Файл: Разработка и использование технологических карт как средство повышения качества знаний при подготовке учащихся к сдаче экзамена по биологии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальная научно-практическая конференция
работников образования ОУ Красногвардейского района
«Педагогические инновации, педагогический опыт и эксперимент»
Разработка и использование технологических карт
как средство повышения
качества знаний
при подготовке учащихся к сдаче экзамена по биологии
Автор:
Кавалер Наталья Анатольевна
учитель биологии
МБОУ «КСОШ №1»
Красногвардейского района
с. Плешаново, 2015
Содержание
-
Описание педагогического опыта
1.1. Сведения об авторе …………………………………………………….. 3
1.2. Условия формирования опыта ………………………………………… 3
1.3. Теоретическая база опыта ……………………………………………… 3
1.4. Актуальность и перспективность опыта ……………………………… 4
1.5. Новизна опыта ………………………………………………………….. 6
1.6. Технология опыта ………………………………………………………. 7
1.6.1. Технологические карты …………………………………………. 7
Практическая часть…………………………………………………………… 11
Результативность опыта………………………………………………………. 16
Литература ……………………………………………………………………. 17
1. Описание педагогического опыта
1.1 Сведения об авторе:
Фамилия:Кавалер
Имя: Наталья
Отчество: Анатольевна
Образование: высшее
Название (полное) учебного заведения, год его окончания:
Должность: учитель биологии
Стаж работы в должности:
Преподаваемые предметы:
Стаж преподавания по данному предмету:
Специальность по диплому:
Общий педагогический стаж:
Образовательное учреждение: МБОУ «Красногвардейская средняя
общеобразовательная школа №1»
Район, город: Красногвардейский район
Квалификация:
1.2 Условия формирования опыта
На формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:
-
изучение методической литературы; -
изучение опыта коллег; -
курсовая переподготовка: проблемные курсы «Внедрение ФГОС ООО для учителей биологии»; -
активное участие в работе методических объединений; -
участие в конкурсе лучших учителей Российской Федерации
1.3 Теоретическая база опыта
Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. В нашей стране проблема результативности обучения активно разрабатывается на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью. Одним из важных направлений разрешения проблемы является разработка и внедрение новых педагогических технологий, основным признаком которых можно считать степень адаптивности всех элементов педагогической системы, а именно: целей, содержания, методов, средств, форм организации познавательной деятельности учащихся, прогнозов соответствия результатов обучения требованиям гуманистической школы.
За последние десятилетия отечественная наука значительно продвинулась в реализации проблем адаптивного обучения, внедрения новых психолого-педагогических технологий, работающих в развивающем режиме. Всё большую популярность приобретают апробированные технологии инновационных авторских школ – такие, как
-
«Дидактическая система Л.В. Занкова»; -
программа «Развитие» А.В. Запорожца и Л.А. Вагнера; -
«Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова»; -
«Технология поэтапного формирования умственной деятельности» П.Я. Гальперина и др.
1.4 Актуальность и перспективность опыта
XX век породил взрыв новой информации. Расширение пространства знаний, объем информации, ее многопрофильность сделали очевидным тот факт, что все знать и уметь невозможно, однако возможно освоение, овладение, нахождение истины через смежные области, приход к цели через смежные знания.
Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею, а где есть тезис ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь - и делаю. На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.
В свою очередь, иными становятся и задачи учителя - не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.
Если раньше ученик шел в школу за знаниями, то сегодня знания перестали быть самоцелью. Знать - еще не значит быть готовым эти знания использовать, а без динамики - знания подобны камню, лежащему на пути ручья; образуется запруда, которая со временем порастает зеленью, и вода умирает. Без усилий воли, без личностного участия камень не сдвинуть, воду ,,не открыть" [7].
Современная российская научно-педагогическая мысль ставит вопрос о достижении нового качества общего образования – а это фактически предполагает необходимость выработки и реализации нового, целостного подхода к общему образованию, новой модели школы. Федеральный государственный стандарт второго поколения предполагает изменения во всех составляющих образовательного процесса – целях, содержании, технологиях и оценке результатов. Идея технологизации процесса образования не нова: ещё Я.А. Коменский стремился сделать обучение похожим на хорошо отлаженный механизм, благодаря которому «всё пойдёт вперёд не менее ясно, чем идут часы с правильно уравновешенными тяжестями, так же приятно и радостно, как приятно и радостно смотреть на такого рода автомат». В теории и практике разработаны сегодня десятки школьных образовательных технологий. Можно говорить об обучающих технологиях – их, по данным Г.К. Селевко, более пятидесяти.
Согласно [6] педагогическая технология выявляет систему профессионально значимых умений педагогов об организации взаимодействия учителя и ученика, предлагает способ осмысления технологичности педагогической деятельности (В. Ю. Питюков). Педагогическая технология предполагает не столько воздействие на предмет (субъект), сколько взаимодействие всех субъектов, вовлеченных в педагогический процесс для создания комфортных условий обучения (ситуаций успеха); со стороны педагога она обладает осмысленностью цели своей деятельности, реализующейся в совокупности приемов для ее осуществления.
Использование технологических карт обеспечивает условия для повышения качества обучения по предмету.
Биология - учебная дисциплина, которая обладает уникальными возможностями в воздействии на развитие личности учащегося, так как в основе ее содержания лежит комплексный биологический подход при изучении жизнедеятельности общества и его взаимодействия с природой.
Учителю необходимо понимать, что биология - единственный школьный предмет, дающий целостное представление о биосфере и ее роли в жизни Земли. Именно поэтому цели биологического образования отличаются особой широтой. Определяя их, следует обратить внимание на то, какой вклад может внести биология в развитие таких качеств личности учащегося, как:
- искусство познавать и мыслить, искусство общения и речи, интерес к осмыслению (научить познавать и делать);
- способность к нравственным поступкам, готовность к эстетическому восприятию действительности (научить жить в ладу с самим собой);
- стремление к сохранению своего здоровья и здоровья окружающих, умение рационально проводить досуг, склонность к самореализации (научить жить вместе).
Среди разнообразных задач, стоящих перед учителем биологии, одной из важнейших остается повышение качества знаний учащихся по предмету. В последнее время качество знаний становится основополагающим моментом развития общества. Качество - это нормативный уровень, которому должны соответствовать знания и умения учащихся.
Запросы общества требуют от школы новых форм и методов работы. Основная цель современной школы состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая обеспечивала бы образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями [8].
Новая конструкция обучения состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель осуществлять мотивационное управление его учением, то есть мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать.
Организовать процесс обучения в соответствии с современными требованиями, повысить эффективность подготовки учащихся - непростая задача, требующая от учителя постоянного поиска и самосовершенствования.
Для решения данной проблемы предлагаю описание опыта по использованию в учебном процессе технологических карт к элективному курсу «Генетика человека».
Идея опыта: повышение качества подготовки учащихся к сдаче экзамена средствами современных педагогических технологий.
1.5 Новизна опыта
Технологические карты к модифицированной программе элективного курса «Генетика человека», разработанные в рамках современных педагогических технологий, могут стать иллюстрацией к теоретическим знаниям, имеющимся у каждого современного учителя. Представленные материалы содержат новые пути организации процесса обучения и раскрывают эффективность современного урока в улучшении качества знаний учащихся.
1.6 Технология опыта
1.6.1 Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения
Ещё А. Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить».
Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является то, что «развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД),которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться».
В настоящее время новое содержание образования отличают: вариативность, определяемая альтернативными учебными программами и учебниками, и наличие разных уровней образования, что позволяет развивать индивидуальные способности школьника, формировать творчески активную личность. На завершающем этапе - дифференциация, свободный выбор учащимся наряду с обязательными, предметов, способствующих развитию их интересов и способностей.
В плане успешной организации образовательно-воспитательного процесса, в том числе повышение эффективности подготовки учащихся по биологии в процессе преподавания элективного курса «Генетика человека» необходимо использование технологических карт.
Поставленная проблема определяет следующие позиции:
– технологизация процесса массового обучения неизбежна;
– разработка конкретных педагогических технологий – запрос современного общества;
– технологические карты образовательных мероприятий – неотъемлемый элемент технологии.
Каждому учителю на современном этапе предоставлено право самостоятельно планировать процесс обучения, то есть изменять последовательность изучения материала в пределах темы; отбирать в каждом разделе наиболее важный материал (не изучать некоторые вопросы или включать дополнительный материал в зависимости от уровня подготовки класса); изменять количество часов, отведенное на изучение разделов и тем курса в пределах учебного года.
Технологическая карта - один из вариантов планирования учебного процесса.