Файл: Лекции 1, Русский фольклор. Фольклористика. Жанровая система русского фольклора. Обрядовый фольклор. Необрядовый фольклор.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
Лекции 1, 2.
1. Русский фольклор. Фольклористика. Жанровая система русского фольклора.
2. Обрядовый фольклор.
3. Необрядовый фольклор.
1.
Русский фольклор. Фольклористика. Жанровая система русского фольклора.
Русский фольклор – это совокупность текстов русской народной культуры, передаваемых преимущественно устно, имеющих статус безавторских, анонимных и не принадлежащих определённым отдельно взятым исполнителям, хотя известны имена некоторых ярких мастеров-исполнителей.
Эти тексты поются или рассказываются, могут быть связаны с обрядами или, напротив, совершенно от них независимы. С понятием «русский фольклор» связано представление о традиционализме. Фольклорная традиция имеет как общерусские черты, так и локальные, региональные, привнося в общефольклорный фонд обилие вариантов и особенностей бытования каждого отдельного произведения, обычая, обряда и т. п.
Первое собрание произведений русского фольклора связано с именем Кирши
Данилова («Древние российские стихотворения», конец 18 в.). Многие сборники 18– начала 20 в. представляли собой собрания с комментариями и исследования (Н. А. Львов –
И. Прач, И.М. Снегирёв, И.П. Сахаров, П.В. Киреевский, П.А. Безсонов, А.Н. Афанасьев,
Б. и Ю. Соколовы и др.). В 19–20 веках сформировались академические школы русской фольклористики: мифологическая (А.Н. Афанасьев, Ф.И. Буслаев, А.А. Потебня), школа
заимствования (А.Н. Веселовский, Г.Н. Потанин), сравнительно-историческая
(В.Ф. Миллер, Ю.М. Соколов), структурно-семиотическая (В.Я. Пропп, Н.И. Толстой).
Фольклористика – наука, изучающая народное творчество (фольклор), находящаяся на стыке этнографии, литературоведения и музыкознания. В сфере научных интересов фольклористики находится собирание, издание, типологизация и общее изучение народного творчества.
Владимир Яковлевич Пропп (1895 – 1970) – русский и советский учёный, филолог-фольклорист. Самая известная работа учёного – «Морфология сказки» (1928).
Пропп выделяет повторяющиеся постоянные элементы – функции действующего лица.
Александр Николаевич Афанасьев (1826 – 1871) – русский собиратель фольклора, исследователь духовной культуры славянских народов, историк и литературовед. Его труды: «Русские детские сказки» (1870), «Русские заветные сказки» (русские народные сказки эротического содержания; впервые изданы в России лишь в 90-х годах XX века).
2
Жанровая система русского фольклора
Обрядовый фольклор
Календарно-обрядовая поэзия
Семейно-обрядовая поэзия
Необрядовый фольклор
Эпический фольклор
Необрядовая лирика
Народная драма
Малые фольклорные жанры
2.
Обрядовый фольклор.
Обрядовая поэзия при всех неизбежных эволюционных изменениях относится к тому пласту народного творчества, который отличается устойчивостью содержания и формы, о чём свидетельствует сопоставление записей, сделанных на протяжении двух столетий.
Календарно-обрядовая
поэзия. Календарно-обрядовая поэзия – это произведения фольклора, сопровождавшие календарные праздники, а также труд земледельца в течение хозяйственного года. Рассмотрим:
Поэзию зимнего цикла (подблюдные песни, колядки)
Поэзию весеннего цикла (песни на Масленицу, веснянки)
Поэзию летнего цикла (песни на Ивана Купалу)
Поэзию осеннего цикла
Семейно-обрядовая поэзия. Семейная обрядовая поэзия сопутствовала обрядам, отмечающим важнейшие события в жизни человека – рождение ребёнка, взросление, создание семьи, смерть. Эти обряды, как и календарные, сопровождались исполнением поэтических произведений. Рассмотрим:
Жанры величания и причитания в свадебном обряде
Жанр причитания в похоронном обряде
Заговоры
***
Календарно-обрядовая поэзия.
Поэзия зимнего цикла (святочные гадание и колядование 25.12 – 06.01 т.е. перед Рождеством).
Рождество сопровождалось святочными (святки – праздничные рождественские дни) обрядовыми песнями двух разновидностей – подблюдными песнями и колядками.
Подблюдные песни – песни, исполнявшиеся при гаданиях, в которых при помощи иносказаний и символов гадающим сулились богатство, благополучие, удачное замужество или, наоборот. Название «подблюдные песни» связано с особенностями происходившего гадания. В один из дней собирались на совместные гадания девушки и
3 женщины. По воспоминаниям старожилов можно узнать, как гадали в начале ХIХ века в
Сибири: «Для начала собирали кольца, запонки, серёжки, клали их в блюдо и накрывали
салфеткою. Нарезав маленькими кусочками хлеб, его клали сверх салфетки. Сначала пели
песню «Хлебу и соли слава!» и брали кусочки. Потом ложась спать, клали их под головы,
загадывая, что приснится. Потом пели песни. По окончании каждой из них трясли
блюдо, и один ловил, что попадалось, по одной вещице. Владелец вещи по песне определял,
какая судьба ему нагадалась».
Образ жениха, добрых родителей, ясной погоды, денег в подблюдных песнях предвещают хорошую богатую жизнь, любовь.
Образы плохой одежды (порванный сарафан или короткие, дырявые штаны), образ пьяного мужика, одного голубя, не отвечающего на говор другого, предвещают бедность несчастье, вдовство.
Примеры подблюдных песен.
1.
Хлебу да соли
Долог век,
Слава!
Барышне нашей
Более того,
Слава!
Кому мы спели,
Тому добро,
Слава!
Кому вынется,
Скоро сбудется,!
Скоро сбудется,
Не минуется,
Слава!
Слава!
2.
Живут мужики богатые.
Лады!
Гребут жемчуг лопатами.
Лады!
Кому поем, тому с добром,
Кому сбудется, не минуется!
(Эта песня может сулить как богатство, так и свадьбу).
Колядование – хождение молодёжи по избами перед Рождеством с особыми песнями. Колядки очень архаичны по содержанию, которое определялось их назначением.
Основной целью колядовавших было пожелание хозяевам добра, богатства, благополучия.
Некоторые колядки имеют вид величания, т.е. в них идеализированно описываются богатство и благополучие крестьянской семьи. Отличительная черта колядок – их
4 обобщённый характер. Другая, обязательная тема, связанная с назначением колядок – просьба об угощении или вознаграждении. Во многих колядках просьба или требование угощения составляет единственное её содержание. Если хозяин дома не угощал колядовавших, то они ему пели колядки с противоположным содержанием, обещали беду и бедность в доме. Колядование изначально было связано с языческими богами, позже этот обряд приурочили к Рождеству.
Примеры колядок:
1.
Коляда, коляда
Отворяйте ворота,
Доставайте сундучки,
Подавайте пятачки.
Хоть рубль,
Хоть пятак,
Не уйдём из дома так!
Дайте нам конфетку,
А можно и монетку
Не жалейте ничего
Накануне Рождество!
2.
Коляда, коляда,
Кто не даст пирога,
Мы корову за рога,
Кто не даст пышки,
Мы тому в лоб шишки,
Кто не даст пятачок,
Тому шею на бочок.
Поэзия весеннего цикла (Масленица, Жаворонки).
Праздник Масленицы празднуется перед Великим постом целую неделю, сохраняя в себе еще мифологические элементы. Дата Масленицы меняется каждый год в зависимости от даты празднования Пасхи. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы – чучело Масленицы, забавы, катание на санях, гулянья, угощения.
Праздник Масленицы нёс в себе несколько значений: олицетворение плодородия, празднование победы весны над зимой. Рассмотрим три важных момента в значении
Масленицы как олицетворения плодородия.
А) Чучело Масленицы является отголоском архаичного умирающего и воскресающего божества. Оно являлось символом плодородия, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: как известно, пепел от чучела раскидывали по полям. Для крестьян плодородие земли было крайне важным, поэтому они пытался на
5 него воздействовать таким образом. Уничтожение старого плодородия, смерть для будущего рождения, толчок для нового возрождения плодоносных сил.
Б) Многие обряды Масленицы, такие как «целовник», смотры молодожёнов, их гостевания, катания с гор и на упряжках, шуточные преследования холостых, – связаны с молодожёнами и неженатой молодёжью. Этим общество показывало исключительную важность брака для воспроизводства населения, а потому чествовало молодых людей репродуктивного возраста. Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота.
В) Со стимуляцией плодородия связана третья сторона Масленицы – поминальная.
Ушедшие предки, по представлениям славян, находились одновременно и в ином мире, и в земле, а значит, могли влиять на её плодородие. Поэтому крайне важным было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Для этого в Масленице существует широкий пласт поминальной обрядности: посещение кладбищ, обильные трапезы
(изначально поминальные), обязательно включавшие блины, ставшие в современном массовом сознании главным атрибутом Масленицы. Вопреки широко распространённому мнению, блины не являются и никогда не являлись символом солнца у славянских народов. Блины у славян всегда были поминальным блюдом.
Вся неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая
Масленица – первые три дня: понедельник, вторник и среда, Широкая Масленица – это последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье. В первые три дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица. В народе каждый день Масленицы имел своё название.
Понедельник – начало Узкой Масленицы. Утром свёкор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, вечером сами приходили к сватам в гости.
Обговаривались время и место гуляний, определялся состав гостей. К этому дню достраивались снежные горы, качели, балаганы. Начинали печь блины. В понедельник из соломы, старой одежды и других подручных материалов сооружалось чучело Масленицы, которое насаживали на кол и возили в санях по улицам.
Вторник – заигрыши. В этот день происходили смотрины невест. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста, на
Красную горку, сыграть свадьбу. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых. Для зазывания Масленицы произносили слова:
«У нас горы снежные готовы и блины напечены – просим жаловать!».
Среда – лакомка. В этот день зять приходил к тёще на блины, которые она сама готовила. В этот день тёща демонстрировала расположение мужу своей дочери. Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.
Четверг – разгул. С этого дня начиналась Широкая Масленица, хозяйственные работы прекращались, празднования разворачивались во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам, устраивались катания на лошадях, кулачные бои, различные соревнования, которые завершались шумными пирушками. Главное действие в четверг – штурм и дальнейший захват снежного городка.
Пятница – тёщины вечёрки. В этот день с ответным визитом тёща приходила в гости к зятю. Блины в этот день пекла дочь – жена зятя. Тёща приходила в гости со
6 своими родственниками и подругами. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким.
Суббота – золовкины (золовка - сестра мужа) посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок и других родственников мужа. Если золовка не была замужем, то невестка приглашала своих незамужних подруг, если сестры мужа уже были замужние, то невестка звала свою замужнюю родню.
Воскресенье – проводы (Прощёное воскресенье). Кульминация всей масленичной недели. Все близкие люди просили друг у друга прощения за все причинённые за год неприятности и обиды. Вечером в Прощёное воскресенье поминали усопших, ходили на кладбище прощаться со своими родственниками. В этот день ходили в баню. Остатки праздничной еды сжигали, посуду тщательно мыли. В конце праздника торжественно сжигали чучело Масленицы, полученный пепел рассыпали по полям.
Песни на масленицу можно разделить на две группы. Первая – встреча и чествование, имеет вид величаний. В них воспеваются Масленица, её яства, развлечения.
Характер песен весёлый, задорный.
Песни, сопровождающие проводы Масленицы, несколько иные. В них говориться о наступающем посте. Поющие сожалеют о кончающемся празднике. Здесь Масленица – уже свергнутый кумир, она больше не величается, а называется непочтительно
«обманщицей».
Примеры масленичных песен:
1.
Ой да Масленица на двор въезжает,
Широкая на двор въезжает!
А мы, девушки, ее состречаем (встречаем),
А мы, красные, ее состречаем!
Ой да Масленица, погости недельку,
Широкая, погости другую!
2.
Наша Масленица дорогая,
Дорогая, лёли, дорогая!
Немножечко постояла,
Постояла, лёли, постояла.
Мы думали, семь неделек,
Семь неделек, лёли, семь неделек,
А Масленица - семь денёчков,
Семь денечков, лёли, семь денёчков.
А нас Масленица обманула,
обманула, лёли, обманула,
На великий пост посадила,
Посадила, лёли, посадила,
7
Горьку редьчинку подложила,
Подложила, лёли, подложила.
А тая редъчинка горче хрену,
Горче хрену, лёли, горче хрену!
Праздник Жаворонки приходится на март. В эти дни в деревнях пекли из теста фигурки птиц (жаворонков или куликов) и раздавали их девушкам или детям. Веснянки – обрядовые лирические песни заклинательного жанра. Обряд заклинания весны был проникнут стремлением воздействовать на природу с целью получения хорошего урожая.
Имитация полёта птиц подкидывание жаворонков из теста должна была вызвать прилёт настоящих птиц, дружное наступление весны. Образы весны и птиц господствуют в веснянках. Веснянкам свойственна форма диалога или обращения в повелительном наклонении. В отличие от заговора, веснянки, как и колядки, исполняются коллективно, что выражается в обращениях от имени группы людей.
Примеры веснянок:
1.
Жаворонки прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела,
И соломку подобрала,
И мякинку подняла.
Уж вы, кулички – жаворонки,
Солетайтеся, сокликайтеся.
2.
Жаворонок, жаворонок!
Возьми себе зиму,
А нам отдай весну.
Возьми себе сани,
А нам отдай телегу.
Поэзия летнего цикла (Иван Купала)
Праздник летнего солнцеворота отмечался в ночь 23 на 24 июня. Это праздник
«полного расцвета растительности». В купальские праздники земле не помогают, а, наоборот, стараются взять от неё всё. В эту ночь собирают целебные травы. В календарном цикле симметричен Рождеству.
Дохристианское название праздника неизвестно. Название Иван Купала имеет народно-христианское происхождение и является славянским вариантом имени Иоанн
Креститель, поскольку эпитет Иоанна переводится с греческого как «купатель, погружатель». Выбор именно глагола «купать» для перевода эпитета «креститель» был
8 обусловлен и собственно славянскими представлениями: праслав. k
ǫ pati обозначало ритуальное омовение, очищение, которое осуществлялось в открытых водоёмах.
Основная часть купальских обрядов производится ночью. В этот праздник, по народным поверьям, вода может «дружить» с огнём. Символом такого соединения являлись костры, которые зажигались в ночь на Купалу по берегам рек. В разных традициях имеются свидетельства о требовании разжигать купальский костёр непременно
«живым огнём», добытым трением; кое-где огонь от этого костра несли домой и разводили новый огонь в очаге. К огню должны были выйти все женщины села, так как не пришедшая подозревалась в ведьмарстве. Вокруг костра водили хороводы, плясали, пели купальские песни, через него прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее.
Совершались также брачные обряды: прыганье молодой пары через костёр, взявшись за руки. Если во время прыжка их руки останутся вместе, то считали, что это явная примета их будущего брака, а также если вслед им полетят искры.
Считалось обязательным искупаться в бане (на севере) и в реках и озёрах (на юге).
Считалось, что с этого дня из рек выходила вся нечисть, вода наделялась живительными и магическими свойствами, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений.
Кроме того, в купальскую ночь часто гадали при помощи венков, опущенных в реку: если венок поплывёт, это сулило счастье и долгую жизнь или замужество.
Изготавливали его до праздника из диких трав и цветов. Считалось, что каждое растение добавляет венку свои особые свойства, также символику добавляет способ его изготовлению – витьё, плетение. Для венка часто использовали: базилик, герань, папоротник, розу, ежевику, ветки дуба и берёзы и др.
Примеры песни на Ивана Купалу:
1.
Ой на святого
Ой на Купалу
Девки гадали
Венки кидали
Кидали в воду
В воду быструю
Скажи (ласковое название реки)
Про жизнь молодую
С кем наша (река)
Век вековати
Кого наша (река)
Любым назвати
Долго ль я жити
Долго ли буду
Неси (река) венок
Не дай потонути.
9
Поэзия осеннего цикла
Осенние обряды у русского народа были не так богаты, как зимние и весенне- летние. Они не имели специального календарного приурочения и сопровождают уборку урожая. Зажинки (начало жатвы), дожинки или обжинки (конец жатвы). Такая работа совершалась с помощью соседей и называлась «помочью» или «толоками», сопровождались песнями. Они связаны непосредственно с процессом труда. Ведущий мотив таких песен – обращение к жнеям богатых хозяев, хорошо угостивших жниц.