Файл: 2. 3 Социальнопедагогическая деятельность детских и молодежных объединений с учетом возрастных особенностей детей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 446
Скачиваний: 37
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программа среднего профессионального образования
44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности)
Дисциплина: Планирование, организация и социально-педагогическая поддержка деятельности детских общественных объединений
Практическое занятие 2
Выполнил:
Обучающийся Купцова Елизавета Викторовна
Преподаватель:
Токарева Татьяна Юрьевна
Задания по теме 2.3 Социально-педагогическая деятельность детских и молодежных объединений с учетом возрастных особенностей детей
Задание 1. Подготовьтесь к обсуждению вопросов по теме практического занятия. Для этого тезисно ответьте на один из следующих вопросов:
1. Социально-педагогическая работа как средство социализации детей и молодежи.
2. Социально-педагогические проблемы детей и молодежи.
3. Ученическое самоуправление в общеобразовательных школах.
4. Принципы и функции социально-педагогической работы с детскими и молодежными организациями.
- Основными принципами социально-педагогической работы с детскими и молодежными организациями являются индивидуальный подход, партнерство, добровольность, демократичность и инициативность участников.
- Функции социально-педагогической работы в детских и молодежных организациях - создание условий для развития потенциала личности, поддержка самопознания и формирование жизненных установок, формирование социально-значимых компетенций, развитие лидерских качеств, развитие креативности и творческого потенциала, формирование умений и навыков социального взаимодействия, предоставление дополнительных образовательных возможностей, повышение уровня осведомленности и активности участников в социальной сфере.
5. Формы и методы социально-педагогической работы в детских и молодежных объединениях, организациях.
6. Интерактивные методики формирования социальной активности детей и молодежи.
7. Социально-профессиональное самоопределение учащихся в деятельности детской общественной организации.
8. Психолого-педагогические подходы к организации детского движения как «среды воспитания» подростков.
Задание 2.
1. Сообразительность - это способность быстро и гибко адаптироваться к изменяющимся условиям и быстро находить эффективные решения.
2. Социализация - это процесс вхождения личности в социум, ее отождествления с социальными нормами, ценностями и традициями.
3. Совершенствование - это процесс усовершенствования в какой-либо области деятельности, что в свою очередь является залогом достижения высоких результатов.
Приставка "СО-" в этих терминах означает совместное участие, взаимодействие, совершение какой-либо деятельности в сотрудничестве с другими людьми для достижения общих целей или результатов.
Задание 3.
Использование технологии игры в работе с учащимися является одной из наиболее эффективных и популярных форм обучения и воспитания. Она позволяет создать интересную и занимательную обстановку, захватывающую внимание участников, способствует развитию коммуникативных и творческих навыков, а также помогает осознать значимость тех или иных знаний для жизни.
Особенности использования технологии игры в работе с учащимися:
- Игра является эффективным средством создания положительного эмоционального настроя участников деятельности.
- Выполнение заданий в игровой форме позволяет помочь учащимся легко усваивать большое количество информации за короткое время.
- В процессе игры обучаемый осмысливает и применяет знания на практике.
- Использование игры позволяет сделать процесс обучения более доступным и интерактивным, что привлекает внимание участников и помогает создать неповторимый микроклимат группы.
Пример использования данной технологии в деятельности общественного объединения – игра по станциям "Здоровая молодость". Каждая станция помогает закрепить знания об опасных последствиях употребления ПАВ и вести здоровый образ жизни. С помощью такой игры учащиеся легко запомнят полезные рекомендации для себя и будут стараться соблюдать их на практике. Особенность заключается в том, что учащиеся выполняют задания не только сами, но и в команде, что способствует развитию навыков сотрудничества.
Задания по теме 3.1 Планирование деятельности в детском общественном объединении
Задание 4.
Проект - это временная деятельность, предпринимаемая для достижения определенной цели, имеющая ясно определенный состав работ и ресурсов.
Проектная деятельность - это планирование, организация, руководство и контроль за реализацией проектов, направленных на достижение определенных результатов.
Социально значимый проект - это проект, нацеленный на решение социальных проблем и улучшение качества жизни людей.
Творческий проект - это проект, основанный на творческих идеях, имеющий целью создание творческих продуктов.
Управление проектами в деятельности детской общественной организации имеет важное значение, поскольку позволяет организовать работу эффективнее, оптимизировать использование ресурсов и достичь лучших результатов в реализации задач.
Структура социально значимого проекта может быть следующей:
Название проекта: "Поддержка молодежи в сфере культуры и творчества"
Актуальность проекта: Необходимость поддержки молодежи в развитии творческих и культурных интересов, повышении качества жизни и участии в общественной жизни.
Цель проекта: Создание условий для развития творческих и культурных интересов молодежи, поддержка молодых талантов.
Задачи проекта:
- Организация мастер-классов и творческих встреч с опытными специалистами в области культуры и искусства;
- Проведение культурных мероприятий и конкурсов для молодежи;
- Создание информационного ресурса для поддержки молодых талантов;
- Обеспечение доступности культурных и творческих мероприятий для молодежи из разных социальных групп.
Общий замысел проекта: Поддержка молодежи в развитии творческих и культурных интересов, создание условий для участия в культурной и общественной жизни.
Формы реализации проекта: Организация мастер-классов, проведение культурных мероприятий, создание информационного ресурса, организация конкурсов, обеспечение доступности мероприятий.
Ресурсное обеспечение проекта: Финансовые, материально-технические, информационные ресурсы, персонал.
Ожидаемый результат: Увеличение количества молодежи, активно участвующей в творческой и культурной жизни, повышение числа молодых талантов, получивших поддержку и возможность развиваться.
№ п/п | Этапы проекта | Содержание проекта | Ответственный |
1 | Вводный | Подготовительная работа, распределение ресурсов, разработка концепции проекта | Руководитель проекта |
2 | Основной | Реализация мероприятий, проведение мастер-классов и конкурсов, создание информационного ресурса | Команда проекта, участники мероприятий |
3 | Заключительный | Подведение итогов, оценка результатов, подготовка отчетности | Руководитель проекта |
Задания по теме 3.2. Руководство деятельностью детского объединения
Задание 5.
Из эссе можно выделить следующие профессионально важные качества руководителя детской общественной организации:
1. Творческий подход - умение проявить творческий потенциал и создать атмосферу, способствующую развитию творчества у детей;
2. Жизнерадостный характер - возможность взаимодействовать с детьми, избегая монотонности и скуки;
3. Доброта, терпение, порядочность, доброжелательность - создание атмосферы взаимопонимания, способствующего раскрытию индивидуальности ребенка;
4. Индивидуальный подход к каждому ребенку - умение находить подход, соответствующий интересам и потребностям каждого ребенка;
5. Профессионализм, знания, умение находить решения в трудных ситуациях, способность находить компромиссы и установить доверительные отношения с детьми и их родителями.
Задание 6.
Общественное объединение оптимизирует процесс саморазвития личности подростка или молодого человека и способствует формированию целого ряда важных качеств. Представьте важные качества по алфавиту. Например,
А – активность
Б – бескорытие
В – великодушие
Г - гибкость мышления
Д - долг
Е - эрудиция
Ё - ёмкость мышления
Ж - жизнелюбие
З - здравый смысл
И - инициативность
К - креативность
Л - лидерство
М - мотивация
Н - настойчивость
О - открытость
П - проактивность
Р - ответственность
С - смелость
Т - терпение
У - уважение
Ф - фантазия
Х - харизма
Ц - ценность
Ч - чистота мыслей
Ш - широта взглядов
Щ - щедрость души
Э - эмпатия
Ю - юмор
Я - ясность в мыслях и действиях
Задание 7. Дополните следующий алгоритм формирования коллектива (с точки зрения руководителя детского общественного объединения):
1. Я должен быть интересным для детей.
2. Я должен учитывать возрастные и психологические особенности детей.
3. Я должен определить ведущий вид деятельности, в котором мы объединимся.
4. Я должен увлечь ребят этой деятельностью.
5. Я должен объединить вокруг этой деятельности актив.
6. Я должен поставить перед ребятами значимую цель.
7. Я должен утвердить демократический стиль общения.
8. Я должен создать органы самоуправления.
9. Я должен предложить ребятам знаки отличия, ритуалы.
10. Я должен заложить определенные традиции.
11. Я должен не стоять на месте, развиваться сам…
12. Я должен уметь вовлекать родителей и других взрослых в жизнь общественной организации.
13. Я должен учитывать мнение и предложения ребят при принятии решений.
14. Я должен учить ребят этикету и ответственности перед обществом.
15. Я должен способствовать развитию лидерских и коммуникативных навыков у детей.
16. Я должен создавать условия для развития творческих способностей и личностного роста каждого ребенка.
17. Я должен не только увлекать детей деятельностью, но и учить уважению друг к другу и к окружающей среде.
18. Я должен иметь понимание и знание ценностей, которые мы передаем детям в процессе общения и деятельности общественной организации.
Задания по теме 3.3 Символы и ритуалы детского объединения
Задание 8.
Одной из традиций детского общественного объединения может быть, например, общероссийский проект "Молодежь помогает". В рамках этого проекта детские объединения разных регионов страны совершают совместные благотворительные акции по оказанию помощи нуждающимся людям. Дети сами выбирают формы помощи – от сбора продуктов питания и одежды до постройки домов для малообеспеченных семей. Кроме того, ребята активно привлекают других людей к участию в проекте через социальные сети и медиа. Таким образом, дети не только оказывают помощь нуждающимся, но и формируют в своем окружении культуру внимания и заботы о других людях. Эта традиция в основе своей следует объективной традиции связи детского движения с реальной жизнью,