Файл: Как адаптироваться выпускнику сельской школы в городе.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 268
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На начальном этапе обучения студенты испытывают значительные трудности в учебной деятельности, требующей сформированности познавательной самостоятельности, коммуникативных умений, ценностных ориентаций на деятельность.
Важность проблемы адаптации выпускника к новым условиям жизни и деятельности часто недооценивается. Зачастую считается, что любой человек достаточно быстро за 1-2 недели способен приспособиться к изменению условий, не учитывая того, что мы имеем дело с коренной перестройкой жизнедеятельности, которая является очень сложной. Действительно, большинство людей достаточно успешно справляется с предъявлением повышенных требований к своему организму, однако такое приспособление имеет определенную физиологическую и психологическую цену, уменьшить которую и сделать приспособление более эффективным можно с помощью специальных мероприятий.[4].
Глава 2. С какими же проблемами может столкнуться абитуриент при поступлении в вуз в другом городе?
Основным методом сбора информации послужило анкетирование. В опросе приняли участие 10 человек, все выпускники ГБОУ СОШ п.Масленниково.
Анкета содержит набор из 10 вопросов, подчиненных цели исследования:
-
Как скоро вы привыкли к городской жизни? -
Вам нравится учиться в учебном заведении? -
С каким чувством ты ходил на занятия в первое время? -
Какие у вас сложились отношения с большинством однокурсниками? -
Как часто вы приезжаете домой? -
Какие проблемы у Вас возникают во время обучения? -
Кто или что помогает решить Ваши проблемы? -
Где Вы проживаете? -
С какими трудностями Вы столкнулись в городе? -
Что бы Вы посоветовали будущим выпускникам для избегания подобных трудностей?
Результаты анкетирования:
Таблица 1 Как скоро вы привыкли к городской жизни?
Ответы выпускников | Количество опрошенных | % |
Почти сразу | 1 | 10 |
Через месяц | 2 | 20 |
Очень часто приезжал домой | 5 | 50 |
За неделю | 1 | 10 |
Хотелось бросить учебу и вернуться домой | 1 | 10 |
Более общительным, открытым адаптироваться в новой среде гораздо легче. Они гораздо реже ездили домой, и быстро привыкли городской жизни. Один выпускник не смог привыкнуть к городской жизни (таблица 1).
Таблица 2
Вопросы | Ответы | % |
Вам нравится учиться в учебном заведении? | 9 | 90% |
С каким чувством ты ходил на занятия в первое время? | 3- с чувством радости, 5- с равнодушием, 2- без желания | 30% 50% 20% |
Какие у вас сложились отношения с большинством однокурсников? | 8-хорошие 2- нейтральные | 80% 20% |
Где Вы проживаете? | 3-на квартире, 5-в общежитии. 2- родственники | 30% 50% 20 % |
Таблица 3 Как часто вы приезжаете домой?
Ответы выпускников | Количество опрошенных | % |
Один раз в две недели | 1 | 10% |
| | |
Каждые выходные | 5 | 50% |
Раз в месяц | 1 | 10% |
Родители приезжают сами | 3 | 30% |
Из таблицы 3 видно, что большинство бывших учащихся бывают дома каждые выходные. Родители навещают своих детей сами.
В процессе обучения у ребят возникли проблемы: много занятий, высокие требования, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками (таблица 4).
Таблица 4 Какие проблемы у Вас возникают во время обучения?
Ответы выпускников | Количество опрошенных | % |
Нет проблем | 1 | 10% |
Много занятий | 5 | 50% |
Высокие требования | 3 | 30% |
Неумение конспектировать | 1 | 10% |
Таблица 5 Кто или что помогает решить Ваши проблемы?
Ответы выпускников | Количество опрошенных | % |
Друзья | 4 | 40% |
Однокурсники | 2 | 20% |
Решаю сам | 1 | 10% |
Культурный отдых | 3 | 30% |
В городе возникают и социальные проблемы. Поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие, незнание города и др. Большинство ответили, что решают свои проблемы с друзьями. (таблица 5).
Таблица 6 С какими трудностями Вы столкнулись в городе?
Ответы выпускников | Количество опрошенных | % |
Незнание города | 4 | 40% |
Подстраиваться под автобусы | 2 | 20% |
Жизнь в общежитии | 4 | 40% |
Иногородний первокурсник многим отличается от своего местного однокурсника. Местный городской студент, став учащимся вуза, меняет лишь место и род учебной деятельности, но продолжает жить в освоенной социальной среде, пользоваться накопленным социальным и культурным капиталом. Из школьника он превращается в студента. Тот же, кто приехал учиться, покидает родительскую семью, вынужден стать самостоятельным, полагаться на иные, чем прежде, ресурсы, осваивать иное, новое, жизненное пространство. Из школьника города Городовиковска он превращается в иногороднего студента большого города и одновременно - в «мигранта».
3. Пожелания будущим выпускникам
Будущим выпускникам, бывшие наши выпускники советуют быть находчивыми во всем. Не бояться новых трудностей и проявлять больше уверенности. Заводить новые знакомства и как можно больше общаться.
3.1. В учёбе
Необходимо приложить большие усилия, чтобы по всем предметам иметь хорошие знания и иметь высокие оценки. Баллы, на ЕГЭ и оценки в аттестате, важны для поступления в ВУЗ и дальнейшего обучения. Ну и надо помнить, что иногда небольшая недоработка влечет большие последствия. Поэтому забрасывать одни предметы совсем и концентрироваться на других не стоит. В жизни нам не всегда приходится делать то, что нравится и то, что приносит пользу... Совет будущим выпускникам: чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти».
3.2. Взаимоотношения с однокурсниками.
Нужно смело проявлять себя и узнавать, кто и что собой представляет в данном коллективе. А выяснить это можно только путём общения. Стараться отмечать для себя как можно больше информации об однокурсниках: как он или она реагируют на те, или иные моменты жизни, что они любят рассказывать, как они думают, какие они. И важно помнить, что если вы не заявите о себе, не покажете себя, то они тоже не будут знать, кто вы есть на самом деле и как с вами обращаться и поступать в тех или иных ситуациях.
Во-первых, не нужно замыкаться и тихо сидеть в своей комнате общежития и плакать в уголке. Старайтесь как можно больше гулять, узнавать что-то новое о городе, в который вы приехали, и о его жителях.
Во-вторых, попробуйте узнать, нет ли кого из земляков на вашем курсе. Если нет, то найдите человека близкого вам по духу и в первое время, каким – то образом помогайте и поддерживайте друг друга.
3.3.Общежитие
«Семья в несколько тысяч человек » именно так иногда называют общежития. Там свои законы. Многое зависит от того, кто окажется соседями по комнате. У каждого из нас свои бытовые привычки, и перевоспитывать человека в 17–18 лет не имеет никакого смысла, проще смириться. С другой стороны, необходимо не забывать следить и за собой, потому что не все наши привычки нравятся окружающим. Например, никому не понравится оставленная на столе невымытая посуда или неубранные крошки. Тут до тараканов и мышей недолго останется. Ну а для знакомства правила всё те же. Главное — общение. И помните, что вы такой же полноправный житель данной комнаты, как и ваши соседи. [3].
3.4.Жизнь в городе
Постарайтесь понять, что вас пугает или что вас не устраивает. Большие и плотно стоящие рядом дома? Незнакомые люди на улице? Есть такая народная мудрость «Человек ко всему привыкает», поэтому нужно настроить себя на то, что необходимо выждать время, и всё наладится. Не стесняйтесь знакомиться с соседями, в первое время больше гуляйте по микрорайону, узнайте, где находится поликлиника, какие магазины поблизости, где парикмахерская и т.д. Старайтесь сделать для себя новую местность своей. Практически в каждом регионе есть землячества, постарайтесь в интернете или ещё каким-то путём узнать, где находится ваше землячество. Общаться с земляками вдали от дома — это очень здорово.
4. Участие школы в воспитании выпускников.
Наша школа ориентируется на теоретическую и практическую подготовку выпускника школы к жизни, на воспитание профессионально ориентированного и социально зрелого выпускника, способного адаптироваться в социуме, умеющего реализовать себя как личность. Главная цель – создание условий, способствующих успешной социальной адаптации выпускника школы – включает решение следующих задач:
- создание условий, способствующих воспитанию здорового выпускника, ведущего здоровый образ жизни;
- формирование у выпускника школы знаний, умений, навыков (правовых, экономических, психологических, нравственно-эстетических, этических, экологических, валеологических, социальных, практических), способствующих его успешной социальной адаптации;
- создание условий, формирующих личность выпускника, духовно стойкого, нравственно воспитанного, социально активного, способного к самореализации и самосовершенствованию;
- подготовку учащихся к осознанному выбору профессии;
-обеспечение осознания учащимися семейных ценностей, нравственно этических норм и традиций семейного уклада, необходимости ответственного отношения к созданию в будущем своей семьи.
-воспитание общественно активного выпускника;
-воспитание грамотного потребителя.
Заключение
Проблема адаптации выпускников в условиях города для меня очень актуальна, т.к. школу я заканчиваю через год. Согласно полученным ответам, все ребята очень любят свою малую родину, большинство учащихся волнует вопросы , связанные с жильем, обучением и дальнейшем трудоустройстве.
По результатам анкеты я увидел, что не все выпускники могут быстро адаптироваться в городе. Для успешной адаптации нужно:
-
Нужно смело проявлять себя и узнавать, кто и что собой представляет в данном коллективе. Главное — общение. -
Не нужно замыкаться и тихо сидеть в своей комнате общежития и плакать в уголке. Старайтесь как можно больше гулять, узнавать что-то новое о городе, в который вы приехали, и о его жителях. -
Найдите человека близкого вам по духу и в первое время помогайте и поддерживайте друг друга. -
Необходимо не забывать следить за собой в общежитии, потому что не все наши привычки нравятся окружающим. -
Нужно настроить себя на то, что необходимо выждать время, и всё наладится. -
Не стесняйтесь знакомиться с соседями. -
Старайтесь сделать для себя новую местность своей.