Файл: 2 Анализ результатов цифровизации экономики России на основе использования проектного управления 1 Анализ результатов реализации федерального проекта Цифровая экономика Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Информационная безопасность

В 2020 г. потрачено 4,3 млрд рублей (97,6%)

Планируется обеспечить безопасность цифрового пространства, защиту от киберугроз и защитить персональные данные россиян. Для этого 400 государственных информсистем будут протестированы на защищенность от утечек информации и от хакерского воздействия.

Усовершенствуется механизм блокировки фишинговых сайтов, имитирующих сайты госорганов. Специалисты по кибербезопасности станут отслеживать работу подозрительных сайтов и предупреждать онлайн-мошенничество. Также в планах — запуск сервиса проверки мобильных приложений на уязвимости, а также создание информационной системы противодействия телефонному мошенничеству. Для практического обучения специалистов из различных отраслей экономики запустят национальный киберполигон — платформу, имитирующую бизнес-процессы предприятий.

По данным Минцифры, учения на пяти киберполигонах должны пройти уже в текущем году. Киберполигоны открыты в Москве, в Дальневосточном федеральном университете (остров Русский), Научно-технологическом университете «Сириус» (г. Сочи), а также на базе Сибирского государственного университета (г. Новосибирск). После этого должны быть запущены центры в Санкт-Петербурге и других городах, в том числе в сотрудничестве с крупнейшими вузами страны.

Цифровые технологии

В 2020 г. потрачено 12,7 млрд рублей (99,7%)

Будут созданы благоприятные условия для развития и внедрения цифровых технологий на основе отечественных разработок. Для этого планируется принять комплексные меры государственной поддержки ИТ-стартапов и разработчиков программного обеспечения, а также стимулировании спроса компаний различных отраслей экономики на ИТ-решения.

Планируется выдать около 100 млрд рублей льготных кредитов на проекты по цифровой трансформации. Кроме того, за счет программы льготного лизинга будет обеспечено внедрение цифровых технологий и платформенных решений преимущественно отечественного происхождения.

По информации Минцифры, с 1 января 2021 года действуют льготы для ИТ-компаний: налог на прибыль 3% вместо 20%; страховые взносы на фонд оплаты труда — 7,6 % вместо 14%; нулевая ставка НДС для российского лицензионного софта. В 2021-м вводится второй пакет мер поддержки, который включит более 60 инициатив, включая льготы на внедрение российских решений, введение гибкого регулирования использования иностранных решений, секторальные меры поддержки.


С 1 апреля 2021 года российское программное обеспечение переустанавливается на мобильные телефоны (смартфоны), планшеты, ноутбуки, компьютеры и телевизоры с функцией смарт ТВ. Предустановка отечественного программного обеспечения поможет российским разработчикам продвигать свои товары на местном рынке и сбалансирует условия эксплуатации зарубежных и российских программных продуктов.

Цифровое государственное управление

В 2020 г. потрачено 23,6 млрд рублей (93,6%)

Помимо развития портала Госуслуг — единого окна для взаимодействия между государством гражданами, — 95% социально значимых услуг должны быть переведены в электронный вид. Начиная с апреля 2021 года пользователям стала доступна бета-версия обновленного портала, ключевым отличием которой является наличие интеллектуального помощника — робота Макса, в онлайн-режиме отвечающего на вопросы пользователей, выявляя их потребности.

Кроме того, до конца 2021-го в России должны быть запущены шесть новых суперсервисов — госуслуг нового вида, сформированных вокруг жизненных ситуаций каждого человека: «Уведомление и обжалование штрафов за нарушение ПДД онлайн»; «Правосудие онлайн»; «Рождение ребенка»; «Утрата близкого человека»; «Трудовая миграция онлайн»; «Мое здоровье онлайн».

В настоящее время на портале доступны семь суперсервисов. Среди них: «Поступление в вуз онлайн», с помощью которого во время пандемии выпускники школ подавали документы и дистанционно оформляли зачисление в вузы; «Социальная поддержка онлайн» (с согласия гражданина информирует о возможном возникновении прав на меры социальной поддержки); «Цифровое исполнительное производство» (помогает узнать о ходе исполнительного производства, а также дистанционно подать ходатайство без посещения судебных приставов); «Трудовые отношения онлайн» (позволяют оформить пособие по безработице с использованием базы вакансий «Работа в России», а также получить сведения о трудовой деятельности в электронном виде); «Оформление европротокола онлайн» (мобильное приложение для платформ Android и iOS, предоставляет возможность оформить ДТП без участия сотрудника ГИБДД); «Пенсия онлайн»; «Онлайн-помощь при инвалидности».

В период пандемии выросла аудитория пользователей портала «Госуслуги»: на 12,1 млн увеличилась количество пользователей портала (до 77,5 млн человек), вдвое выросла средняя ежедневная аудитория портала (4,2 млн пользователей), а также увеличилось количество обращений, не требующих очного присутствия.



Сейчас в личном кабинете обеспечен доступ гражданина к 12 видам сведений о себе и истории межведомственных запросов по заявлениям. При этом более двух пользователей оформили заявки на получение финансовых услуг с использованием данных портала «Госуслуги».

Искусственный интеллект

Целью данного федерального проекта является увеличение количества отечественных разработок в области искусственного интеллекта, а также удовлетворение кадрового голода для бизнеса.



В рамках реализации проекта на господдержку могут рассчитывать около 1200 стартапов, которым, наряду с крупным бизнесом, будет обеспечен доступ к наборам данных. Планируется создание шести исследовательских центров по ИИ, проведение свыше 100 хакатонов, ускорение деятельности органов власти. Помимо этого должны повысить квалификацию школьные и вузовские преподаватели, а почти 100 тыс. школьников и студентов — пройти предакселерацию по ИИ. На бакалаврские и магистерские программы должны поступить 9 тыс. человек.

Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национального проекта "Цифровая экономика" запланированы в объеме 210,7 млрд рублей в 2022 году. Об этом говорится в пояснительной записке к проекту федерального бюджета на 2022-2024 годы, текст которой имеется в распоряжении ТАСС.

"Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национального проекта "Цифровая экономика" запланированы в 2022 году в объеме 210 666,3 млн рублей, в 2023 году - 190 525,0 млн рублей, в 2024 году - 188 838,4 млн рублей", - говорится в документе.

О финансировании федеральных проектов


На реализацию федерального проекта "Кадры для цифровой экономики" будет направлено в 2022 году 11,584 млрд рублей, в 2023 году - 14,361 млрд рублей, в 2024 году - 18,21 млрд рублей. На финансирование федпроекта "Информационная безопасность" планируется выделить в 2022 году 8,465 млрд рублей, в 2023 году - 8,324 млрд рублей, в 2024 году - 6,539 млрд рублей.

Федеральный проект "Цифровые технологии" получит из бюджета 31,749 млрд рублей в 2022 году, 26,992 млрд рублей в 2023 году, 20,105 млрд рублей в 2024 году. На финансирование федерального проекта "Цифровое государственное управление" в 2022 году, как предполагается, будет выделено 110,771 млрд рублей, в 2023 году - 96,009 млрд рублей, в 2024 году - 90,578 млрд.

На федпроект "Искусственный интеллект", как говорится в пояснительной записке к законопроекту, планируется направить в 2022 году 6,406 млрд рублей, в 2023 году - 5,838 млрд рублей, в 2024 году - 5,840 млрд рублей.

Как изменятся бюджетные ассигнования


В пояснительной записке уточняется, что предусмотренные законопроектом объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными федеральным законом "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", в 2022 году уменьшены на 628,6 млн рублей, в 2023 году - на 582,2 млн рублей, а в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными паспортом проекта на 2024 год, уменьшены на 14,6 млн рублей.

Из документа следует, что также изменены параметры финансового обеспечения федерального проекта "Цифровое государственное управление" в связи с уменьшением бюджетных ассигнований на внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах госуправления, приоритетных отраслях экономики и социальной сферы для предоставления государственных и муниципальных услуг, а также на внедрение сервисов для граждан и бизнеса в электронном виде в 2022 году в объеме 1,596 млрд рублей и в 2023 году в объеме 1,6 млрд рублей.

Кроме того, изменения обусловлены увеличением бюджетных ассигнований на развитие и функционирование информационной системы "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы РФ" в 2022 году в объеме 648 млн рублей, в 2023 году в объеме 348 млн рублей, в 2024 году в объеме 48 млн рублей за счет сбалансированного уменьшения объемов бюджетных ассигнований на поддержку проектов по внедрению и использованию цифровых технологий на региональном и муниципальном уровнях, на обеспечение организационно-технической, экспертной, аналитической и информационной поддержки и сопровождения реализации нацпроекта "Цифровая экономика", в 2022 году на 350,1 млн рублей, в 2023 году в объеме 29,9 млн рублей, в 2024 году в объеме 34,4 млн рублей, а также на развитие Единой информационной системы в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Росфинмониторинга, в 2022 году в объеме 1,05 млрд рублей и в 2023 году в объеме 1,06 млрд рублей.

Также изменились параметры финансового обеспечения федерального проекта "Информационная инфраструктура" в связи с уменьшением бюджетных ассигнований на проведение конверсии радиочастотного спектра в интересах развития сетей 5G в РФ - в 2022 году на 319,8 млн рублей, в 2024 году на 164,3 млн рублей.

Изменение параметров финансового обеспечения федпроекта "Искусственный интеллект" обусловлено уменьшением бюджетных ассигнований на проведение автономной некоммерческой организацией "Национальные приоритеты" популяризационной кампании по повышению доверия к искусственному интеллекту в 2022 году в объеме 106,3 млн рублей и в 2023 году в объеме 74 млн рублей для перераспределения в 2022 и 2023 годах на господдержку АНО "Национальные приоритеты" в целях осуществления информационно-разъяснительного и экспертно-социологического сопровождения результатов нацпроектов в СМИ и интернете в рамках федпроекта "Социальные лифты для каждого".
 

Вывод

В 2022 году Министерство цифрового развития РФ потратило на национальный проект «Цифровая экономика» только 42,3% из заложенных на него средств из бюджета — ₽81,9 млрд из ₽193,9 млрд. Расходы на все нацпроекты с января по ноябрь составили ₽2,465 трлн или 75,8% от плановых назначений, демонстрирует отчёт Минфина.

Наибольший процент исполнения среди проектов «Цифровой экономики» имеет направление «Искусственный интеллект» — 83,9% (из ₽7,2 млрд потратили ₽6 млрд). Большая часть федеральных проектов за десять месяцев 2022 года выполнены менее чем на половину от годового плана.

На проект «Кадры для цифровой экономики» израсходовали 34,9% от запланированного — ₽3,9 млрд из ₽11 млрд, на «Нормативное регулирование правовой среды — 19% — ₽31 млн из ₽163 млн. С нулевым процентом исполнения оказался проект «Обеспечение доступа в интернет за счёт развития спутниковой связи», на который выделили ₽11 млрд.

По словам представителя Минцифры, по ситуации на ноябрь 2020-2021 годов остаток по оплате госконтрактов составлял 59%. В конце прошлого года исполнение расходов на «Цифровую экономику» составило 95,8% — ₽131,1 млрд из ₽136,9 млрд, рассказали в Минфине.

Наиболее крупными проектами в 2022 году стали подключение к интернету учебных заведений, работы по развитию IT-инфраструктуры ФНС, МВД, органов прокуратуры, программы подготовки цифровых кадров, поддержка инфраструктуры электронного правительства и другие. Исполнителем по ряду крупных контрактов выступает «Ростелеком».

Проблемы с исполнением мероприятий «Цифровой экономики» обусловлены санкционными ограничениями поставок оборудования и программного обеспечения, рассказал источник, близкий к российскому оператору связи. Также это связано с невозможностью приобретения лицензий на установку и поддержку зарубежного софта под другие проекты, заявил директор АНО «Инфокультура» Иван Бегтин.

В проект «Обеспечение доступа в интернет за счет развития спутниковой связи», кассовое исполнение бюджета по которому составляет 0%, на 2022 г. были запланированы мероприятия по обеспечению покрытия LTE на дорогах, а также разработка спутников связи и вещания государственной орбитальной группировки гражданского назначения на геостационарной орбите. Представитель Минцифры уточнил, что в марте этого года ответственным исполнителем по проекту был назначен «Роскосмос», федпроект стал частью госпрограммы «Космическая деятельность России» и средства на его реализацию были переданы в госкорпорацию. «Ведомости» направили запрос в «Роскосмос».