Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1847
Скачиваний: 37
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
комплекс является главным по смыслу в словосочетаниях с именами мифологических персонажей, выступающих символами определенных комплексов.
Так, комплекс Ионы означает внутреннее сопротивление реализации своих талантов. Пророк Иона в Библии был послан Богом в Ассирию, чтобы предупредить жителей о грозящем их наказании. Не веря в свои силы, Иона не смог это выполнить.
Комплекс Медеи – стремление матери убить своих детей, чтобы отомстить мужу. Медея – колхидская царевна, помогла Ясону добыть золотое руно. После предательства Ясона Медея отравила свою соперницу и убила своих детей от Ясона.
Еще один пример – комплекс Афины Паллады. Это нарушение социального и гендерного самоопределения женщины, которая берет на себя роль мужчины (отца). Афина Паллада в древнегреческой мифологии – богиня войны и мудрости.
3. Болезненная склонность к чему-либо (конечный ТЭ -мания, греч. -man- ‘влечение’ и греч. суф. -ia‘патологический процесс’). Начальные ТЭ в терминах этой группы чаще всего называют мифологический персонаж, выступающий символом какого-либо влечения. Под манией понимается состояние бреда или страсти, ограниченное одной идеей, одним объектом желания.
Подобные влечения нередко становятся антисоциальными, поскольку приводят к пренебрежению моральными и правовыми нормами.
Демономания (лат. daemonomania,-aef) – бред, при котором больной убежден, что в него вселился демон (от греч. греч. -daemon- ‘злой дух’).
Афродизиомания (лат. aphrodisiomania,-aef) – зацикленность на поисках средств для стимуляции половой активности. Термин происходит от греч. aphrodis‘возбуждающий любовную страсть’. Данное значение связано с именем древнегреческой богини любви и красоты Афродиты.
Геомания (лат. geomania,-aef) – кратковременные приступы, связанные с поеданием людьми минералов, почвы. Слово происходит от греч. Geo- ‘Гея, Земля’. Гея – богиня земли, прабожество и праматерь.
Нимфомания (лат. nymphomania,-aef) – резко повышенное половое влечение у женщин. Это может быть симптомом невроза, маниакальных состояний. Термин связан с древнегреческим именем божеств природы. Последние представлялись в виде девушек, олицетворяющих живительные и плодоносные силы Земли (греч. nymph- ‘невеста’).
4. Патологическое состояние, процесс
(конечный ТЭ -изм, греч. -ismus).
В клинической психологии есть группа терминов, называющих некое поведение и самоощущение, характерное для мифологического персонажа («такой как персонаж, отмеченный корневым ТЭ»).
Нарциссизм (лат. narcissismus,-im) – влечение субъекта к самому себе. Проявляется в любовании собственным телом, своей красотой. Термин восходит к имени персонажа древнегреческой мифологии. Нарцисс – сын речного бога Кефиса, влюбившийся в свое отражение .
Пигмалионизм (лат. pygmalionismus,-im) – влечение мужчин к скульптурам, изображающим женщин. Пигмалион в греческой мифологии – это скульптор, влюбившийся в статую – свое творение.
К этой группе относится такой термин, как сомнамбулизм (somnambulismus- im) – расстройство, при котором люди совершают какие-либо действия, находясь в состоянии сна (лат. -somn- ‘сон’, ambulare‘ходить’). Термин возник на базе имени римского бога сна Сомнуса.
Начальные ТЭ терминов этой группы называют конкретный вид расстройства памяти. Подобные патологические состояния создают трудности в коммуникации для человека.
Акузматамнезия (лат. acusmatamnesia,-aef) – неспособность вспомнить слова. Термин включает начальный греч. ТЭ acusmat- ‘слышимое (звуки, мелодия, сообщение)’.
Амнезия (лат. аmnesia,-aef)– полная или частичная потеря памяти, пробел в воспоминаниях. Термин содержит греч. приставкуа- ‘отсутствие’.
Гипермнезия(лат. hypermnesia,-aef) – патологическое усиление
возможностей запоминания. Не зависит от уровня интеллекта. Слово включает греч. приставку hyper- ‘сверх’.
Гипомнезия (лат. hypomnesia,-aef) – патологическое ослабление памяти, которое проявляется в плохом запоминании событий, дат, имен и лиц. Связана с провалами в памяти. Греч. приставка hypo- переводится как ‘ниже, пониженный’.
В данную группу вошли такие термины, как гиперсомния (лат.
hypersomnia,-aef) – избыточная дневная сонливость (греч. приставка hyper- ‘сверх-’), диссомния (лат. dyssomnia,-aef) – нарушение количества, качества или времени сна (греч. приставка dys- ‘нарушение’), инсомния (лат. insomnia,-aef) – бессонница (лат. приставка in- ‘отсутствие, отрицание’), парасомния (греч. para- ‘около’) – патологические состояния, возникающие во время сна (расстройство пробуждения, хождение во сне, кошмары, прием во сне пищи).
Данный ТЭупотребляется с начальным ТЭ -эхо- (греч. -echo- ‘отголосок’), который связан с именем древнегреческой нимфы. Наказанная Герой за болтовню, Эхо могла произносить только конец слова.
В данную группу входят термины: аутоэхолалия (лат. autoecholalia,-aef) – многократное повторение последних слов из произнесенной фразы (греч. auto- ‘тот же самый’); эхолалия – автоматическое повторение чужих слов; эхопалилалия – непроизвольное повторение чужой речи (греч. -pali- ‘снова’).
8. Кроме расстройства говорения, отмечается расстройство движения.
Данное значение выражается конечным ТЭ -праксия (греч. –prax- ‘действие’, греч. суф. -ia‘патологическое состояние’) в сочетании с начальным ТЭ -эхо- ‘повтор’ (голосовой повтор переосмыслился в двигательный повтор): аутоэхопраксия(autoechopraxia,-aef) – повторение однообразных движений.
9. Боль (-альгия, лат. -algia). Данный ТЭ состоит из греч. -alg- ‘боль’ и -ia‘патологический процесс’. Начальный ТЭ, образованный от имени мифологического персонажа, характеризует время появления болей: никтальгия (nyctalgia,-aef, греч. nyct- ‘ночь’) – боль, возникающая во время сна. Никта в древнегреческой мифологии – персонификация ночи.
Статус мифологических терминов в современной науке
Статус мифологических терминов в современной науке представляет большой лингвистический интерес. Авторы словарей спорят о том, надо ли включать в лексикографические издания имена из мифологии, которые порождены лишь фантазией и не являются отражением реальных объектов. Да, именно таковы имена богов
, но не термины с их участием. В результате длинной цепи исторических превращений мифологизмы были нагружены вполне материальным смыслом или, говоря научным языком, оказались связанными с реальными денотатами. Еще это можно сформулировать так: мифологизмы превратились во вторичные номинативные знаки и, следовательно, являются элементами семиотической (знаковой) системы, каковой является и международная медицинская терминология. По мере продвижения во времени, образность и фантастичность мифологических терминов угасает, и они воспринимаются вполне нейтрально. Так, в терминах "гигиена", "венерология", "психиатрия", "микрофлора", "танатология" и им подобных современный пользователь терминологии едва ли ощущает их мифологический контекст, ведь он напрямую связывает эти обозначения с реальными объектами медицинской науки.
Между тем, вибрация смыслов, заключенных в оболочку волшебного термина, много дает для понимания связи времен и истории культуры. Посмотрим на терминоэлемент "психо". Психология, психиатрия, психотерапия как науки официально оформились в последние два столетия.
Считается, что впервые на русском языке слово "психотерапия" задолго до врачей употребил А.И.Герцен в повести "Доктор Крупов" (1848). Хотя представление о Психее как сфере душевной жизни человека возникло еще во времена Аристотеля, а источник этого представления мифологический. Psyche - Психея, Психе, олицетворение человеческой души, ее изображения в виде бабочки или девушки с крыльями бабочки появились у древних греков в V-VI вв. до н.э.
Разные варианты мифа о Психее объединил римский писатель Апулей в романе "Метаморфозы" (или "Золотой осел", II век н.э). Этот миф широко известен как сказка об Амуре (Купидоне, Эроте) и Психее. В сюжете сказки-мифа сочетаются мотивы легкомысленной, но страдающей души и встречи с чудесным суженым.
Психея, младшая дочь царя, соперничала красотой с самою Афродитой. Оскорбленная богиня послала своего сына Амура (Эрота, Купидона), чтобы тот наказал Психею. Но Купидон, очарованный Психеей, перенес ее в свои чертоги и посещал ее по ночам, чтобы она не могла увидеть его лица. Любопытная Психея нарушила обет, попыталась увидеть Купидона, и тот исчез. Затем она переживает много страданий и приключений и, в конечном счете, навсегда соединяется с Купидоном, а Зевс дарит ей бессмертие. Так что союз с любовью и бессмертие человеческой души нашли воплощение в древнегреческом мифе. Миф оказался очень живучим, каждая эпоха истолковывала его по-своему.
В средние века ему давали аллегорическое толкование в духе христианской доктрины: бедствия и торжество Психеи - это падение и возрождение человеческой души. В пору Ренессанса и последующие эпохи сюжет стал излюбленным в пластических искусствах - фрески Рафаэля, скульптуры Канова и Торвальдсена. В них доминирует мотив дерзкой красоты, чувственности, радости жизни. В 1669 г. француз Лафонтен написал повесть со стихами "Любовь Психеи и Купидона", произведение ироничное и жизнерадостное.
В 1769 г. появился русский перевод Лафонтена под названием "Любовь Псиши и Купидона", а позже в 1783 г. знаменитая переделка сюжета на русский лад - поэма И.Ф.Богдановича "Душенька".
Чтобы дать мимолетное представление о стиле старинного произведения, приведем последнее четверостишие, ту грамоту, что Зевс велел "публиковать в народе":
"Закон времен творит прекрасный вид худым,
Наружный блеск в очах проходит так, как дым,
Но красоту души ничто не изменяет,
Она единая всегда и всех пленяет".
Без "Душеньки" И.Ф.Богдановича не было бы Людмилы и Барышни-крестьянки А.С.Пушкина, не было бы пушкинского эпиграфа "Во всех ты, Душенька, нарядах хороша". Не было бы изящной графической сюиты Ф.П.Толстого (1783-1873) на тему "Душеньки". Не говоря уже о многочисленных произведениях других поэтов и композиторов. Такова цепь культурно-исторических ассоциаций, которую можно протянуть от терминов "психология" и "психиатрия". На протяжении веков мифологические образы помогали человеку оформить звания о самом себе - параллельно, в искусстве и в науке.
Неудивительно, что наука о врачевании души, кажется, больше, чем другие отрасли медицины пользуется терминами из арсенала мифологии. Нарциссизм и пигмалионизм, венерофобия и нимфомания, синдром проклятья Ундины и т.д. Использовано и само слово "мифология". Mithologia - патологическая лживость. В XX веке появилась новая серия мифологических терминов в рамках учения Зигмунда Фрейда (1856-1939) о психоанализе. Источником для них послужили миф об Аргонавтах и так называемый Фиванский цикл мифов, известный также по произведениям древнегреческих писателей. Их персонажи - Эдип, Антигона, Иокаста, Медея, Орест, Федра, Электра. Приведем некоторые определения из "Словаря эпонимических терминов в психиатрии":
Заключение
1. Большинство рассмотренных терминов относится к первым трем
ономасиологическим группам (42%).
Так, комплекс Ионы означает внутреннее сопротивление реализации своих талантов. Пророк Иона в Библии был послан Богом в Ассирию, чтобы предупредить жителей о грозящем их наказании. Не веря в свои силы, Иона не смог это выполнить.
Комплекс Медеи – стремление матери убить своих детей, чтобы отомстить мужу. Медея – колхидская царевна, помогла Ясону добыть золотое руно. После предательства Ясона Медея отравила свою соперницу и убила своих детей от Ясона.
Еще один пример – комплекс Афины Паллады. Это нарушение социального и гендерного самоопределения женщины, которая берет на себя роль мужчины (отца). Афина Паллада в древнегреческой мифологии – богиня войны и мудрости.
3. Болезненная склонность к чему-либо (конечный ТЭ -мания, греч. -man- ‘влечение’ и греч. суф. -ia‘патологический процесс’). Начальные ТЭ в терминах этой группы чаще всего называют мифологический персонаж, выступающий символом какого-либо влечения. Под манией понимается состояние бреда или страсти, ограниченное одной идеей, одним объектом желания.
Подобные влечения нередко становятся антисоциальными, поскольку приводят к пренебрежению моральными и правовыми нормами.
Демономания (лат. daemonomania,-aef) – бред, при котором больной убежден, что в него вселился демон (от греч. греч. -daemon- ‘злой дух’).
Афродизиомания (лат. aphrodisiomania,-aef) – зацикленность на поисках средств для стимуляции половой активности. Термин происходит от греч. aphrodis‘возбуждающий любовную страсть’. Данное значение связано с именем древнегреческой богини любви и красоты Афродиты.
Геомания (лат. geomania,-aef) – кратковременные приступы, связанные с поеданием людьми минералов, почвы. Слово происходит от греч. Geo- ‘Гея, Земля’. Гея – богиня земли, прабожество и праматерь.
Нимфомания (лат. nymphomania,-aef) – резко повышенное половое влечение у женщин. Это может быть симптомом невроза, маниакальных состояний. Термин связан с древнегреческим именем божеств природы. Последние представлялись в виде девушек, олицетворяющих живительные и плодоносные силы Земли (греч. nymph- ‘невеста’).
4. Патологическое состояние, процесс
(конечный ТЭ -изм, греч. -ismus).
В клинической психологии есть группа терминов, называющих некое поведение и самоощущение, характерное для мифологического персонажа («такой как персонаж, отмеченный корневым ТЭ»).
Нарциссизм (лат. narcissismus,-im) – влечение субъекта к самому себе. Проявляется в любовании собственным телом, своей красотой. Термин восходит к имени персонажа древнегреческой мифологии. Нарцисс – сын речного бога Кефиса, влюбившийся в свое отражение .
Пигмалионизм (лат. pygmalionismus,-im) – влечение мужчин к скульптурам, изображающим женщин. Пигмалион в греческой мифологии – это скульптор, влюбившийся в статую – свое творение.
К этой группе относится такой термин, как сомнамбулизм (somnambulismus- im) – расстройство, при котором люди совершают какие-либо действия, находясь в состоянии сна (лат. -somn- ‘сон’, ambulare‘ходить’). Термин возник на базе имени римского бога сна Сомнуса.
-
Расстройство памяти (конечный ТЭ -мнезия, лат. -mnesia, от греч. mnes- ‘память’, -ia‘патологическое состояние’). Конечный ТЭ происходит от имени древнегреческой богини, олицетворяющей память. Мнемосина – дочь Урана и Геи, Мать Муз, рожденных ею от Зевса.
Начальные ТЭ терминов этой группы называют конкретный вид расстройства памяти. Подобные патологические состояния создают трудности в коммуникации для человека.
Акузматамнезия (лат. acusmatamnesia,-aef) – неспособность вспомнить слова. Термин включает начальный греч. ТЭ acusmat- ‘слышимое (звуки, мелодия, сообщение)’.
Амнезия (лат. аmnesia,-aef)– полная или частичная потеря памяти, пробел в воспоминаниях. Термин содержит греч. приставкуа- ‘отсутствие’.
Гипермнезия(лат. hypermnesia,-aef) – патологическое усиление
возможностей запоминания. Не зависит от уровня интеллекта. Слово включает греч. приставку hyper- ‘сверх’.
Гипомнезия (лат. hypomnesia,-aef) – патологическое ослабление памяти, которое проявляется в плохом запоминании событий, дат, имен и лиц. Связана с провалами в памяти. Греч. приставка hypo- переводится как ‘ниже, пониженный’.
-
Расстройство сна (конечный ТЭ -сомния, лат. -somn- ‘сон’ и греч. суф. -ia‘патологическое состояние’). Конечный ТЭ происходит от имени римского бога сна Сомнуса. Приставки, выступающие начальными ТЭ в наименованиях данной группы, уточняют болезненное состояние. Расстройства сна связаны с нарушением дневной активности человека.
В данную группу вошли такие термины, как гиперсомния (лат.
hypersomnia,-aef) – избыточная дневная сонливость (греч. приставка hyper- ‘сверх-’), диссомния (лат. dyssomnia,-aef) – нарушение количества, качества или времени сна (греч. приставка dys- ‘нарушение’), инсомния (лат. insomnia,-aef) – бессонница (лат. приставка in- ‘отсутствие, отрицание’), парасомния (греч. para- ‘около’) – патологические состояния, возникающие во время сна (расстройство пробуждения, хождение во сне, кошмары, прием во сне пищи).
-
Расстройство говорения (конечный ТЭ -лалия, от греч. – lal‘говорить’, -ia‘патологическое состояние’).
Данный ТЭупотребляется с начальным ТЭ -эхо- (греч. -echo- ‘отголосок’), который связан с именем древнегреческой нимфы. Наказанная Герой за болтовню, Эхо могла произносить только конец слова.
В данную группу входят термины: аутоэхолалия (лат. autoecholalia,-aef) – многократное повторение последних слов из произнесенной фразы (греч. auto- ‘тот же самый’); эхолалия – автоматическое повторение чужих слов; эхопалилалия – непроизвольное повторение чужой речи (греч. -pali- ‘снова’).
8. Кроме расстройства говорения, отмечается расстройство движения.
Данное значение выражается конечным ТЭ -праксия (греч. –prax- ‘действие’, греч. суф. -ia‘патологическое состояние’) в сочетании с начальным ТЭ -эхо- ‘повтор’ (голосовой повтор переосмыслился в двигательный повтор): аутоэхопраксия(autoechopraxia,-aef) – повторение однообразных движений.
9. Боль (-альгия, лат. -algia). Данный ТЭ состоит из греч. -alg- ‘боль’ и -ia‘патологический процесс’. Начальный ТЭ, образованный от имени мифологического персонажа, характеризует время появления болей: никтальгия (nyctalgia,-aef, греч. nyct- ‘ночь’) – боль, возникающая во время сна. Никта в древнегреческой мифологии – персонификация ночи.
Статус мифологических терминов в современной науке
Статус мифологических терминов в современной науке представляет большой лингвистический интерес. Авторы словарей спорят о том, надо ли включать в лексикографические издания имена из мифологии, которые порождены лишь фантазией и не являются отражением реальных объектов. Да, именно таковы имена богов
, но не термины с их участием. В результате длинной цепи исторических превращений мифологизмы были нагружены вполне материальным смыслом или, говоря научным языком, оказались связанными с реальными денотатами. Еще это можно сформулировать так: мифологизмы превратились во вторичные номинативные знаки и, следовательно, являются элементами семиотической (знаковой) системы, каковой является и международная медицинская терминология. По мере продвижения во времени, образность и фантастичность мифологических терминов угасает, и они воспринимаются вполне нейтрально. Так, в терминах "гигиена", "венерология", "психиатрия", "микрофлора", "танатология" и им подобных современный пользователь терминологии едва ли ощущает их мифологический контекст, ведь он напрямую связывает эти обозначения с реальными объектами медицинской науки.
Между тем, вибрация смыслов, заключенных в оболочку волшебного термина, много дает для понимания связи времен и истории культуры. Посмотрим на терминоэлемент "психо". Психология, психиатрия, психотерапия как науки официально оформились в последние два столетия.
Считается, что впервые на русском языке слово "психотерапия" задолго до врачей употребил А.И.Герцен в повести "Доктор Крупов" (1848). Хотя представление о Психее как сфере душевной жизни человека возникло еще во времена Аристотеля, а источник этого представления мифологический. Psyche - Психея, Психе, олицетворение человеческой души, ее изображения в виде бабочки или девушки с крыльями бабочки появились у древних греков в V-VI вв. до н.э.
Разные варианты мифа о Психее объединил римский писатель Апулей в романе "Метаморфозы" (или "Золотой осел", II век н.э). Этот миф широко известен как сказка об Амуре (Купидоне, Эроте) и Психее. В сюжете сказки-мифа сочетаются мотивы легкомысленной, но страдающей души и встречи с чудесным суженым.
Психея, младшая дочь царя, соперничала красотой с самою Афродитой. Оскорбленная богиня послала своего сына Амура (Эрота, Купидона), чтобы тот наказал Психею. Но Купидон, очарованный Психеей, перенес ее в свои чертоги и посещал ее по ночам, чтобы она не могла увидеть его лица. Любопытная Психея нарушила обет, попыталась увидеть Купидона, и тот исчез. Затем она переживает много страданий и приключений и, в конечном счете, навсегда соединяется с Купидоном, а Зевс дарит ей бессмертие. Так что союз с любовью и бессмертие человеческой души нашли воплощение в древнегреческом мифе. Миф оказался очень живучим, каждая эпоха истолковывала его по-своему.
В средние века ему давали аллегорическое толкование в духе христианской доктрины: бедствия и торжество Психеи - это падение и возрождение человеческой души. В пору Ренессанса и последующие эпохи сюжет стал излюбленным в пластических искусствах - фрески Рафаэля, скульптуры Канова и Торвальдсена. В них доминирует мотив дерзкой красоты, чувственности, радости жизни. В 1669 г. француз Лафонтен написал повесть со стихами "Любовь Психеи и Купидона", произведение ироничное и жизнерадостное.
В 1769 г. появился русский перевод Лафонтена под названием "Любовь Псиши и Купидона", а позже в 1783 г. знаменитая переделка сюжета на русский лад - поэма И.Ф.Богдановича "Душенька".
Чтобы дать мимолетное представление о стиле старинного произведения, приведем последнее четверостишие, ту грамоту, что Зевс велел "публиковать в народе":
"Закон времен творит прекрасный вид худым,
Наружный блеск в очах проходит так, как дым,
Но красоту души ничто не изменяет,
Она единая всегда и всех пленяет".
Без "Душеньки" И.Ф.Богдановича не было бы Людмилы и Барышни-крестьянки А.С.Пушкина, не было бы пушкинского эпиграфа "Во всех ты, Душенька, нарядах хороша". Не было бы изящной графической сюиты Ф.П.Толстого (1783-1873) на тему "Душеньки". Не говоря уже о многочисленных произведениях других поэтов и композиторов. Такова цепь культурно-исторических ассоциаций, которую можно протянуть от терминов "психология" и "психиатрия". На протяжении веков мифологические образы помогали человеку оформить звания о самом себе - параллельно, в искусстве и в науке.
Неудивительно, что наука о врачевании души, кажется, больше, чем другие отрасли медицины пользуется терминами из арсенала мифологии. Нарциссизм и пигмалионизм, венерофобия и нимфомания, синдром проклятья Ундины и т.д. Использовано и само слово "мифология". Mithologia - патологическая лживость. В XX веке появилась новая серия мифологических терминов в рамках учения Зигмунда Фрейда (1856-1939) о психоанализе. Источником для них послужили миф об Аргонавтах и так называемый Фиванский цикл мифов, известный также по произведениям древнегреческих писателей. Их персонажи - Эдип, Антигона, Иокаста, Медея, Орест, Федра, Электра. Приведем некоторые определения из "Словаря эпонимических терминов в психиатрии":
Заключение
1. Большинство рассмотренных терминов относится к первым трем
ономасиологическим группам (42%).