Файл: Врачевание в Древнем Египте и Месопотамии.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова

Министерство здравоохранения РФ

Кафедра истории медицины

Реферат

по истории медицины

на тему: «Врачевание в Древнем Египте и Месопотамии»


1. Врачевание в Древнем Египте
1.1 Историческая справка
Древнейшим очагом египетской цивилизации была долина нижнего течения реки Нил, плодородные земли которой простирались на 5-10 км по обеим сторонам реки. Согласно археологическим данным, в VI тысячелетии до н.э. там появились первые поселения, которые впоследствии превратились в города.

Реальная граница проходила там, где кончалась плодородная земля и начиналась красная, пустынная.

В течение длительного времени в долине Нила существовали две страны: Южный (Верхний) и Северный (Нижний) Египет. В конце VI тысячелетия до н.э. они были объединены в двуединое царство.

Периодизация истории и врачевания.

История Древнего Египта насчитывает более трех тысячелетий: от конца IV тысячелетия до н.э. до 395 года н.э., когда после распада Великой Византийской империи Древний Египет вошел в состав Византии.

Согласно установившейся традиции, история Египта подразделяется на четыре эпохи и несколько периодов:

  • Эпоха Раннего царства (ок.3000 – ок.2800 гг. до н.э.)

  • Эпоха Древнего царства(ок.2800 – ок.2250гг. до н.э.)

  • Период Первого распада Египта (ок. 2250 – ок.2050 гг. до н.э.)

  • Эпоха Среднего царства (ок.2050 – ок.1750 гг.до н.э.)

  • Период второго распада Египта (ок. 1750 – ок. 1580 гг. до н.э.)

  • Эпоха Нового царства (ок. 1580 – ок. 1085 гг. до н.э.)

  • Поздний (ливийско-саисский) период (1085–332 гг. до н.э)

  • Византийский период (332 г до н.э. – 395 г. н.э.)

  • С 639 г. – вторжение арабов в Египет.

В истории врачевания Древнего Египта выделяют три крупных периода:

  • царский (XXX—IV вв. до н. э.)

  • греко-римский (332 г. до н. э. — 395 г. н. э.)

  • византийский (395—638 гг.), который переходит в средние века.

Все дошедшие до нас древнеегипетские иероглифические медицинские тексты царского периода записаны во II тысячелетии до н. э. (т. е. относятся к истории Среднего и главным образом Нового царств).

Развитие эмпирических знаний.


Естественно-научные знания древних египтян появлялись прежде всего из их практического опыта — из материальной, преобразующей мир деятельности человека.

В эпоху Раннего царства египтяне научились использовать природные паводки Нила для сезонных сельскохозяйственных работ, разработали систему иероглифического письма и освоили выделку папируса, который использовался человечеством на протяжении четырех тысячелетий.

Активно развивалась астрономия. Исходя из практических нужд сельского хозяйства, именно египтяне впервые разделили сутки на 24 часа (12 часов дня и 12 часов ночи) и создали самый совершенный календарь своего времени. Египетский календарь был принят в Римской империи, сохранял свое значение в средневековой Европе и был использован Н. Коперником в его таблицах.

В этот период сформировались характерные черты древнеегипетской культуры (религиозные представления, культ мертвых, характерный художественный стиль), которые в основном сохранялись на протяжении всей истории древнего Египта, включая и греко-римский период.

В эпоху Древнего царства началось сооружение пирамид. Первая из них — ступенчатая пирамида Джосера — была воздвигнута в Сакка-ре по проекту сановника фараона — архитектора, врачевателя и мудреца Имхотепа, впоследствии обожествленного. Слава и память о нем сохранялись до вторжения персов и греков, которые отождествили его с богом врачевания Асклепием.

Самые большие египетские пирамиды были воздвигнуты во времена IV династии фараонами Хеопсом, Хефреном и Микерином возле современного селения Гиза близ Каира.

В эпоху Среднего царства были записаны древнейшие из дошедших до нас египетские естественно-научные сочинения — математические и медицинские папирусы.

В эпоху Нового царства наступил период самого яркого расцвета древнеегипетской цивилизации. Наивысшего экономического и политического могущества древний Египет достиг при Тутмосе III и Рамсесе II. К эпохе Нового царства относится и большинство дошедших до нас папирусов медицинского содержания.

Источники по истории и врачеванию

Основными источниками по истории и врачеванию Древнего Египта являются:

  • описания историков (Мане-фон, Геродот) и писателей древности (Диодор, Полибий, Страбон, Плутарх и др.)

  • археологические исследования (включая изучение египетских мумий)

  • записи и изображения на стенах пирамид, гробниц, саркофагах и заупокойных стелах

  • тексты папирусных свитков.


Изучение древнеегипетских текстов началось относительно поздно — после 1822 г. (фр. ученый Жан Шампольон разгадал тайну египетского иероглифического письма).

В настоящее время известно более десяти папирусных свитков, которые частично (что не позволяет называть их «медицинскими») или полностью посвящены врачеванию.

врачевание египет месопотамия медицинский

  • Имхотеп — врачеватель и архитектор фараона Джо-сера. Имхотеп был не единственным известным врачевателем Древнего царства.

  • Второй царь I династии Атотис был искусным врачевателем и составил текст на папирусном свитке о строении тела человека.


1.2 Мифология и врачевание
Значительное место в верованиях древних египтян занимал культ животных. В каждом номе (городе-государстве) имелось свое священное животное или птица. Умершее культовое животное бальзамировали и хоронили в священных гробницах. Убийство священного животного каралось смертной казнью.

Предметом особого культа были змеи. Богиня-змея — кобра Уаджит, покровительница Нижнего Египта — почиталась как защитница от всех врагов. Она входила в состав царской эмблемы и изображалась на головном уборе фараона как покровительница царской власти наряду с соколом, пчелой и коршуном.

На амулетах бог Осирис (властелин неба и воздуха) изображался в образе сокола или человека с головой сокола. Искусство врачевания он воспринял от своей матери, богини Исиды, которая считалась изобретательницей магического врачевания и покровительницей детей. Потомок бога Солнца Ра-Осирис почитался как бог загробного мира и изображался в виде ожившей мумии. До него владыкой некрополя считался бог бальзамирования Анубис — изобретатель и первый мастер мумификации, приготовивший согласно преданию первую египетскую мумию — мумию Осириса. Анубис изображался в виде черной собаки или шакала, а также в образе человека с головой шакала.

Среди главных божеств древнего Египта, имевших отношение к врачеванию, был бог письма и знаний Тот. Он изображался в виде человека с головой птицы ибиса или в образе павиана (символы мудрости). Согласно преданию, Тот разделил человечество по языкам и изобрел письменность, придумал математику и астрономию, религиозные обряды, музыку и врачевание природными средствами; ему приписывалось составление самых древних египетских медицинских текстов.

Помимо главных божеств в древнеегипетской мифологии были и боги врачевания. Это покровительница врачевателей, могучая Сохмет,—богиня войны, она почиталась в образе львицы или львиноголовой женщины;


Важной была и покровительница женщин и рожениц - богиня Тауэрт (изображалась в виде самки гиппопотама). Небольшие статуэтки богини Тауэрт всегда помещались рядом с новорожденным, будь то наследник великого фараона или простой египтянин.

Заупокойный культ.

Яркой особенностью египетской религии был заупокойный культ, который является ключом к пониманию всей египетской культуры.

Древние египтяне верили в загробную жизнь и считали ее продолжением земной. Они полагали, что загробная субстанция человека проявляется в нескольких формах: одна из них — душа— существует при теле умершего, но может на время покидать гробницу и подниматься на небо к богам; другая — «двойник», или жизненная сила человека— обитает в гробнице, потустороннем мире и даже поселяется в изваяниях умершего. Представления о том, что после смерти человека его загробные субстанции связаны с местом погребения, вызвало стремление сохранить тело от разрушения, т. е. забальзамировать его.

Мумификацией в древнем Египте занимались специальные люди - тарихевты. Их секрет бальзамирования навеки утерян, однако трупы умерших, обработанные тысячи лет назад, сохранились до наших дней.

«Процедура бальзамирования, занимавшая 70 дней, достаточно подробно описана Геродотом в середине V в. до н. э. Однако исследования, проведенные в XX в., внесли некоторые коррективы и дополнения в это ставшее классическим описание.

Понятно, что возможность набальзамировать труп умершего родственника имели далеко не многие. Народ Египта, начиная с додинастического периода, хоронил умерших в песке соседних с долиной Нила пустынь. Завернутые в циновки (без гроба и му-мификации) тела умерших в течение долгого времени оставались почти без изменения: песок высушивал их, предохраняя от дальнейшего разрушения.»

Согласно религиозным представлениям древних египтян, каждый умерший представал перед загробным судом. Загробный суд возглавлялся богом Осирисом. В качестве обвинителя выступал бог знания Тот. Бог Анубис взвешивал сердце покойного. Если оно было легче страусового пера (символ закона и справедливости), умершему открывался доступ в мир богов.

Заупокойный культ древнего Египта не имеет себе равных ни в одной из религий народов древности. Тем не менее египетский народ всегда оставался жизнерадостным и сильным. По словам русского египтолога Б. А. Тураева, каждый египтянин в течение всей своей жизни думал о смерти и, собирая все необходимое для загробной жизни, «главным образом готовился к тому, чтобы не умереть, несмотря на смерть».

1.3 Развитие медицинских знаний
Неотъемлемой составной частью яркой и своеобразной культуры Древнего Египта было врачевание, возникшее из практического опыта народа. Дошедшие до нас папирусы медицинского содержания представляют собой лаконичные практические руководства для врачевателей.

Первые представления об анатомии египтяне получали из практики бальзамирования, которая также свидетельствовала и о крупных достижениях в области химии. Познания древних египтян в области строения тела были достаточно высокими для своего времени и сравнимы лишь с достижениями древних индийцев, с такой оговоркой, что египетские тексты датируются II тысячелетием до н. э., а индийские медицинские трактаты — первыми веками нашей эры.

Уже в середине II тысячелетия до н. э. древние египтяне описали крупные органы: мозг, сердце, сосуды, почки, кишечник, мышцы и т. д. Египтянам принадлежит первое из дошедших до нас описание мозга. Оно приведено в папирусе Э. Смита, в котором движение мозга в открытой ране сравнивается с «кипящей медью». Древние египтяне заметили, что повреждение мозга вызывает болезненное состояние других частей тела (например, паралич конечностей), и, таким образом, положили начало естественно-научным представлениям о мозге.

Особую роль в жизни человека они отводили сердцу и сосудам: «Начало тайн врача — знание хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врачеватель, всякий жрец богини Сохмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног,— везде касается сердца: от него направлены сосуды к каждому члену...» — говорится в папирусе Г. Эберса. Египтяне владели искусством определения болезней по пульсу, который они наблюдали в различных точках тела.

При лечении переломов древние египтяне применяли деревянные лубки и тугое бинтование поврежденной конечности льняной тканью, пропитанной смолой. Однако в целом дошедшие до нас источники дают весьма ограниченное представление об оперативных вмешательствах в древнем Египте: известно о лечении ран (папирус Э. Смита), ритуальном обрезании (рельефы на стенах гробниц и храмов) и о кастрации евнухов для гаремов фараонов.

По современным понятиям, лечение в большей степени заключалось в разработанной системе внушения, практиковалось воздействие во сне на психику человека. При многих заболеваниях, в том числе и острых, лечение в течение первых четырех дней было выжидательным. Это обосновывалось тем, что несвоевременным и неуместным вмешательством можно нарушить естественное течение болезни и отрицательным образом повлиять на целительную силу природы. Само лечение состояло в употреблении несильных средств, обязательным при болезни было соблюдение диеты.