Файл: 2 Анализ результатов цифровизации экономики России на основе использования проектного управления 1 Анализ результатов реализации федерального проекта Цифровая экономика Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2 Анализ результатов цифровизации экономики России на основе использования проектного управления
2.1 Анализ результатов реализации федерального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации»
Согласно паспорту нацпрограммы «Цифровая экономика», ее бюджет составляет более 1,6 трлн рублей: около 1,1 трлн рублей предполагается направить из федерального бюджета и 535 млрд рублей - из внебюджетных источников. Вместе с тем, на сайте Минцифры указано, что общий объем финансирования составляет 1,05 трлн рублей. А из постановления Совета Федерации «О ходе реализации национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации», опубликованного в ноябре минувшего года, объем финансирования национальной программы в 2019–2024 гг. равен 1,1 трлн рублей, в том числе из средств федерального бюджета будет направлено 930,2 млрд рублей, а из внебюджетных источников — 173,9 млрд рублей.

На момент запуска программы в нее входило шесть федеральных проектов:

1. Нормативное регулирование цифровой среды — бюджет 1,7 млрд рублей

2. Информационная инфраструктура — 772,4 млрд рублей

3. Кадры для цифровой экономики — 143,1 млрд рублей

4. Информационная безопасность — 30,2 млрд рублей

5. Цифровые технологии — 451,8 млрд рублей

6. Цифровое государственное управление — 235,7 млрд рублей

По состоянию на 1 января 2021 года на реализацию программы было потрачено 160,1 млрд рублей: 73,8 млрд рублей в 2019-м (освоено 73,3%) и 86,3 млрд рублей — в 2020-м (освоено 97%). «Остатки средств федерального бюджета возникли по причине неисполнения контрагентами обязательств по заключенным госконтрактам и экономии бюджетных средств», — поясняют в Минцифры.



В 2022 году в нацпроект «Цифровая экономика» был добавлен еще один федеральный проект — «Искусственный интеллект». В соответствии с информацией Минэкономразвития, его финансирование на период 2021–2024 гг составит 31,5 млрд рублей, из которых 24,6 млрд рублей будут направлены из федерального бюджета и 6,9 млрд рублей — из внебюджетных источников.



В соответствии с принятым осенью федеральным бюджетом, на период с 2021 по 2023 годы общий объем финансирования программы, по данным Минфина, составляет 558,7 млрд рублей: в 2021-м - около 157 млрд рублей, в 2022-м - 211,3 млрд рублей, в 2023-м - 191,1 млрд рублей. В соответствии с паспортом нацпроекта, на 2024 год запланировано выделить 198,4 млрд рублей.




В текущем году на реализацию нацпроекта выделено 157,2 млрд рублей. На 1 мая освоено 13,7 млрд рублей (8,7%):

· Нормативное регулирование цифровой среды — 122 млн рублей (освоено 5,4%)

· Информационная инфраструктура — 50,5 млрд рублей (5,1%)

· Кадры для цифровой экономики — 13,5 млрд рублей (3,2%)

· Информационная безопасность — 3,9 млрд рублей (16,8%)

· Цифровые технологии — 19,8 млрд рублей (10%)

· Цифровое государственное управление — 63 млрд рублей (12,2%)

· Искусственный интеллект — 6,2 млрд рублей (6,1%).

Нормативное регулирование цифровой среды

В 2020 г. потрачено 67,8 млн рублей (64,6%)

В рамках данного федерального проекта планируется создать гибкую систему правового регулирования цифровой экономики, снять барьеры для развития современных технологий и ведения бизнеса в гражданском обороте; финансовых технологиях; интеллектуальной собственности; телекоммуникациях; судопроизводстве и нотариате; стандартизации. Кроме того, будут урегулированы вопросы идентификации субъектов правоотношений, электронного документооборота, сбора, хранения и обработки данных.

По данным Минэкономразвития на середину марта текущего года в Госдуме находятся на рассмотрении четыре законопроекта:

1. Законопроект № 747513-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» (в части уточнения процедур идентификации и аутентификации), ожидаемым результатом от принятия которого станет создание правовых условий для расширения возможностей и способов идентификации, позволяющих физическим лицам управлять своими данными, размещенными в ФГИС ЕСИА (Федеральная государственная информационная система Единая система идентификации и аутентификации, — прим. ред.), для получения различных услуг и сервисов в интернете.

2. Законопроект № 992331-7 «О внесении изменений в Федеральный закон “О персональных данных”» (в части уточнения порядка обработки персональных данных), призванный усовершенствовать порядок работы с согласиями на обработку персональных данных, введение условий и правил обезличивания, что упростит гражданам и организациям работу с согласиями на обработку персональных данных, создаст условия для использования массивов данных для развития новых технологий.



3. Законопроект № 1104357-7 «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” в части совершенствования процедур идентификации и упрощенной идентификации», который уточнит процедуры идентификации клиентов организациями в рамках «антиотмывочного» законодательства, что снизит издержки бизнеса и граждан на сбор и проверку сведений.

4. Законопроект № 1129501 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации”», который создаст правовые условия для апробации и внедрения новых технологий, в том числе искусственного интеллекта, в сферах медицины и телекоммуникаций, беспилотного транспорта, связи и обработки персональных данных.

В Правительство Российской Федерации внесены шесть законопроектов:

1. Законопроект «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации», признанный уточнить, в частности, порядок оборота прав на программы для ЭВМ.

2. Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов конвертации электронных документов, создания электронных и материальных дубликатов документов, хранения электронных документов» — с целью формирования правовых условий для создания электронных и материальных дубликатов документов с сохранением их юридической значимости.

3. Законопроект «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации» (в части обеспечения электронного документооборота между судами и лицами, участвующими в деле, а равно лиц, участвующих в деле, между собой), создающий условия для ознакомления с материалами судебных дел в электронном виде, а также для дистанционного участия граждан в судебном заседании.

4. Законопроект «О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О защите прав потребителей”», Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» в части создания правовой основы для развития системы альтернативных онлайн механизмов урегулирования споров», создающий правовые основы для развития системы альтернативных онлайн-механизмов урегулирования споров.


5. Законопроект «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона “О связи”», определяющий инфраструктуру связи в качестве обязательной при создании (реконструкции) зданий и сооружений.

6. Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон “Об исполнительном производстве”» (в части применения электронных документов при осуществлении принудительного исполнения исполнительных документов и электронного взаимодействия с лицами, участвующими в исполнительном производстве), устраняющий правовые ограничения, связанные с электронным взаимодействием с Федеральной службой судебных приставов различных участников исполнительного производства.



Информационная инфраструктура

В 2020 г. потрачено 39,6 млрд рублей (98,7%)

В соответствии с задачами федерального проекта планируется развивать инфраструктуру связи и расширять доступ в интернет в малонаселенных и отдаленных пунктах, что должно помочь преодолеть цифровое неравенство и обеспечить гражданам доступ к современным цифровым услугам, дистанционному образованию и телемедицине.

К 2024 году точки доступа Wi-Fi и вышки сотовой связи должны появиться в 26,9 тыс. населенных пунктах с численностью населения от 100 до 500 человек. Кроме того, подводная оптоволоконная линия должна связать Чукотку с материком. К концу 2024-го планируется создать четыре космических аппарата для высокоэллиптической спутниковой системы, обеспечивающей доступ к широкополосному интернету в труднодоступной и удаленной местности, в том числе на территориях Арктической зоны и Дальнего Востока, а также на всей протяженности Северного морского пути. В школьных классах должны быть созданы точки доступа Wi-Fi, а в 10 городах-миллионниках — развернуты сети 5G.

По информации Минцифры, в 2020 году выход в Сеть получили около 26,6 тыс. социально значимых объектов (СЗО), а всего за 2019 и 2020 гг. — порядка 44,3 тыс. СЗО. В прошлом году большая часть подключений (около 8,9 тыс.) пришлась на фельдшерско-акушерские пункты, образовательные учреждения (около 8,4 тыс.), органы государственной власти, местного самоуправления, объекты МЧС, МВД, Росгвардии (около 5,9 тыс.). Также выход в Сеть получили 3 тыс. избирательных комиссий и почти 400 государственных и муниципальных организаций культуры. Кроме того, был обеспечен доступ россиян к интернету при помощи точек доступа Wi-Fi в более чем в 12 тыс. малочисленных населенных пунктах с количеством жителей от 250 до 500 человек. Определены приоритетные диапазоны частот для развертывания сетей 5G с использованием отечественного оборудования.


Кадры для цифровой экономики

В 2020 г. потрачено 5,9 млрд рублей (94,5%)

Подготовку квалифицированных кадров для цифровой экономики поможет обеспечить усовершенствованная система образования. Кроме того, граждане страны смогут получать новую мотивацию для освоения цифровых компетенций. В частности, возможность освоения цифровых компетенций по специальным программам дополнительного образования на условиях полной или частичной компенсации затрат должны получить 200 тыс. россиян. При этом 50 тыс. госслужащих пройдут обучение компетенциям в сфере цифровой трансформации государственного и муниципального управления. Будет увеличен прием на бюджетные места в вузах на программы в сфере информационных технологий до 120 тыс. человек. Кроме того, 80 тыс. преподавателей высшего и среднего профессионального образования пройдут повышение квалификации по новым программам для специальностей в сфере информационных технологий (ИТ) и различных предметных отраслей.

По данным Минцифры, в 2020 году на бюджетные отделения вузов по ИТ-направлениям поступили порядка 62 тыс. человек. Прирост к прошлому году составил 25% (в 2019-м принято 49,5 тыс. человек). Привлечь внимание молодежи к перспективным профессиям и заинтересовать их новыми ИТ-направлениями помогут программы популяризации ИТ-специальностей, которые российские регионы начали реализовывать в 2021 году. Продолжилась реализация дополнительных профессиональных образовательных программ, включая программы переподготовки антикризисных лидеров и команд цифровой экономики. В 2020-м обучение по ним прошли 5,5 тыс. человек.

В 2019 году была запущена программа дополнительного профессионального образования для различных групп населения с использованием персональных цифровых сертификатов. В 2020-м в реализации программы приняли участие 48 регионов. За два года 38 тыс. человек получили дополнительное профессиональное образование по этой программе.

Для повышения эффективности государственной политики в сфере цифрового развития на государственной (муниципальной) службе организовано обучение работающих специалистов, включая руководителей организаций и сотрудников органов власти и органов местного самоуправления. За 2019–2020 годы обучение прошли 23 тыс. человек.