Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Национальный исследовательский университет
Высшая школа экономики
Факультет менеджмента
Реферат по дисциплине «Экономическая теория»
По теме: Анализ рынка чая.
Выполнила студентка 1 курса
124 группы
Сырова Дарья
Москва - 2011
Содержание
Введение 4
1. Описание макроэкономической ситуации на рынке чая в России и в мире, динамики продаж, средних цен 6
2. Конкуренция на рынке чая 7
3. Потребители на рынке чая, потребительские предпочтения 10
Список использованной литературы 20
Приложения 21
Введение
Для написания данной работы был выбран рынок чая, т.к. данный рынок является обширным и интересным, развивающимся и, несомненно, чай очень популярен среди всего населения России и мира.
Итак, обозначим основные пункты исследования, его цели и задачи, а также информацию, с помощью которой была выполнена работа.
Цель исследования.
Цель исследования - анализ текущей ситуации на рынке чая, выявление проблем и методов их решения, рекомендации.
Задачи исследования.
Обзор рынка чая на основе вторичных данных и проведение исследования на основе первичных данных с целью изучения сегодняшней ситуации на рынке чая и перспектив развития.
-
Описание макроэкономической ситуации на рынке чая в России и в мире, динамики продаж, средних цен. -
Выделение основных сегментов рынка по виду, вкусам, ценовой позиции, упаковке. -
Выявление основных игроков на рынке чая, их доли.
-
Описание потребителей на рынке чая, потребительских предпочтений. -
Выявление основных положений. Влияние кризиса на рынок чая. Прогноз развития. -
Сбор первичных данных. Проведение анкетного опроса. -
Систематизация и анализ собранной информации. Представление полученных результатов исследования, рекомендаций.
Объект исследования.
Российский рынок чая в 2009-2010 гг.
Метод сбора данных.
Мониторинг материалов печатных и электронных деловых и специализированных изданий, аналитических обзоров рынка; Интернет; материалов маркетинговых и консалтинговых компаний.
Использование внутренних и внешних вторичных данных. Организация сбора первичной информации (анкетный опрос).
Методы анализа данных.
В данной работе были использованы методы моделирования и прогнозирования
, статистической сводки, статистической группировки, также произведен расчет обобщающих показателей и построение рядов динамики. В работе также использованы табличный, графический и индексный метод, дисперсионный, корреляционный и регрессионный анализы.
Информационная база исследования.
-
Печатные и электронные, деловые и специализированные издания -
Ресурсы сети Интернет -
Материалы компаний -
Аналитические обзорные статьи в прессе -
Результаты исследований маркетинговых и консалтинговых компаний -
Экспертные оценки -
Опрос потребителей рынка чая
1. Описание макроэкономической ситуации на рынке чая в России и в мире, динамики продаж, средних цен
Чай – базовая и очень традиционная категория для России, имеющая очень положительное восприятие со стороны потребителей. Чай обладает мягким тонизирующим эффектом, он нейтрален и сочетается абсолютно со всеми продуктами.
Основная характеристика современного рынка чая – стабильность. По мнению экспертов, российский рынок чая достиг точки насыщения. На протяжении последних семи лет практически не менялся его ежегодный объем (150 – 160 тыс. тонн), постоянным оставался состав основных игроков.
Душевое потребление в Европе по-прежнему значительно опережает потребление в Азии. Так, на душу населения в Англии приходится 2,2 кг чая в год, в России - 1,26 кг, а в Индии - 0,65 кг.1
В 1 квартале 2011 года потребление чая в мире выросло по сравнению с 2010 годом на 4,8 процента и составило 3850 тыс. тонн. Объем производства чая в мире в 1 квартале 2011 года составил 3780 тыс. тонн — то есть в мире имеет место быть дефицит чая. Снижение общемирового производства чая объясняется, в первую очередь, проблемами чайной индустрии в Кении, обусловленными неблагоприятными природными условиями.2
Рис. 1. Доля чая в натуральном объеме продаж горячих и безалкогольных напитков, Россия, 1 квартал 2011 г (%).3
Среди всех горячих и безалкогольных напитков чай занимает 24% в денежном выражении, уступая по натуральному объему продаж только сокам – значительно более дорогому продукту из расчета на 1 литр готового продукта.
2. Конкуренция на рынке чая
На рынке чая действуют как отечественные, так и зарубежные компании. Российский рынок чая представляет собой олигополию. Более 75% рынка контролируют всего пять компаний - "Орими Трейд", «Компания «Май», «Unilever», "Ахмад" и «Сапсан»
4.
Основные российские компании-производители.
Среди предприятий, специализирующихся на переработке чая в России, известны:
-
Чаеразвесочная фабрика ТПО «Амтел» (Московская область) -
ОАО «Иркутская чаеразвесочная фабрика» (г. Иркутск) -
Чаеразвесочная фабрика «Майкомплекс» (г. Фрязино ОАО «Компания «Май») -
ОАО «Московская чаеразвесочная фабрика» (Москва) -
ОАО «Рязанская чаеразвесочная фабрика» (г. Рязань) -
ЗАО «Уфимская чаеразвесочная фабрика» (г. Уфа) -
ООО «Чайный дом «Гранд» (Москва) -
ООО «Яковлевская чаеразвесочная фабрика» (Подольский район) (сотрудничает с компанией Akbar Brothers Ltd., Шри-Ланка) -
Чаеразвесочная фабрика ООО Юнилевер (г. Санкт-Петербург) -
ООО «Невские пороги» (Всеволжский район, материнская компания «ОРИМИ ТРЭЙД»).
Основные иностранные компании-производители.
Крупнейшими иностранными производителями чая, представленными на изучаемом рынке, являются:
Компании, не имеющие производства в России:
-
Dilmah -
Ahmad Tea
Компании, имеющие мощности в России:
-
Unilever
Дистрибьюторы продукции.
Дистрибьюторы на рынке приобретают уже готовую продукцию у зарубежных производителей и распространяют ее в России. В числе наиболее крупных игроков можно назвать компании:
-
ЗАО «Дистрибьюторская компания Авалон» – официальный дистрибьютор марки «Dilmah» на территории России и Республики Беларусь -
Компания «СДС-ФУДС» - официальный дистрибьютор компании «Ahmad Tea» на российском рынке.
Производственные мощности по расфасовке чая в основном сосредоточены в Московской и Ленинградской областях, - на совокупную долю этих двух субъектов в 2010 г. пришлось более 90% российского производства чая. Сочи - это единственное место в России, где выращивают чайный лист и производят чай первичной обработки (сортовой).
В нашей стране чай производят в основном (на 99%) из импортного сырья. Большая часть сырья, ввозимого в Россию, покупается на чайных аукционах по месту выращивания: в Шри-Ланке, Индии, Китае, Вьетнаме, Индонезии, Кении. За 9 месяцев 2010 г. объем импорта чая составил 134,2 тыс. т, что на 7,1 % превышает уровень соответствующего периода 2009 г. Средняя фактическая экспортная цена чая в 2010 г. увеличилась в 1,1-1,2 раза по сравнению с 2009 г. 5
На основании сказанного выше можно сделать вывод, что чай в России – это импортируемый продукт. Из отечественного сырья производится меньше одного процента от объема импорта в натуральном выражении.
Конкуренция между участниками рынка
Основные участники рынка:
В качестве крупнейших игроков рынка рассматриваются следующие компании:
Российские:
-
«Орими Трэйд» -
«Май» -
Иностранные компании, имеющие производство в России: -
«Юнилевер-Русь» (Unilever)
Компании, не имеющие производства в России:
-
«Ahmad Tea» -
«Dilmah»
Соответствие компаний и брендов, ими представляемых:
-
Акбар -
Компания Май (Корона Российской Империи, Лисма, Майский) -
Орими-трейд (Принцесса Гита, Принцесса Канди, Принцесса Нури, Принцесса Ява, Greenfield, Tess) -
Ристон -
Русский Продукт (Бодрость) -
Ahmad -
Dilmah -
Nadin -
Sara Li (Pickwick) -
Twinings -
Unilever (Беседа, Brooke Bond, Lipton)
Основные параметры конкуренции:
В ассортименте продукции все лидеры рынка примерно равны и находятся на ведущих ролях. Все компании производят и поставляют как черный чай, так и зеленый, и ароматизированные сорта в различных упаковках: рассыпной (разной расфасовки) и пакетированный (с ярлычками или без). Однако некоторое преимущество можно отдать компаниям Unilever и Ahmad: их сорта более разнообразны, продуктовая линейка лучше структурирована и эмоционально наполнена.
Географический охват, безусловно, обширнее у компании Unilever – это мировой лидер по поставкам чая, затем следует Ahmad – еще одна транснациональная компания. «Орими трейд» и «Май» – российские производители и их география ограничивается странами СНГ.
3. Потребители на рынке чая, потребительские предпочтения
Для проведения маркетингового исследования необходимо собрать первичные данные. Для этого, в работе был проведен письменный анкетный опрос. Цель опроса - определить предпочтения потребителей и выявить основные факторы, влияющие на поведение покупателей чая. Выборка была сделана исходя из соображений удобства, опрошено 40 человек. Анкета приведена в приложениях.
Рассмотрим социально-демографический портрет опрошенных.
Таблица 1. Социально – демографический портрет опрошенных
Социально-демографические признаки опрошенных | Удельный вес в общем объеме выборки, % |
мужчины женщины | 100 30 70 |
До 30 лет 31 – 35 41 – 50 Старше 51 | 100 72,5 7,5 15 5 |
Замужем (женат) Не замужем (не женат) | 100 40 60 |
до 10 тыс. руб. 10 – 20 тыс. руб. свыше 20 тыс.руб. затрудняюсь ответить/отказ от ответа | 100 2,5 42,5 50 5 |
Итак, по нашей таблице можно сказать, что в основном были опрошены молодые люди в возрасте до 35 лет, чуть больше половины опрашиваемых не замужем (не женаты). Данные этой таблицы будут использоваться в дальнейшем анализе рынка чая.
Во-первых, мы можем проанализировать потребительские предпочтения, а именно, рассчитать показатель известности марки – BrainSticker. Данный показатель соответствует первому вопросу нашей анкеты.
Таблица 2. Показатель известности марки
№ п/п | Марка | BrainSticker, % |
1 | Ахмад | 27,5 |
2 | Greenfield | 20 |
3 | Lipton | 17,5 |
4 | Майский чай | 15 |
5 | Brooke Bond | 10 |
6 | Акбар | 10 |
Итак, можно сказать, что самой известной среди покупателей является марка чая «Ахмад», затем следуют Greenfield и Lipton. Вторичные данные показывали немного другой результат: на первом месте Lipton, на втором Ахмад, на третьем – Майский чай, а на четвертом – Greenfield. Возможно сейчас, такие марки чая, как Ахмад и Greenfield укрепляют свои позиции на рынке и стали более известны, но также нужно учитывать, что выборка была проведена из соображений удобства и опрошено было только 40 человек.
Теперь рассмотрим индекс покупательских предпочтений (Salability Index), т.е. рассчитаем долю покупателей, чаще всего приобретающих ту или иную марку чая. Для этого используем ответы респондентов на 3-ий вопрос анкеты.
Таблица 3. Индекс покупательских предпочтений
№ п/п | Марка | Salability Index, % |
1 | Ахмад | 22,50% |
2 | Greenfield | 17,50% |
3 | Lipton | 15,00% |
4 | Майский чай | 12,50% |
5 | Бодрость | 7,50% |
6 | Brooke Bond | 7,50% |
7 | Акбар | 7,50% |
8 | PiKwick / Пиквик | 5,00% |
9 | Twinings / Тванингс | 5,00% |