Файл: идея пошаговости постепенного, поэтапного приближения потребного будущего.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 1.
Проектирование имеет много общего с другими видами интеллектуальной деятельности, что позволяет органично применять их методы для реализации проектных целей.
Идеи, лежащие в основе проектирования как особого способа познания и преобразования действительности:
· идея опережения, перспективы, заложенная в самом слове «проект» (бросок в будущее);
· идея «разности потенциалов» между актуальным состоянием предмета проектирования (каково оно есть) и желаемым (каким оно должно быть);
· идея пошаговости (постепенного, поэтапного приближения «потребного будущего»;
· идея совместности, кооперации, объединения ресурсов и усилий в ходе проектирования;
· идея «разветвляющейся активности» участников по мере следования намеченному плану выполнения совместных действий.
Проектная деятельность может быть использована в качестве:
· педагогического средства внутри более широкого социально-образовательного контекста, например формирования корпоративной культуры в рамках обучающейся организации;
· средства обучения (воспитания), играя вспомогательную роль по отношению к другим видам педагогической деятельности, например выполнение учебных (дипломных, курсовых) проектов;
· процедуры в контексте другой деятельности, например управления образованием;
· формы (инновационного) развития того или иного педагогического объекта (системы, процесса, явления).
Педагогическое проектирование позволяет педагогам разрабатывать новые методы и подходы к обучению, основываясь на научных исследованиях и практическом опыте.
Это позволяет инновационно преобразовывать педагогическую действительность, повышать эффективность образования и создавать условия для успешной социальной адаптации учеников в современном мире.
В результате педагогическое проектирование является главным инструментом развития педагогики и повышения ее роли в обществе.
Задание 2.
Социально-педагогическое проектирование |
|
Психолого-педагогическое проектирование |
|
Образовательное проектирование |
|
Задание 3.
Педагогическое изобретательство
Педагогическое изобретательство является исходным компонентом педагогического проектирования, определяющим и направляющим процесс его дальнейшего развертывания. При этом изобретение выступает основой создания педагогического проекта. Поскольку педагогика — нематериальная наука, то и педагогическое изобретательство представляет собой деятельность теоретического характера, направленную на преобразование всего педагогического процесса или его отдельных элементов. Как правило, в конечном итоге эти преобразования сводятся к установлению связей между явлениями или компонентами педагогического процесса. Исходя из этого, под педагогическим изобретательством будем понимать специфический вид творческой деятельности педагога по установлению закономерных связей между компонентами педагогического процесса, повышающих его эффективность. Педагогическое и традиционное изобретательство отличаются друг от друга:
-
процесс педагогического изобретательства полностью основан на творчестве, в то время как в традиционном изобретательстве этапы творчества сменяются репродуктивной деятельностью; -
изобретательская деятельность в традиционном смысле выступает самостоятельным процессом, которым может заниматься отдельно взятый изобретатель. При этом результаты его работы могут и не найти дальнейшего воплощения в серийном производстве (как говорят «работает в стол»). Педагогическое изобретательство не является такой обособленной деятельностью. В педагогике нет изобретателей, занимающихся созданием отвлеченных педагогических изобретений, которые возможно никогда не будут использованы; -
педагогическое изобретательство, в отличие от традиционного, всегда зависит от практики: оно привлекается, когда создаваемое изобретение сразу будет востребовано; -
педагогическое изобретательство является, как правило, индивидуальной деятельностью.
Наряду с указанными отличиями имеются и общие черты педагогического и традиционного изобретательства. Одной из самых главных является их отношение к творчеству, которое представляет собой целенаправленную деятельность человека, создающую новые материальные и духовные ценности, обладающие общественным значением.
Педагогическим творчеством называют осознанную, целеполагающую, активную деятельность педагога, направленную на высокоэффективное решение педагогических задач.
Педагогическое творчество
Несмотря на тесную связь педагогического изобретательства и педагогического творчества, говорить об их идентичности нельзя. Главные их отличия заключаются в следующем:
-
педагогическое изобретательство носит дискретный характер, то есть осуществляется не всегда и завершается с нахождением способа решения той или иной проблемы, в то время как педагогическое творчество непрерывно сопровождает деятельность педагога; -
педагог не всегда может идентифицировать и явно представить результат своего творчества, зачастую это незаметные для него повседневные ситуации, в то время как результат педагогического изобретательства всегда имеет явное выражение, и описание изобретения является одним из обязательных требований к его представлению; -
педагогическое изобретательство всегда базируется на научной основе, педагогическое же творчество иногда основывается на интуиции, опыте педагога, его мастерстве и может осуществляться стихийно.
Учитывая сказанное, понятие педагогическое творчество необходимо рассматривать как более широкое по отношению к понятию педагогическое изобретательство: всякое изобретательство есть творчество, но не всякое творчество является изобретательской деятельностью.
Педагогическое моделирование.
Процесс педагогического проектирования тесно связан с моделированием как одним из наиболее действенных средств, обеспечивающих информационную основу будущих преобразований. Широкомасштабные методологические исследования моделирования позволяют использовать его аппарат для разрешения актуальных проблем практически в любой области научного знания, в том числе и в педагогике.
Под педагогическим моделированием будем понимать отражение характеристик существующей педагогической системы в специально созданном объекте, который называется педагогической моделью. Любая педагогическая модель предназначена для того, чтобы заменить объект в исследовательской деятельности. Естественно, для этого необходимо определенное сходство модели и оригинала. Как правило, это соответствие выражается в сходности компонентного состава, последовательности этапов развития педагогической системы во времени, в сохранении признаков и т.д.
Наряду со сходством модели и оригинала обязательным является и их различие. Если такого различия нет, то модель представляет собой обычную копию, а потому ее изучение ничем не отличается от изучения оригинала. Следовательно, в данном отношении нет исследования одного объекта при помощи другого, а значит, нет и моделирования. Именно отсутствие тех или иных свойств у модели по сравнению с оригиналом и делает ее отличной от исходного объекта. При этом суть моделирования заключается в рассмотрении объекта, отличающегося от оригинала в тех отношениях, которые препятствуют его непосредственному познанию. Именно такой подход обеспечивает возможность обойти эти препятствия и сделать объект доступным для изучения.