Файл: Разработка и использование технологических карт как средство повышения качества знаний при подготовке учащихся к сдаче экзамена по биологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т.п. (Политехнический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989).

Итак, методологические позиции, на которые необходимо опираться при конструировании технологической карты урока:

  • она имеет статус документа;

  • в ней записан весь процесс;

  • указаны операции, их составные части;

  • названы материалы;

  • перечислено оборудование;

  • указаны инструменты;

  • обозначены технологические режимы

Использование технологических карт помогает реализовать цели школьного образования: научить учиться, решать стандартные и творческие задачи, ориентироваться в мире ценностей.

Данная работа имеет цель: осветить опыт работы по созданию технологических карт для занятий к программе элективного курса «Генетика человека» Ю.В. Филичёвой.

Технологические карты представляют собой модернизированные планы занятий, составленные на основе «Технологических карт уроков» В.Н. Семенцовой. В них структурирован учебный материал, выделено главное и даются варианты познавательных заданий. В технологических картах спланирована не только деятельность учителя, но и работа учащегося, направленная на достижение прочных знаний. Отличительные признаки предлагаемых технологических карт заключаются в том, что здесь сочетаются планирование педагогического результата, использование некоторого нравственного и социального опыта учащихся, выделение возможной личностной значимости изучаемого для школьников. На занятиях в основном предлагается использовать проблемный и частично поисковый методы обучения, формы организации учебной деятельности более разнообразны.

Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является генетика. Велико её как теоретическое, так и прикладное значение, но особое место в системе разделов и отраслей генетики занимает генетика человека. Международный проект «Геном человека», углубление знаний в области медицинской генетики, разработка современных методов генной терапии, синтез знаний в области генетики и экологии человека, изучение вопросов происхождения и эволюции человека с точки зрения генетики – вот далеко не полный перечень важнейших вопросов, которые решает современная генетика человека. Поэтому весьма актуальным является углубление содержания этого раздела в рамках предмета «Общая биология» для изучения в старших классах средней школы. Преодоление трудностей в изучение данного материала возможно при использовании разработанных технологических карт.


Каждая секунда занятия – это продуктивная работа каждого: ясно осознаваемое, до мельчайших деталей, временнóе поле занятия, организация его предметно-пространственной среды, инструментальная когнитивная обеспеченность, резонансные связи между всеми субъектами, взаимодействующими в образовательном процессе.

Ни в одной области профессиональной деятельности сегодня не обходятся без адекватных технологий (строго выверенных, ни в малейшей степени не расточающих человеческий ресурс), технологических проектов, планов, программ.

Технологические карты ни в чём не ограничивают творчество учителя, они являются одним из вариантов планирования учебного процесса. Для молодых и мало опытных учителей они представляют большой интерес, так как помогают экономно расходовать время при подготовке к занятию. Опытные учителя найдут здесь материал для анализа, критики, сопоставления своего стиля работы с предложенным.

В технологических картах плотно спланирована деятельность учителя и учащихся на занятии. Учитель может отбирать по своему усмотрению задания, соответствующие уровню подготовленности и работоспособности классного коллектива, часть материала предложить для самостоятельного изучения.

Технологические карты помогают в планировании учебной деятельности участников образовательного процесса, в оценке значимости знаний и навыков как средства развития эмоционально-ценностных отношений творческой деятельности ученика, в организации диалога как условия гуманизации образовательного процесса.

Анализ работы по технологическим картам позволяет сделать следующие выводы:

I. Правильно составленная технологическая   карта  помогает учителю более точно и конкретно определить место и значение каждого урока в теме, установить логические связи между уроками по всем компонентам процесса обучения (целевому, содержательному, операционно-деятельностному, контрольно-регулировочному, оценочно-результативному), что особенно важно для молодых учителей.

2. Составление технологической   карты  на межпредметной основе позволяет скорректировать учебный план: увеличить количество часов на изучение какой-либо темы по одному предмету и за счет этого сократить количество часов по другому.

3. Технологическая   карта  освобождает учителя от написания поурочных планов. Имея технологическую карту, учитель разрабатывает лишь дидактические материалы к каждому уроку.



Таким образом, использование в качестве учебного плана технологических   карт  позволяет оптимизировать учебный процесс, делать его более эффективным.


Практическая часть
Технологическая карта №1


Тема занятия

Краткая история генетики человека – 1ч


Планируемые результаты

Учащиеся получают представление об истории развития генетики человека, о наиболее значимых открытиях в генетике.


Личностная значимость изучаемого для школьника

Формирование естественнонаучного и гуманистического мировоззрения.

План занятия

1. Актуализация знаний учащихся.

2. Изучение нового материала.

1. Из истории генетики (по И.А. Захарову - Гезехус).

2. Человек как объект генетических исследований.

3. Сложность изучения генетики человека.

4. Значимые открытия в генетике.

3. Закрепление изученного материала.


Методы обучения

Проблемный. Почему идеи и деятельность Т.Д. Лысенко имели огромное влияние и власть в биологической науке на протяжении с 1935- 1964гг?


Форма организации учебной деятельности

Лекция

Приёмы деятельности учителя

Беседа по подготовленным карточкам с терминами за школьный курс «Основы генетики», рассказ с использованием фильма или диафильма


Познавательные задания



  1. Выслушайте рассказ учителя об истории генетики и рассмотрите факторы, которые привели к феномену лысенковщины (факторы политические, научные, субъективные).

  2. Разбейтесь на пары и задайте друг другу «простые» и «сложные» вопросы, используя термины в карточках. Примерные вопросы:




«Сложные вопросы»

«Простые» вопросы

В чём различие…

Что будет если…

Почему вы думаете, что…

Объясните почему…

Что называется…

Верно ли, что…

Когда…






Организация деятельности учащихся

Слушают рассказ, отвечают на проблемный вопрос, записывают наиболее значимые открытия в генетике, работая в паре опрашивают друг друга.


Развитие умений учащихся

Внимательно слушать, выделять главное, обсуждать проблему, работать в паре.


Основные понятия и термины занятия

Генетика, ген, локус, наследственность, изменчивость, генотип, фенотип, аллельные гены, мутация, доминантный и рецессивные признаки, дискретность.


Источники информации

1. Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Общая биология. 10—11 классы: Учебник для базово­го уровня. М.: Дрофа, 2008.
2. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Общая биология . 10 класс»: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений./ Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. - М.: Дрофа, любое издание.
3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т. 1-3. М.: Мир, 1990.


Домашнее задание

Учебник. Конспект лекции. Подготовить сообщения: значение генетики:

- для медицины

- для сельского хозяйства

- для микробиологической промышленности, биотехнологии.




Технологическая карта №2


Тема занятия

Методы изучения генетики человека – 4 ч (1ч)


Планируемые результаты

Учащиеся получают информацию об использовании генеалогического метода как специфического метода изучения наследственности человека.


Личностная значимость изучаемого для школьника

С помощью генеалогического анализа можно решать такие вопросы: какова природа признака (наследственная или ненаследственная), характер наследования признака (доминантный или рецессивный, аутосомный, сцепленный с полом, зависимый от пола и т.д.).


План занятия

  1. Изучение нового материала.

    1. Генеалогический метод. Родословные древа, методика их составления для признаков с разным типом наследования. Практическая работа «Анализ родословных».



Методы обучения

Проблемный. Как изучить наследование признаков у человека, т.к. опыты на людях не ставятся и отличаются малочисленным потомством?


Форма организации учебной деятельности

Лекция с элементами беседы. Выполнение практической работы.


Приёмы деятельности учителя

Организация презентации родословных, лекция с составлением плана, обсуждение проблемы занятия.


Организация деятельности учащихся

Представляют (по желанию) классу свою родословную, слушают лекцию учителя, делают записи в тетради, обсуждают проблему урока, делают выводы, которые могут иметь значение в личной жизни, выполняют задания практического характера


Развитие умений учащихся

Публично выступать, анализировать, внимательно слушать, адекватно воспроизводить информацию, делать выводы о практической значимости полученной информации.


Основные понятия и термины занятия

Генеалогический метод, хромосомные мутации, генные мутации, пробанд, сибсы, тип наследования


Источники информации

1. Медицинская генетика: Учебник/ Н.П. Бочков и др.; Под ред. Н.П. Бочкова. – 2-е изд., стер, - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

2. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы/ И.В. Болгова. – М.: ООО «Издательский дом «Оникс 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2005.


Домашнее задание

Составь схему семьи, где есть приёмный сын. В каких сказках ты встречал такие семьи? Вспомни сказку Ш. Перро «Золушка» и нарисуй схему этой семьи.





Технологическая карта №3 (продолжение)


Тема занятия

Методы изучения генетики человека – 4 ч (2ч)


Планируемые результаты

Учащиеся получают информацию об использовании методов генетического анализа ( близнецовый, цитогенетический, биохимический, метод биологического и математического моделирования).


Личностная значимость изучаемого для школьника

Ярким примером свидетельства влияния условий внешней среды на проявление генотипа у человека являются результаты исследования близнецов.


План занятия

  1. Актуализация знаний.

  2. Изучение нового материала.


1. Близнецовый метод. Конкордантность и дискордантность признаков у близнецов.

2. Цитогенетические методы: простое культивирование соматических клеток, гибридизация, клонирование, селекция соматических клеток.

3. Биохимические методы.

4. Метод моделирования.


Методы обучения

Проблемный. Если развитие одного из близнецов монозиготной близнецовой пары проходило в неблагоприятных социально-экономических условиях по сравнению с другим близнецом, то как это скажется на его физическом и интеллектуальном развитии?


Форма организации учебной деятельности

Лекция с элементами беседы. Заполнение таблицы «Методы генетики».


Приёмы деятельности учителя

Лекция с составлением плана, обсуждение проблемы урока, изученного материала.


Познавательные задания



  1. Определите значение показателя конкордантности монозиготных близнецов к конкордантности дизиготных близнецов и о чём это свидетельствует?


Таблица. Выборки близнецов с мультифакториальными и инфекционными заболеваниями

Заболевание

Близнецы

Конкордантность близнецов, %

Отношение конкордантно-стей, МЗ/ДЗ

Косолапость

МЗ

дз

22,9 2,3

10,0

Расщелина губы и нёба

МЗ ДЗ

29,6

4,7

6,4

Ишемическая болезнь сердца

МЗ

ДЗ

19,0

8,5

2,4

Сахарный

диабет

МЗ

дз

55,8 11,4

4,9

Псориаз

МЗ

дз

61,0 13,0




Туберкулез

МЗ ДЗ

51,6 22,2

2,3

Корь

МЗ

дз

97,4 94,3

1,03

Примечание. МЗ — монозиготные близнецы; ДЗ — дизиготные близнецы.
Мультифакториальная природа заболеваний, т.е. участие генетических факторов в их возникновении.


  1. Назовите основные показания для применения цитогенетических методов в клинической практике.

  2. Для каких групп наследственных болезней используют биохимические методы диагностики?

  3. Метод биологического моделирования используется по причине:

А) доступности животных объектов

Б) сходства наследственных патологий у животных и человека

В) различий в наборе наследственных болезней животных и человека

Г) простоты


Организация деятельности учащихся

Слушают лекцию учителя, делают записи в тетради, заполняют таблицу «Методы генетики», решают познавательные задачи.


Развитие умений учащихся

Внимательно слушать, воспроизводить информацию, обсуждать проблему, задумываться над фактами, анализировать их, отвечать на вопросы.


Основные понятия и термины занятия

Близнецовый метод, цитогенетический метод, биохимический метод, конкордантность и дискордантность.


Источники информации

1. Медицинская генетика: Учебник/ Н.П. Бочков и др.; Под ред. Н.П. Бочкова. – 2-е изд., стер, - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

2. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы/ И.В. Болгова. – М.: ООО «Издательский дом «Оникс 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2005.



Домашнее задание

Подготовить буклет об использовании молекулярно-генетических методов.