Файл: Теоретические аспекты системы пенсионного обеспечения 1 Понятие и сущность системы пенсионного обеспечения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты системы пенсионного обеспечения
1.1 Понятие и сущность системы пенсионного обеспечения
1.2 Функции и виды государственного пенсионного обеспечения
1.3 Зарубежный опыт государственного пенсионного обеспечения
Глава 2. Анализ современного состояния государственного пенсионного обеспечения в России
2.1 Основные направления развития пенсионной реформы на современном этапе
2.2 Современное состояние пенсионной системы
Глава 3. Совершенствование и перспективы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации
3.1. Проблемы развития пенсионной системы
3.2 Перспективы развития системы пенсионного страхования в РФ
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………5
Глава 1. Теоретические аспекты системы пенсионного обеспечения………………………………………………………................8
1.1 Понятие и сущность системы пенсионного обеспечения………………8
1.2 Функции и виды государственного пенсионного обеспечения…………20
1.3 Зарубежный опыт государственного пенсионного обеспечения……….24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ………………………………………………………………………….31
2.1 Основные направления развития пенсионной реформы на современном этапе………………………………………………………………………………31
2.2 Современное состояние пенсионной системы……………………………45
Глава 3. Совершенствование и перспективы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации…....49
3.1. Проблемы развития пенсионной системы………………………………..49
3.2 Перспективы развития системы пенсионного страхования в РФ………65
Заключение……………………………………………………………........79
Список используемой литератуРЫ………………………………..82
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность рассмотрения направлений реформирования пенсионной системы РФ определяется широкой совокупностью причин, включая структурные проблемы в состоянии пенсионных фондов и рост социальных рисков на фоне неблагоприятного состояния национальной экономики. Реализуемые Правительством РФ меры в сфере реформирования пенсионной системы (к примеру, отмена индексации пенсий определенным категориям их получателей, повышение пенсионного возраста) находят явно обозначенную негативную оценку со стороны потенциальных получателей пенсий и достаточно спорны с учетом сложившегося уровня продолжительности жизни в стране. Ряд проблем сформирован и вне контура непосредственно пенсионной системы – перед экономикой стоят задачи усиления инвестиционной активности в РФ, которые формируют требования к повышению эффективности использования средств пенсионной системы в инвестиционной деятельности, что также определяет круг задач реформирования пенсионной системы.
Рост экономики РФ на фоне роста цен на энергоносители в начале 2000-х гг. обозначил существенно расширившиеся бюджетные возможности, рост доходов населения, что вместе с повышением социальной ориентации государственной политики создало условия для повышения размеров пенсий, реформирования пенсионной системы. Однако, в 2014-2015 гг. на фоне негативных тенденций развития экономики страны выбранная модель организации пенсионной системы продемонстрировала структурные проблемы в очередной раз. Всё это в совокупности указывает на высокую потребность в модернизации пенсионной системы РФ.
Целью работы является исследование особенностей функционирования и направлений модернизации пенсионной системы Российской Федерации, разработка теоретических и практических предложений по совершенствованию правового регулирования системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач: Задачи должны соответствовать параграфам работы.
- изучить сущность и механизм функционирования пенсионной системы;
- проанализировать состояние зарубежной практики развития пенсионных систем;
- дать оценку реформ пенсионной системы Российской Федерации в период ее развития и до 2002 г.;
- дать оценку реформ пенсионной системы Российской Федерации 2013-2015 гг.;
- охарактеризовать условия и основное содержание пенсионной реформы 2022 г.;
- выявить и обобщить особенности и проблемы функционирования пенсионной системы Российской Федерации на современном этапе;
- дать оценку сценариев модернизации пенсионной системы Российской Федерации.
Объект исследования: практика управления пенсионными системами на государственном уровне. правоотношения в сфере пенсионного обеспечения граждан в Российской Федерации
Предмет исследования основные этапы реформирования пенсионной системы Российской Федерации. нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы в сфере пенсионной системы России, а также научные разработки и материалы судебной практики.
Информационная база исследования включает в себя работы российских и зарубежных авторов по проблемам организации общественных финансов, пенсионных систем, обеспечения социальных стандартов, государственной социальной и пенсионной политики. Отдельную группу источников формируют нормативно-правовые акты, регламентирующие функционирование пенсионной системы РФ, а также аналитические материалы о состоянии элементов пенсионной системы РФ.
Теоретическая значимость работы состоит в развитии теоретико-методологических положений в сфере государственного управления пенсионной системой.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных результатов и разработанных автором сценариев развития пенсионной системы в целях решения задачи повышения эффективности государственного управления пенсионной системой Российской Федерацией.
Структура работы определена составом и последовательностью решаемых исследовательских задач и включает в себя введение, три главы основной части, заключение, список источников использованной литературы и приложения. В первой главе работы рассматриваться теоретические основы организации и функционирования пенсионной системы. Вторая глава работы посвящена анализу практики реформирования пенсионной системы Российской Федерации с начала 1990-х гг. и на момент подготовки настоящего исследования. В главе дана характеристика состояния доходов и расходов Пенсионного фонда Российской Федерации, определены основные параметры государственного пенсионного обеспечения по направлениям социального страхования в различные периоды развития пенсионной системы. Третья глава работы посвящена оценке перспектив развития пенсионной системы Российской Федерации. Отдельное внимание в главе уделено идентификации проблем, с которыми будет в перспективе сопряжено развитие национальной пенсионной системы. На принципах сценарного подхода в работе определены направления дальнейшего реформирования пенсионной системы.
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
-
Понятие и сущность системы пенсионного обеспечения
Пенсионная реформа является одной из главной составляющей финансовой политики любого государства, через которую перераспределяется значительная часть валового внутреннего продукта. В последние годы многие современные государства столкнулись с проблемами реформирования системы пенсионного обеспечения, которые вызваны изменениями в социально-экономических и демографических условиях.
За последние 25-30 лет пенсионная система Российской Федерации также претерпела существенные изменения, которые связаны, прежде всего, со вступлением нашего государства в рыночные отношения.
Можно выделить следующие причины, которые побудили Россию к созданию собственной системы пенсионного обеспечения:
1) Необходимость повышения реального уровня жизни пенсионеров в России. В то время произошло снижение как абсолютного, так и относительного уровня жизни пенсионеров. Это было вызвано ростом номинальной оплаты труда и консервацией максимально размера пенсии, которая не проводилась уже больше 30 лет. Это привело к тому, что средний размер пенсии стал составлять меньшую часть заработка, чем прежде.
2) Девальвация пенсионной системы советского периода, которая превратилась в уравнительную систему, финансируемую по остаточному принципу в порядке государственного социального страхования. На протяжении многих десятилетий советское государство значительно экономило на выплате пенсий гражданам, что позволяло сознательно замораживать уровень пенсионного обеспечения на длительные периоды, не гарантируя пенсионерам непрерывного улучшения жизни по мере роста оплаты труда в стране, повышения уровня жизни, появления у государства дополнительных экономических возможностей.
3) Возникающая потребность в пересмотре идеологической направленности сущности пенсионного обеспечения. Во времена советского периода сложился постулат о том, что государственное социальное страхование ложится на плечи государства. Эта идея, внедренная в сознание людей, даже получила законодательное подкрепление и использовалась при формировании управленческих решений.
Государство, устанавливая централизованной низкий уровень оплаты труда населения (практически для всех категорий работников), изымало большую часть того, что оно заработало, и одновременно декларировало отсутствие страховых взносов. Это считалось одним из величайших достижений.
В результате этого, расходы на выплату пенсий финансировались за счет государства, что приводило к некой искаженной реальности: пенсии формируются за счет государства, а простое рабочее население не участвует в их формировании.
Поэтому перед государством стала ясная задача: коренным образом изменить пенсионное обеспечение страны.
Проанализировав различные источники, можно выделить следующие основные этапы реформирования пенсионного обеспечения Российской Федерации:
1) Первый этап: с 1990 по 1994 гг.
В этот период времени в России предпринимались первые попытки создать пенсионную систему, которая соответствовала бы принципам рыночной экономики1.
В декабре 1990 года было принято постановление Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР». Так впервые в стране была создана автономная внебюджетная система финансирования социальных выплат и формирования источников пенсионных капиталов
2.
В декабре 1991 года было разработано Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации, которое определило Пенсионный фонд как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации3.
Данное положение определило:
-
- основные направления деятельности Пенсионного фонда России (далее - ПФР); -
- направление средств ПФР; -
- средства, формирующие ПФР; -
- осуществление руководством ПФР.
Изначально средства ПФР были формально отделены от федерального бюджета, но при этом оставались собственностью Российской Федерации.
На этом этапе деятельность Пенсионного фонда осуществлялась в рамках кризиса острой нехватки платежей. В связи с этим одним из первых и существенных шагов стало проведение мероприятий по привлечению заемных средств в коммерческих банках.
С созданием Пенсионного Фонда в России стал использоваться абсолютно новый механизм по выплатам пенсий и пособий. Все средства для выплаты пенсий стали поступать за счет страховых взносов работодателей и граждан4.
В функции ПФР входят назначение и выплата пенсий, управление средствами пенсионной системы, учёт страховых средств, выплата материнского капитала, установление социальной доплаты к пенсиям до прожиточного минимума и другие5.
В основу системы государственного пенсионного обеспечения России был положен так называемый «договор поколений». Его сущность сводится к тому, что работающие граждане страны должны обеспечивать пенсионеров за счет отчислений средств в Пенсионный фонд в виде определенных процентов от заработной платы либо иных вознаграждений.
Реформаторы 1990 года пытались создать универсальное пенсионное обеспечение. Поэтому:
- пенсионное обеспечение было распространено абсолютно на все население страны (в том числе для нерезидентов);
- лицам, которые не имели трудового стажа, назначались социальные пенсии;
- все без исключения работающие пенсионеры имели право на получение пенсии в полном размере.
В 1991-1994 гг. работу пенсионной системы удалось стабилизировать, произошел рост численности пенсионеров (за счет новых условий пенсионного обеспечения). Это стало возможным в результате того, что появились новые категории граждан, которые раньше не попадали под систему пенсионного обеспечения (священнослужители, индивидуальные предприниматели, творческие работники и т.д.)