Файл: Как адаптироваться выпускнику сельской школы в городе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 248

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа пос. Масленниково муниципального района Хворостянский

Самарской области

Исследовательский проект на тему: «Как адаптироваться выпускнику сельской школы в городе»

Автор работы: Байкаров Егор

Руководитель: Малахова Л.А., учитель

биологии и

географии.


Масленниково 2023

Содержание


Введение……………………………………………………...............................3-5

Глава1. …….…………………………………………………………………...6
1. Адаптация в новом коллективе и новом городе………………………..….6
Глава2……………………………..……………………………………………...9
3.1.Учеба…………………………………………………………………………16
3.2. Взаимоотношения с однокурсниками……………………………………..16

3.3.Общежитие………………………………………………………………….17
3.4.Жизнь в городе……………………………....................................................17
4. Участие школы в воспитании выпускников………………………………18

Заключение……………………………………………………………………...18
Список литературных источников………………………………………….....20
Приложение……………………………………………………………………..21

Введение

Хорошо, если вы живете в большом городе, где есть хорошие учебные заведения. А что делать нам, жителям  небольшого городка или сельской местности?

Заканчивается очередной учебный год. Для большинства учеников окончание года означает  лишь начало каникул и переход в следующий класс, но для выпускников 9 и 11 классов начинается важный этап в жизни. Это и поступление в учебные заведения ,  и новая, взрослая жизнь, и вдалеке от родителей… Я – ученица 10 класса и меня волнует этот вопрос.

Наши родители хотят, да и мы хотим получить хорошее среднее или высшее образование. ВУЗы, СУЗы Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов дают престижное образование и привлекают студентов.

Чаще всего выпускники переезжают для продолжения образования в другой город. Мы смотрим по телевизору, читаем в прессе о том, что в городе лучше и интереснее. Поэтому изначально страха нет, скорее желание вырваться из гнезда и лететь навстречу новой жизни. Но, оказавшись в этих самых, новых местах нередко начинаешь понимать, что не так-то всё просто. Начинается процесс адаптации.


Юноши и девушки, окончив школу, переходят на новый жизненный этап. Этот этап включает в себя смену не только места учебы, места жительства, но и смену уже устоявшегося коллектива. Новоиспеченным студентам нужно привыкнуть, адаптироваться к новому коллективу, где им зачастую придется находиться в течение 4-6 лет, к новым правилам и нормам университета и к устоям другого города, если студент первокурсник сменил место жительство. Психолого-возрастные особенности студенчества характеризуются эмоциональной незрелостью, открытостью, внушаемостью. В этот период студентам важно именно окружение, в котором они находятся. Очень часто в одну группу попадают юноши и девушки с разным социальным уровнем, а именно – провинциалы, как мы и городские жители. Процесс успешной эффективной, оптимальной адаптации студентов- первокурсников к жизни и учебе в учебном заведении - залог дальнейшего развития каждого студента как человек, гражданина, будущего специалиста и так же очень значимый и порой сложный и долгий процесс.

Есть и другие проблемы иногородних студентов - первокурсников. Они оказываются одни в незнакомом городе, где возможно существует множество соблазнов, которые могут сломать его жизнь, испортить его. Студент может начать совершать ужасные поступки и свернуть с пути, по которому он хотел пройти и того же хотели его родители. Он остается один в городе, где нет ни близких, ни друзей, ему не на кого положится, он может быть замкнут и застенчив, и в итоге ему будет тяжело наладить новые контакты, знакомства. Для любого человека это будет сильный стресс, когда он ощущает себя одиноким.

Объект исследования – выпускники прошлых лет Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3»  .

Предмет – особенности адаптации выпускников малых городов в большом городе.

Цель исследования – выявить особенности адаптации выпускников малых городов.

Гипотеза:  Целенаправленная работа, с использованием разнообразных форм и методов, способствует успешной адаптации студентов в учебных заведениях и оптимизирует процессы адаптации.



 Для подтверждения выдвинутой гипотезы и достижения общей цели исследования были поставлены следующие задачи:

1.Изучить литературу о процессе адаптации выпускников малых городов в большом городе.

2. Встретиться с выпускниками прошлых лет и провести анкетирование, опрос для выявления их проблем в адаптационный период.

3. Проанализировать полученные результаты анкетирования.

4. Сформулировать выводы и рекомендации для успешной адаптации в городе выпускникам 2018-2019 учебного года.

Актуальность исследования:в работе рассматриваются факторы, влияющие на формирование личности молодых людей, классифицированы группы трудностей, с которыми выпускники сельских школ и малых городов  сталкиваются в процессе адаптации к условиям городского социума, и их причины. 

Методы исследования:Опрос с использованием социальных сетей Интернета «В Контакте», «Одноклассники», анкетирование при личных встречах, психологическое исследование, обработка результатов исследования методами математической статистики и анализ полученных данных; наглядное представление результатов исследования с помощью  сводных таблиц, диаграмм, графиков.

Этапы работы:

1.Анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования: «Адаптация выпускников школы к большому городу».

2. Сбор информации и исследование.

3. Составление текста анкеты и проведение анкетирования с выпускниками прошлых лет.

4. Выступление с данной работой на классных часах в выпускных классах.

Теоретическая значимость работы: Заключается в возможности использования собранного материала классными руководителями на классных часах, посвященных профориентации.

Практическая значимость работы состоит в разработке

системы адаптационных мероприятий, обеспечивающих успешность

протекания процесса адаптации у студентов - бывших

учащихся нашей школы. Полученные результаты, выводы и

рекомендации могут быть использованы в практике педагогического образования преподавателями нашей школы и внедрены в воспитательные системы классных руководителей выпускных классов.

Глава 1. Теоретическая часть

Социальная адаптация выпускников из школ малых городов и сельской местности становится значимой проблемой жизни современного общества. 

1.Адаптация в новом коллективе и новом городе.


В России последние десять лет большое внимание уделяется программам эффективного обучения для воспитания молодых специалистов. Многое делается  для того, чтобы студенты чувствовали себя комфортно в той новой обстановке, в которую они попали после школы.

Интенсификация образования диктует необходимость полноценного включения студентов в учебно-воспитательный процесс с первого дня их пребывания в учреждении. «Начальный период обучения специфичен своей напряжённостью, важностью для личностного и профессионального становления будущего специалиста».[2] В этой связи естественно, то внимание, которое уделяют преподаватели личности начинающего студента, процессу его вхождения в образовательную среду и адаптации в ней.

Под адаптацией мы понимаем процесс привыкания приспособления личности к новым условиям среды.[3,c.27]Выделяются следующие аспекты адаптации:

- психолого- педагогический, связанный с приспособлением студентов к новой дидактической системе, отличающейся от форм и методов школы;

- социально- психологический - это усвоением учащимися социальных норм, установленных в новом коллективе;

- мотивационно- личностный - это формирование позитивных учебных мотивов и личностных качеств;

- психофизический - приспособление функций и реакций организма к требованиям новой среды. [2,c.52].

Процесс адаптации длительный и не всегда успешный, и у значительной части студентов первого года обучения возникают проблемы с адаптацией, что связано с личностными качествами самих студентов, отсутствием навыков к самостоятельной учебной деятельности, несформированностью профессионального самоопределения, самостоятельность проживания. Этот процесс особенно остро встает для выпускников сельских школ и малых городов.

Разрыв между малым городом и большим существовал всегда. Студенты, приехавшие из таких городов, да из сельской местности, рассматриваются как группа, самоорганизующаяся на основе общих компонентов традиционного мировоззрения, стимулирующего воздействия внешней, «чужой» для них среды. Ребята, приезжающие в крупный город, поставлены перед необходимостью овладения новыми нормами, ценностями, представлениями, правилами, предписаниями, ограничениями, охватывающими и регламентирующими практически все стороны их жизни.


У студентов на первом курсе происходит изменение многолетнего привычного рабочего стереотипа, основу которого составляет динамический стереотип. Последствия могут проявляться в нервных срывах и стрессовых реакциях. По этой причине период адаптации, связанный со сменой прежних стереотипов, может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, и трудности в общении. .[ 1 с. 194-203 ].

Исследования ученых выявили следующие трудности к процессу адаптации первокурсников из малых городов и сельской местности:

- отрицательные переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой; - неопределенность мотивации выбора профессии,

- недостаточная психологическая подготовка к ней;

- неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки повседневного контроля педагогов;

- поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;

- налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие;

- отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками, указателями.

У кого-то адаптация проходит очень тяжело и психологически, и физиологически , у кого-то всё ограничивается изменением настроения и восприятия окружающих, а кто- то процесса адаптации совсем не замечает.[3]. Вообще адаптация к новым условиям жизни может протекать разное время и чаще всего зависит от возраста, особенностей характера, темперамента.

Выпускники, в большинстве своем, имеют активную жизненную позицию. Из-за малочисленности учащихся в школе преподаватели имеют возможность уделять внимание каждому ученику, развивать его способности, но зачастую отсутствие тесной связи с культурными центрами, недостаточное количество специалистов не позволяет в полной мере раскрыть способности и достичь того же уровня, который имеют городские выпускники. Выпускник должен иметь возможность не «потеряться» в общественной и культурной жизни вуза, не разочароваться в себе, в своих возможностях и способностях, лишившись пристального внимания и опеки школьных учителей, которые всеми силами старались создать для него ситуацию успеха. Нельзя также упускать и тот факт, что, попадая в новую социальную обстановку, бывший учащийся сельской школы старается «наверстать упущенное», быть как «все»: в одежде, поведении, и т.п. стремясь не потеряться среди более раскованных и приспособленных к условиям городской жизни сверстников. Данное обстоятельство должно находиться под пристальным вниманием взрослых, т.к. своей отрицательной составляющей может существенно повлиять на формирование личности студента-выпускника малого города и сельской школы, находящегося в стрессовой ситуации изменения социального окружения.