Селевко, более пятидесяти.

Согласно [6] педагогическая технология выявляет систему профессионально значимых умений педагогов об организации взаимодействия учителя и ученика, предлагает способ осмысления технологичности педагогической деятельности (В. Ю. Питюков). Педагогическая технология предполагает не столько воздействие на предмет (субъект), сколько взаимодействие всех субъектов, вовлеченных в педагогический процесс для создания комфортных условий обучения (ситуаций успеха); со стороны педагога она обладает осмысленностью цели своей деятельности, реализующейся в совокупности приемов для ее осуществления.

Использование технологических карт обеспечивает условия для повышения качества обучения по предмету.

Биология - учебная дисциплина, которая обладает уникаль­ными возможностями в воздействии на развитие личности уча­щегося, так как в основе ее содержания лежит комплексный биологический подход при изучении жизнедеятельности обще­ства и его взаимодействия с природой.

Учителю необходимо понимать, что биология - единствен­ный школьный предмет, дающий целостное представление о био­сфере и ее роли в жизни Земли. Именно поэтому цели биологи­ческого образования отличаются особой широтой. Определяя их, следует обратить внимание на то, какой вклад может внести биология в развитие таких качеств личности учащегося, как:


- искусство познавать и мыслить, искусство общения и речи, интерес к осмыслению (научить познавать и делать);

- способность к нравственным поступкам, готовность к эсте­тическому восприятию действительности (научить жить в ладу с самим собой);

- стремление к сохранению своего здоровья и здоровья окру­жающих, умение рационально проводить досуг, склонность к само­реализации (научить жить вместе).

Среди разнообразных задач, стоящих перед учителем биоло­гии, одной из важнейших остается повышение качества знаний учащихся по предмету. В последнее время качество знаний становится основополагающим моментом развития общест­ва. Качество - это нормативный уровень, которому должны со­ответствовать знания и умения учащихся.

Запросы общества требуют от школы новых форм и методов работы. Основная цель современной школы состоит в том, что­бы создать такую систему обучения, которая обеспечивала бы образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями [8].

Новая конструкция обучения состоит в том, что ученик дол­жен учиться сам, а учитель осуществлять мотивационное управ­ление его учением, то есть мотивировать, организовывать, коор­динировать, консультировать, контролировать.

Организовать процесс обучения в соответствии с современ­ными требованиями, повысить эффективность подготовки учащихся - непростая задача, требующая от учителя постоянного поиска и самосовершенствования.

Для решения данной проблемы предлагаю описание опыта по использованию в учебном процессе технологических карт к элективному курсу «Генетика человека».

Идея опыта: повышение качества подготовки учащихся к сдаче экзамена средствами современных педагогических технологий.
1.5 Новизна опыта

Технологические карты к модифицированной программе элективного курса «Генетика человека», разработанные в рамках современных педагогических техноло­гий, могут стать иллюстрацией к теоретическим знаниям, имеющимся у каждого современного учителя. Представленные материалы содержат новые пути организации процесса обучения и раскрывают эффективность современного урока в улучшении качества знаний учащихся.


1.6 Технология опыта

1.6.1 Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения


Ещё А. Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить».

Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является то, что «развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД),которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться».

В настоящее время новое содержание образования отличают: вариативность, определяемая альтернативными учебными программами и учебниками, и наличие разных уровней образования, что позволяет развивать индивидуальные способности школьника, формировать творчески активную личность. На завершающем этапе - дифференциация, свободный выбор учащимся наряду с обязательными, предметов, способствующих развитию их интересов и способностей.

В плане успешной организации образовательно-воспитательного процесса, в том числе повышение эффективности подготовки учащихся по биологии в процессе преподавания элективного курса «Генетика человека» необходимо использование технологических карт.

Поставленная проблема определяет следующие позиции:

– технологизация процесса массового обучения неизбежна;

– разработка конкретных педагогических технологий – запрос современного общества;

– технологические карты образовательных мероприятий – неотъемлемый элемент технологии.

Каждому учителю на современном этапе предоставлено право самостоятельно планировать процесс обучения, то есть изменять последовательность изучения материала в пределах темы; отбирать в каждом разделе наиболее важный материал (не изучать некоторые вопросы или включать дополнительный материал в зависимости от уровня подготовки класса); изменять количество часов, отведенное на изучение разделов и тем курса в пределах учебного года.

Технологическая карта - один из вариантов планирования учебного процесса.