ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.07.2021
Просмотров: 162
Скачиваний: 1
В самом деле, если в 80-е годы быстро росло поголовье скота и неуклонно улучшалась его породность, совершенствовалась технико-технологическая база животноводства, то в начале 90-х, с массовым разгромом «памятников социализму» — мощных животноводческих комплексов — начался подлинный развал отрасли. Поголовье крупного рогатого скота сократилось за годы реформ в два с лишним раза — на 35 млн. голов; сейчас этого скота в стране меньше, чем было после окончания Гражданской войны, в 1923 г., а население, т.е. численность потребителей продуктов животноводства, естественно, существенно увеличилось. Причем, во-первых, если в 90-е годы стадо крупного рогатого скота ежегодно сокращалось в среднем на 1 млн. голов, то в последние годы процесс резко ускорился, и в 2004 г. оно убавилось на 1,95 млн. Во-вторых, чем дальше, тем в большей мере ликвидируется племенной скот, держать который дороже, чем неприхотливых низкопродуктивных коров; неудивительно, что в прошлом году производство молока в РФ сократилось еще на 1,44 млн. т. И на этом фоне нам говорят о «лизинге», который обеспечит покупку «десятков тысяч голов племенного скота»!
Очевидно, что на такой «мелочевке», как ипотека, лизинг и т.п., действительный национальный проект возрождения разгромленного агропромышленного производства и современного социального обустройства села, сформировать нельзя. В ходе разработки конструктивной альтернативы «приоритетному национальному проекту номер четыре» следовало бы, думается, обсудить имеющиеся в литературе системные концептуально-программные предложения по применению широкого спектра форм господдержки АПК и индикативному планированию его развития на основе взаимовыгодного партнерства государства с крупными интегрированными агропромышленными корпорациями, утверждение «цивилизованного строя» которых в России представляется настоятельной, абсолютной необходимостью23. И, конечно, — творчески использовать доктриальные основы знаменитых отечественных национальных агропроектов, реализованных в нашем прошлом, в том числе в советской истории. Вопрос о роли и уроках коллективизации сельского хозяйства, запутанный и неимоверно «замусоренный» отчасти прежними, а главным образом — новыми идеологизированными версиями, понятно, требует особого анализа и специальных публикаций, а в данном случае хотелось бы отметить лишь следующее.
При всех хорошо известных эксцессах конкретных форм своей реализации агро-проект 30-х годов ХХ столетия оказался исторически успешным не только потому, что его авторы считали наличие отечественного дееспособного сельского хозяйства одним из императивов государственно-национальной безопасности. Они еще и тщательно учитывали те природно-климатические константы, которые объективно предопределяют кооперативно-коллективистский тип технологической и социальной организации экономики российского села. Речь идет о функционировании этой экономики на максимально «проблемной» земле, о нахождении большей части страны в зоне рискованного земледелия; в средней полосе России «беспашенный» период, когда нельзя вести никакие полевые работы, длится семь месяцев, тогда как в Англии и Франции — всего два, что обусловливает соответствующую колоссальную разницу в урожайности, доходности и в необходимых для развития ресурсах. Вплоть до создания крупных механизированных агропредприятий — колхозов и совхозов — российское село не имело запаса прочности, достаточного для того, чтобы перейти от трехполья к травопольным севооборотам и резко повысить урожайность. С утверждением же таких хозяйств в качестве господствующего типа воспроизводственных единиц мы вышли по показателям результативности земледелия на средний мировой уровень, а с учетом коэффициента биологической продуктивности почвы, климата и расстояний — превзошли его. Трудозатраты на центнер зерна составляли всего один час, т.е. советский агропром был исключительно производительным.
По сугубо политико-идеологическим мотивам «создания гарантий нереставрации прежнего строя» в 90-х годах крупные сельскохозяйственные предприятия были разрушены. Результатом этого процесса и сопряженной с ним попытки тотальной «фермеризации», сопровождаемой «отступлением села на подворья», стали двукратный производственный спад и чудовищная архаизация сельских производства и быта, что в последние годы признали и принялись профессионально анализировать даже иные бывшие агроактивисты «перестройки» и «постперестройки»24. «Фермеризация всей России», естественно, скандально провалилась, ибо ресурсов, необходимых для ведения в наших условиях мелкого обособленного хозяйства фермеры и не имели, и не могли получить от государства. Если они и взяли на себя какую-то часть реального производства, то лишь благодаря различным формам «симбиоза» с остатками крупных предприятий; именно в этом «сожительстве» с последними, главным образом паразитическом, кроется также секрет феномена «разбухания» бывших личных подсобных хозяйств — нынешних «хозяйств населения».
Но об этих трагических для сельской России итогах пятнадцати лет агрореформ в президентском «проектном» выступлении — ни слова. Как нет и разъяснений относительно соответствующего перспективного, стратегического выбора. Будут ли окончательно добиваться и расчленяться «огрызки» бывших колхозов и совхозов с дальнейшим насаждением «фермерства», у которого после окончательного «открытия» нашей экономики не останется шансов на выживание без получения поистине гигантских госдотаций? Или все же сохраняется надежда на то, что государство займется проблемой восстановления на новых — корпоративно-интегрированных — началах крупных высокотехнологичных и высококонкурентных производственно-хозяйственных единиц, вокруг аналогов которых в «цивилизованных» странах, не секрет, обычно и выстраиваются сети дееспособных производственных и иных профилей предприятий малого бизнеса — контрактных, лизинговых и т.п.?
Второй вариант действий при нынешней конфигурации власти, похоже, исключен, хотя, стоит повторить, он мог бы стать существенной составляющей искомого национального проекта восстановления агропромышленного комплекса и социального облагораживания села.
—Ваше резюме…
—Охарактеризованные «национальные проекты» не являются ни действительно национальными, ни шагом к социальной переориентации государственной экономической политики. Их выдвижение — по сути «пиаровская», «политтехнологическая» акция, камуфлирующая намерение продолжать и радикализировать пагубный курс либералистских реформ. Необходимо, думается, разворачивать самое широкое, гласное и нелицеприятное обсуждение «проектов» и других стратегических заявлений федеральных властей, вовлекая в дискуссии с непосредственным участием их высокопоставленных представителей и экспертов все имеющиеся серьезные альтернативные наработки.
Материал предоставлен «Российским экономическим журналом». Журнал распространяется только по подписке. Подписной индекс в каталоге «Газеты. Журналы» (красно-сине-белом) агентства «Роспечать» - 71114.
1
Президентское
выступление на состоявшейся 5 сентября
2005 г. встрече с членами Правительства,
руководством Федерального Собрания и
членами Государственного совета РФ
цитируется
по официальному сайту
Президента России.
2
Как
было не без остроумия замечено рядом
публицистов, все инвестиции, намечаемые
для
реализации «курса на инвестиции
в человека», втрое меньше, чем «инвестиции»
в одного конкретного человека, определенные
условиями «чисто рыночной» сделки.
3
Глазьев
С. Федеральная социально-экономическая
политика: принципиальных измене
ний
не намечается (по поводу правительственных
бюджетных проектировок и прогнозных
оценок-
2006)//Российский экономический
журнал. — 2005. — № 7-8. — С. 32.
4 Р о и к В. «Социален» ли федеральный бюджет грядущего года? — Там же. — С. 98.
5 См.: Авдеева Л., Батчиков С. Реформа образования: разрушительный потенциал «егэизации». — 2004. — № 8; и х же. Роковые гены (о правительственных «Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации»). — 2005. — № 1. — Ред.
6. «…Нельзя не согласиться с уже многократно озвученным тезисом о том, что наша национальная идея — «сбережение народа». И речь следует вести о «сбережении» не абстрактного («эффективного» по суперлибералистским критериям) населения, а каждого реального человека-гражданина страны» (Римашевская Н. Человеческий потенциал России и проблемы «сбережения населения»// Российский экономический журнал. — 2004. — № 9-10. — С. 40). — Ред.
7 См.: Глазьев С., Батчиков С. Что сулит углубление либералистской реформы в России? (Прогнозные соображения в контексте отечественного и аргентинского реформационного опыта). — 2000. — № 7. — С. 49—51. На страницах нашего издания развернуто комментировались и последующие ежегодные послания. См.: Резников Л. Российская реформа в пятнадцатилетней ретроспективе. — 2001. — № 4; е г о же. Еще несколько мыслей о «новом старом» реформационном курсе. — 2001. — № 7; Г л а з ь е в С. Очередной установочный документ прежнего реформационного курса (о президентском послании-2002 Федеральному Собранию РФ). — 2002. — № 4. — Ред.
8
См.:
Глазьев С. Инструментом какой
социально-экономической политики быть
бюджету-2001? — 2000. — № 9; П а н с к о в В.
Бюджет-2001 чреват серьезными экономическими
и
социальными коллизиями. — 2000. —
№10; Глазьев С.,Петров Ю. Бюджет-2002:
выбор
социально-экономической
политики. — 2001. — № 9; Б у р к о в С.
Неналоговые доходы от
госсобственности
и бюджетный потенциал страны. — Там же;
Глазьев С., Жукова М.
Бюджет-2003:
очередной выбор социально-экономической
политики. — 2002. — № 9; Исправник о в В.
Резервы совершенствования бюджетного
процесса (к оценке проекта федерального
закона
«О федеральном бюджете на 2003 год»
Экспертно-консультативным советом при
председателе
Счетной палаты РФ). —
2002. — № 9; Р о и к В. Социальная составляющая
проекта федерального
бюджета на 2003
год: вырастет ли благосостояние россиян?
— Там же; Глазьев С.,Жукова М.
Бюджет-2004:
все тот же вопрос выбора социально-экономической
политики. — 2003. — № 8;
Р о и к В. К оценке
социальных параметров правительственных
проектировок на грядущий год. —
Там
же; Глазьев С. Социально-экономический
смысл бюджета-2005. — 2004. — № 9-10;
Р о и
к В. Правительственные бюджетные
проектировки на будущий год: к оценке
социального
блока. — 2004. — № 9-10. —
Ред.
9
Имеются
в виду вышеупомянутые интервью С.
Глазьева «Федеральная социально-экономическая
политика: принципиальных изменений не
намечается (по поводу правительственных
бюджетных проектировок и прогнозных
оценок-2006)» и статья В. Роика «Социален»
ли федеральный
бюджет грядущего
года?» — Ред.
10
На
страницах «Российского экономического
журнала» этот сюжет разрабатывался, в
частности, в следующих публикациях:
Некипелов А. Уровень общественного
благосостояния:
подходы к оценке. —
2004. — № 7; Лисин В., Серегина С. Еще раз о
характере и уроках
постдефолтной
макроэкономической динамики. — 2004. —
№ 1. — Ред.
11
Кроме
ряда вышеназванных, см., в частности,
следующие материалы «Российского
экономического журнала»: Винслав Ю.
Итоги и уроки народнохозяйственной
динамики на рубеже двух
столетий. —
2003. — №2; Резников Л.,Мелентьев А. К
обоснованию леводемократической
реформационной
альтернативы. — 2004. — № 7; Л е к с и н В.,
Швецов А. Общероссийские
реформы и
территориальное развитие. Статья 11
(заключительная). Региональная Россия
начала ХХI
века: новая ситуация и
новые подходы к ее исследованию и
регулированию. — 2004. — № 4; Куликов В.,
Роик В. Социальная политика как приоритет
и приоритеты социальной политики.
—
2005. — №1;Дементьев В. О характере
российской «догоняющей модернизации»
и ее
институциональном обеспечении.
— 2005. — № 2. — Ред.
12 См.: Российский экономический журнал. — 2005. — № 7-8. — С. 18—24. — Ред.
13 См., в частности: Некипелов А. О стратегических установках и экономической политике федеральных властей. — 2004. — № 5-6; его же. Высшее образование и академическая наука: интеграционный проект в главном вузе страны (о Московской школе экономики МГУ, концептуальных подходах в ее образовательной и исследовательской деятельности). — 2005. — № 2; Р у б и н-штейн А. Наука, культура и образование: препятствие или условие экономического роста? (По поводу проектируемой реформы бюджетных учреждений). — 2005. — №4;Винслав Ю. Профессиональное образование и экономика: о необходимости и задачах госстимулирования интеграционных процессов (макро- и мезоуровневый аспекты). — 2005. — № 5-6; Карпов С. Грядущая образовательная реформа: рыночные критерии неполны и опасны. — Там же.
14
См.:
Кудрявый В. Об альтернативе проектируемому
варианту реформирования отечественной
электроэнергетики// Российский
экономический журнал. — 2002. — № 10; Д е
л я г и н М.
В реформу электроэнергетики
не верят даже сами реформаторы//Российский
экономический журнал. - 2003. - № 11-12. -
Ред.
15
См.
об этом: Кар а-М урза С.,Телегин С.
Царь-холод, или почему замерзает
Рос-
сия//Российский экономический
журнал. — 2004. — № 1. — Ред.
16
См.,
в частности: Уланов С. Жилищно-коммунальное
хозяйство: реформационные
альтернативы.
— 2003. — № 3. — Ред.
17 Такие меры предлагались, в частности, в вышеупомянутой публикации С. Уланова. — Ред.
18 См.: Гумеров Р. Фантом российской аграрной политики. — 2005. — № 4.
19 См. соответствующий фрагмент вышеупомянутого материала С. Глазьева в № 7-8 «Российского экономического журнала» (с. 32). — Ред.
20. См.: Резников
Л., Мелентьев А. Нынешняя реформа и нэп:
итоги и уроки
аналитического
сопоставления//Российский экономический
журнал. — 2003. — № 4. — С. 15—16. —
Ред.
21
Кстати заметить: на страницах «Российского
экономического журнала» была выявлена
совокупность внутренних и
мирохозяйственных факторов, блокирующих
возможность серьезного увеличения
российского агроэкспорта и на этой
основе дан аргументированный отрицательный
ответ
на вопрос о том, способна ли
Россия в предвидимой перспективе
реализовать пропагандируемую
на
правительственном уровне модель
наращивания агроэкспортного потенциала
страны (подобную той,
что успешно
практикуют некоторые развивающиеся
страны). См.: Гумеров Р. Отечественный
АПК:
мнимые и реальные экспортные возможности.
— 2001. — № 8. — Ред.
22 На его изъяны изначально указывалось в публикации: Гумеров Р. О правообеспечении оборота сельхозземель и задачах утверждения ипотечных механизмов инвестирования// Российский экономический журнал. — 2002. — № 8. — Ред.
23 Одна из подобных разработок представлена в публикациях Р. Гумерова в «Российском экономическом журнале», в том числе в его статьях «Аграрная политика: от диктата либералистских догм к экономическому прагматизму» в № 2 за 2003 г. и «Вопросы развития интегрированных корпоративных структур в агропромышленном комплексе» в № 5-6 за 2002 г. См. также статью «О превращении развития агропромышленного комплекса в приоритет народнохозяйственного роста», с которой этот автор выступает в настоящем номере нашего издания. — Ред.
24 См.: Емельянов А. Коллизии становления многоукладности аграрного сектора экономики//Российский экономический журнал. — 2001. — № 5-6.; см. также статью этого автора «Продовольственная безопасность страны: угроза и факторы нейтрализации», опубликованную в № 7 нашего издания за 2003 г. — Ред.
http://www.glazev.ru/press/1300/