ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ

ЯЗЫКАМ И ТЕХНОЛОГИЯ ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ………………………...5
1.1. Ретроспективный анализ использования проектной методики в зарубежной и отечественной системе образования……………………………….5

1.2. Проектная методика обучения иностранным языкам в контексте современных педагогических технологий..............................................................9

1.3. Психолого-педагогические основы технологии использования проектной методики в обучении иностранным языкам…………………………..…..12
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ В ОБУЧЕНИИ

ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОСНОВОЙ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ…………………………………….....18
2.1. Технология проектного обучения иностранным языкам на старшей ступени общеобразовательной школы……………………………………..…18

2.2. Теоретические основы разработки проекта системы учебных и внеучебных занятий по теме “Great Britain”..............................…………21

2.3. Содержание проекта системы учебных и внеучебных занятий по теме Great Britain ”……………………………………….………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..29






ВВЕДЕНИЕ


Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания иностранного языка.

Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.

ИЯ, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения ИЯ выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.
Поэтому не случайно, что основной целью обучения ИЯ на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности.

Задача, стоящая перед школой, заключается в первую очередь во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий, какой является проектная методика

Применение проектной методики особенно актуально на старшей ступени обучения ИЯ (8-9 класс) основной общеобразовательной школы. Именно на завершающем этапе обучения учащихся на первый план выступает самостоятельное использование ИЯ как средства получения новой информации, обогащения словарного запаса, расширения лингвистических знаний и применения их в новых областях окружающей действительности.

Проектная методика является альтернативой традиционному подходу к образованию, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении.

Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная практическая разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Использование проектной методики на старших этапах обучения».

Объектом исследования является процесс обучения английскому языку на старшей ступени обучения (10 – 11 класс) средней общеобразовательной школы.

Предметом исследования стала проектная методика в системе учебных и внеучебных занятий по сквозной теме.

Цель работы: теоретически обосновать и разработать проектную методику в системе учебных и внеучебных занятий по теме “ Great Britain ”.

Цель потребовала решения ряда задач:

  1. Дать теоретическое обоснование проектной методики обучения ИЯ в её психологическом и дидактическом аспектах на основе ретроспективного анализа научно-теоретической литературы по данной проблеме.

  2. Исследовать и обосновать технологию использования проектной методики при обучении ИЯ на завершающем этапе основной общеобразовательной школы.

  3. Исследовать и проанализировать опубликованный педагогический опыт по данной проблеме.

  4. Разработать систему учебных и внеучебных занятий с использованием проектной методики на старшей ступени (10─11 классы) средней общеобразовательной школы.


Гипотеза исследования заключается в следующем: если в процессе овладения ИЯ на старшей ступени средней общеобразовательной школы (10─11 класс) применять проектную методику, то она будет способствовать:

  • формированию и развитию внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению ИЯ;

  • повышению мыслительной активности учащихся и приобретению навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью, расширению сферы иноязычного общения;

  • языковому и речевому развитию учащихся, совершенствованию иноязычной коммуникативной компетенции в целом;

  • развитию индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, совершенствованию первичной и вторичной языковой личности;

  • более результативному решению задач образования, развития и воспитания личности учащегося.

Курсовая работа структурно представлена введением, двумя главами – теоретической и практической, каждая из которых включает три параграфа, заключением, списком использованной литературы.


Глава 1. Проектная методика обучения иностраным языкам и технология ее использования


1. 1. Ретроспективный анализ использования проектной методики в зарубежной и отечественной системе образования
В рамках ретроспективного анализа использования проектной методики в зарубежной и отечественной системе образования в данном параграфе рассматривается сущность проектной методики в контексте личностно-ориентированного обучения.

В последнее время наблюдается общемировая направленность на гуманизацию образования, что находит свое выражение в ориентации процесса обучения на развитие личности учащегося.

Среди многообразия новых педагогических технологий в системе образования, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода, наиболее характерна проектная методика обучения, где широко используется «эго-фактор» (я-фактор), предполагающий преломление всего обучения через личность учащегося, через его потребности и интересы

Метод проектов возник в 1920-е гг. в сельскохозяйственных школах США в связи развивающейся там все шире и шире идеей трудовой школы. Проектное обучение было направлено на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не только запоминать и воспроизводить знания которые дает школа, но и уметь их применять на практике. Общий принцип, таким образом, на котором базировался метод проектов, заключался в установлении непосредственной связи учебного материала с жизненным опытом учащихся, в их активной познавательной и творческой совместной деятельности в практических заданиях (проектах) при решении одной общей проблемы.

Метод проектов успешно развивался благодаря педагогическим идеям американского педагога и психолога Дж. Дьюи, утверждавшего, что ребенок усваивает материал не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат возникшей у него потребности в знаниях и, следовательно, является активным субъектом своего обучения.

Подробное освещение метод проектов получил также в работах В.Х. Килпатрика и Э. Коллингса (США). В.Х. Килпатрик так определяет программу школы, работающую по методу проектов: «Программа есть ряд опытов, связанных между собой таким образом, что сведения, приобретенные от одного опыта, служат к развитию и обогащению целого потока других опытов» [46 : 567-568].


В соответствии с этим был сделан вывод о том, что школьная программа должна была создаваться ни государством, ни учителями, а детьми совместно с учителем в процессе обучения, основы которой необходимо брать из окружающей действительности.

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале ХХ века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Большое внимание методу проектов уделяли С.Т. Шацкий, В. Петрова, Н.К. Крупская, профессор Б.В. Игнатьев, В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся в обучении и будет способствовать непосредственной связи между приобретением знаний и умений и применением их для решения практических задач.

Сторонники метода проектов В.М. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, где приобретение знаний будет осуществляться на основе и в связи с трудом учащихся.

В 1929-1930 гг. универсализация метода проектов и развитие комплексной системы обучения привели к составлению и изданию комплексно-проектных программ. При таком построении учебного процесса учащиеся оказывались в различных жизненных ситуациях, сталкивались с затруднениями и преодолевали их с помощью инстинктов и привычек, а также тех знаний, которые нужны для достижения данной цели. Однако данная цель часто носила лишь узко-практический характер и не в полной мере способствовала должному развитию учащегося. Например, учащиеся должны были выполнить следующие исследовательский проекты-дела: «Как мистер Мозер разводит таких прекрасных кур»; «Что мы узнали о Солнце? »; «Уход за курами организация живого уголка» и др.

В основе современного понимания проектной методики, как отмечает Е.С. Полат, лежит «использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой разработка проблемы целостно, с учетом различных факторов и условий ее решения и реализации результатов» [41: 4].

«Чтобы добиться такого, результата», - продолжает Е.С. Полат, «необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи» [37 : 67].