Файл: Реферат по дисциплине Налоговая система на тему Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский  

технический университет им. А.Н. Туполева - КАИ» 

(КНИТУ-КАИ) 

 

Институт инженерной экономики и предпринимательства 

(наименование института (факультета), филиала) 

 

Кафедра экономики и управления на предприятии 

(наименование кафедры)  

 

38.03.01 «Экономика» 

(шифр и наименование направления подготовки (специальности)) 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Налоговая система»

на тему: «Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов в Российской Федерации »


Обучающийся 13100 ___________ Воронина Н.Н.

(номер группы) (подпись, дата) (ФИО)

Руководитель Доцент кафедры ЭТиУР _______ Пурис А.В.

(должность) (ФИО)

Казань 2022

СОДЕРАЖНИЕ

Введение……………………………………………………………………….…..3Глава I. Понятие налоговой обязанности, условия применения способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов……….....5

    1. . Понятие налоговой обязанности……………………………..……………..5

    2. . Условия применения способов обеспечения исполнения

обязанностей по уплате налогов и сборов…………………….……………….6

Глава II. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов……………………………………………………………………………..9

2.1. Залог имущества…………………………..………………………………….9

2.2. Поручительство…………………………..…………………………………11

2.3 Пеня как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов…………………………………………………………………………..14

2.4. Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей…………………………….…………………………………16

2.5 Арест имущества…………………………………………………………….19

Заключение………………………………………………………………………22

Список использованных источников………………………………………….24

ВВЕДЕНИЕ

Важнейших функцией налогов является фискальная, благодаря которой государство обеспечивает свои потребности в финансовых ресурсах для выполнения возложенных на него задач. Поэтому в Конституции Российской Федерации и Налоговом кодексе Российской Федерации закреплено, что каждое лицо обязано своевременно и в полном объеме уплачивать законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иными нормативно-правовыми актами о налогах и сборах. Она возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в установленный срок, если иное не предусмотрено законодательством. Обеспечение исполнения обязанности гарантирует своевременное и полное поступление налогов и сборов, предотвращает ущерб от их несвоевременного и неполного поступления, используя способы, указанные выше. В Налоговом кодексе Российской Федерации закреплены конкретные способы обеспечения исполнения обязательств налогоплательщиком, которые следует понимать, как специальные меры, направленные на побуждение его к исполнению своих обязанностей. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, банковской гарантией, пеней, приостановлением операций по счетам в банке, переводов денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей и наложением ареста на имущество налогоплательщика. Основанием применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога выступает ее неисполнение, ненадлежащее исполнение налогоплательщиком в добровольном порядке. Принудительное исполнение воплощает конституционно значимый публично-правовой интерес общественно-территориальных образований в осуществлении эффективной защиты и восстановления нарушенного права по получению налоговых доходов. Создание эффективной налоговой системы является одной из главных задач для всех государств. Серьезнейшая проблема, стоящая на пути этой задачи, - неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов и сборов. Следствие этого - неполнота поступлений в бюджет. Для того чтобы не допустить их снижение, в главе 11 Налогового кодекса 5 Российской Федерации приведены различные формы обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов.


В данной работе, состоящей из двух глав, мы рассмотрим понятие налоговой обязанности, порядок и условия применения способов исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, а также способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Глава I. Понятие налоговой обязанности, условия применения способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов

    1. . Понятие налоговой обязанности.

Налоговая обязанность по смыслу Налогового Кодекса Российской Федерации представляет собой конституционную обязанность граждан своевременно и в полном объеме уплачивать законно установленные налоги и сборы в пользу государства и муниципальных образований. Достаточно сказать, что налоговые поступления составляют 85 % дохода федерального бюджета. Согласно статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая обязанность включает в себя комплекс мер должного поведения налогоплательщика, например:

1. уплачивать законно установленные налоги;

2. встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом Российской Федерации;

3. представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах

4. представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов и т.д.

Значение обязанности по уплате налогов для современного общества и государства неоднократно подчёркивалось в правовых позициях Конституционного суда Российской Федерации. В его постановление от 23 декабря 1997 г. № 21-П отмечено, что налоги являются важнейшим источником доходов бюджета, без поступления в бюджет которых невозможно финансирование предприятий, выполняющих государственный заказ, учреждений здравоохранения, армии, образования, правоохранительных органов и т.д., а следовательно, также выплат заработной платы работникам бюджетной сферы. Налоговая обязанность возникает с момента возникновения установленных налоговым законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату конкретного налога или сбора. Налогоплательщик возникает как потенциальный плательщик. Например, юридическое лицо встает на учет и может оказаться в ситуации, что это юридическое лицо никогда не будет платить налоги в силу разных причин. Но потенциально это налогоплательщик. Точно так же как физическое лицо - это потенциальный налогоплательщик. Налоговая обязанность у них возникает именно по поводу уплаты налога или сбора. Так вот, обстоятельствами, с которыми налоговое законодательство связывает возникновение налоговой 7 обязанности, являются следующие: во-первых, это наличие объекта конкретного налога или сбора; во-вторых, это наличие непосредственной связи между этим объектом и субъектом (налогоплательщиком). И именно с наличием этой непосредственной связи налоговое законодательство связывает возникновение налоговой обязанности. Например, у физического лица арендные отношения не порождают уплату земельного налога, а порождают только отношения, которые являются отношениями собственности по уплате налога. Это как раз пример того, что между объектом и субъектом должна быть связь, которая порождает налоговые отношения, и у каждого налога эта связь будет специфическая. Третье обстоятельство - это наступление срока уплаты сбора или налога.



    1. . Условия применения способов обеспечения исполнения

обязанностей по уплате налогов и сборов.

По общему правилу ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. В исключительных случаях, установленных только налоговым законодательством, исполнение налоговой обязанности может быть возложено на других лиц. Например, возможны ситуации возложения обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налогов в бюджет на налоговых агентов, уплата налога правопреемником реорганизованного предприятия, уплата налогов через законного или уполномоченного представителя, уплата налога за налогоплательщика его поручителем. Если налогоплательщик добровольно не исполняет обязанность по уплате налога, то ее исполнение будет произведено налоговым органом в принудительном порядке.

Образовавшаяся в результате неуплаты налоговая недоимка взыскивается за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, а также путем обращения взыскания на иное имущество обязанного лица. Следовательно, при выявлении налоговой недоимки налоговые органы первоначально должны направить налогоплательщику требование о ликвидации образовавшегося долга перед государственной казной и причитающейся пени, а только затем — в случае неисполнения этого требования — применять меры принуждения. Налоговое законодательство устанавливает различный, зависящий от статуса налогоплательщика, порядок принудительного взыскания налога. Относительно организаций и индивидуальных предпринимателей предусмотрен бесспорный порядок. Взыскание налогов с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в судебном порядке. Статья 45 Налогового кодекса Российской Федерации запрещает производить бесспорное взыскание налога с организации, если обязанность по его уплате основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами, или юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика. Принудительное исполнение налоговой обязанности (взыскание налога) производится по решению налогового органа посредством направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств. До вынесения решения о принудительном взыскании налоговой недоимки налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика об образовавшейся задолженности перед казной и предложить добровольно погасить недостающие налоговые платежи. Однако налоговым законодательством не
установлен предельный срок, в течение которого налоговый орган может «ожидать» добровольного исполнения налоговой обязанности. Истечение дополнительного срока уплаты налога служит основанием для вынесения налоговым органом решения о принудительном (бесспорном) взыскании налога. Обязательным правилом бесспорного взыскания налоговой недоимки является необходимость уведомления налогоплательщика со стороны налоговых органов о вынесенном решении и его содержании в срок не позднее пяти дней после вынесения подобного нормативного акта.

В случае недостаточности или отсутствия денежных средств, находящихся на банковском счете, для погашения налоговой недоимки налоговый орган вправе принять одно из двух решений:

1) продолжать обращение взыскания на банковский счет по мере поступления на него денежных средств;

2) взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента.

Взыскание налога или сбора за счет иного имущества налогоплательщика осуществляется в различных правовых режимах, зависящих от организационно-правового статуса частного субъекта.

Глава II. Способы обеспечения исполнения обязанностей

по уплате налогов и сборов.

2.1. Залог имущества.

В налоговых отношениях институт залога появился в результате принятия части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Предшествовавший ему закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» термин «залог лишь упоминал, но не раскрывал сути данного понятия и механизма его реализации. Ряд ученых возводят налоговый залог, так же, как и налоговое поручительство, в институты, отличный от цивилистических аналогов, ссылаясь на «публично-правовую природу данных отношений».

Другие ученые с таким подходом не согласны – они выделяют в данных отношениях договорной характер и гражданско-правовую природу.

Предметом залога может быть имущество, в отношении которого может быть установлен залог по гражданскому законодательству, т.е. всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права (требования), за исключением имущества, изъятого из гражданского оборота, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законом. Следует обратить внимание, что понятие "имущество" в Налоговом кодексе Российской Федерации является более узким к аналогичному понятию в Гражданском кодексе Российской Федерации. Так, ст. 11 и п. 2 ст. 38 Налогового кодекса Российской Федерации под имуществом понимают виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением имущественных прав. Следовательно, в целях обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов залог имущественных прав недопустим. В отношении залога денежных средств законодательство о налогах и сборах не содержит прямого запрета, однако судебными органами и ЦБ РФ неоднократно указывалось на то обстоятельство, что денежные средства не могут быть предметом залога, поскольку одним из существенных признаков договора о залоге имущества является возможность реализации предмета залога. Таким образом, исходя из природы "безналичных денег", они не могут быть переданы в залог по правилам, регулирующим залог вещей. Статья 73 Налогового кодекса Российской Федерации не запрещает залога имущества, которое будет получено в будущем. Таким образом, договор о залоге, где одной из сторон выступают налоговые органы, может быть заключен в отношении имущества, получение которого налогоплательщиком только предполагается, однако заключение такого договора является добровольным действием со стороны налогового органа, и каким-либо способом, в том числе путем судебного разбирательства, понудить их к его совершению невозможно. Сторонами договора залога выступают залогодержатель (налоговый орган) и залогодатель. Залогодателем может быть как сам налогоплательщик, так и третье лицо. Единственное требование к залогодателю содержится в ст. 335 Гражданского кодекса Российской Федерации и связано с наличием у него права собственности или хозяйственного ведения на закладываемое имущество. Заключая договор о залоге с налоговым органом, необходимо обозначить
пределы обеспечиваемого залогом обязательства, так как ст. 337 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает распространение залога на проценты, неустойку и возмещение убытков, причиненных просрочкой исполнения обязательства. Учитывая особенности основания предоставления залога имущества как способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и вышеуказанную норму Гражданского кодекса Российской Федерации, можно предположить, что размер обеспечиваемого обязательства складывается из следующих сумм: недоимки; пени; расходов на содержание заложенного имущества и расходов по обращению взыскания на заложенное имущество. Согласно п. 5 ст. 73 Налогового кодекса Российской Федерации при залоге имущество может оставаться у залогодателя либо передаваться за счет его средств, налоговому органу, с возложением на последнего обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества.

2.2. Поручительство.

Банковская гарантия Согласно п. 1 ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации одним из способов обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов является поручительство. Ст. 74 Налогового кодекса Российской Федерации ориентируется на нормы гражданского законодательства с учетом особенностей налоговых правоотношений. Несмотря на то, что теоретическая конструкция поручительства в налоговом праве заимствована из частного права, тем не менее реализация поручительства происходит в рамках финансово-правовых отношений. Об этом свидетельствуют особенности правового регулирования поручительства как способа обеспечения уплаты налога по налоговому законодательству. По договору поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами выполнить налоговую обязанность налогоплательщика, в случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и в иных случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации. Договор поручительства заключается между налоговым органом и поручителем. Именно налогоплательщик инициирует использование поручительства в налоговых отношениях. При неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога, обеспеченной поручительством, поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность. Принудительное взыскание налога и причитающихся пеней с поручителя производится налоговым органом в судебном порядке. Исходя из солидарного характера ответственности, налоговые органы вправе направить требование об уплате налога непосредственно поручителю без выставления соответствующего требования налогоплательщику. В случае исполнения поручителем налоговой обязанности налогоплательщика у первого возникает право требовать от налогоплательщика не только уплаченных сумм, но и процентов по этим суммам, а также возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика. В качестве поручителя могут выступать как юридические, так и физические лица. В рамках одной налоговой обязанности допускается участие нескольких поручителей. При этом такие поручители будут нести солидарную ответственность, если иное не предусмотрено договором поручительства. Если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, к правоотношениям, возникающим при установлении поручительства в качестве меры по обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, применяются положения гражданского законодательства, а именно ст. 361 – 367 Гражданского кодекса Российской Федерации. 13 В соответствии с п. 6 ст. 74 Налогового кодекса Российской Федерации поручитель вправе выдвигать против требования налогового органа возражения, которые мог бы выдвинуть налогоплательщик, если иное не вытекает из договора поручительства. Поручитель так же не теряет права на эти возражения, даже если должник от них отказался или признал, что за ним числится задолженность. Налоговый кодекс Российской Федерации не устанавливает случаи прекращения поручительства. Так, в силу п. 6 ст. 74 Налогового кодекса Российской Федерации поручительство прекращается в общем порядке, установленном гражданским законодательством.