Файл: 1. общие положения порядок организации курсовых работ выбор темы курсовой работы.pdf
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12 1.1.1.2. Второй подпункт первого пункта
1.2. Второй параграф первой главы и так далее
Такие структурные элементы курсовой работы, как введение, заключение, список литературы не нумеруются.
Оглавление курсовой работы должно быть размещено на одной странице.
Пример оглавления курсовой работы приведен в приложении 3.
Курсовая работа может состоять из двух или трех глав в зависимости от целей конкретного исследования в рамках изучаемой дисциплины. Объем глав курсовой работы должен быть приблизительно равным между собой.
Каждая глава имеет, как правило, два-три параграфа, которые могут подразделяться на пункты и подпункты. Количество пунктов и подпунктов определяется особенностями содержания и изложения конкретной темы, но желательно, чтобы оно не превышало трех.
Основные правила оформления заголовков:
• Заголовки начинаются с прописной
(заглавной) буквы, выравниваются по центру страницы и выделяются полужирным начертанием.
• Заголовки основных структурных элементов курсовой работы, как в основном тексте, так и в оглавлении (ВВЕДЕНИЕ, НАЗВАНИЯ ГЛАВ,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ,
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ИСТОЧНИКИ,
ПРИЛОЖЕНИЯ) рекомендуется печатать полностью прописными буквами.
• Переносы слов, курсив и подчеркивание в заголовках не допускаются.
• Точка в конце любого заголовка не ставится.
• Если заголовок состоит из нескольких предложений, их разделяют точкой.
13
• Каждая глава курсовой работы начинается с новой страницы. Это же правило относится к другим основным структурным частям работы: введению, заключению, информационным источникам, приложениям.
• Расстояние между заголовком главы и заголовком последующего параграфа составляет 1 пустую строку.
• Расстояние между последней строкой текущего параграфа или пункта и заголовком последующего составляет 1 пустую строку.
• Перед первой строкой текста, следующего за заголовком параграфа
(пункта, подпункта), устанавливается интервалв1 пустую строку.
Организация отступов между заголовками и текстом:
ГЛАВА 2. НАЗВАНИЕ ВТОРОЙ ГЛАВЫ
2.1. Первый параграф второй главы
Текст первого параграфа второй главы.
2.2. Второй параграф второй главы
................................................... и так далее .....................................................
3.3. Введение
Во введении:
• дается общая характеристика рассматриваемой в работе темы;
• обосновывается актуальность работы иосновные проблемы для выбранной темы;
• формулируются цель и задачи исследования;
• необходимо также определить теоретическую и методическую основу курсовой работы.
Объем введения составляет 1-3 страницы.
1 пустая строка
1 пустая строка
1 пустая строка
14
Актуальность отвечает на вопрос о том, почему именно сейчас необходимо данное исследование, указывает важность рассматриваемого вопроса в настоящее время.
Под целью понимается конечный ожидаемый результат, достижение которого преследуется при выполнении курсовой работы.
Задачи– это этапы работы, последовательным выполнением которых студент достигает поставленную цель. Оптимальным считается наличие 3-х задач.
3.4. Основная часть
Основная часть курсовой работы излагается последовательно в соответствии с ее содержанием. Все параграфы курсовой работы должны быть логически связаны между собой и в своей совокупности раскрывать ее тему.
После каждого параграфа следует формулировать краткие выводы.
В основной части курсовой работы раскрываются выдвинутые теоретические и практические положения, рассматриваются имеющиеся точки зрения по данной проблеме, излагается и обосновывается позиция автора по данному вопросу; раскрываются особенности решения данной проблемы на практике, осуществляются конкретные практические мероприятия и разработки, формулируются рекомендации, обосновываются тенденции развития; выполняются расчеты и даются прогнозные оценки.
Структура основной части курсовой работы представлена двумя или тремя главами в зависимости от специфики конкретной дисциплины, цели и концепции исследования. Если курсовая работа содержит две главы, то условно их можно назвать теоретической и практической. Если планируется три главы, то одна из них теоретическая, а две другие носят практико-ориентированный характер и могут условно быть названы аналитической и практической
(опытно-экспериментальной) главами.
Первая глава носит в основном общетеоретический характер и является результатом работы студента над литературными источниками, отражающими
15 отечественный и зарубежный опыт, который отвечает цели и задачам курсовой работы. В данной части работы студент должен показать умения критически подходить к рассмотрению проблемы, вытекающей из целей и задач курсовой работы, обобщать, анализировать и систематизировать собранный материал, раскрывать проблемы рассматриваемого вопроса. Таким образом, эта глава служит теоретическим обоснованием будущих разработок, предложений и обобщений соответствующих проблем.
Первая глава может содержать:
1. Определения, основные понятия, сформулированные на основе анализа учебной и научной литературы.
2. Сведения по историческим аспектам исследуемой темы.
3. Критический обзор и анализ правовой и нормативной литературы по теме сакцентированием внимания на нерешенных, противоречивых вопросах.
4. Основные теоретические положения и выводы в результате анализа источников информации.
5. Иллюстрации, цифровые, статистические данные.
Практическая часть курсовой работы может быть представлена одной или двумя главами.
Вторая глава имеет аналитический характер. В ней проводится анализ различных показателей, в том числе экономических, которые рассматриваются в курсовой работе. Написание второй главы осуществляется с применением современных методов и моделей, включая компьютерные технологии с использованием пакетов прикладных программ.
Вторая глава может содержать:
1. Анализ источников, необходимых для проведения практической части исследования.
2. Раскрытие конкретных методов решения той или иной проблемы.
3. Приведение цифрового материала и аналитических таблиц.
16 4. Планирование проводимого практического исследования.
В большинстве случаев предполагается рассмотрение вопросов применительно к условиям России и конкретных организаций. В таких случаях необходимо дать характеристику базового предприятия, согласованную с темой работы.
При написании второй главы студент не должен ограничиваться констатацией фактов, ему необходимо выявить тенденции развития объекта, вскрыть недостатки и анализировать причины, их обусловившие, наметить пути их возможного устранения.
Проведенный в данной главе анализ исследуемой проблемы с учетом теоретического опыта служит базой для разработки конкретных предложений и проведения опытно-экспериментальной работы. От полноты и качества выполнения этого анализа зависит обоснованность выводов работы.
В третьей главе студент может разрабатывать предложения по проблемам совершенствования экономических и иных процессов (в зависимости от изучаемой дисциплины), этапы разрешения этих проблем в конкретном направлении, предлагает рекомендации по улучшению каких-либо характеристик, показателей, проводит опытно-экспериментальную работу и т.д.
Здесь важным является аргументация и обоснованность предлагаемых решений, которые должны носить реальный характер.
Таким образом, третья глава может содержать:
1. Предложения возможных вариантов решений проблемных ситуаций.
2. Описание мероприятий и организация практических разработок, направленных на улучшение каких-либо показателей.
3. Описание порядка внедрения собственных разработок и предложений, проведение опытно-экспериментальной работы на примере конкретной организации с оформлением результатов работы.
4. Анализ результатов, полученных в ходе практической части работы, их интерпретация и выводы.
3.5. Заключение
17
В заключении содержатся итоги работы, важнейшие выводы, к которым пришел автор, указывается их практическая значимость и возможность внедрения результатов работы, дальнейшие перспективы исследования темы.
Выводы должны соответствовать задачам курсовой работы. Студент отвечает на вопрос, что им было предпринято для достижения цели и к каким фактическим результатам это привело. Формулируются рекомендации по использованию результатов исследования в организациях или собственной профессиональной деятельности.
Объем заключения составляет 1-3 страницы.
3.6. Информационные источники
Любое использование информации из различных источников должно сопровождаться ссылками на эти источники с указаниями авторов или учреждений их разработавших. В курсовых работах список литературы и других источников обычно содержит 15-30 наименований в зависимости от специфики изучаемой дисциплины.
При указании автора в тексте работы его инициалы должны стоять перед фамилией (исключение – список литературы и сноски) и не отрываться от фамилии при переносах (для этого в программе MicrosoftWord: после инициалов нажать [Ctrl+Shift+Пробел]).
Список информационных источников как структурный элемент курсовой работы оформляется в конце работы перед приложениями (если они есть) и называется «Информационные источники».
Источники нумеруются и располагаются по алфавиту фамилий авторов, а при их отсутствии – по названию источника.
Источники в списке располагаются по следующим блокам, расположенным один за другим, со сквозной нумерацией:
1. Законы РФ.
2. Указы РФ.
3. Постановления Правительства РФ.
18 4. Нормативные документы по теме.
Нормативные документы одного уровня располагаются в алфавитном порядке. При описании нормативно-правовых и официальных документов обязательно указываются название документа, вид, принимающий орган, дату принятия и номер. Затем указывается источник опубликования. В Российской
Федерации официальными источниками опубликования документов считаются
Российская газета и Собрание Законодательства РФ.
5. Статистические источники (официальные сборники, сообщения, обзоры) оформляются в хронологическом порядке.
Далее оформляются в алфавитном порядке:
6. Учебники, учебные пособия, монографии.
7. Материалы периодической печати (статьи в журналах, газетах).
8. Электронные ресурсы (материалы интернет-сайтов и компакт-дисков).
9. Специальные виды нормативно-технических документов по стандартизации (ГОСТ, РСТ), патентные документы и т.п.
Все неопубликованные тексты, материалы лекций по учебным
дисциплинам в библиографический список не включаются.
Образцы библиографического описания источников:
Пример описания нормативно-правовых актов.
О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской
Федерации: Федер. закон от 31 мая 2001 г. N 73-Ф3 // Ведомости Федер. Собр.
Рос. Федерации. – 2001. – N 17. – С. 11-28.
О некоторых вопросах Федеральной налоговой полиции: Указ
Президента РФ от 25.02.2000 № 433 // Собрание законодательства РФ. – 2000. –
№ 9. – Ст.1024.
Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятия: Приказ от 1 октября 1997 г. № 118 / Мин-во экономики РФ
//Экономика и жизнь. – 1998 . – № 2. – С. 5-6.
19
ГОСТ 12.1.003-76. Шум. Общие требования безопасности – Взамен ГОСТ
12.1.003-68; введ. 01.01.77. – М.: Изд-во стандартов, 1982. – 9 с.
Пример описания книги под фамилией одного автора.
Булатов А.С.Экономика: учеб. длявузов. – М.: Юрист, 1999. – 304 с.
Пример описаниякниги под фамилией двух-трех авторов.
Мокальская М.Л. Самоучитель по бухгалтерскому учету: руководителям, предпринимателям, акционерам, бухгалтерам, студентам, слушателям курсов бухучета / М.Л. Мокальская, А.Ю. Денисов. – М.: Финансы и статистика, 1993.
– 245 с.
Пример описания книги авторского коллектива «Под редакцией».
Производственный менеджмент / С.Д. Ильенкова, А.В. Бандурин, Г.А.
Горбовцов [и др.]; под ред. С.Д. Ильенкова. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 583с.
Пример описаниякниги под заглавием.
Психологические механизмы целеобразования / Под ред. О.К.
Тихомирова. – М.: Наука, 1997. – 231 с.
Пример описаниястатьи из журнала.
Балабанов И.Т. Анализ расчета рентабельности продукции /
И.Т.Балабанов, В.Н. Степанов, Е.В. Эйшбиц // Бухгалтерский учет. – 1996. – № 3. – С.30-34.
Пример описания статьи из сборника.
Проблемы экономического развития: сб. науч. тр. / С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998. – 105с.
Пример описаниядиссертации и автореферата диссертации.
Данилов Г.В. Регулирование взаимодействий субъектов инвестиционного процесса: дис. канд. экон. наук: 05.13.10 / Г. В. Данилов; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. –СПб.,1999. – 138с.
Гозман Л.Я. Теоретические предпосылки и методы эмпирического исследования межличностной аттракции: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. –
Л., 1983. – 21с.
20
Пример описания компьютерных носителей информации.
Финансовый менеджмент: Учебник. – Электрон. дан. и прогр. – СПб.:
ПитерКом, 2007. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Пример описания Интернет-ресурсов.
При описании ссылок на Интернет-источники следует руководствоваться следующей схемой: Автор. Название материала (учебника, статьи и т.п.) //
Название сайта. – Режим доступа:интернет-ссылка.
Полтерович В.М. Кризис экономической теории // Критика российских реформ отечественными и зарубежными экономистами. – Режим доступа: http://rusref.nm.ru/vmp2.htm
Русский орфографический словарь РАН [Электронный ресурс] / Под ред.
В. В. Лопатина – Электрон. дан. // Справочно-информационный интернет- портал «Грамота.Ру». –Режим доступа: http://www.slovari.gramota.ru.
Сайт Сбербанка России. – Режим доступа: http://sberbank.ru.
Оформление ссылок может осуществляться двумя путями: в виде сноски на текущей странице и непосредственно ссылкой путем приведения номера согласно списку использованных источников.
Сноски используются для приведения цитат, перевода иноязычного текста, других комментариев, связанных с основным текстом.
• Сноски нумеруются в пределах текущей страницы посредством проставления верхнего индекса сразу после завершения цитаты или после слова, требующего пояснений. Следует соблюдать общепринятые правила цитирования, заключая цитаты в кавычки.
Примеры:
Как утверждает В.П. Степанова, «Менеджмент представляет собой искусство постановки и достижения целей»
1