Файл: Реферат по дисциплине Экономическая теория.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Национальный исследовательский университет

Высшая школа экономики
Факультет менеджмента
Реферат по дисциплине «Экономическая теория»

По теме: Анализ рынка чая.

Выполнила студентка 1 курса

124 группы

Сырова Дарья
Москва - 2011

Содержание


Введение 4

1. Описание макроэкономической ситуации на рынке чая в России и в мире, динамики продаж, средних цен 6

2. Конкуренция на рынке чая 7

3. Потребители на рынке чая, потребительские предпочтения 10

Список использованной литературы 20

Приложения 21


Введение
Для написания данной работы был выбран рынок чая, т.к. данный рынок является обширным и интересным, развивающимся и, несомненно, чай очень популярен среди всего населения России и мира.

Итак, обозначим основные пункты исследования, его цели и задачи, а также информацию, с помощью которой была выполнена работа.

Цель исследования.

Цель исследования - анализ текущей ситуации на рынке чая, выявление проблем и методов их решения, рекомендации.

Задачи исследования.

Обзор рынка чая на основе вторичных данных и проведение исследования на основе первичных данных с целью изучения сегодняшней ситуации на рынке чая и перспектив развития.

  • Описание макроэкономической ситуации на рынке чая в России и в мире, динамики продаж, средних цен.

  • Выделение основных сегментов рынка по виду, вкусам, ценовой позиции, упаковке.

  • Выявление основных игроков на рынке чая, их доли.

  • Описание потребителей на рынке чая, потребительских предпочтений.

  • Выявление основных положений. Влияние кризиса на рынок чая. Прогноз развития.

  • Сбор первичных данных. Проведение анкетного опроса.

  • Систематизация и анализ собранной информации. Представление полученных результатов исследования, рекомендаций.

Объект исследования.

Российский рынок чая в 2009-2010 гг.
Метод сбора данных.

Мониторинг материалов печатных и электронных деловых и специализированных изданий, аналитических обзоров рынка; Интернет; материалов маркетинговых и консалтинговых компаний.

Использование внутренних и внешних вторичных данных. Организация сбора первичной информации (анкетный опрос).

Методы анализа данных.

В данной работе были использованы методы моделирования и прогнозирования
, статистической сводки, статистической группировки, также произведен расчет обобщающих показателей и построение рядов динамики. В работе также использованы табличный, графический и индексный метод, дисперсионный, корреляционный и регрессионный анализы.

Информационная база исследования.

  • Печатные и электронные, деловые и специализированные издания

  • Ресурсы сети Интернет

  • Материалы компаний

  • Аналитические обзорные статьи в прессе

  • Результаты исследований маркетинговых и консалтинговых компаний

  • Экспертные оценки

  • Опрос потребителей рынка чая


1. Описание макроэкономической ситуации на рынке чая в России и в мире, динамики продаж, средних цен
Чай – базовая и очень традиционная категория для России, имеющая очень положительное восприятие со стороны потребителей. Чай обладает мягким тонизирующим эффектом, он нейтрален и сочетается абсолютно со всеми продуктами.

Основная характеристика современного рынка чая – стабильность. По мнению экспертов, российский рынок чая достиг точки насыщения. На протяжении последних семи лет практически не менялся его ежегодный объем (150 – 160 тыс. тонн), постоянным оставался состав основных игроков.

Душевое потребление в Европе по-прежнему значительно опережает потребление в Азии. Так, на душу населения в Англии приходится 2,2 кг чая в год, в России - 1,26 кг, а в Индии - 0,65 кг.1

В 1 квартале 2011 года потребление чая в мире выросло по сравнению с 2010 годом на 4,8 процента и составило 3850 тыс. тонн. Объем производства чая в мире в 1 квартале 2011 года составил 3780 тыс. тонн — то есть в мире имеет место быть дефицит чая. Снижение общемирового производства чая объясняется, в первую очередь, проблемами чайной индустрии в Кении, обусловленными неблагоприятными природными условиями.2



Рис. 1. Доля чая в натуральном объеме продаж горячих и безалкогольных напитков, Россия, 1 квартал 2011 г (%).3

Среди всех горячих и безалкогольных напитков чай занимает 24% в денежном выражении, уступая по натуральному объему продаж только сокам – значительно более дорогому продукту из расчета на 1 литр готового продукта.
2. Конкуренция на рынке чая
На рынке чая действуют как отечественные, так и зарубежные компании. Российский рынок чая представляет собой олигополию. Более 75% рынка контролируют всего пять компаний - "Орими Трейд", «Компания «Май», «Unilever», "Ахмад" и «Сапсан»

4.

Основные российские компании-производители.

Среди предприятий, специализирующихся на переработке чая в России, известны:

  • Чаеразвесочная фабрика ТПО «Амтел» (Московская область)

  • ОАО «Иркутская чаеразвесочная фабрика» (г. Иркутск)

  • Чаеразвесочная фабрика «Майкомплекс» (г. Фрязино ОАО «Компания «Май»)

  • ОАО «Московская чаеразвесочная фабрика» (Москва)

  • ОАО «Рязанская чаеразвесочная фабрика» (г. Рязань)

  • ЗАО «Уфимская чаеразвесочная фабрика» (г. Уфа)

  • ООО «Чайный дом «Гранд» (Москва)

  • ООО «Яковлевская чаеразвесочная фабрика» (Подольский район) (сотрудничает с компанией Akbar Brothers Ltd., Шри-Ланка)

  • Чаеразвесочная фабрика ООО Юнилевер (г. Санкт-Петербург)

  • ООО «Невские пороги» (Всеволжский район, материнская компания «ОРИМИ ТРЭЙД»).

Основные иностранные компании-производители.

Крупнейшими иностранными производителями чая, представленными на изучаемом рынке, являются:

Компании, не имеющие производства в России:

  • Dilmah

  • Ahmad Tea

Компании, имеющие мощности в России:

  • Unilever

Дистрибьюторы продукции.

Дистрибьюторы на рынке приобретают уже готовую продукцию у зарубежных производителей и распространяют ее в России. В числе наиболее крупных игроков можно назвать компании:

  • ЗАО «Дистрибьюторская компания Авалон» – официальный дистрибьютор марки «Dilmah» на территории России и Республики Беларусь

  • Компания «СДС-ФУДС» - официальный дистрибьютор компании «Ahmad Tea» на российском рынке.

Производственные мощности по расфасовке чая в основном сосредоточены в Московской и Ленинградской областях, - на совокупную долю этих двух субъектов в 2010 г. пришлось более 90% российского производства чая. Сочи - это единственное место в России, где выращивают чайный лист и производят чай первичной обработки (сортовой).

В нашей стране чай производят в основном (на 99%) из импортного сырья. Большая часть сырья, ввозимого в Россию, покупается на чайных аукционах по месту выращивания: в Шри-Ланке, Индии, Китае, Вьетнаме, Индонезии, Кении. За 9 месяцев 2010 г. объем импорта чая составил 134,2 тыс. т, что на 7,1 % превышает уровень соответствующего периода 2009 г. Средняя фактическая экспортная цена чая в 2010 г. увеличилась в 1,1-1,2 раза по сравнению с 2009 г. 5

На основании сказанного выше можно сделать вывод, что чай в России – это импортируемый продукт. Из отечественного сырья производится меньше одного процента от объема импорта в натуральном выражении.


Конкуренция между участниками рынка

Основные участники рынка:

В качестве крупнейших игроков рынка рассматриваются следующие компании:

Российские:

  • «Орими Трэйд»

  • «Май»

  • Иностранные компании, имеющие производство в России:

  • «Юнилевер-Русь» (Unilever)

Компании, не имеющие производства в России:

  • «Ahmad Tea»

  • «Dilmah»

Соответствие компаний и брендов, ими представляемых:

    • Акбар

    • Компания Май (Корона Российской Империи, Лисма, Майский)

    • Орими-трейд (Принцесса Гита, Принцесса Канди, Принцесса Нури, Принцесса Ява, Greenfield, Tess)

    • Ристон

    • Русский Продукт (Бодрость)

    • Ahmad

    • Dilmah

    • Nadin

    • Sara Li (Pickwick)

    • Twinings

    • Unilever (Беседа, Brooke Bond, Lipton)

Основные параметры конкуренции:

В ассортименте продукции все лидеры рынка примерно равны и находятся на ведущих ролях. Все компании производят и поставляют как черный чай, так и зеленый, и ароматизированные сорта в различных упаковках: рассыпной (разной расфасовки) и пакетированный (с ярлычками или без). Однако некоторое преимущество можно отдать компаниям Unilever и Ahmad: их сорта более разнообразны, продуктовая линейка лучше структурирована и эмоционально наполнена.

Географический охват, безусловно, обширнее у компании Unilever – это мировой лидер по поставкам чая, затем следует Ahmad – еще одна транснациональная компания. «Орими трейд» и «Май» – российские производители и их география ограничивается странами СНГ.
3. Потребители на рынке чая, потребительские предпочтения
Для проведения маркетингового исследования необходимо собрать первичные данные. Для этого, в работе был проведен письменный анкетный опрос. Цель опроса - определить предпочтения потребителей и выявить основные факторы, влияющие на поведение покупателей чая. Выборка была сделана исходя из соображений удобства, опрошено 40 человек. Анкета приведена в приложениях.

Рассмотрим социально-демографический портрет опрошенных.

Таблица 1. Социально – демографический портрет опрошенных

Социально-демографические признаки

опрошенных

Удельный вес в общем

объеме выборки, %

  1. Пол - итого

мужчины

женщины

100

30

70

  1. Возраст - итого

До 30 лет

31 – 35

41 – 50

Старше 51

100

72,5

7,5

15

5

  1. Семейное положение

Замужем (женат)

Не замужем (не женат)

100

40

60

  1. Среднемесячный доход

до 10 тыс. руб.

10 – 20 тыс. руб.

свыше 20 тыс.руб.

затрудняюсь ответить/отказ от ответа

100

2,5

42,5

50

5


Итак, по нашей таблице можно сказать, что в основном были опрошены молодые люди в возрасте до 35 лет, чуть больше половины опрашиваемых не замужем (не женаты). Данные этой таблицы будут использоваться в дальнейшем анализе рынка чая.

Во-первых, мы можем проанализировать потребительские предпочтения, а именно, рассчитать показатель известности марки – BrainSticker. Данный показатель соответствует первому вопросу нашей анкеты.

Таблица 2. Показатель известности марки

п/п

Марка

BrainSticker, %

1

Ахмад

27,5

2

Greenfield

20

3

Lipton

17,5

4

Майский чай

15

5

Brooke Bond

10

6

Акбар

10


Итак, можно сказать, что самой известной среди покупателей является марка чая «Ахмад», затем следуют Greenfield и Lipton. Вторичные данные показывали немного другой результат: на первом месте Lipton, на втором Ахмад, на третьем – Майский чай, а на четвертом – Greenfield. Возможно сейчас, такие марки чая, как Ахмад и Greenfield укрепляют свои позиции на рынке и стали более известны, но также нужно учитывать, что выборка была проведена из соображений удобства и опрошено было только 40 человек.

Теперь рассмотрим индекс покупательских предпочтений (Salability Index), т.е. рассчитаем долю покупателей, чаще всего приобретающих ту или иную марку чая. Для этого используем ответы респондентов на 3-ий вопрос анкеты.

Таблица 3. Индекс покупательских предпочтений

п/п

Марка

Salability Index, %

1

Ахмад

22,50%

2

Greenfield

17,50%

3

Lipton

15,00%

4

Майский чай

12,50%

5

Бодрость

7,50%

6

Brooke Bond

7,50%

7

Акбар

7,50%

8

PiKwick / Пиквик

5,00%

9

Twinings / Тванингс

5,00%