Файл: Вся правда о проектах Путина.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.07.2021

Просмотров: 163

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Когда и где «демонополизация» общественного транспорта и ЖКХ, предполагаю­щая приватизационное расчленение этих целостных по своей технологической при­роде систем, приводила к снижению цен и тарифов? Что конкретно означает задей­ствование конкуренции, скажем, на железнодорожном транспорте, в метро? Как российский президент мыслит введение конкурентных начал, например, в тепло­снабжение, если в соответствующих системах теплосети закольцованы и подача тепла в них полностью «обезличена»?

Ответов на эти напрашивающиеся вопросы, естественно, нет. Однако главное в отмеченном тезисе — забота лишь о тех, кого волнует «рост качества и разнообразие услуг». Для большинства же граждан, получающих позорно низкие зарплаты и пенсии и страдающих от роста жилищно-коммунальных платежей, поистине судь­боносная проблема — сохранение самого доступа к услугам ЖКХ, транспорта и связи, хотя бы и невысокого уровня их качества и ограниченного ассортимента.

Рост жилищного строительства в рамках «национального проекта» предполагает­ся обеспечить с помощью давно и на все лады расхваливаемого федеральными чиновниками финансового инструмента — ипотечного кредитования населения. В этой связи в президентском выступлении прозвучали следующие слова: «В послед­нее время много говорится об ипотеке. Однако на практике делается еще явно недостаточно. Прошу завершить формирование нормативной базы, необходимой для выпуска ипотечных ценных бумаг». Между тем ясно, что дело не в правовой базе, а во все том же низком уровне доходов населения. Ипотека, которая без надобности богатым и недоступна бедным, является способом кредитования «сред­него класса», а он, не секрет, фактически исчез в результате постсоветских реформ. Но даже в Москве, где сконцентрирована основная часть его остатков, за последние пять лет, согласно официальным данным, выдано всего 18 тыс. ипотечных креди­тов, т.е. почти ничего! И это естественно, ибо такого рода кредиты, ставки по которым составляют 10—13% годовых, выдают только гражданам с исключительно высокими — порядка 3 тыс. долл. в месяц — легальными доходами. А значит, серьезных перспектив у ипотечного строительства нет, даже если, как предполагает­ся, на ипотеку направят пенсионные накопления граждан и активы страховых ком­паний. Сформулированная же в прошлогоднем президентском послании для всех уровней исполнительной власти ориентировка «на то, чтобы к 2010-му году мини­мум треть граждан страны, а не одна десятая, как сегодня, могли бы приобретать квартиру, отвечающую современным требованиям, за счет собственных накоплений и с помощью жилищных кредитов», мягко говоря, сомнительна. Об этом свиде­тельствуют итоги нехитрого подсчета тех средств, которыми в 2010 г. обязаны будут располагать 50 млн. граждан, способных на основе своих накоплений и с помощью банковских кредитов купить по 25 кв. м нового жилья на каждого. В названном году рыночная цена квадратного метра в «квартире, отвечающей современным тре­бованиям» вряд ли окажется менее 1,5 тыс. долл., т.е. эти граждане должны быть в состоянии выложить 1,3 трлн. долл. Таких свободных денежных сумм у трети населения через пять лет, конечно, не будет, да и сегодня квартиры в качестве собственно жилья покупают не более 1 млн. человек, т.е. не 10, а 0,7% россиян. Остальные для этого просто неплатежеспособны. И ипотека здесь ни при чем: банки еще не научились качать деньги «из воздуха».


В порядке резюме приходится повторять то, о чем уже говорилось в более общем контексте. За 15 лет реформ создать альтернативные, «вестернизированные», систе­мы ЖКХ в России не удалось при том, что оказались расхищенными средства для поддержания дееспособности систем, в исправном виде унаследованных от СССР. Они эксплуатировались хищнически, на износ, и сегодня находятся на грани оста­новки или даже техносферной катастрофы. Однако вместо мобилизации средств для реализации срочной антикризисно-восстановительной программы федеральные власти инициируют «национальный проект», никоим образом не устраняющий глав­ных угроз жизнеобеспечению большинства населения.

Один из наших авторов, с самого начала постсоветских реформ постоянно выступающий в журнале с обстоятельными проблемно-конструктивными статьями по агротематике, в последней из них квалифицировал российскую аграрную политику в качестве «фантомной»18. Есть ли, по Вашему мнению, шанс на ее «дефантомиза-цию» на основе осуществления мер четвертого «национального проекта», при пред­ставлении которого «улучшение жизни на селе, развитие агропромышленного произ­водства» были объявлены «безусловным приоритетом»?

Говоря без экивоков, то, что теперь названо «безусловным приоритетом», ни во что не ставилось, да и, судя по бюджетно-прогнозным проектировкам на 2006— 2008 гг.19, не ставится федеральным правительством. В шкале приоритетов его со­циально-экономической политики «улучшение жизни на селе» и «развитие агро­промышленного производства» занимают едва ли не последнее место. Этот очевид­ный и давно всеобще признаваемый факт в очередной раз акцентировался на состо­явшейся весной 2005 г. конференции сельхозтоваропроизводителей России, мате­риалы которой были изданы и в сентябре распространены в Госдуме.

Все без исключения выступившие на конференции лидеры аграрных союзов и ассоциаций, руководители разнопрофильных и различных по размеру предприятий АПК констатировали: сельское хозяйство и сопряженные с ним отрасли обескров­ливаются, средства из них перетекают в другие отрасли, а для иностранного капита­ла создаются столь благоприятные условия, что отечественный производитель априори проигрывает на отечественном же рынке. Говорилось о том, что нынешняя ситуа­ция беззащитности сельхозпроизводителей перед диктатом спекулятивных посред­нических организаций и монополизмом переработчиков закладывалась уже в самой приватизационной доктрине расчленения целостных вертикально интегрированных систем агропрома, подчеркивалась неизменность этих доктринальных установок федеральных властей. И каждый участник в том или ином ракурсе обращал внима­ние на неуклонное падение агропроблематики в шкале властно-управленческих прио­ритетов.


Так, гендиректор концерна «Тракторные заводы» отметил: «Если при Со­ветском Союзе на сельское хозяйство выделяли 26 процентов бюджета, то в 1997 году уже 19, а сейчас — 1 процент». Он поведал и о своем, о тракторах: «Давайте посмотрим на наше нынешнее состояние: износ парка техники — 80 процентов, а поступление техники — 2—3 процента. При таком положении дел в 2006 году мы будем пахать на лошадях. Крестьянину тяжело приобрести трактор, сегодня он не в состоянии купить даже солярку к нему. И ему не решить эту проблему в одиночку, а государственной поддержки в настоящее время практически нет».

Выступившие же на конференции представители федерального правительства, не будучи в состоянии ни отрицать очевидное, ни сформулировать что-либо конст­руктивное, задавали с трибуны вопросы, для конкретного ответа на которые как раз и были приглашены. Вот, к примеру, выдержка из выступления заместителя руко­водителя департамента промышленности Минпромэнерго России: «Сельхозпроиз­водитель сегодня продает молоко за 5 рублей — это закупочная цена. Переработчик продает молоко за 22—26 рублей. Вопрос в следующем: почему мы даем производи­телю минимальную стоимость, а переработчик получает 350—400%? Какие меха­низмы должны регулировать этот вопрос?» Оживление, впрочем, вызвало следующее заявление одного из заместителей министра сельского хозяйства: «Ситуация такова, что сельское хозяйство не может развиваться в условиях открытости рынка, в условиях глобализации». Это, конечно, аудитории было отлично известно, но услышать подобную констатацию из уст одного из руководителей Минсельхоза… Какая уж тут приоритетность отрасли, коль скоро профильный замминистра пуб­лично признает, что она доведена до состояния, когда наше вступление в ВТО нанесет ей смертельный удар! Данный сюжет, тоже оживленно обсуждавшийся на форуме, нашел отражение в его итоговом документе: «Недопустимо, чтобы Россия отказалась от реальных ценностей — развитого сельского хозяйства и сельхозмаши­ностроения — ради членства в ВТО». Да, для предпринимателей и работников АПК недопустимо, а для высших эшелонов всех ветвей федеральной власти — не просто допустимо, но и приоритетно, пусть отраслевой замминистра или даже сам министр, однажды высказавшийся на телевидении о ВТО, как «лицемерной, фальшивой и опасной организации», обозначают свое «особое мнение». Выступавшие с возмущени­ем говорили о том, что на все их обращения в российское правительство по вопросам судеб отечественного АПК после присоединения России к ВТО им просто ничего не отвечают...

Провозгласив «безусловную приоритетность» развития агропромышленного про­изводства, глава государства далее сказал: «Опыт многих агрохозяйств уже свиде­тельствует: российское село может и должно быть экономически успешным и инве­стиционно привлекательным».


Может? Конечно, но только не при продолжении нынешней правительственной политики, четко нацеленной на то, чтобы посредством рыночной «шокотерапии» произвести «селекцию», разорить «неуспешные» агропредприятия и оставить на плаву небольшое количество «успешных»; подобный «естественный отбор» губителен и для «села», и для народного хозяйства в целом.

Что значит «опыт многих агрохозяйств» в качестве «свидетельства» наличия ре­альных позитивных тенденций? Сколько их должно быть, дабы их опыт вообще о чем-нибудь достоверно свидетельствовал? И отраслевая статистика, и эмпирические наблюдения пока не дают никаких оснований для вывода о том, что «российское село» становится экономически эффективным и инвестиционно активным. Доста­точно констатировать, что в 2003 г. более половины российских сельхозпредприя­тий были убыточными; прибыль всех предприятий составила примерно 11 млрд. руб., а задолженность — около 347 млрд. Какие симптомы «инвестиционной при­влекательности» можно обнаружить в отрасли, где долги в 30 раз превышают всю годовую прибыль?! Да, в прошлом году доля убыточных хозяйств снизилась до 37%, а в текущем — с «села» списали значительную часть штрафов и пеней за просроченную кредиторскую задолженность, но разве это превратило отрасль в эффективную?

В ходе дальнейшего представления четвертого «национального проекта» был пред­ложен поистине удивительный «индикатор» позитивной динамики земледельческой подотрасли сельского хозяйства: «Нам уже удалось добиться значительных успехов в производстве зерна. Из импортера Россия стала его экспортером». Между тем прямой и однозначной детерминированности появления феномена экспорта какого-либо продукта, в том числе зерна, ростом его внутреннего производства, ясное дело, не существует. Как известно, в царское время крестьяне подчас ели лебеду, а страна вывозила хлеб. Царский министр так и выразился: «Не доедим, а вывезем!» В 1911 г. случился резюмировавший итоги столыпинской реформы страшный, затро­нувший более 30 млн. крестьян, голод, но экспорт зерна достиг рекордного значе­ния. Однако тогда хотя бы не говорили об «успехах», а предчувствовали приближе­ние социальной революции20. Что касается нынешнего прецедента нашего превра­щения в экспортера зерна, то это — непосредственный результат реформационного разгрома другой ключевой подотрасли сельского хозяйства — животноводства: вслед­ствие беспрецедентного «обвала» поголовья скота, о чем речь пойдет далее, резко сократились внутренние потребности в зерновых кормах21.

Подлинным успехам в развитии зернового хозяйства соответствовали бы, понят­но, фразы совсем другого типа. Например: «Вместо производившихся в 80-х годах чуть более семи центнеров на душу населения мы производим ныне на столько-то больше». Однако в действительности все обстоит наоборот! В период 1986—1990 гг. в РСФСР на душу населения в среднегодовом исчислении приходились 714 кг собранного зерна, а в РФ за пятилетие 2001—2005 гг. — 545 кг. В «дореформацион-ный» период Россия производила 100—120 млн. т зерна в год, а менее чем стомил­лионный урожай в последние 20 лет истории РСФСР являлся редкостью; в среднем за пятилетие 1986—1990 гг. ежегодно собирали 104,3 млн. т. В новом столетии в РФ производятся 70—80 млн. т; в 2004—2005 гг. — по 78 млн. Причем даже в 90-х годах урожаи бывали ощутимо большими, например, в 1992 г. — 107 млн. т. В общем, об успехах зернового хозяйства можно говорить разве что на фоне «дефолтного» провала.


А правомерно ли вести речь об «успехах», да еще и «значительных», в отношении динамики всей валовой сельскохозяйственной продукции, предопределяемой ныне прежде всего динамикой растениеводства? Прирост этой продукции в 2004 г., со­гласно официальной статистике, — 1,6%, в связи с чем заместитель министра сель­ского хозяйства грустно заметил, выступая на вышеупомянутой конференции: «Темпы роста в сельском хозяйстве, объективно говоря, не очень значительны».

Но главное, конечно, — не приведенные цифры, хотя и они безрадостны, а устойчивые деградационные процессы суженного воспроизводства основных фон­дов и сокращения посевных площадей, составившего за годы реформы 35 млн. га. Только в 2004 г. размер пашни в РФ сократился на 0,9 млн., а посевные площади под зерновыми в прошлом году оказались на 3,7 млн. га меньшими, нежели в 2002 г. Крестьяне ныне не в состоянии ни эффективно использовать, ни даже сберегать пахотную землю. И известно почему: у села нет денег на закупку техники, парк которой в реформационный период уполовинен, а также горюче-смазочных материа­лов и удобрений. Никаких сдвигов к лучшему нет, они лишь негативны: в 2004 г. парк тракторов сократился на очередные 60 тыс. единиц, дизельного топлива село закупило на 300 тыс. т меньше, чем в позапрошлом году…

Но какие же «прорывные» меры «национально спроектированы» применительно к земледелию? Оказывается, и здесь надежды возлагаются на ипотеку, т.е. на кре­диты под залог главного средства агропроизводства: чтобы сельхозпредприятия об­рели «реальный доступ к кредитным ресурсам», в 2006—2007 годах «должна быть создана система земельно-ипотечного кредитования, позволяющая привлекать сред­ства на длительный срок и под приемлемые проценты под залог земельных участ­ков». Однако как на практике создать столь чудодейственную систему? Даже если максимально усовершенствовать соответствующее законодательство22, никуда не деть­ся от тех жестоких реальностей, что потенциальные заемщики уже находятся в неоплатных долгах, кредитно-инвестиционные риски в отрасли исключительно вы­соки, а рыночная стоимость залога очень низка. Можно ли при такой «системной» комбинации негативных факторов заставить банки выдавать кредиты «на длитель­ный срок и под приемлемые проценты»? Вопрос риторический.

В рамках четвертого «национального проекта» велено также «обратить особое внимание на создание условий для развития животноводства». Конкретно это должно выразиться в выделении «значительных ресурсов на развитие сельхозлизинга», что, в частности, позволит «в течение двух лет поставить десятки тысяч голов племенно­го скота». Как оценить эти установки?

Предельно понятно, что непременная, обязательная предпосылка создания «ус­ловий для развития» животноводства — устранение тех факторов, которые беспре­цедентно «обвалили» отрасль, быстро и устойчиво развивавшуюся до начала постсо­ветских реформационных преобразований. Поскольку же данное соображение, ес­тественное и с точки зрения методологии разработки национальных проектов, и с позиций здравого смысла, во внимание не принимается, равно как игнорируются и фактические качественно-количественные параметры кризиса животноводческого производства, действенность намеченных мер с этими параметрами никак не сопо­ставима.