Файл: Разработка и использование технологических карт как средство повышения качества знаний при подготовке учащихся к сдаче экзамена по биологии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т.п. (Политехнический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989).
Итак, методологические позиции, на которые необходимо опираться при конструировании технологической карты урока:
-
она имеет статус документа; -
в ней записан весь процесс; -
указаны операции, их составные части; -
названы материалы; -
перечислено оборудование; -
указаны инструменты; -
обозначены технологические режимы
Использование технологических карт помогает реализовать цели школьного образования: научить учиться, решать стандартные и творческие задачи, ориентироваться в мире ценностей.
Данная работа имеет цель: осветить опыт работы по созданию технологических карт для занятий к программе элективного курса «Генетика человека» Ю.В. Филичёвой.
Технологические карты представляют собой модернизированные планы занятий, составленные на основе «Технологических карт уроков» В.Н. Семенцовой. В них структурирован учебный материал, выделено главное и даются варианты познавательных заданий. В технологических картах спланирована не только деятельность учителя, но и работа учащегося, направленная на достижение прочных знаний. Отличительные признаки предлагаемых технологических карт заключаются в том, что здесь сочетаются планирование педагогического результата, использование некоторого нравственного и социального опыта учащихся, выделение возможной личностной значимости изучаемого для школьников. На занятиях в основном предлагается использовать проблемный и частично поисковый методы обучения, формы организации учебной деятельности более разнообразны.
Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является генетика. Велико её как теоретическое, так и прикладное значение, но особое место в системе разделов и отраслей генетики занимает генетика человека. Международный проект «Геном человека», углубление знаний в области медицинской генетики, разработка современных методов генной терапии, синтез знаний в области генетики и экологии человека, изучение вопросов происхождения и эволюции человека с точки зрения генетики – вот далеко не полный перечень важнейших вопросов, которые решает современная генетика человека. Поэтому весьма актуальным является углубление содержания этого раздела в рамках предмета «Общая биология» для изучения в старших классах средней школы. Преодоление трудностей в изучение данного материала возможно при использовании разработанных технологических карт.
Каждая секунда занятия – это продуктивная работа каждого: ясно осознаваемое, до мельчайших деталей, временнóе поле занятия, организация его предметно-пространственной среды, инструментальная когнитивная обеспеченность, резонансные связи между всеми субъектами, взаимодействующими в образовательном процессе.
Ни в одной области профессиональной деятельности сегодня не обходятся без адекватных технологий (строго выверенных, ни в малейшей степени не расточающих человеческий ресурс), технологических проектов, планов, программ.
Технологические карты ни в чём не ограничивают творчество учителя, они являются одним из вариантов планирования учебного процесса. Для молодых и мало опытных учителей они представляют большой интерес, так как помогают экономно расходовать время при подготовке к занятию. Опытные учителя найдут здесь материал для анализа, критики, сопоставления своего стиля работы с предложенным.
В технологических картах плотно спланирована деятельность учителя и учащихся на занятии. Учитель может отбирать по своему усмотрению задания, соответствующие уровню подготовленности и работоспособности классного коллектива, часть материала предложить для самостоятельного изучения.
Технологические карты помогают в планировании учебной деятельности участников образовательного процесса, в оценке значимости знаний и навыков как средства развития эмоционально-ценностных отношений творческой деятельности ученика, в организации диалога как условия гуманизации образовательного процесса.
Анализ работы по технологическим картам позволяет сделать следующие выводы:
I. Правильно составленная технологическая карта помогает учителю более точно и конкретно определить место и значение каждого урока в теме, установить логические связи между уроками по всем компонентам процесса обучения (целевому, содержательному, операционно-деятельностному, контрольно-регулировочному, оценочно-результативному), что особенно важно для молодых учителей.
2. Составление технологической карты на межпредметной основе позволяет скорректировать учебный план: увеличить количество часов на изучение какой-либо темы по одному предмету и за счет этого сократить количество часов по другому.
3. Технологическая карта освобождает учителя от написания поурочных планов. Имея технологическую карту, учитель разрабатывает лишь дидактические материалы к каждому уроку.
Таким образом, использование в качестве учебного плана технологических карт позволяет оптимизировать учебный процесс, делать его более эффективным.
Практическая часть
Технологическая карта №1
Тема занятия | Краткая история генетики человека – 1ч | ||||
Планируемые результаты | Учащиеся получают представление об истории развития генетики человека, о наиболее значимых открытиях в генетике. | ||||
Личностная значимость изучаемого для школьника | Формирование естественнонаучного и гуманистического мировоззрения. | ||||
План занятия | 1. Актуализация знаний учащихся. 2. Изучение нового материала. 1. Из истории генетики (по И.А. Захарову - Гезехус). 2. Человек как объект генетических исследований. 3. Сложность изучения генетики человека. 4. Значимые открытия в генетике. 3. Закрепление изученного материала. | ||||
Методы обучения | Проблемный. Почему идеи и деятельность Т.Д. Лысенко имели огромное влияние и власть в биологической науке на протяжении с 1935- 1964гг? | ||||
Форма организации учебной деятельности | Лекция | ||||
Приёмы деятельности учителя | Беседа по подготовленным карточкам с терминами за школьный курс «Основы генетики», рассказ с использованием фильма или диафильма | ||||
Познавательные задания |
| ||||
Организация деятельности учащихся | Слушают рассказ, отвечают на проблемный вопрос, записывают наиболее значимые открытия в генетике, работая в паре опрашивают друг друга. | ||||
Развитие умений учащихся | Внимательно слушать, выделять главное, обсуждать проблему, работать в паре. | ||||
Основные понятия и термины занятия | Генетика, ген, локус, наследственность, изменчивость, генотип, фенотип, аллельные гены, мутация, доминантный и рецессивные признаки, дискретность. | ||||
Источники информации | 1. Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Общая биология. 10—11 классы: Учебник для базового уровня. М.: Дрофа, 2008. 2. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Общая биология . 10 класс»: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений./ Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. - М.: Дрофа, любое издание. 3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т. 1-3. М.: Мир, 1990. | ||||
Домашнее задание | Учебник. Конспект лекции. Подготовить сообщения: значение генетики: - для медицины - для сельского хозяйства - для микробиологической промышленности, биотехнологии. |
Технологическая карта №2
Тема занятия | Методы изучения генетики человека – 4 ч (1ч) |
Планируемые результаты | Учащиеся получают информацию об использовании генеалогического метода как специфического метода изучения наследственности человека. |
Личностная значимость изучаемого для школьника | С помощью генеалогического анализа можно решать такие вопросы: какова природа признака (наследственная или ненаследственная), характер наследования признака (доминантный или рецессивный, аутосомный, сцепленный с полом, зависимый от пола и т.д.). |
План занятия |
|
Методы обучения | Проблемный. Как изучить наследование признаков у человека, т.к. опыты на людях не ставятся и отличаются малочисленным потомством? |
Форма организации учебной деятельности | Лекция с элементами беседы. Выполнение практической работы. |
Приёмы деятельности учителя | Организация презентации родословных, лекция с составлением плана, обсуждение проблемы занятия. |
Организация деятельности учащихся | Представляют (по желанию) классу свою родословную, слушают лекцию учителя, делают записи в тетради, обсуждают проблему урока, делают выводы, которые могут иметь значение в личной жизни, выполняют задания практического характера |
Развитие умений учащихся | Публично выступать, анализировать, внимательно слушать, адекватно воспроизводить информацию, делать выводы о практической значимости полученной информации. |
Основные понятия и термины занятия | Генеалогический метод, хромосомные мутации, генные мутации, пробанд, сибсы, тип наследования |
Источники информации | 1. Медицинская генетика: Учебник/ Н.П. Бочков и др.; Под ред. Н.П. Бочкова. – 2-е изд., стер, - М.: Издательский центр «Академия», 2003. 2. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы/ И.В. Болгова. – М.: ООО «Издательский дом «Оникс 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2005. |
Домашнее задание | Составь схему семьи, где есть приёмный сын. В каких сказках ты встречал такие семьи? Вспомни сказку Ш. Перро «Золушка» и нарисуй схему этой семьи. |
Технологическая карта №3 (продолжение)
Тема занятия | Методы изучения генетики человека – 4 ч (2ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты | Учащиеся получают информацию об использовании методов генетического анализа ( близнецовый, цитогенетический, биохимический, метод биологического и математического моделирования). | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Личностная значимость изучаемого для школьника | Ярким примером свидетельства влияния условий внешней среды на проявление генотипа у человека являются результаты исследования близнецов. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
План занятия |
1. Близнецовый метод. Конкордантность и дискордантность признаков у близнецов. 2. Цитогенетические методы: простое культивирование соматических клеток, гибридизация, клонирование, селекция соматических клеток. 3. Биохимические методы. 4. Метод моделирования. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы обучения | Проблемный. Если развитие одного из близнецов монозиготной близнецовой пары проходило в неблагоприятных социально-экономических условиях по сравнению с другим близнецом, то как это скажется на его физическом и интеллектуальном развитии? | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Форма организации учебной деятельности | Лекция с элементами беседы. Заполнение таблицы «Методы генетики». | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Приёмы деятельности учителя | Лекция с составлением плана, обсуждение проблемы урока, изученного материала. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Познавательные задания |
Таблица. Выборки близнецов с мультифакториальными и инфекционными заболеваниями
Примечание. МЗ — монозиготные близнецы; ДЗ — дизиготные близнецы. Мультифакториальная природа заболеваний, т.е. участие генетических факторов в их возникновении.
А) доступности животных объектов Б) сходства наследственных патологий у животных и человека В) различий в наборе наследственных болезней животных и человека Г) простоты | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация деятельности учащихся | Слушают лекцию учителя, делают записи в тетради, заполняют таблицу «Методы генетики», решают познавательные задачи. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Развитие умений учащихся | Внимательно слушать, воспроизводить информацию, обсуждать проблему, задумываться над фактами, анализировать их, отвечать на вопросы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные понятия и термины занятия | Близнецовый метод, цитогенетический метод, биохимический метод, конкордантность и дискордантность. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Источники информации | 1. Медицинская генетика: Учебник/ Н.П. Бочков и др.; Под ред. Н.П. Бочкова. – 2-е изд., стер, - М.: Издательский центр «Академия», 2003. 2. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы/ И.В. Болгова. – М.: ООО «Издательский дом «Оникс 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2005. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | Подготовить буклет об использовании молекулярно-генетических методов. |