Файл: Самостоятельная работа 1 История и развитие мерчендайзинга.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 11

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Головлев Юрий Леонидович
1К1(11)-22 ОЗ СКИСиГ


Самостоятельная работа № 1
История и развитие мерчендайзинга

Профессиональное оформление торговых площадок с целью лучшей продажи товаров знает множество случаев, когда грамотный и точно выверенный подход к делу являлся в конечном итоге первым шагом в продвижении брендов, широко известных на сегодняшний день. Например, в столице Массачусетса Бостоне в середине 30-х годов можно было наблюдать в витрине одного из магазинчиков фигурки солдат в форме, которые протягивали друг другу зажигалку ZIPPO, символизирующую мужество, отвагу и верность традициям. Несколько лет спустя бренд нашел распространение в Европе, а также на Дальнем и Ближнем Востоке. Апофеозом масштабного захвата рынка торговой маркой послужило вступление в Европу союзнических войск США после Второй мировой войны. Никакой другой бренд американских зажигалок не ассоциировался настолько зримо с исторической победой.

Зачатки мерчендайзинга увидели свет в далекие незапамятные времена, когда люди еще не пользовались деньгами. При меновых экономических отношениях наличие навыков правильно и вместе с тем эффектно продемонстрировать свой товар и организовать рабочее место давало ощутимые результаты по стимулированию покупательского спроса. Древним «предпринимателям» было гораздо сложнее, чем их потомкам, а все потому, что они зачастую говорили на различных языках, непонятных клиентам. С тех пор одним из принципов мерчендайзинга признается интуитивное размещение товаров, не нуждающееся даже в минимальном пояснении продавца. Все дальнейшие столетия торговцы модернизировали возможности выкладки и презентации продукции, делая их индивидуальными и оригинальными.

История мерчендайзинга (в его нынешнем понимании) началась во время Великой депрессии в Соединенных Штатах (1929-1933 гг.) задолго до расцвета аутстаффинга сотрудников
 в 90-е годы. Тогда велись активные поиски средств, гарантирующих выживание компаний в острой конкурентной борьбе, а затем выведение их на более высокий уровень для стабильного сосуществования на рынке. В тот момент стало, как никогда, очевидно, что дизайн торговых помещений должен быть не только эстетичным и комфортным, но и функциональным, чтобы каждый кв.м площади приносил максимальную прибыль. Мерчендайзинг развивался достаточно медленно вплоть до 60-х, когда рынок продавцов плавно перешел в рынок покупателей. С наступлением 70-х годов его приемы изучаются и применяются производителями, при этом инициатива исходит от ведущих сетей супермаркетов.

Выделение мерчендайзинга в отдельную науку и появление крупных точек способствовали глобальному внедрению подобной маркетинговой схемы в жизнь. Владельцы магазинов и другого бизнеса довольно быстро обнаружили, что новейшая система серьезно воздействует на объемы продаж в сторону их увеличения. К концу XX века рынок становится инструментом удовлетворения запросов в первую очередь потребителей. Большие компании розничной торговли приходят к осознанию, что прежние пробные эксперименты ведут к положительным результатам. Благодаря регулярному повышению практического опыта и оптимизации сформировавшихся методик удалось закрепить базисные основы процесса.

Представляя собой теоретические наработки и разные ноу-хау, взятые из общемировой практики в области продаж, новые правила были предложены мультинациональными корпорациями – изготовителями товаров повседневного спроса (FMCG). Но для роста конкурентоспособности требовалась как определенная методика, так и люди, которые бы ее продвигали. Хорошо обученные специалисты при помощи конкретных мероприятий и манипуляций обеспечивали расширение потенциала сбыта: к примеру, упаковки сока или банки кофе продавались на порядок быстрее при изменении их места расположения. Достижения от мерчендайзингового вмешательства не заставили себя ждать: бизнес усиленно прогрессировал, доходы предприятия возрастали. Таким образом, стратегия манипуляции продуктами в рамках торгового пространства понравилась многим компаниям, которые захотели ее применять.

В России мерчендайзинг стал использоваться в 90-х годах прошлого века. Первыми в нашей стране на него обратили внимание розничные продавцы, а не супермаркеты. Они старались приходить на работу пораньше, чтобы расставить товар «красиво», чем привлечь и заинтересовать покупателей. «Советское» оформление отечественных витрин любовно называлось «дурилкой картонной», поскольку в эпоху тотального дефицита экспонировать на витрине реальную нехватку было просто опасно.



Позже многие дистрибьюторы решили объединять квалифицированных мерчендайзеров, создавая тем самым собственные команды. Следующим шагом, направленным на совершенствование маркетинговых усилий в магазинах, считается открытие для производителей и дилеров BTL-агентств, занимающихся оказанием услуг мерчендайзинга. Спрос на них возник в 2000-х годах, когда появились фирмы, обладающие профессиональной подготовленностью и технологиями, а также призванные взять на себя заботы о продуктах в рознице, избавив компании от инвестиций в непрофильные сферы.