Файл: Практических заданий по дисциплине уголовноисполнительное право.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задача оказания осужденным помощи в социальной адаптации реализуется в общем виде в нормах уголовно-исполнительного законодательства, определяющих применение к осужденным основных средств исправления. Эти нормы, с одной стороны, призваны позитивно воздействовать на сознание осужденного во время отбывания наказания, с другой стороны, формировать его мировоззрение, навыки и умения, необходимые для жизни после отбытия наказания. Так, получение общего или профессионального образования во время отбывания наказания в виде лишения свободы позволяет осужденному быстрее и качественней решить проблему получения работы после освобождения из исправительного учреждения. Специально на оказание осужденным помощи в ресоциализации направлены нормы гл. 22 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, в которых определен порядок деятельности администрации учреждений по оказанию помощи осужденным при освобождении, содействии им в трудовом и бытовом устройстве и контроле за ними.
Вопрос 2. Охарактеризуйте нормы уголовно-исполнительного права.
Ответ: норма уголовно-исполнительного права - это вариант (предел) должного поведения участников правоотношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия.
Норма уголовно-исполнительного права - основной элемент отрасли права, его первый уровень.
Второй уровень образует комплекс норм, регулирующих определенную группу общественных отношений, например, возникающих при исполнении лишения свободы, исправительных работ, при освобождении от отбывания наказания.
Такое объединение норм второго уровня образует определенный институт уголовно-исполнительного права.
Сама отрасль права образует третий, высший уровень его структуры.
Особенностью норм уголовно-исправительного права является то, что некоторые из них рецепиированы из других отраслей права.
Это прежде всего относится к нормам, регулирующим: труд осужденных к лишению свободы (ст. 103-107 УИК РФ); их пенсионное обеспечение при утрате трудоспособности (ст. 98 УИК РФ); материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, лишенных свободы (ст. 99-101 УИК РФ).
Существует группа специальных норм, в которых устанавливаются цели, задачи, принципы отрасли права в целом или отдельных его институтов, формулируются определенные понятия (дефиниции).
В уголовно-исполнительном праве различают нормы-задачи; нормы- принципы и нормы-дефиниции.
К нормам-задачам относятся, в частности, следующие: ст. 1 УИК РФ, определяющая цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства; ч. 5 ст. 103 УИК РФ, устанавливающая, что производственная деятельность осужденных не должна препятствовать достижению основной задачи исправительных учреждений - исправление осужденных.
К нормам-принципам относится ст. 8 УИК РФ, формулирующая систему принципов этой отрасли права.
В нормах- деференциях раскрываются определенные понятия.
Например, в ч. 1 ст. 9 УИК РФ дается определение исправления осужденных, а в ч. 1 ст. 82 УИК РФ - понятие режима в исправительных учреждениях.
В Уголовно-исполнительном кодексе РФ можно выделить большую группу норм: бланкетных и отсылочных.
В бланкетной норме (ст. 84, ч. 2 ст. 103 УИК РФ) делается ссылка на соответствующую отрасль законодательства, регулирующую общественные отношения, которые возникают в связи с исполнением наказания.
Кроме того, с их помощью более четко определяется предмет правового регулирования нормами уголовно-исполнительного законодательства.
Отсылочные нормы (ч. 3 ст. 113, ч. 3 ст. 114, ч. 4 ст. 115 УИК РФ) отсылают к другим нормам УИК РФ, облегчают правоприменительную деятельность, позволяют избежать дублирование норм.
Они имеют внутриотраслевое назначение.
Нормы уголовно-исполнительного права классифицируют по отдельным видам, а в зависимости от характера устанавливаемого правила поведения, их принято подразделять на регулятивные? поощрительные, охранительные.
Регулятивные нормы устанавливают права и обязанности субъектов и иных участников уголовно-исполнительных правоотношений.
В зависимости от характера установленных правил и обязанностей они, в свою очередь, делятся на: а) обязывающие - устанавливающие требования к субъектам совершать определенные действия (ст. 82 УИК РФ); б) уполномочивающие- предоставляют субъектам выбор варианта поведения в рамках, установленных законом (ч. 4 ст. 89 УИК РФ); в) запрещающие - устанавливают требования к субъектам воздержаться от определенных действий, которые оцениваются законом как неправомерные.
Запрет в норме закона может устанавливаться как в общей (ч. 4 ст. 103 УИК РФ), так и в конкретной форме (ч. 1 ст. 90 УИК РФ).
Поощрительные нормы в уголовно-исполнительном праве направлены на стимулирование одобряемого в законе поведения, исправление осужденных (ст. 108, 109, ч. 1 ст. 111, ст. 112, 113 УИК РФ и др.).
Охранительные нормы призваны обеспечивать защиту правоотношений, возникающих в процессе исполнения (отбывания) уголовного наказания, реализацию иных норм уголовно-исполнительного права (ст. 102, 115 УИК РФ).
Структура норм уголовно-исполнительного права.
В структуре норм выделяются гипотеза, диспозиция, санкция.
Структура нормы права - это и есть связь между ее элементами.
Иными словами, гипотеза обязательно связана с диспозицией, а последняя - с санкцией, и наоборот.
Структуру правовой нормы легко представить в виде формулы: «Если... то... иначе».
Гипотеза дает нам ответ на вопрос: при каких обстоятельствах необходимо руководствоваться данной нормой; диспозиция - какое правило поведения закрепляется; санкция - какова юридическая ответственность за нарушение данного правила поведения.
Все составляющие элементы правовой нормы логически взаимосвязаны.
Гипотеза — это та часть правовой нормы, которая указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется эта норма.
Гипотеза содержит условия, с помощью которых удается определить, подпадает ли конкретная жизненная ситуация под действие данной правовой нормы.
Гипотеза представляет собой условие или событие, при наличии которого норма должна применяться.
Во многих случаях гипотеза выносится за приделы текста нормы уголовно-исполнительного права, она может быть общей для многих норм.
В ряде случаев гипотеза содержится в самом тексте нормы (ст. 97 УИК РФ).
В диспозиции сосредоточена сердцевина нормы - правила поведения субъектов и участников правоотношения, определены их права и обязанности.
Нормы права и статьи закона не обязательно совпадают.
В статьях нередко содержится несколько норм.
В качестве санкции рассматриваются предусмотренные нормой права последствия нарушения установленных ею правил поведения.
Особенностью санкций норм уголовно-исполнительного права, в отличие от норм уголовного права, является то, что они могут находиться в одной статье (ст. 115 УИК РФ), но применяются за нарушение правил поведения, установленных в других статьях УИК РФ.
Кроме того, санкции, установленные в УИК РФ, применяются только к одному субъекту - осужденному, иные субъекты и участники несут ответственность в соответствии с нормами административного или трудового права.
Задача 1. Добавьте недостающие задачи уголовно-исполнительного законодательства РФ
Решение: задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются: регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
Задача 2. Добавьте виды уголовно-исполнительных правовых норм в зависимости от метода правового регулирования
Решение: нормы уголовно-исполнительного права классифицируют по отдельным видам, а в зависимости от характера устанавливаемого правила поведения, их принято подразделять на: регулятивные, поощрительные, охранительные .
Регулятивные нормы устанавливают права и обязанности субъектов и иных участников уголовно-исполнительных правоотношений. В зависимости от характера установленных правил и обязанностей они, в свою очередь, делятся на:
а) обязывающие – устанавливающие требования к субъектам совершать определенные действия (ст. 82 УИК);
б) уполномочивающие – предоставляют субъектам выбор варианта поведения в рамках, установленных законом (ч. 4 ст. 89 УИК);
в) запрещающие – устанавливают требования к субъектам воздержаться от определенных действий, которые оцениваются законом как неправомерные. Запрет в норме закона может устанавливаться как в общей (ч. 4 ст. 103 УИК), так и в конкретной форме (ч. 1 ст. 90 УИК).
Поощрительные нормы в уголовно-исполнительном праве направлены на стимулирование одобряемого в законе поведения, исправление осужденных (ст. 108, 109, ч. 1 ст. 111, ст. 112, 113 УИК и др.).
Охранительные нормы призваны обеспечивать защиту правоотношений, возникающих в процессе исполнения (отбывания) уголовного наказания, реализацию иных норм уголовно-исполнительного права (ст. 102, 115 УИК).
Практическое занятие № 2 по темам лекционных занятий «Правовое положение лиц, отбывающих уголовные наказания» и «Учреждения и органы государства, исполняющие уголовные наказания, и контроль за их деятельностью»
Вопрос 1. Назовите особенности правового статуса осужденных в уголовно-исполнительном законодательстве.
Ответ: термины «правовой статус» и «правовое положение» тождественны, ибо статус с лат. означает состояние, положение, хотя в теории права между ними проводится различие. В тоже время глава 2 УИК РФ называется «Правовое положение осужденных». Основной идеей института «Правовое положение осужденных» является сохранение гражданства за осужденными, следовательно сохранение гражданства обеспечивает осужденным обладание и пользование правами и свободами человека и гражданина РФ, но в соответствии с ч. 2 ст. 10 УИК РФ с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством. Теория права рассматривает общий, специальный и индивидуальный статусы. С точки зрения общего правового статуса личности все граждане 14 равны, включая и осужденных, ибо они, как граждане РФ, обладают правами и обязанностями, хотя и в урезанном виде. Каков же механизм возникновения специального статуса осужденных? За основу берется общий правовой статус личности, который в результате 5 функций: изъятия, ограничения, дублирования, конкретизации и дополнения, трансформируется в специальный статус осужденного (например, осужденные к лишению свободы лишены права на выбор места жительства, осужденные к исправительным работам, ограничены в праве на материальное вознаграждение, т.к. заработную плату они получают, не в полном объеме, а с вычетом от 5 до 20%). Итак, правовой статус осужденных – есть совокупность законодательно закрепленных обязанностей, прав, свобод и законных интересов, возникающих в результате изъятия, ограничения, дублирования, конкретизации и дополнения общего правового статуса личности на период отбывания наказания. Содержательная сторона правового статуса осужденных исходя из выше указанного определения состоит из: 1) юридическая обязанность – это установленная нормами права мера необходимого поведения осужденного на период отбывания наказания. Одной из основных обязанностей осужденных является обязанность выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказание (ч. 3 ст. 11 УИК РФ); 2) Субъективное право осужденных – это установленная в законе мера возможного поведения и возможность пользоваться социальными благами, которая обеспечивается юридической обязанностью администрации и гарантируется государством. Основные права осужденных ко всем видам наказаний, за исключением смертной казни, перечисленные в ст. 12 УИК РФ 3) Законные интересы осужденных – это охраняемые государством и закрепленные в правовых нормах стремления осужденных к обладанию социальными благами, которые могут быть обеспечены администрацией ИУ, 15 судом только при наступлении юридических фактов. Например, перевод осужденного из одних условий отбывания в другие (например: из обычных условий в облегченные). Исполнение уголовных наказаний признается исключительной функцией государства, для осуществления которой создаются специализированные государственные учреждения и органы. Негосударственные учреждения и органы не могут исполнять уголовные наказания, например, как в США, Германии, Англии, где существует система частных тюрем. В тоже время действующее законодательство привлекает к труду осужденных не только на государственных предприятиях, но и на предприятиях других форм собственности. Специализированные органы и учреждения по исполнению уголовных наказаний создаются в рамках МЮ РФ и Минобороны России. В рамках МЮ функционирует Федеральная служба исполнения наказаний – (далее ФСИН), которая является юридическим лицом. Финансируется ФСИН целевым назначением из федерального бюджета. В системе исправительных учреждений выделяется подсистема лестных исправительных учреждений. Виды учреждений и органов, исполняющие уголовные наказания перечислены в ст.16 УИК РФ. Наказания в виде штрафа исполняется судебными приставами-исполнителями по мету жительства (работы) осужденного. Наказание в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы исполняются уголовно-исполнительной инспекцией. Наказания в виде лишения специального воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняются судом, 16 вынесшим приговор. Следует подчеркнуть, что один и тот же орган не может одновременно назначать наказание и исполнять его. Наказание в виде принудительных работ исполняется исправительным центром; арест- арестным домом. Наказание в виде лишения свободы исполняется колонией-поселения, воспитательной колонией, лечебно-исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строго или особого режима, либо тюрьмой, а в отношении лиц, указанных в ст.77 УИК РФ – следственным изолятором. Наказание в виде пожизненного лишения свободы исполняется исправительной колонией особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы. Наказание в виде смертной казни исполняется учреждениями уголовно-исполнительной системы (далее УИС). В отношении военнослужащих наказания исполняются: дисциплинарной воинской частью, командованием гарнизонов, командованием воинских частей. За исполнением уголовных наказаний и деятельностью персонала УИС предусмотрена система контроля и надзора: 1) Контроль органов государственной власти включает в себя деятельность Президента РФ, Правительства РФ, Федерального Собрания РФ, которая заключается в рассмотрении жалоб и заявлений осужденных,
посещении исправительных учреждений, депутатских запросах, парламентских слушаниях и т.д. 2) Судебный контроль осуществляется при решении вопросов, подлежащих рассмотрению судом в соответствии со статьями 397 и 398 УПК РФ (например, об изменении вида исправительного учреждения, об освобождении от отбывания наказания в связи с болезнью и т.д.), и не менее главное в осуществлении контроля заключается в том, что суд в соответствии с ч.2 ст.20 УИК РФ рассматривает жалобы осужденных и иных лиц на 17 действия администрации и учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. 3) Ведомственный контроль осуществляют работники Министерства юстиции РФ, ФСИН России, Департамент правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний. Формами контроля являются: инспектирование, включающее в себя комплекс мер по установлению фактического положения дел, изучению, проверке, оценке состояния и результатов служебной деятельности территориальных органов ФСИН России; контрольная проверка – направлена на изучение и оценку результатов работы по устранению причин и недостатков, выявленных в ходе инспектирования. 4) Прокурорский надзор – осуществляет специальное управление по надзору и законностью исполнения уголовных наказаний не реже одного раза в месяц. Формы надзора: проверка приказов и распоряжений администрации, рассмотрение жалоб, заявлений администрации, ходатайств осужденных, санкции на введение режима особых условий и т.д. 5) Общественный контроль за обеспечением прав человека в исправительных центрах, арестных домах, исправительных учреждениях и дисциплинированных воинских частях осуществляют: а) наблюдательные комиссии и их члены вправе беседовать с осужденными в условиях, позволяющих представителям администраций ИУ видеть их, но не слышать; б) общественные объединения оказывают лишь содействие в работе учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
Вопрос 2. Назовите основные права и юридические обязанности осужденных по уголовно-исполнительному законодательству.
Ответ: при определении правового положения осужденных принципиальным является закрепление в законе их прав и обязанностей. Права и обязанности осужденных определяются действующим уголовно-исполнительным законодательством исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания (ч. 4 ст. 10УИКРФ).